Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 июля 2015г. г.Иркутск
Кировский районный суд г.Иркутска в составе председательствующего судьи Мухаметовой С.И., при секретаре ,
с участием истца Б.А.А., представителя ответчика Правительства Иркутской области С.Н.А., действующей на основании доверенности от 23.01.2015г., представителя Министерства Финансов Иркутской области К.Б.П., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Б.А.А. к Правительству Иркутской области, Министерству финансов Иркутской области, Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о восстановлении права на получение жилищной субсидии, обязании выдать жилищный сертификат на получение жилищной субсидии,
У С Т А Н О В И Л :
Б.А.А. обратился в Кировский районный суд г. Иркутска с исковым заявлением (уточненным в порядке ст. 39 ГПК РФ) к Правительству Иркутской области, Министерству финансов Иркутской области, Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о восстановлении права на получение жилищной субсидии, обязании выдать жилищный сертификат на получение жилищной субсидии, указав, что он в ДД.ММ.ГГГГ., согласно постановления Правительства РФ № № от ДД.ММ.ГГГГ. и Федеральной целевой программы «Строительство на территории РФ для граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» вступил в простое ЖСК, которое с ДД.ММ.ГГГГ. постановление Главы администрации Иркутского района зарегистрировано как жилищно-строительный кооператив «Север». Указывает, что ДД.ММ.ГГГГ. он заключил договор с ЖСК на строительство одноквартирного дома в п<адрес> на сумму <данные изъяты>. со сроком сдачи до ДД.ММ.ГГГГ. Согласно постановления Губернатора Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ. №№ ему была выделена на бумаге жилищная субсидия в размере <данные изъяты> руб. Жилищную субсидию он не получал, она должна была переводиться застройщику, согласно п.4.1. Постановления Главы администрации Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ. № № В ДД.ММ.ГГГГ. он обратился в Иркутский районный суд с иском к ЖСК о расторжении договора на строительство одноквартирного дома, в связи с его неисполнением, взыскании суммы материального ущерба и морального вреда. В ходе судебного разбирательства выяснилось, что доказательств передачи денежных средств, составляющих жилищную субсидию, ЖСК со стороны ответчиков не предоставлено. Решением Иркутского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ. в иске ему отказано. Суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований в выплате ему суммы, выделенной из бюджета Иркутской области, по мнению суда, данное право принадлежит только распорядителю данных средств – Правительству Иркутской области или Прокурору. Указанное решение суда вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ. на основании апелляционного определения суда. В апелляционном определении от ДД.ММ.ГГГГ. суд указал, что истец не лишен возможности требовать исполнения обязательств, возникающих у государства в лице уполномоченных органов, на реализацию его права на получение жилищной субсидии, как гражданину, выехавшему из района Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Считает, что свое право на улучшение жилищных условий с использованием жилищной субсидии он не реализовал. Также указал, что срок исковой давности на заявленные им требования не распространяется. На основании изложенного просит удовлетворить заявленные требования в полном объеме, по основаниям указанным в иске, уточненном иске.
В судебном заседании истец Б.А.А. заявленные исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, указанным в иске, уточненном исковом заявлении, настаивал на удовлетворении.
