Ясногорский районный суд Тульской области
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Ясногорский районный суд Тульской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18.05.2011 года г.Ясногорск
Ясногорский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего Курбатова Н.Н.,
при секретаре Рудой М.В.,
с участием истца ФИО1, ее представителя ФИО2,
представителей ответчика ФИО3, ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-263/ 2011 года по иску ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда РФ в Ясногорском районе о признании действий Управления Пенсионного фонда, выразившихся в отказе в перерасчете пенсии исходя из среднемесячного заработка лица за период с 1985 года по 1989 год незаконными, понуждении ответчика произвести перерасчет трудовой пенсии по старости исходя из среднемесячного заработка лица за период с 1985 по 1989 год с момента вступления решения суда в законную силу, о взыскании судебных расходов,
установил:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного Фонда
Российской Федерации (государственному учреждению) в Ясногорском районе Тульской области о признании действий Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Ясногорском районе Тульской области, выразившихся в отказе в перерасчете пенсии исходя из среднемесячного заработка лица за период с 1985 года по 1989 год (включительно) незаконными, понуждении ответчика произвести перерасчет трудовой пенсии по старости исходя из среднемесячного заработка лица за период с 1985 года по1989 год (включительно) с момента вступления решения суда в законную силу, взыскании судебных расходов.
В обоснование исковых требований ФИО1 указала, что, в период с 31.12.1983 года по 14.04.1997 года она работала в должности агронома-семеновода совхоза «Маяк». В период с 1985 года по 1988 год (включительно), ее среднемесячный заработок составлял от 210 до 270 рублей.
В результате пожара произошедшего в конторе совхоза «Маяк» в ночь с 13 на 14 октября 1989 года сгорели все документы, подтверждающие ее заработок в совхозе «Маяк» за период с 1985 года по 1988 год (включительно), а именно лицевые счета, платежные ведомости и другие первичные учетные документы по оплате труда.
В 2009 году она вышла на пенсию. Размер трудовой пенсии ей мог быть назначен в большем размере, если бы был учтен ее средний месячный заработок за период с 1985 года по 1989 год (включительно), однако поскольку ей не были представлены документы, подтверждающие ее средний месячный заработок за указанный период на основании лицевых счетов и платежных ведомостей, пенсия ей была назначена в меньшем размере. В архивной справке, которая была выдана архивным сектором администрации муниципального образования Ясногорский район от 26.12.2008 года № 468 средний заработок за 1985- 1988 годы пропущен, стоит за 1984 год, а за ним сразу 1989 год.
Обратившись в Управление Пенсионного Фонда с заявлением об учете ее среднемесячного заработка за указанный период по партийному билету, в удовлетворении данного заявления ей было отказано по мотивам того, что пожар не относится к стихийным бедствиям, исчерпывающий перечень стихийных бедствий определен в письме Министерства труда и социального развития РФ №8389-ЮЛ, Пенсионного Фонда РФ №ЛЧ- 06-27/9704 от 27 ноября 2001 года, ввиду чего заработок за 60 месяцев подряд до 2000 года по данным -партийного билета не может быть принят во внимание для конвертации пенсионных прав в соответствии с пунктом 2 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ.
Также ей в Управление Пенсионного фонда была представлена справка, выданная директором совхоза «Маяк» в которой был указан ее среднемесячный заработок за период с 5.10.1985 года по 1989 год, однако Управление Пенсионного Фонда РФ в Ясногорском районе не приняло эту справку для конвертации пенсионных прав по заработной плате, так как у ответчика вызвали сомнения сведения указанные в справке.
Считает действия Управления Пенсионного Фонда РФ (государственного учреждения) в Ясногорском районе Тульской области, выразившиеся в отказе в перерасчете пенсии исходя из среднемесячного заработка за период с 1985 года по 1989 год (включительно) незаконными, так как в соответствии с положениями, закрепленными в п.1 статьи 10, п.1 и 3 ст.13 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года, письме Министерства труда и социального развития Российской Федерации № 8389-ЮЛ, Пенсионного Фонда Российской Федерации №ЛЧ-06-27/9704 от 27 ноября 2001 года, Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», пожар следует относить к стихийному бедствию, в результате которого могут быть утрачены документы о работе, в связи с чем периоды работы, которые не подтверждены документально, могут подтверждаться иными доказательствами, в том числе и сведениями занесенными в партийный билет.
