ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-262/2022 от 02.09.2022 Алтайского районного суда (Алтайский край)

Дело № 2-262/2022

УИД: 22RS0002-01-2022-000326-16

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Алтайское 02 сентября 2022 года

Алтайский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Кунтуева Д.Б.,

при секретаре Кочтыговой С.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Центрального района г. Барнаула в интересах неопределенного круга лиц к акционерному обществу «Особая экономическая зона туристско-рекреационного типа «Бирюзовая Катунь» об обязании освободить от ветровальной и буреломной древесины породы сосна и береза земельные участки,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Центрального района г. Барнаула в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с указанным иском к акционерному обществу «Особая экономическая зона туристско-рекреационного типа «Бирюзовая Катунь» (далее по тексту – АО «ОЭЗ ТРТ «Бирюзовая Катунь»), в котором просит обязать АО «ОЭЗ ТРТ «Бирюзовая Катунь» освободить от ветровальной и буреломной древесины породы сосна и береза земельные участки с кадастровыми номерами .

В обоснование заявленных требований, ссылаясь на положения ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст.ст. 7, 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации, прокурор указывает, что постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ согласовано размещение на территории особой экономической зоны туристско-рекреационного типа «Бирюзовая Катунь».

АО «ОЭЗ ТРТ «Бирюзовая Катунь» является управляющей компанией данной территории (далее по тексту – управляющая компания). В соответствии с соглашением об управлении ОЭЗ, заключенном ДД.ММ.ГГГГ между Минэкономразвития РФ и управляющей компанией, основное назначение последней - обеспечение создания и надлежащего функционирования ОЭЗ, имеющего туристско-рекреационную направленность.

Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ «О передаче открытому акционерному обществу «Особая экономическая зона туристско-рекреационного типа «Бирюзовая Катунь» отдельных полномочий по управлению особой экономической зоной туристско-рекреационного типа, созданной на территории » утвержден перечень земельных участков и иных объектов недвижимости, расположенных в границах особой экономической зоны туристско-рекреационного типа на территории и находящихся в государственной или муниципальной собственности, передаваемых в управление и распоряжение Управляющей компании.

В июле 2018 года на территории ОЭЗ прошел ураганный ветер, в результате которого на земельных участках, расположенных в границах ОЭЗ, были повалены деревья.

Согласно заключению лесопатологической экспертизы филиала ФБУ «Российский центр защиты леса» «Центр защиты леса» от ДД.ММ.ГГГГ на земельных участках с кадастровыми номерами складирована ветровальная и буреломная древесина породы сосна и береза.

Согласно заключению лесопатологической экспертизы филиала ФБУ «Российский центр защиты леса» «Центр защиты леса» от ДД.ММ.ГГГГ на земельном участке с кадастровым номером складирована древесина породы сосна и береза.

Древесина складирована на земельных участках, покрытых зелеными насаждениями и вблизи их.

В заключениях лесопатологической экспертизы указано на необходимость проведения уборки ветровальной и буреломной древесины в целях недопущения возникновения и распространения очагов вредных организмов.

Согласно информации филиала ФБУ «Российский центр защиты леса» «Центр защиты леса» от ДД.ММ.ГГГГ при хранении ветровальной древесины возможно возникновение и распространения очагов вредных организмов (стволовых вредителей), которыми могут быть поражены ослабленные деревья в прилегающих насаждениях. Кроме того, накопление ветровальной древесины приводит к увеличению горючих материалов, что повышает пожарную опасность на этих участках.

По представлению прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ управляющая компания отказалась убрать ветровальную древесину с участков, на которых находятся зеленые насаждения.

Нахождение ветровальной и буреломной древесины длительное время на земельных участках, покрытых зелеными насаждениями и вблизи их, может повлечь причинение вреда окружающей среде и отдельным компонентам природной среды, в частности растительному миру, а также создает угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. Управляющая компания необходимых мер по защите зеленых насаждений не принимает.

Протокольным определением суда от ДД.ММ.ГГГГ по ходатайству представителя ответчика к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, привлечено Министерство экономического развития Российской Федерации (т. 1 л.д.62).

Протокольным определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, привлечены Министерство природных ресурсов и экологиипо развитию туризма и курортной деятельности, а также ООО «Алтайское подворье», которое является арендатором земельного участка с кадастровым номером (т. 1 л.д.189-190).

Протокольным определением суда от ДД.ММ.ГГГГ по ходатайству представителя ответчика к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, привлечено(т. 2 л.д. 69).