В судебном заседании представитель ответчика Правительства Иркутской области С.Н.А., требования истца не признала в полном объеме. В обоснование своих вохражений указала на следующие обстоятельства: привлечение Правительства Иркутской области в качестве соответчика по данному гражданскому делу является необоснованным с правовой позиции. В соответствии с действующим законодательством истец и ответчик должны быть субъектами спорного материального правоотношения, следовательно, субъекты правовых отношений должны находиться в юридической связи, выраженной в наличии взаимосвязанных юридических прав и обязанностей. Правовой статус и полномочия Правительства Иркутской области установлены Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 184-ФЗ) и Уставом Иркутской области. Согласно п. 4 ст. 1 Федерального закона № 184-ФЗ полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливаются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации и могут быть изменены только путем внесения соответствующих поправок в Конституцию Российской Федерации и (или) пересмотра ее положений, путем внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в настоящий Федеральный закон, путем принятия новых федеральных законов, конституции (устава) и законов субъекта Российской Федерации либо путем внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в указанные действующие акты. В соответствии со ст. 9 Устава Иркутской области Правительство Иркутской области является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Иркутской области, входящим в систему органов государственной власти Иркутской области. В силу ст. 64 Устава Иркутской области в состав Правительства Иркутской области по должности входят: Губернатор Иркутской области, первые заместители Председателя Правительства Иркутской области, заместители Губернатора Иркутской области, заместители Председателя Правительства Иркутской области, министры Иркутской области. Таким образом, Правительство Иркутской области является исполнительным органом государственной власти Иркутской области специальной компетенции. Непосредственную реализацию на территории Иркутской области полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации федеральными законами, осуществляют исполнительные органы государственной власти Иркутской области в установленных сферах деятельности. В частности, уполномоченным органом на территории Иркутской области на предоставление социальных выплат и единовременных денежных выплат отдельным категориям граждан в целях реализации мер социальной поддержки в соответствии с законодательством является министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области в соответствии с Положением о министерстве социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, утвержденном постановлением Правительства Иркутской области от 18 сентября 2009 года № 261/40-пп. Кроме того, учитывая, что исковые требования заявителя носят имущественный характер и затрагивают вопросы расходования средств субвенций, выделяемых Российской Федерацией Иркутской области на реализацию отдельных полномочий, представление интересов областной казны в судах общей юрисдикции отнесено к полномочиям министерства финансов Иркутской области в соответствии с Положением о министерстве финансов Иркутской области, утвержденном постановлением Правительства Иркутской области от 23 декабря 2008 года № 120-пп. Привлечение лица к участию в разрешении гражданского дела в качестве ответчика в соответствии с действующим законодательством возможно в случае, если данное лицо является субъектом спорного материального правоотношения. В силу принципа диспозитивности только истец определяет, к кому предъявлять исковые требования (пункт 3 части 2 статьи 131 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) и в каком объеме требовать от суда защиты, однако Правительство Иркутской области не является субъектом спорного материального правоотношения. Исходя из статьи 131 ГПК РФ следует, что истец, обратившийся с требованием о защите нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса путем разрешения спора в судебном порядке, в исковом заявлении должен указать конкретные требования к каждому ответчику. Из искового заявления соблюдение указанного правила не усматривается. Между Б.А.А. и Правительством Иркутской области какие-либо правоотношения отсутствуют: Правительство Иркутской области не нарушало и не оспаривало субъективного права или охраняемый законом интерес истца. В соответствии со статьей 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным, постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица. Решением Иркутского районного суда в составе судьи Лозневой И.В. от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № №, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ согласно апелляционному определению судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда, по которому Правительство Иркутской области было привлечено в качестве третьего лица, истцу Б.А.А. было отказано в удовлетворении исковых требований. Правительство Иркутской области связано вступившим в законную силу судебным постановлением, из которого следует: «В соответствии с Постановлением Губернатора Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ № 308-п «О предоставлении жилищных субсидий» Б.А.А., в числе прочих граждан, предоставлена жилищная субсидия для приобретения жилья в размере <данные изъяты> руб. При оценке доводов апелляционной жалобы судебная коллегия учитывает, что в рамках возникших правоотношений между Б.А.А. и ЖСК истцом внесены личные денежные средства в сумме <данные изъяты> руб., которые и заявлены им к взысканию. Однако, как следует из материалов дела, истец согласился с обоснованностью доводов ответчика о выполнении работ ЖСК на сумму <данные изъяты>.» Согласно статье 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» предусмотрено, что жилищная субсидия может быть предоставлена гражданину только один раз. Таким образом, из вступившего в законную силу судебного постановления следует, что государство, в лице уполномоченных органов, выполнило свою обязанность по предоставлению жилищной субсидии Б.А.А. В связи с чем требования истца о восстановлении его права на получение жилищной субсидии и взыскании в его пользу жилищной субсидии на основании Постановлением Губернатора Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ. № №О предоставлении жилищных субсидий» являются незаконными и необоснованными.