Кроме того, считает, что в соответствии с требованиями ст.ст.88,94,98 ГПК РФ имеет право на взыскание с ответчика судебных расходов, состоящие из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Истица ФИО1 и ее представитель ФИО2 в судебном заседании исковые требования и доводы, изложенные в исковом заявлении поддержали.
Представители ответчика Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Ясногорском районе Тульской области ФИО3 и ФИО4 против исковых требований и требований о возмещении судебных расходов возразили, поддержав доводы, изложенные в письменных возражениях.
В письменных возражениях указали, что при обращении ФИО1 с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости 10.03.2009 года, ей была начислена пенсия согласно архивной справки из расчета заработной платы за период ее работы в совхозе «Маяк» с 01.03.1975 года по 28.02.1980.
21.12.2009 истица обратилась в УПФР с заявлением произвести конвертацию по заработной плате из размера заработка за 60 месяцев, а именно из размера заработка за период с 1985 года по 1989 год, одновременно представив в подтверждение документы, подтверждающие размер заработной платы: копию партийного билета; справку из совхоза «Маяк» с указанием размера заработной платы с 1985 года по 1989 года; справку о не сохранности архива ввиду пожара за период с1985 по 1989.
Однако справка от 05.10.1989 №11, выданная совхозом «Маяк» вызвала сомнения, поскольку в нее были внесены дописки в основание выдачи документа, а именно лицевой расчетный счет № 18 за 1985-1989 г.г., данные о заработке были указаны не в хронологическом порядке.
Согласно пункту 2 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованных лиц путем их конвертации в расчетный пенсионный капитал по состоянию на 01.01.2002 г. определяется на основании среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке работодателями либо государственными (муниципальными) органами.
Постановлением Минтруда и Пенсионного фонда Российской Федерации от 27.02.2002 г. №16/19па утвержден Перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», который исчерпывающим образом определяет документы, которые принимаются территориальным органом Пенсионного фонда в целях подтверждения среднемесячного заработка для конвертации пенсионных прав застрахованных лиц.
Новым пенсионным законодательством не предусмотрен какой-либо особый порядок подтверждения среднемесячного заработка в этих случаях.
Среднемесячный заработок за любые 60 месяцев подряд до 1 января 2002 года в течение трудовой деятельности за период после регистрации застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета. В том случае, если этот среднемесячный заработок приходится на период до регистрации в качестве застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования, то соответствующий период подтверждается справками, выданными работодателями либо государственными (муниципальными) органами на основании первичных бухгалтерских документов.
Если организацией (работодателем) утрачены первичные документы о заработке работников гражданин (застрахованное лицо) не может подтвердить индивидуальный (фактический) среднемесячный заработок, то индивидуальный заработок может быть установлен по документам, косвенно подтверждающим индивидуальный (фактический) заработок каждого конкретного работника. В этих случаях может применяться совместное письмо Минтруда России и ПФР от 27.11.2001г. №8389-ЮЛ/ЛЧ-06-27/9704, имеющее по своей сути организационно-технический характер и устанавливающее последовательность действий территориальных органов ПФР, осуществляющих пенсионное обеспечение.