Помощник прокурора ФИО2, действующая на основании поручения прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 59), в судебном заседании исковые требования прокурора просила удовлетворить в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, поддержала свои пояснения в предыдущих судебных заседаниях. Отвечая на вопрос председательствующего, пояснила, что ответчиком какая-либо хозяйственная деятельность на территории особой экономической зоны «Бирюзовая Катунь» не осуществляется.

Представитель ответчика АО «ОЭЗ ТРТ «Бирюзовая Катунь» ФИО3, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д. 57), исковые требования прокурора не признал, просил суд оставить их без удовлетворения, поддержал свои пояснения в предыдущих судебных заседаниях, а также доводы, изложенные в письменном отзыве от ДД.ММ.ГГГГ на исковое заявление, согласно которому органом управления особой экономической зоной туристско-рекреационного типа «Бирюзовая Катунь», в том числе земельными участками, расположенными в границах данной зоны, является Министерство экономического развития Российской Федерации. Отдельные полномочия по управлению ОЭЗ ТРТ были переданы управляющей компании АО «ОЭЗ ТРТ «Бирюзовая Катунь». Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ управляющая компания не наделена полномочиями по управлению и распоряжению древесиной и иными лесными насаждениями, в том числе ветровальной, буреломной, расположенной на земельных участках, входящих в границы вышеуказанной собой экономической зоны. В связи с этим, управляющая компания не наделена полномочиями и не имеет соответствующей компетенции осуществлять какие-либо действия в отношении лесных насаждений на земельных участках в границах ОЭЗ ТРТ, которые находятся в федеральной, региональной и муниципальной собственности. Полномочия управляющей компании строго определены приказом Минэкономразвития РФ и к данным полномочиям не относится какая-либо хозяйственная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду. Утверждение прокуратуры о применении ст. 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к деятельности управляющей компанией на вышеуказанных земельных участках подлежит отклонению, поскольку прокуратурой не представлены доказательства ведения управляющей компанией хозяйственной и иной деятельности на данных земельных участках, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду. Кроме того, в рассматриваемом иске прокурором не указан способ, сроки и объем выполнения действий ответчиком по освобождению земельных участков от древесины. Прокурором не представлено доказательств, подтверждающих какую именно обязанность, возложенную законом, по отношению к неопределенному кругу лиц не выполнил ответчик либо чем именно нарушены права и охраняемые законом интересы этого неопределенного круга лиц действиями ответчика (его бездействием). Сами исковые требования не конкретизированы и не подтверждаются доказательствами виновного неисполнения ответчиком обязанности, предусмотренной законом. В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ представитель ФИО3 также пояснял, что ответчик после стихии очистил территорию ОЭЗ ТРТ «Бирюзовая Катунь» от ветровальной и буреломной древесины, складировал эту древесину, так как она мешала передвижению по территории.

Представитель по доверенности третьего лица ООО «Алтайское подворье» ФИО4 в судебном заседании предъявленные к АО «ОЭЗ ТРТ «Бирюзовая Катунь» исковые требования прокурора просил оставить без удовлетворения, представил письменный отзыв, который аналогичен отзыву представителя ответчика ФИО3

Третье лицо Министерство экономического развития Российской Федерации явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещено надлежаще, отзыв на иск не представило.

Третье лицоявку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещено надлежаще, представило письменный отзыв от ДД.ММ.ГГГГ, в котором представитель по доверенности – начальник правового департамента Администрации Губернатора иФИО5 полагал, что исковые требования прокурора подлежат уточнению на том основании, что формулировка требований вызывает вопросы: что понимать под освобождением земельных участков, посредством совершения каких действий ответчик должен освободить земельные участки, предполагает ли исполнение такого решения рубку и вывоз древесины? При этом необходимо учитывать, что такие действия с древесиной, как рубка и вывоз, регулируются специальным законодательством, за нарушение которого виновное лицо подлежит привлечению к ответственности. Вопросы использования земельных участков, относящихся к землям особо охраняемых территорий и объектов, регулируются специальным законодательством. В настоящее время вопросы рубки и вывоза древесины на земельных участках, относящихся к землям особо охраняемых территорий и объектов, не урегулированы ни федеральным, ни краевым законодательством. На сессиивого Законодательного Собрания, состоявшейся ДД.ММ.ГГГГ, принят в первом чтении проект закона«О внесении изменений в закон«Об охране зеленых насаждений городских и сельских населенных пунктов».