В судебном заседании представитель ответчика Министерства Финансов Иркутской области К.Б.П., действующий на основании доверенности, считал заявленные требования незаконными, необоснованными и не подлежащими удовлетворению, просил отказать в полном объеме, указав следующее. Истцом выдвинуто требование о восстановлении права на получение жилищной субсидии и взыскании с министерства финансов Иркутской области жилищной субсидии, представленной в ДД.ММ.ГГГГ Данное требование не основано на нормах действующего законодательства. Поскольку, истец мог обратиться в течение трехлетнего срока исковой давности, установленного ст.196 ГК РФ. В соответствии со ст.203 ГК РФ течение срока исковой давности прерывается предъявлением иска в установленном порядке. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске (ч.2 ст.199 ГК РФ). Считают, что истцом пропущен срок для обращения в суд за защитой своих прав и интересов. С момента принятия постановления Губернатора Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ. № № прошло более четырнадцати лет. Также указывают, что истцом не представлено ни одного доказательства, что выделенная ему субсидия, была использована не по целевому назначению по вине исполнительных органов государственной власти Иркутской области. В соответствии с положением о министерстве юстиции Иркутской области, утвержденным постановлением Правительства Иркутской области ДД.ММ.ГГГГ. № №, министерство юстиции Иркутской области осуществляет защиту интересов Губернатора Иркутской области, Правительства Иркутской области в Конституционном Суде Российской Федерации, судах общей юрисдикции и арбитражных судах, а также по поручению Губернатора Иркутской области - в Федеральной службе судебных приставов и ее территориальных органах. Считают, что в данном деле необходимо участие министерства юстиции Иркутской области в качестве ответчика. Министерство финансов Иркутской области является органом специальной компетенции в сфере управления областными финансами в области финансов и, следовательно, не может, а в некоторых случаях и не вправе выступать в защиту интересов Иркутской области по существу исковых требований. Положение о министерстве финансов Иркутской области утверждено постановлением Правительства Иркутской области № № от ДД.ММ.ГГГГ.
Ответчик Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился, представил суду письменное заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие, а также представил письменные возражения, указав, что условия и порядок предоставления социальных выплат для приобретения жилья гражданам, выезжающим (выехавшим) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (далее - жилищная субсидия), регулируются Федеральным законом от 25.10.2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (далее - Федеральный закон № 125-ФЗ), а также принятыми в целях реализации указанного федерального закона Постановлениями Правительства Российской Федерации: от 10.12.2002 года № 879 «Об утверждении Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», от 21.03.2006 года № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011- 2015 годы». До принятия Федерального закона № 125-ФЗ условия и порядок предоставления жилищных субсидий для приобретения жилья гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, регулировались Федеральным законом от 25.07.1998 года № 131-ФЭ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (далее - Федеральный закон № 131-Ф3) (утратил силу с 01.01.2003 года). Согласно статье 4 Федерального закона № 131-Ф3 предоставление жилищных субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых находятся районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности. Из материалов дела следует, что в ДД.ММ.ГГГГБ.А.А. в соответствии с Федеральным законом № 131-Ф3, постановлением Губернатора Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ № № «О предоставлении жилищных субсидий» на основании постановлений мэров городов и районов области и решений областной комиссии по вопросам предоставления жилья гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей была предоставлена жилищная субсидия для приобретения жилья, в размере в размере <данные изъяты> руб. До ДД.ММ.ГГГГ года (в период предоставления Б.А.А. жилищной субсидии) порядок организации работы по предоставлению жилищных субсидий на территории Иркутской области регулировался Постановлением главы администрации Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ № 201-пг «О порядке предоставления жилищных субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (далее - постановление № №), постановлением Губернатора Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ № 355-п «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», распоряжением Губернатора Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ № 9-р «О порядке распределения жилья, строящегося для граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей». Так, согласно пункту 4.1 Порядка предоставления жилищных субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного постановлением № 201-пг, жилищные субсидии предоставляются гражданам в безналичной форме путем перечисления администрацией Иркутской области соответствующих средств застройщикам (домовладельцам) при наличии договоров о строительстве (приобретении) жилья. Органы местного самоуправления ежегодно, по состоянию на 1 января и 1 июня текущего года, направляют в комитет по развитию Севера аппарата администрации Иркутской области списки очередности граждан, желающих получить жилищную субсидию. Областная Комиссия по вопросам предоставления жилья гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на основании представленных соответствующими органами местного самоуправления списков, принимает решения о предоставлении жилищных субсидий конкретным гражданам с указанием оснований их получения и размеров. На основании решений указанной комиссии готовятся постановления Губернатора Иркутской области о предоставлении жилищных субсидий конкретным гражданам (пункты 4.5, 4.6. Порядка предоставления жилищных субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного постановлением № 201-пг). Согласно подпункту 4.4 пункта 4 Порядка предоставления жилищных субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного постановлением № 201-пг, действовавшего на момент принятия Постановления № 308-п, граждане, желающие получить жилищную субсидию, обращались в органы местного самоуправления по месту жительства с соответствующим заявлением и установленным перечнем документов. Таким образом, оформление документов по предоставлению жилищных субсидий на приобретение жилья, а также перечисление социальных выплат, до ДД.ММ.ГГГГ года осуществлялось Комитетом по развитию Севера аппарата администрации Иркутской области совместно с органами местного самоуправления Иркутской области. Только в 2005 году постановление Администрации Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ № № «Об организации работы в Иркутской области по предоставлению жилищных субсидий гражданам, выезжающим (выехавшим) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (утратил силу, в связи со вступлением в силу постановления Правительства Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ № 115-пп) полномочия по вопросам предоставления за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий гражданам, выезжающим (выехавшим) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей переданы в исполнительный орган государственной власти Иркутской области по управлению в области социальной защиты. Документы, устанавливающие передачу полномочий в порядке правопреемства Комитета по развитию Севера аппарата администрации Иркутской области министерству, отсутствуют. Таким образом, министерством до ДД.ММ.ГГГГ года не осуществлялась выдача жилищных субсидии гражданам, выезжающим (выехавшим) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в связи с чем, предоставить учетное дело Б.А.А., в том числе платежные поручения, не представляется возможным. На основании изложенного, полагают, что министерство является ненадлежащим ответчиком. Согласно пункту 11 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 года № 153, право на улучшение жилищных условий с использованием жилищных субсидий, предоставляется только один раз. Кроме того, истцом пропущен срок исковой давности. Статьей 195 ГК РФ предусматривается срок исковой давности для защиты права по иску лица, право которого нарушено. В соответствии с пунктом 1 статьи 196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года. Согласно пункту 1 статьи 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Согласно пункту 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.11.2001 года № 15 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.11.2001 года № 18 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» в соответствии со статьей 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. В соответствии со статьей 199 ГК РФ истечение срока исковой давности, о применении которого заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске. Поскольку, Б.А.А. узнал о нарушении в ДД.ММ.ГГГГ (п. 3.1. договора на строительство 1-квартирного дома ЖСК «Север» для граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и граждан, выехавших из указанных районов и местностей не ранее 01.01.1992 года и нуждающихся в улучшении жилищных условий от 26.06.1998 года), то срок исковой давности истек в ДД.ММ.ГГГГ году, тогда как в суд для защиты нарушенного права истец обратился только в 2015 году. Доказательств, отвечающих принципам относимости, допустимости, достоверности и достаточности наличия уважительных причин пропуска срока исковой давности, истцом не представлено, тогда как, исходя из смысла статьи 205 ГК РФ, бремя доказывания данных обстоятельств лежит на стороне истца.
Заслушав стороны, изучив материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с Федеральным законом от 25.07.1998г. № 131 ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (действовавшим до 01.01.2003г.), а также Положением о предоставлении жилищных субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденным постановлением Губернатора Иркутской области от 09.07.2001г. № 335-п, учет граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии и претендующих на ее получение, осуществлялся исполнительными органами местного самоуправления по месту жительства граждан.
С 01.01.2003г. действует Федеральный закон РФ от 25.10.2002г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
Государственные жилищные сертификаты реализуются в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006г. №153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы».
Пунктом 11 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы» предусмотрено право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, только 1 раз.
Порядок организации работы по предоставлению жилищных субсидий на территории Иркутской области до 2005г. регулировался Постановлением главы администрации Иркутской области от 26.11.1998г. №201-гп «О порядке предоставления жилищных субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», Постановлением Губернатора Иркутской области от 09.07.2001г. №355-п «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», распоряжением Губернатора Иркутской области от 12.01.1998г. №9-р «О порядке распределения жилья, строящегося для граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
Пунктом 4.1. Порядка предоставления жилищных субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного постановлением №201-пг, действовавшего на момент принятия Постановления № 308-п предусмотрено, что жилищные субсидии предоставляются гражданам в безналичной форме путем перечисления администрацией Иркутской области соответствующих средств застройщикам (домовладельцам) при наличии договоров о строительстве (приобретении) жилья.
Судом установлено, что на основании Постановления Губернатора Иркутской области от 29.06.2000г. №308-п «О предоставлении жилищных субсидий» в соответствии с Федеральным законом от 25.07.1998г. «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», Порядком предоставления жилищных субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденным постановлением главы администрации области от 26.11.1998г. №201-пг, на основании постановлений мэров городов и районов области и решений областной комиссии по вопросам предоставления жилья гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей от ДД.ММ.ГГГГ., Б.А.А. для приобретения жилья предоставлена жилищная субсидия в размере <данные изъяты> руб.
Истцом в материалы дела представлен Договор от ДД.ММ.ГГГГ. на строительство одноквартирного дома ЖСК для граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и граждан, выехавших из указанных районов и местностей не ранее ДД.ММ.ГГГГ и нуждающихся в улучшении жилищных условий, заключенного между ЖСК» и Б.А.А., в дальнейшем «Застройщик» являющийся членом ЖСК «Север» и действующий на основании Устава ЖСК «Север» и Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» 1996г. с другой стороны.
В соответствии п.1.1. ст.1 Договора ЖСК обязуется построить индивидуальный одноквартирный дом Б.А.А. за счет выделяемых жилищных субсидий и денежного вклада члена ЖСК.
Стоимость цены одноквартирного дома составляет <данные изъяты> тыс. руб. в ценах 1998г. (п.2.1. ст.2 Договора).
ЖСК обязуется в соответствии с утвержденной проектно-сметной документацией осуществлять строительство в срок до ДД.ММ.ГГГГ. при поступлении средств из Федерального бюджета по целевой программе «Жилищные субсидии для граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» и регулярных платежей из личных сбережений. (п.3.1. ст.3 договора)
Оплатой за выполнение строительно-монтажные работы является выделяемая жилищная субсидия, предусмотренная бюджетом Российской Федерации в 1998г., и которая является частью составляющей будущего взаимозачета по Федеральной программе «Жилище». За счет жилищной субсидии оплачивается <данные изъяты> сметной стоимости дома(п.4.1. ст.4 договора)
Настоящий договор вступает в силу со дня его подписания и заканчивает свое действие после оплаты Застройщиком выполненных работ по настоящему договору. ( ст.7 Договора).
Таким образом, материалами дела подтверждено, что Б.А.А. в рамках действующего законодательства была предоставлена государственная жилищная субсидия для приобретения (строительства) жилья, своим гражданским правом Б.А.А. воспользовался, заключив договор от ДД.ММ.ГГГГ. на строительство одноквартирного дома ЖСК «Север» для граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и граждан, выехавших из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года и нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Кроме того, рассматривая доводы возражения ответчиков о пропуске срока исковой давности, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.
На основании ст. 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
В соответствии со ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
Для отдельных видов требований законом могут устанавливаться специальные сроки исковой давности, сокращенные или более длительные по сравнению с общим сроком. (п. 1 ст. 197 ГК РФ).
Согласно п.11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.11.2001г. №15 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.11.2001г. №18 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса российской Федерации об исковой давности» в соответствии со ст. 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинает со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Так, из представленных истцом в материалы дела письма Контрольно-Счетной Палаты Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ. №№, письма Прокуратуры Иркутского района от ДД.ММ.ГГГГ. №, письма Прокуратуры Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ. № следует, что истцу Б.А.А. с момента обращения в ДД.ММ.ГГГГ. было известно о нарушении его прав, кроме того, истец являлся членом ЖСК а значит срок исковой давности истек в ДД.ММ.ГГГГ., тогда как в суд для защиты нарушенного права истец обратился в ДД.ММ.ГГГГ. ( ДД.ММ.ГГГГ. вх.№№)
В соответствии с ч. 2 ст. 199 ГК РФ истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Поскольку ответчиком было заявлено о пропуске истцом срока исковой давности, доказательства уважительности причин пропуска данного срока истцом не представлены, в материалах дела отсутствуют, заявленные требования Б.А.А. подлежат оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Б.А.А. к П.И. области, Министерству финансов Иркутской области, Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о восстановлении права на получение жилищной субсидии, обязании выдать жилищный сертификат на получение жилищной субсидии- оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г. Иркутска в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья: С.И.Мухаметова
Мотивированный текст решения изготовлен 27.07.2015 г.
<данные изъяты>