При применении названного письма необходимо точное соблюдение процессуальных действий, изложенных в нем, в числе которых: установление в комиссионном порядке факта произошедшего события, вследствие которого утрачены документы о заработке данного предприятия (организации); установление факта отсутствия сведений о заработке гражданина за другие периоды трудовой деятельности (в том числе сведений ПУ); оказание содействия потерпевшему работнику в предъявлении исковых требований к причинителю вреда. Результаты указанного рассмотрения рекомендовано оформлять соответствующим актом, отражающим факт произошедшего события, вследствие которого утрачены документы о заработке конкретных работников в данных индивидуального (персонифицированного) учета. В том случае, если причинителя вреда определить невозможно (наводнение, землетрясение, ураган), органом, осуществляющим назначение пенсии, могут быть приняты к производству документы, косвенно подтверждающие фактический (индивидуальный) заработок работника, из которых можно сделать вывод об его индивидуальном характере. К таким документам могут быть отнесены, в том числе учетные карточки членов партии и партийные билеты, другие документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработке работника. Если же не одним из предусмотренных указанной пенсионной нормой способов определения среднемесячного заработка не имеет соответствующее документальное обоснование, пенсионный орган не вправе принимать к производству документы косвенного характера и полагать их в основу расчета размера трудовой пенсии.
Истица настаивает на способе определения среднемесячного заработка, который указанной нормой ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» не предусмотрен и допускается пенсионными органами в специальном порядке и только в исключительных случаях в целях реализации гражданами права на пенсию при утрате работодателями при чрезвычайных обстоятельствах первичных документов об их заработке. В иных случаях ущерб, выражающийся в невозможности назначения или перерасчета пенсии из наиболее выгодного варианта среднемесячного заработка, подлежит возмещению соответствующим должностным лицом по иску потерпевшего работника.
Истцом представлена справка выданная совхозом «Маяк», в которой указано, что документы по заработной плате за 1985 -1989 годы не сохранились ввиду пожара. Однако не представлен акт или иной документ, подтверждающий установление в комиссионном порядке факта произошедшего события, вследствие которого утрачены документы о заработке; не установлен факт отсутствия сведений о заработке истца за другие периоды трудовой деятельности.
Также необходимо учесть то обстоятельство, что в отношении истицы ответчику были представлены сведения о заработке за другой период ее трудовой деятельности с 1975 по 1980 год, который и был взят в основу расчета размера трудовой пенсии.
Требования истца о взыскании судебных расходов, понесенных ей по данному делу, также считают незаконными, поскольку судебные расходы на представительство в суде и на оказание юридических услуг относятся к убыткам, подлежащим возмещению в порядке ст. ст. 15, 16 и 1069 ГК РФ.
Между тем, истцом не представлены доказательства размера ущерба, а именно доказательства причинной связи между ущербом и действиями работников Управления, а также вины Ответчика.
В данном случае вина Ответчика в причинении Истцу убытков отсутствует, поскольку Управление Пенсионного Фонда в Ясногорском районе действовало в соответствии с письмом № 8389-ЮЛ Министерства труда и социального развития Российской Федерации по вопросу определения среднемесячного заработка для установления пенсий в случаях утраты работодателями первичных документов о заработке работников.
Пенсионным законодательством не предусмотрена возможность возмещения убытков в результате правомерных действий и кроме того, расходование средств Пенсионного фонда РФ является исключительно целевым и бюджет ПФР не располагает средствами на оплату судебных расходов.
Выслушав мнение сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Как установлено в судебном заседании ФИО1 с 10.03.2009 года Управлением Пенсионного Фонда в Ясногорском районе, была начислена трудовая пенсия по старости согласно архивной справки из расчета средней заработной платы за период ее работы в совхозе «Маяк» с 01.03.1975 года по 28.02.1980.
21.12.2009 истица обратилась в УПФР с заявлением произвести конвертацию по заработной плате из размера заработка за 60 месяцев, а именно из размера среднего заработка за период работы в совхозе «Маяк» с 1985 года по 1989 год, одновременно представив в подтверждение документы, косвенно подтверждающие размер ее заработной платы за указанный период: копию партийного билета; справку из совхоза «Маяк» с указанием размера заработной платы с 1985 года по 1989 год; справку о не сохранности архива ввиду пожара за период с 1985 по 1989.