Данный проект закона направлен на регулирование правоотношений, возникающих между органами государственной власти, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами по вопросам использования и охраны, в том числе создания и воспроизводства, зеленых насаждений в городских и сельских населенных пунктах, а также зеленых насаждений, произрастающих на землях, расположенных в границах особой экономической зоны туристско-рекреационного типа на территории и находящихся в государственной собственности. Проект закона предполагает наличие уполномоченного органа исполнительной власти, который будет осуществлять организацию и правовое регулирование использования и охраны зеленых насаждений в границах особой экономической зоны туристско-рекреационного типа. В настоящее время вышеуказанный проект еще не принят во втором чтении, иных правовых актов, которые бы регулировали вырубку и вывоз ветровальной и буреломной древесины с территории особой экономической зоны туристско-рекреационного типа на территории ни на уровне Российской Федерации, ни на уровненет (т. 2 л.д. 72-74).

Третье лицо Министерство природных ресурсов и экологии, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещено надлежаще, представило письменный отзыв от ДД.ММ.ГГГГ, в котором представитель по доверенности ФИО6 просила исковое заявление прокурора удовлетворить (т. 2 л.д. 25-27).

Третье лицопо развитию туризма и курортной деятельности явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещено надлежаще, представило письменный отзыв от ДД.ММ.ГГГГ, в котором заместитель начальника управления ФИО7 полагал, что заявленные прокурором требования к АО «ОЭЗ ТРТ «Бирюзовая Катунь» не подлежат удовлетворению, поскольку на указанных в исковом заявлении земельных участках ответчиком никакой хозяйственной деятельности не ведется. Полномочиями в сфере использования, охраны и защиты зеленых насаждений ответчик не наделен.

Третье лицо Управление имущественных отношенийявку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещено надлежаще, представило письменный отзыв от ДД.ММ.ГГГГ, в котором начальник управления ФИО8 полагал, что исковые требования не подлежат удовлетворению, поскольку истец не представил достаточных доказательств, подтверждающих совершение АО «ОЭЗ ТРТ «Бирюзовая Катунь» деятельности, влекущей опасность причинения вреда окружающей среде в будущем, а также обязанность осуществить освобождение земельных участков от ветровальной и буреломной древесины (т. 1 л.д. 103-106).

Третье лицо явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещено надлежаще, представила письменный отзыв от ДД.ММ.ГГГГ, в котором глава ФИО9 полагал, что заявленные исковые требования полномочия и права не затрагивают, решение данного дела оставляет на усмотрение суда (т. 2 л.д. 71).

Третье лицо Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом ви явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещено надлежаще, отзыв на иск не представило.

На основании ст. 167 ГПК РФ, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, суд находит возможным рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, оценив в совокупности представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующему.

Отношения в сфере особых экономических зон в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 116-ФЗ) и принимаемыми в соответствии с ним иными федеральными законами.

Согласно ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 116-ФЗ особые экономические зоны создаются в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей экономики, развития туризма, санаторно-курортной сферы, портовой и транспортной инфраструктур, разработки технологий и коммерциализации их результатов, производства новых видов продукции.

В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 116-ФЗ особая экономическая зона – это часть территории Российской Федерации, которая определяется Правительством Российской Федерации и на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны.

В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 116-ФЗ управляющая компания – это открытое акционерное общество, которое создано в целях реализации соглашений о создании особых экономических зон и сто процентов акций которого принадлежит Российской Федерации, или хозяйственное общество, которое создано с участием такого открытого акционерного общества в указанных целях, либо иное хозяйственное общество, которое заключило с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти соглашение об управлении особой экономической зоной.

В силу пп. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 116-ФЗ на территории Российской Федерации могут создаваться туристско-рекреационные особые экономические зоны.

Согласно ч. 2.1 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 116-ФЗ туристско-рекреационные особые экономические зоны создаются на одном или нескольких участках территории.

В соответствии с ч. 1 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 116-ФЗ особые экономические зоны могут создаваться на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе предоставленных во владение и (или) в пользование гражданам или юридическим лицам, а также на земельных участках, находящихся в собственности граждан или юридических лиц. Туристско-рекреационные особые экономические зоны также могут создаваться на земельных участках, принадлежащих к категории земель особо охраняемых территорий и объектов или земель лесного фонда, земель сельскохозяйственного назначения.

Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 116-ФЗ решение о создании особой экономической зоны на территории субъекта Российской Федерации или территориях субъектов Российской Федерации и территории муниципального образования или территориях муниципальных образований принимается Правительством Российской Федерации и оформляется постановлением Правительства Российской Федерации.

В силу ч. 4 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 116-ФЗ Правительство Российской Федерации, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации или высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, исполнительно-распорядительный орган муниципального образования или исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований, на территориях которых создается особая экономическая зона, заключают в течение тридцати дней со дня принятия Правительством Российской Федерации решения о создании особой экономической зоны соглашение.

В соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 116-ФЗ разработка единой государственной политики в сфере создания и функционирования особых экономических зон и управление особыми экономическими зонами возлагаются на уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.

В соответствии с подпунктом ДД.ММ.ГГГГ Положения о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, управление особыми экономическими зонами в порядке и пределах, Министерство экономического развития Российской Федерации осуществляет управление особыми экономическими зонами в порядке и пределах, предусмотренных Федеральным законом «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», а также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с ч. 2 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 116-ФЗ по решению руководителя уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти отдельные полномочия по управлению особыми экономическими зонами могут быть переданы на основании соглашения органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо переданы управляющей компании с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 116-ФЗ уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти: управляет и распоряжается земельными участками и иными объектами недвижимости, расположенными в границах особой экономической зоны и находящимися в государственной или муниципальной собственности, в том числе: предоставляет в аренду такие земельные участки и иные объекты недвижимости; принимает решения об образовании земельных участков в границах особой экономической зоны; принимает решение о продаже арендаторам в соответствии с частью 3 статьи 32 настоящего Федерального закона земельных участков, расположенных в границах особой экономической зоны и находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляет иные действия по управлению и распоряжению такими земельными участками и иными объектами недвижимости (пункт 8).

Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ «О Порядке передачи отдельных полномочий по управлению особыми экономическими зонами управляющей компании» установлено, что полномочия, предусмотренные пунктом 8 части 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 116-ФЗ, за исключением полномочий по отчуждению объектов недвижимости, расположенных в границах особой экономической зоны и находящихся в государственной или муниципальной собственности, передаются по каждой особой экономической зоне в отдельности. Одной управляющей компании могут быть переданы полномочия по управлению несколькими особыми экономическими зонами. Передача полномочий осуществляется по решению руководителя федерального органа исполнительной власти и оформляется приказом федерального органа исполнительной власти.

Согласно ст. 8.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 116-ФЗ управляющая компания осуществляет следующие функции: обеспечивает создание объектов инфраструктуры особой экономической зоны и иных объектов, предназначенных для обеспечения функционирования особой экономической зоны, в соответствии с соглашением о создании особой экономической зоны; обеспечивает функционирование объектов инфраструктуры особой экономической зоны и иных объектов, предназначенных для обеспечения функционирования особой экономической зоны; привлекает резидентов и иных инвесторов в особую экономическую зону, в том числе для осуществления деятельности по созданию объектов инфраструктуры особой экономической зоны; разрабатывает проект планировки особой экономической зоны и представляет его на утверждение в уполномоченный орган в соответствии с законодательством Российской Федерации; осуществляет иные предусмотренные настоящим Федеральным законом и соглашением об управлении особой экономической зоной функции.

Согласно ст. 8.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 116-ФЗ в целях реализации соглашений о создании особых экономических зон и обеспечения создания объектов инфраструктуры особой экономической зоны и иных объектов, предназначенных для обеспечения функционирования особых экономических зон, управления указанными объектами, уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти привлекает управляющие компании (часть 1). Уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти заключает с управляющей компанией соглашение об управлении особой экономической зоной, примерная форма которого устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 2). Соглашение об управлении особой экономической зоной заключается в отношении каждой особой экономической зоны (часть 3).

В соответствии с ч. 1 ст. 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 116-ФЗ органы управления особыми экономическими зонами управляют и распоряжаются земельными участками в ее границах на основании соглашения о создании особой экономической зоны в соответствии с законодательством Российской Федерации и с учетом положений настоящего Федерального закона.

В соответствии с п. 3 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГК РФ) владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

В силу п. 2 ст. 261 ГК РФ, если иное не установлено законом, право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой и водные объекты, находящиеся на нем растения.

В соответствии с п. 2 ст. 9 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ЗК РФ) Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).

Согласно п. 2 ст. 10 ЗК РФ субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 2 ст. 10 ЗК РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Как следует из ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее по тексту - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ) объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.

В соответствии с абзацем 4 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ компоненты природной среды – это земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.

Согласно ч. 2 ст. 59 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду и ведущая к деградации и (или) уничтожению природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящихся под особой охраной.

В пункте 15 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, определено, что к санитарно-оздоровительным мероприятиям относят рубки погибших и поврежденных лесных насаждений, уборка неликвидной древесины (рубки древесины, утратившей потребительские свойства из-за повреждений гнилью, стволовыми вредителями, а также в результате пожаров и других неблагоприятных воздействий) в лесном насаждении, назначенные по результатам лесопатологического обследования.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 116-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О создании на территории особой экономической зоны туристско-рекреационного типа» на территории согласовано создание особой экономической зоны туристско-рекреационного типа на земельных участках, определяемых соглашением о создании особой экономической зоны туристско-рекреационного типа (т. 1 л.д. 4)

В соответствии с пунктом п. 2.7 Соглашения о создании на территории особой экономической зоны туристско-рекреационного типа от ДД.ММ.ГГГГ-ГГ/Ф7, заключенным между Правительством Российской Федерации,и и в соответствии с п. 4 ст. 6 Федерального закона об особых экономических зонах с момента подписания настоящего соглашения делегируют (передают) Федеральному агентству по управлению особыми экономическими зонами на срок существования туристско-рекреационной особой зоны свои полномочия по управлению и распоряжению земельными участками и другими объектами недвижимости, находящимися в государственной и (или) муниципальной собственности, в пределах туристско-рекреационной особой зоны (т. 1 л.д. 144-147).

Дополнительным соглашением -ГГ/Ф7 от ДД.ММ.ГГГГ к Соглашению о создании на территории особой экономической зоны туристско-рекреационного типа от ДД.ММ.ГГГГ-ГГ/Ф7 определены границы территории особой экономической зоны ТРТ, созданной на территории (т. 1 л.д.148-150).

Дополнительным соглашением -ЭН/Ф7 от ДД.ММ.ГГГГ к Соглашению о создании на территории особой экономической зоны туристско-рекреационного типа от ДД.ММ.ГГГГ-ГГ/Ф7 включены земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, согласно приложению 3 к настоящему дополнительному соглашению (т. 1 л.д. 151-159).

Дополнительным соглашением № С-509-ОС/ от ДД.ММ.ГГГГ к Соглашению о создании на территории особой экономической зоны туристско-рекреационного типа от ДД.ММ.ГГГГ-ГГ/Ф7 продлен срок существования особой экономической зоны туристско-рекреационного типа, созданной на территории , до 2055 года (т. 1 л.д. 160).

Соглашением об управлении особой экономической зоной туристско-рекреационного типа, созданной на территории , № С-253-ОС/ от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между Министерством экономического развития Российской Федерации и открытом акционерным обществом «Особая экономическая зона туристско-рекреационного типа «Бирюзовая Катунь» (Управляющая компания) определено, что Управляющая компания осуществляет следующие функции: обеспечивает создание и функционирование объектов инфраструктуры особой экономической зоны в соответствии Соглашением о создания особой экономической зоны; привлекает резидентов и иных инвесторов в особую экономическую зону, в том числе для осуществления деятельности по созданию объектов инфраструктуры особой экономической зоны; разрабатывает проект планировки особой экономической зоны (в случае его отсутствия) и представляет его на утверждение в уполномоченный орган в соответствии с законодательством Российской Федерации; осуществляет иные предусмотренные Федеральным законом № 116-ФЗ и настоящим соглашением (т. 1 л.д. 116-125).

Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О передаче открытому акционерному обществу «Особая экономическая зона туристско-рекреационного типа «Бирюзовая Катунь» отдельных полномочий по управлению особой экономической зоной туристско-рекреационного типа, созданной на территории » АО «ОЭЗ ТРТ «Бирюзовая Катунь» переданы следующие полномочия по управлению особой экономической зоной: опубликование не реже чем один раз в квартал в печатных и электронных средствах массовой информации, определяемых Минэкономразвития России, сведений о наличии земельных участков, государственного и (или) муниципального имущества, расположенных в границах ОЭЗ и не сданных в аренду; управление и распоряжение земельными участками и иными объектами недвижимости, расположенными в границах ОЭЗ и находящимися в государственной или муниципальной собственности (далее соответственно - земельные участки, иные объекты недвижимости), в пределах, предусмотренных пунктом 2 настоящего Приказа; получение технических условий подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения и осуществление передачи этих условий индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, осуществляющим строительство или реконструкцию (т. 1 л.д. 161-187).

Так, пунктом 2 Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что в рамках передаваемого полномочия по управлению и распоряжению земельными участками и иными объектами недвижимости управляющая компания: предоставляет в аренду такие земельные участки и иные объекты недвижимости; принимает решения об образовании земельных участков в границах ОЭЗ; заключает соглашения об установлении сервитутов в границах ОЭЗ с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом; представляет необходимые документы (сведения) в Росимущество, Росреестр, их территориальные органы и подведомственные Росимуществу и Росреестру организации, в том числе по вопросам государственного кадастрового учета, государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, договоров аренды земельных участков и иных объектов недвижимости, установления и снятия обременений в отношении земельных участков и иных объектов недвижимости.

Пунктом 3 Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ также установлено, что реализация полномочий по управлению и распоряжению земельными участками и иными объектами недвижимости осуществляется управляющей компанией в отношении земельных участков и иных объектов недвижимости, указанных в перечне земельных участков и иных объектов недвижимости, расположенных в границах особой экономической зоны туристско-рекреационного типа на территории и находящихся в государственной или муниципальной собственности, передаваемых в управление и распоряжение открытому акционерному обществу «Особая экономическая зона туристско-рекреационного типа «Бирюзовая Катунь», являющемся Приложением к настоящему Приказу, а также в отношении земельных участков, образованных из таких земельных участков (далее по тексту – Перечень земельных участков).

Так, в Перечне земельных участков содержатся сведения о земельных участках, которые указаны в исковом заявлении прокурора, а именно с кадастровыми номерами

Кроме того, статьей 2 Дополнительного соглашения № С-314-ОС/ от ДД.ММ.ГГГГ к Соглашению об управлении особой экономической зоной туристско-рекреационного типа, созданной на территории , № С-253-ОС/ от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между Министерством экономического развития Российской Федерации и открытом акционерным обществом «Особая экономическая зона туристско-рекреационного типа «Бирюзовая Катунь», определено, что Министерство экономического развития Российской Федерации передает Управляющей компании отдельные полномочия, в частности – управление и распоряжение земельными участками и иными объектами недвижимости, расположенными в границах ОЭЗ и находящимися в государственной или муниципальной собственности, в порядке, установленном соглашением о создании ОЭЗ и настоящим дополнительным соглашением (т. 1 л.д. 125-135).

Согласно статье 5 Дополнительного соглашения № С-314-ОС/ от ДД.ММ.ГГГГ к Соглашению об управлении особой экономической зоной туристско-рекреационного типа, созданной на территории , № С-253-ОС/ от ДД.ММ.ГГГГ, в рамках передаваемых полномочий по управлению и распоряжению земельными участками и иными объектами недвижимости, расположенными в границах ОЭЗ и находящимися в государственной или муниципальной собственности, Управляющая компания предоставляет в аренду такие земельные участки и иные объекты недвижимости; принимает решения об образовании земельных участков в границах ОЭЗ; заключает соглашения об установлении сервитутов в границах ОЭЗ с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом; представляет необходимые документы (сведения) в Росимущество, Росреестр, их территориальные органы и подведомственные Росимуществу и Росреестру организации, в том числе по вопросам государственного кадастрового учета, государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, договоров аренды земельных участков и иных объектов недвижимости, установления и снятия обременений в отношении земельных участков и иных объектов недвижимости.

Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что земельный участок с кадастровым номером 22:02:250005:3572, категории земель – земли особо охраняемых территории и объектов, с видом разрешенного использования – для туристско-рекреационной деятельности, расположенный по адресу:, территория особой экономической зоны туристско-рекреационного типа, принадлежит на праве собственности, право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 97-98).

Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что земельный участок с кадастровым номером 22:02:250005:2194, категории земель – земли особо охраняемых территории и объектов, с видом разрешенного использования – для строительства и эксплуатации объектов особой экономической зоны туристско-рекреационного типа «Бирюзовая Катунь», расположенный по адресу:, в административных границах Айского сельсовета, урочище Талдушка, принадлежит на праве собственности муниципальному образованию , право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 94-95).

Выписками из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что земельные участки с кадастровыми номерами , категории земель – земли особо охраняемых территории и объектов, с видом разрешенного использования – для туристско-рекреационной деятельности, расположенные по адресу:, территория особой экономической зоны туристско-рекреационного типа, принадлежат на праве собственности Российской Федерации (т. 1 л.д. 67-68, 70-71, 73-74, 76-77, 79-80, 82-83, 85-86, 88-89, 91-92, 100-101).

Общеизвестным фактом, который сторонами в судебном заседании не оспаривался, является то, что в июле 2018 года на территории особой экономической зоны туристско-рекреационного типа «Бирюзовая Катунь» прошел ураганный ветер, в результате которого на земельных участках, расположенных в границах ОЭЗ, были повалены деревья.

Согласно заключению лесопатологической экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ, проведенной филиалом ФБУ «Российский центр защиты леса» «Центр защиты леса», на земельных участках с кадастровыми номерами складирована ветровальная и буреломная древесина породы сосна и береза. Древесина складирована на земельных участках, покрытых зелеными насаждениями и вблизи их. В целях недопущения возникновения и распространения очагов вредных организмов рекомендуется проведение санитарно-оздоровительных мероприятий в виде выборочных санитарных рубок (уборки ветровальной и буреломной древесины (т. 1 л.д. 25-29).

Согласно заключению лесопатологической экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ, проведенной филиалом ФБУ «Российский центр защиты леса» «Центр защиты леса» на земельном участке с кадастровым номером складирована древесина породы сосна и береза (т. 1 л.д.24).

Согласно информации филиала ФБУ «Российский центр защиты леса» «Центр защиты леса» от ДД.ММ.ГГГГ при хранении ветровальной древесины более трех лет, возникновение и распространение очагов вредных организмов, прежде всего стволовых вредителей из рода Monochamus маловероятно. Формирование очагов стволовых вредителей происходит в течение первых двух лет с момента образования ветровала, в зависимости от времени года его образования и объемов ослабленных деревьев в прилегающих насаждениях. Накопление ветровальной древесины в лесных участках приводит к увеличению горючих материалов, что в свою очередь повышает пожарную безопасность на этих участках. Накопление ветровальной древесины может привести к снижению рекреационной привлекательности (т. 1 л.д. 30).

По результатам проведения в соответствии с поручением прокуратурыпрокуратурой проверки по обращению директора ООО «Алтай Парк - отель» ФИО10 о нарушении природоохранного законодательства при функционировании ОЭЗ, было установлено, что в апреля 2019 года управляющая компания АО «ОЭЗ ТРТ «Бирюзовая Катунь» организовала уборку части ветровальной древесины на земельных участках, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации (кадастровые номера ), и складировало полученный материал на территории ОЭЗ. Частично ветровальная древесина складирована на участках, занятых зелеными насаждениями, и вблизи них.

Данное обстоятельство представителем ответчика в судебном заседании также не оспаривалось.

По результатам проведения указанной проверки прокурором в адрес генерального директора АО «ОЭЗ ТРТ «Бирюзовая Катунь» было внесено представление об устранении нарушений законодательства о безопасности дорожного движения от ДД.ММ.ГГГГ, в котором прокурором предлагалось безотлагательно рассмотреть настоящее представление и принять меры по устранению допущенных нарушений закона, а также причин и условий, способствующих им, недопущению подобных нарушений впредь (т. 1 л.д. 47-48).

Рассмотрев указанное представление, заместителем АО «ОЭЗ ТРТ «Бирюзовая Катунь» ФИО11 в адрес заместителя прокурора ФИО12 направлен ответ от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что по вопросу принятия и определения складированной ветровальной древесины на землях федеральной собственности управляющей компанией было направлено письмо от ДД.ММ.ГГГГ в адрес МТУ Росимущества пои , в ответ на которое МТУ Росимущества пои сообщило, что Росимущество и его территориальные органы не уполномочены принимать и реализовывать ветровальную древесину. Управляющей компании не представляется возможным принять возможным принять возможные правовые меры по защите лесных насаждений на земельных участках Российской Федерации, расположенных в границах ОЭЗ ТРТ «Бирюзовая Катунь», которая не относится ни к городскому, ни к сельскому поселению. Поместить ветровальную древесину на другую площадку, свободную от лесных насаждений, на территории ОЭЗ не представляется возможным в силу ряда обстоятельств: земельные участки, расположенные в легкодоступных местах, с ровным рельефом и без лесных насаждений предназначены либо под предоставление резидентам ОЭЗ, либо под размещение объектов инженерной, транспортной, социальной и иной инфраструктуры. Иные площадки находятся в труднодоступных местах (т. 1 л.д. 31-32).

Разрешая исковые требования прокурора , принимая во внимание указанные выше нормы материального права, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что оснований для их удовлетворения не имеется в силу следующего.

Материалами дела подтверждено и сторонами в судебном заседании не оспаривалось, что земельные участки с кадастровыми номерами , на которых складирована ветровальная и буреломная древесина породы сосна и береза, не являются собственностью и не принадлежат на ином вещном праве (аренда, постоянное бессрочное пользование и др.) ответчику АО «ОЭЗ ТРТ «Бирюзовая Катунь». Органом управления особой экономической зоны туристско-рекреационного типа «Бирюзовая Катунь» (ОЭЗ ТРТ) является Минэкономразвития России.

В 2013 году в порядке, предусмотренном приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ, Минэкономразвития России управляющей компании АО «ОЭЗ ТРТ «Бирюзовая Катунь» полномочия по управлению и распоряжению земельными участками и иными объектами недвижимости, находящимися в границах ОЭЗ ТРТ, были переданы только в части, а именно: предоставление в аренду земельных участков и иных объектов недвижимости; принятие решений об образовании земельных участков в границах ОЭЗ; заключение соглашений об установлении сервитутов в границах ОЭЗ; представление необходимых документов (сведений) в Росимущество, Росреестр, их территориальные органы и подведомственные Росимуществу и Росреестру организации, в том числе по вопросам государственного кадастрового учета, государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, договоров аренды земельных участков и иных объектов недвижимости, установления и снятия обременений в отношении земельных участков и иных объектов недвижимости.

При этом полномочия по осуществлению иных действий по управлению и распоряжению земельными участками и иными объектами недвижимости, расположенных в границах особой экономической зоны и находящихся в государственной или муниципальной собственности, которые предусмотрены пунктом 8 части 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 116-ФЗ, управляющей компании АО «ОЭЗ ТРТ «Бирюзовая Катунь» до настоящего времени не переданы.

Данное обстоятельство также подтверждается и позицией третьего лицао том, что на сессиивого Законодательного Собрания, состоявшейся ДД.ММ.ГГГГ, принят в первом чтении проект закона«О внесении изменений в закон«Об охране зеленых насаждений городских и сельских населенных пунктов», предусматривающий наличие уполномоченного органа исполнительной власти, который будет осуществлять организацию и правовое регулирование использования и охраны зеленых насаждений в границах особой экономической зоны туристско-рекреационного типа.

В связи с этим, суд приходит к выводу, что ответчик - управляющая компания АО «ОЭЗ ТРТ «Бирюзовая Катунь» органом управления ОЭЗ ТРТ в лице Минэкономразвития России не наделена полномочиями по управлению и распоряжению древесиной и иными лесными насаждениями, в том числе ветровальной, буреломной, расположенной на земельных участках, входящих в границы вышеуказанной собой экономической зоны, а поэтому управляющая компания не имеет соответствующей компетенции осуществлять какие-либо действия в отношении лесных насаждений на земельных участках в границах ОЭЗ ТРТ, которые находятся в федеральной, региональной и муниципальной собственности.

Кроме того, исходя из анализа вышеуказанных норм Гражданского кодекса Российской Федерации и представленных доказательств, следует, что ответчик АО «ОЭЗ ТРТ «Бирюзовая Катунь» собственником ветровальной, буреломной древесины, расположенной на земельных участках в границах ОЭЗ ТРТ, не является, а поэтому законных оснований для возложения на него обязанности освободить земельные участки от такой древесины, также не имеется.

Прокурором не представлено доказательств, подтверждающих какую именно возложенную законом обязанность по отношению к неопределенному кругу лиц, не выполнил ответчик либо чем именно нарушены права и охраняемые законом интересы этого неопределенного круга лиц действиями либо бездействием ответчика.

При этом суд учитывает, что ответчик АО «ОЭЗ ТРТ «Бирюзовая Катунь» какую-либо хозяйственную деятельность на территории ОЭЗ ТРТ не осуществляет, что также было подтверждено в судебном заседании помощником прокурора, а, следовательно, оснований для вывода, что деятельность ответчика оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, у суда нее имеется, соответствующих доказательств к этому прокурором не представлено.

Обращаясь в суд с иском, прокурором исковые требования не конкретизированы, не понятно, какие именно действия необходимо совершить ответчику для освобождения земельных участков от древесины и кому ее следует передать, поскольку собственником древесины ответчик не является и каких-либо разрешительных документов на нее не имеется. При этом в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ суд предлагал прокурору уточнить заявленные исковые требования (т. 1 л.д. 189-190).

Поскольку установлено судом и подтверждено представленными доказательствами, что исковые требования прокурором предъявлены к ненадлежащему ответчику, оснований для их удовлетворения не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора Центрального района г. Барнаула в интересах неопределенного круга лиц к акционерному обществу «Особая экономическая зона туристско-рекреационного типа «Бирюзовая Катунь» оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Алтайский районный суд Алтайского края в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Председательствующий Д.Б. Кунтуев

Решение в окончательной форме составлено 09 сентября 2022 года.

Председательствующий Д.Б. Кунтуев