Однако как следует из пенсионного дела и письма Управления Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в Ясногорском районе Тульской области от 28.05.2009 года №2994 истице в пересчете пенсии исходя из размера ее заработка за период с 1985 года по 1989 год было отказано, со ссылкой на то, что пожар по мнению ответчика не относится к стихийным бедствиям, в виду чего, конвертация пенсионных прав истца с учетом заработка за 60 месяцев по данным партийного билета в соответствии с п.2 ст.30 Федерального закона от 17.12.2001 года №173-ФЗ произведена быть не может.
Данный отказ Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ясногорском районе Тульской области в конвертации пенсии ФИО1 исходя из размера ее заработка за период с 1985 года по 1989 год и доводы представителей ответчика о том, что при начислении ФИО1 пенсии, ответчиком могли быть использованы лишь сведения о заработной плате, подтвержденные соответствующими выписками из лицевого счета или архивными справками и справками выданными работодателем на основании первичных бухгалтерских документов, суд считает незаконными и не обоснованными по следующим основаниям.
Как следует из материалов исследованного в судебном заседании уголовного дела №291026289 ОВД по Ясногорскому району Тульской области, в результате пожара произошедшего в ночь на 14.10.1989 года была полностью уничтожена контора совхоза «Маяк», расположенная в с.Хотушь Ясногорского района Тульской области и хранившиеся в здании документы.
Согласно архивных справок архивного сектора администрации МО Ясногорский район Тульской области следует, что документы совхоза «Маяк» за период с 1985 по 1988 год включительно, в районном архиве отсутствуют.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии устанавливаются Федеральным законом РФ от 17.12.2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный Фонд Российской Федерации.
При этом Постановлением Конституционного суда РФ от 10.07.2007 года №9-П положения пункта 1 данной статьи признаны противоречащими Конституции РФ в той мере, в какой они позволяют не включать периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию и снижать при назначении (перерасчете) трудовой пенсии размер ее страховой части.
В пункте 1 статьи 13 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» закреплено, что при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьями 10 и 11 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Согласно п.2 ст.18 Федерального закона от 17.12.2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Пунктом 4 Постановления Правительства РФ от 21.01.2002 года №30 «О реализации Федеральных законов «О трудовых пенсиях в РФ», «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» Министерству труда и социального развития РФ и пенсионному Фонду РФ было поручено совместно с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разработать и принять нормативные правовые акты, определяющие порядок установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению.
Во исполнение данного Постановления Правительства, Министерство труда и социального развития РФ и Пенсионный Фонд РФ по согласованию с Министерством внутренних дел РФ и Федеральной архивной службой России Постановлением от 27 февраля 2002 года №16/19па утвердил Перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению, в котором определены документы, которые могут быть приняты территориальным органом Пенсионного Фонда в целях подтверждения среднемесячного заработка для конвертации пенсионных прав застрахованных лиц, и партийный билет среди таких документов не предусмотрен.
Вместе с тем, в пункте 3 статьи 13 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» закреплено, что при подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 10 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» могут устанавливаться на основании показаний двух или более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно.
Из письма Министерства труда и социального развития Российской Федерации, Пенсионного Фонда Российской Федерации №8389-ЮЛ/ЛЧ-06-27/9704 от 27 ноября 2001 года следует, что в случае установления, что работнику причинен ущерб, выражающийся в невозможности назначения или перерасчета пенсии из наиболее выгодного варианта среднемесячного заработка, в случае невозможности определения причинителя вреда, в частности в случаях наводнений, землетрясений, ураганов, органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, могут быть приняты к производству документы, косвенно подтверждающие фактический заработок работника на данном конкретном предприятии, в том числе учетные карточки членов партии и партийные билеты.
В соответствии со ст.30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица определяется по выбору застрахованного лица.
В соответствии с положениями, закрепленными в ст.ст.6, 7, 15, 17, 18, 19, 39 Конституции Российской Федерации каждому гражданину РФ гарантируется государственная защита прав и социальное обеспечение по возрасту.
Учитывая изложенное, а также то, что Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» прямо относит пожар к стихийному бедствию, в результате которого могут быть утрачены документы о работе, указанный в письме Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионного Фонда Российской Федерации №8389-ЮЛ/ЛЧ-06-27/9704 от 27 ноября 2001 года перечень стихийных бедствий, при которых территориальными органами Пенсионного Фонда могут быть приняты к производству документы, косвенно подтверждающие фактический заработок работника, не является исчерпывающим, и в данном случае Управление Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в Ясногорском районе Тульской области, не имело право ограничивать пенсионера в праве выбора наиболее выгодного ему среднего заработка для перерасчета пенсии и обязано было при обращении ФИО1 произвести перерасчет пенсии с учетом конвертации заработной платы на основании представленных истцом документов.
Учитывая изложенное, суд исковые требования ФИО1 считает обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст.15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно было произвести для восстановления нарушенного права.
В соответствии со ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.
Судебные расходы в соответствии со ст.88 ГПК РФ состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Согласно ст.100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Из представленных квитанций следует, что судебные расходы ФИО1, связанные с уплатой государственной пошлины составили 400 рублей, с оплатой услуг представителя, в том числе составлению искового заявления 12000 рублей.
В процессе подготовки и рассмотрения дела представитель истца ФИО2 принимал участие в подготовке искового заявления и дважды участвовал в судебных заседаниях.
Обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные стороной, в пользу которого принят судебный акт, с другой стороны в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя, и тем самым- на реализацию требования статьи 17 (часть 3) Коституции Российской Федерации.
С учетом приведенных положений, конкретных обстоятельств дела, участия представителя в двух судебных заседаниях в процессе рассмотрения дела Ясногорским районным судом, суд полагает возможным требования ФИО1 в части возмещения расходов на оплату государственной пошлины в сумме 400 рублей удовлетворить в полном объеме, а требования о возмещении расходов на представителя, в том числе и составление искового заявления частично и взыскать с Управления Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в Ясногорском районе Тульской области в пользу ФИО1 в качестве возмещения расходов по оплате услуг представителя, в том числе и составление искового заявления сумму в размере 3000 рублей.
Суд находит, что сумма в размере 3000 рублей, которая подлежит взысканию с Управления Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в Ясногорском районе Тульской обалсти в пользу ФИО1 в качестве возмещения расходов по оплате услуг представителя является разумной.
При этом доводы представителей ответчика о том, что с Управления Пенсионного Фонда не могут быть взысканы судебные расходы, по тем основаниям, что расходование средств Пенсионного фонда РФ является исключительно целевым, суд считает не состоятельными, поскольку Пенсионный Фонд РФ имеет самостоятельный бюджет, утверждаемый отдельным федеральным законом.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования ФИО1 удовлетворить, ходатайство о взыскании судебных расходов удовлетворить частично.
Признать действия Управления Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в Ясногорском районе Тульской области, выразившиеся в отказе ФИО1 в перерасчете пенсии, исходя из ее среднемесячного заработка за период с 1985 года по 1989 год, в том числе за период с 1985 года по 1988 год по партийному билету №17778523, выданному 26.10.1979 года, подтверждающему заработок ФИО1 за данный период работы в совхозе «Маяк» в должности агронома-семеновода, незаконными.
Обязать Управление Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в Ясногорском районе Тульской области произвести ФИО1 перерасчет трудовой пенсии по старости, исходя из ее среднемесячного заработка за период с 1985 года по 1989 год (включительно), в том числе за период с 1985 года по1988 год (включительно) по партийному билету №17778523, выданному 26.10.1979 года, подтверждающему заработок ФИО1 за данный период работы в совхозе «Маяк» в должности агронома-семеновода с момента вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Управления Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в Ясногорском районе Тульской области в пользу ФИО1 судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины в сумме 400 рублей и составлением искового заявления и оплатой услуг представителя в сумме 3000 рублей, а всего в сумме 3400 рублей.
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд через Ясногорский районный суд в течение 10 дней с момента вынесения решения суда в мотивированной форме.
Председательствующий: