ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2630/20 от 03.09.2020 Ново-савиновского районного суда г. Казани (Республика Татарстан)

16RS0049-01-2020-002277-35

Дело №2- 2630/2020

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

03 сентября 2020 года город Казань

Ново-Савиновский районный суд города Казани в составе:

председательствующего судьи Султановой И.М.,

при секретаре судебного заседания Разваловой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан в защиту интересов Мирзоевой Сагили Мирзахановны, Бакирова Эйнара Анасовича к товариществу собственников жилья «Дуслык» о признании действий незаконными, обязании исключить из счетов на оплату жилищно- коммунальных услуг графу «Прочие расходы», взыскании убытков и компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

Управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан обратилось в суд в защиту интересов Мирзоевой Сагили Мирзахановны, Бакирова Эйнара Анасовича к товариществу собственников жилья «Дуслык» о признании действий незаконными, обязании исключить из счетов на оплату жилищно- коммунальных услуг графу «Прочие расходы», взыскании убытков и компенсации морального вреда.

В обоснование своих исковых требований истцом указано, что --.--.---- г. на личном приеме у руководителя Управления граждане Мирзоева С.М. и Бакиров Э.А. просили защитить их права и обратиться в суд с исковым заявлением к ТСЖ «Дуслык» об исключении строки «Прочие расходы» из счет-фактуры.

Из представленных документов следует, что Мирзоева С.М., Бакиров Э.А. являются собственниками жилого помещения, расположенного по адресу: ... ....

Управление многоквартирным домом осуществляет ТСЖ «Дуслык».

Общим собранием собственников помещений ТСЖ «Дуслык» от --.--.---- г. принято решение о введении в счет-фактуру дополнительной графы «Прочие расходы» для сбора средств по обеспечению охраны придомовой территории.

С --.--.---- г. года ТСЖ «Дуслык» ежемесячно начисляет плату в размере 600 рублей, а с --.--.---- г. года по сей день, плата увеличена до 700 рублей.

Порядок начисления платы за жилищно-коммунальные услуги и перечень жилищно-коммунальных услуг, обязательных для оплаты, установлен статьей 154 ЖК РФ, постановлением Правительства РФ №354, Постановлением Правительства РФ №491.

Пунктом 11 Правил содержания общего имущества многоквартирного дома, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года №491 определен исчерпывающий перечень составляющих содержания общего имущества, то есть определено, какие мероприятия относятся к содержанию общего имущества.

При этом согласно, указанной правовой нормы охрана придомовой территории не является составной частью содержания общедомового имущества.

В связи с чем, оплату за фактически потребленные коммунальные услуги и содержание жилого помещения Мирзоева С.М. производят в полном объеме и своевременно, а начисление и включение в счета-квитанции услуги за «Прочие расходы» собственник не оплачивает, поскольку данная услуга является навязанной ТСЖ и не является платой на содержание общего имущества.

«Прочие расходы» непосредственно не обеспечивают содержание общедомового имущества в соответствии с требованиями законодательства и в указанный перечень не входят. Таким образом, данная услуга не является жилищно-коммунальной услугой и услугой по содержанию общедомового имущества, и может рассматриваться лишь в качестве дополнительной. К тому же в жилищном законодательстве отсутствует само понятие «Прочие расходы» и никакими нормативными актами не закреплено.

Услуга «Прочие расходы» не содержится ни в одном нормативном акте, ни в Гражданском кодексе, ни в Жилищном кодексе, ни в законе «О защите прав потребителей» данного понятия не существует. Все услуги, работы, товары должны иметь конкретное наименование, а не абстрактное наименование как «Прочие расходы». Исполнитель обязан предоставлять потребителю необходимую информацию о товаре, услуге.

Вопрос о предоставлении дополнительных услуг, то есть услуг, не относящихся к услугам по содержанию жилого помещения и коммунальным услугам, ни указанным перечнем, ни иными нормами жилищного законодательства к компетенции общего собрания собственников не отнесен.

«Прочие расходы» не являются ни коммунальной услугой, ни услугой по содержанию и ремонту жилого помещения, и не входят в структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги, а является дополнительной услугой, которая может предоставляться добровольно на основании заключенного письменного договора. В соответствии с частью 3 статьи 16 Закона «О защите прав потребителей» исполнитель не вправе без согласия потребителя выполнять дополнительные работы, услуги за плату. Потребитель вправе отказаться от оплаты таких услуг, а если они оплачены, потребовать возврата оплаченной суммы. Согласие потребителя на выполнение дополнительных услуг за плату оформляется в письменной форме. Мирзоева С.М., Бакиров Э.А. свое согласие на данную услугу не давали ни в устном, ни в письменном виде. Таким образом, ТСЖ не вправе навязывать за плату какие-либо дополнительные услуги и работы.

В связи с чем, оказание услуг «Прочие услуги» и выставление платы за данную услугу, не являющейся услугой по содержанию и ремонту жилого помещения, без согласия потребителя на получение такой услуги, является в силу статьи 16 Закона «О защите прав потребителей» навязыванием за плату дополнительной услуги без согласия потребителя.

ТСЖ «Дуслык» в нарушение действующего законодательства о защите прав потребителей пытается навязать услуги, не связанные с предоставлением коммунальных услуг и содержанием общего имущества многоквартирного дома, а именно услугу охраны придомовой территории.

Согласно действующему жилищному законодательству РФ, Закону «о защите прав потребителей», ТСЖ не вправе возлагать на собственника жилого помещения обязанности, не предусмотренные Законом, в том числе по возмещению затрат по охране придомовой территории.

Однако, ответчик в нарушение действующего законодательства о защите прав потребителей навязывает услуги, не связанные с предоставлением коммунальных услуг и содержанием общего имущества многоквартирного дома, а именно услугу охраны придомовой территории.

Таким образом, ТСЖ «Дуслык» неправомерно начисляет плату в счет- фактуру ежемесячно 600 рублей в период с --.--.---- г. года, и 700 рублей с --.--.---- г. года, итого на общую сумму в размере 39 700 рублей.

В связи с изложенным, истец просил признать действия ответчика по начислению и взиманию платы в счет оплаты услуг «Прочие расходы» незаконными; обязать ответчика исключить из счетов на оплату жилищно-коммунальных услуг Мирзоевой С.М., Бакирова Э.А. графу с наименованием «Прочие расходы»; взыскать с ответчика в пользу Мирзоевой С.М., Бакирова Э.А. убытки в размере 39 700 рублей и компенсацию морального вреда в размере 20 000 рублей.

Определением суда к рассмотрению дела в порядке статьи 47 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации привлечена Государственная жилищная инспекция Республики Татарстан.

Представитель Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан в судебном заседании исковые требования поддержала, просила их удовлетворить в полном объеме.

Истцы Мирзоева С.М., Бакиров Э.А. в судебном заседании исковые требования поддержали, просили их удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика исковые требования не признал, просил в их удовлетворении отказать.

Представитель Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан считает исковые требования подлежащими удовлетворению.

Выслушав стороны и исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с нормами статьи 16 Закона РФ «О защите прав потребителей»

1. Условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.

Если в результате исполнения договора, ущемляющего права потребителя, у него возникли убытки, они подлежат возмещению изготовителем (исполнителем, продавцом) в полном объеме.

3. Продавец (исполнитель) не вправе без согласия потребителя выполнять дополнительные работы, услуги за плату. Потребитель вправе отказаться от оплаты таких работ (услуг), а если они оплачены, потребитель вправе потребовать от продавца (исполнителя) возврата уплаченной суммы. Согласие потребителя на выполнение дополнительных работ, услуг за плату оформляется продавцом (исполнителем) в письменной форме, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно положениям статьи 154 Жилищного кодекса РФ,

1. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя:

1) плату за пользование жилым помещением (плата за наем);

2) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее также - коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме). Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда;

3) плату за коммунальные услуги.

1.1. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования включает в себя:

1) плату за наем жилого помещения, устанавливаемую в соответствии со статьей 156.1 настоящего Кодекса;

2) плату за коммунальные услуги.

2. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:

1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме;

2) взнос на капитальный ремонт;

3) плату за коммунальные услуги.

3. Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

4. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.

5. В случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в многоквартирном доме, в случаях, если собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами, в том числе плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.

В соответствии с пунктом 11 Правил содержания общего имущества многоквартирного дома, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 года №491, содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя:

а) осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан;

б) обеспечение готовности внутридомовых инженерных систем электроснабжения и электрического оборудования, входящих в состав общего имущества, к предоставлению коммунальной услуги электроснабжения;

в) поддержание помещений, входящих в состав общего имущества, в состоянии, обеспечивающем установленные законодательством Российской Федерации температуру и влажность в таких помещениях, в том числе посредством постоянного поддержания в открытом состоянии в течение всего календарного года одного продуха помещений подвалов и технических подполий, входящих в состав общего имущества, в случае наличия продухов в таких помещениях;

г) уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества;

д) сбор и вывоз жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме;

д(1)) организацию мест для накопления и накопление отработанных ртутьсодержащих ламп и их передачу в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I - IV класса опасности;

д(2)) работы по содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями. Указанные работы не включают уборку мест погрузки твердых коммунальных отходов.

В настоящих Правилах понятие "уборка мест погрузки твердых коммунальных отходов" используется в значении, предусмотренном Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641";

е) меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности;

ж) содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества;

з) текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества;

и) проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий;

к) обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.), за исключением случаев, когда обязанность по установке и вводу в эксплуатацию приборов учета электрической энергии возложена на гарантирующего поставщика в соответствии с Федеральным законом "Об электроэнергетике";

л) приобретение холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в таком доме при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность такого потребления, отведения (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг).

В соответствии с Выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от --.--.---- г. собственниками ... ...... ... являются Мирзоева Сагиля Мирзахан кызы и Бакиров Эйнар Анасович.

Данным многоквартирным домом управляет и обслуживает Товарищество собственников жилья (ТСЖ) «Дуслык».

Из пояснений истцов Мирзоевой С.М. и Бакирова Э.А. в судебном заседании следует, что ответчик с февраля 2015 года незаконно начисляет им к оплате в составе жилищно- коммунальных услуг в Графе «Прочие расходы» расходы по обеспечению охраны придомовой территории. Данные расходы, по мнению истцов являются незаконными, поскольку она является дополнительной услугой, на оказание которой они своего согласия не давали; договоров на оказание данной услуги с истцами ТСЖ не заключал. Указанную услугу они ни разу не оплачивали, однако, оплаченную ежемесячно сумму жилищно- коммунальных платежей ответчик разносит по всем статьям счет- фактуры, образовывая таким образом общую задолженность по жилищно- коммунальным услугам.

Из пояснений представителя ответчика следует, что сбор данных средств по обеспечению охраны придомовой территории в Графе «Прочие расходы» в составе счет- фактуры по оплате жилищно- коммунальных платежей утвержден решением общего собрания собственников помещений от --.--.---- г., а потом продлен и увеличен его размер на основании решения общего собрания собственников дома от --.--.---- г.. Поскольку сбор данных средств одобрили большинство собственников жилья, утвержден решением общего собрания собственников, данные расходы являются законными. На сегодняшний день, по представлению прокурора замечания со стороны ТСЖ устранены, а именно Графа «Прочие расходы» выведена в отдельную счет- фактуру. Кроме того, считает, что данные платежи не могут быть взысканы с ТСЖ в виде убытков, поскольку решением Ново- Савиновского районного суда города Казани, вступившим в законную силу на основании Апелляционного определения Верховного суда РТ, данные средства по обеспечению охраны придомовой территории в Графе «Прочие расходы» уже взысканы с Мирзоевой С.М. и Бакирова Э.А., законность данных сборов уже проверена и подтверждена указанным решением суда.

Из представленных суду за --.--.---- г. гг. счетов- фактур по оплате жилищных коммунальных платежей на ... ... следует, что в перечень жилищно- коммунальных платежей включена графа «Прочие расходы», и по нему ежемесячно начисляются платежи по 700 рублей.

При разрешении настоящего спора суд исходит из следующего.

Решением общего собрания собственников помещений Товарищества собственников жилья «Дуслык», оформленным в виде Протокола №-- годового общего собрания собственников помещений Товарищества собственников жилья «Дуслык» от --.--.---- г., установлено (пункт 6 Решения) ввести с --.--.---- г. в счет- фактуре по оплате коммунальных платежей дополнительно графу «Прочие расходы» для сбора средств по обеспечению охраны придомовой территории в сумме 600 рублей в месяц.

Из Приложения к протоколу общего собрания ТСЖ «Дуслык» по ... ... за №-- от --.--.---- г. по вопросу повестки дня №-- «О введении с --.--.---- г. в счет- фактуре по оплате коммунальных платежей дополнительной графы «прочие расходы» с утверждением условий оплаты сбора средств, следует, что данные расходы и бремя содержания возложены на собственников жилья ... ..., имеющих парковочные места под личный автомобильный транспорт в размере 600 рублей в месяц.

Решением общего собрания собственников жилья, членов ТСЖ «Дуслык» многоквартирного ... ... в очно-заочной форме, оформленным в виде Протокола общего собрания собственников жилья, членов ТСЖ «Дуслык» многоквартирного ... ... в очно-заочной форме от --.--.---- г., утверждена (пункт 8 Решения) оплата в размере 700 рублей по ст. «прочие расходы на квартиру»- охрана общедомовой собственности, расположенной на придомовой территории с --.--.---- г. года.

В соответствии с пунктом 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации, к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся:

1) принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме, об использовании фонда капитального ремонта, о переустройстве и (или) перепланировке помещения, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме;

1.1) принятие решений о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, выборе лица, уполномоченного на открытие специального счета в российской кредитной организации, совершение операций с денежными средствами, находящимися на специальном счете;

1.1-1) принятие решений о размере взноса на капитальный ремонт в части превышения его размера над установленным минимальным размером взноса на капитальный ремонт, минимальном размере фонда капитального ремонта в части превышения его размера над установленным минимальным размером фонда капитального ремонта (в случае, если законом субъекта Российской Федерации установлен минимальный размер фонда капитального ремонта), размещении временно свободных средств фонда капитального ремонта, формируемого на специальном счете, на специальном депозите в российской кредитной организации;

1.2) принятие решений о получении товариществом собственников жилья либо жилищно-строительным кооперативом, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, управляющей организацией и при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме лицом, уполномоченным решением общего собрания таких собственников, кредита или займа на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, об определении существенных условий кредитного договора или договора займа, о получении данными лицами гарантии, поручительства по этим кредиту или займу и об условиях получения указанных гарантии, поручительства, а также о погашении за счет фонда капитального ремонта кредита или займа, использованных на оплату расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, и об уплате процентов за пользование данными кредитом или займом, оплате за счет фонда капитального ремонта расходов на получение указанных гарантии, поручительства;

2) принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им, а также о заключении соглашения об установлении сервитута, соглашения об осуществлении публичного сервитута в отношении земельного участка, относящегося к общему имуществу в многоквартирном доме;

2.1) принятие решений о благоустройстве земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и который относится к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе о размещении, об обслуживании и эксплуатации элементов озеленения и благоустройства на указанном земельном участке;

3) принятие решений о пользовании общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме иными лицами, в том числе о заключении договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, если для их установки и эксплуатации предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме;

3.1) принятие решений об определении лиц, которые от имени собственников помещений в многоквартирном доме уполномочены на заключение договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (в том числе договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций), на представление документов на согласование переустройства и (или) перепланировки помещения, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, на заключение соглашения об установлении сервитута, соглашения об осуществлении публичного сервитута в отношении земельного участка, относящегося к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, и о лицах, уполномоченных на подписание указанных соглашений, а также о порядке получения денежных средств, предусмотренных указанными соглашениями на условиях, определенных решением общего собрания;

3.2) принятие решений об использовании при проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного голосования системы или созданной на основании решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации региональной информационной системы, используемой для проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного голосования (далее - региональная информационная система), при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в многоквартирном доме, а также иных информационных систем независимо от способа управления многоквартирным домом;

3.3) принятие решений об определении лиц, которые от имени собственников помещений в многоквартирном доме уполномочены на использование системы или иных информационных систем при проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного голосования (далее - администратор общего собрания);

3.4) принятие решения о порядке приема администратором общего собрания сообщений о проведении общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме, решений собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, а также о продолжительности голосования по вопросам повестки дня общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного голосования с использованием системы;

3.5) принятие решения о порядке финансирования расходов, связанных с созывом и организацией проведения управляющей организацией, правлением товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива общего собрания в соответствии с частью 6 статьи 45 настоящего Кодекса;

4) выбор способа управления многоквартирным домом;

4.1) принятие решений о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме;

4.2) принятие решения о наделении совета многоквартирного дома полномочиями на принятие решений о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме;

4.3) принятие решения о наделении председателя совета многоквартирного дома полномочиями на принятие решений по вопросам, не указанным в части 5 статьи 161.1 настоящего Кодекса, за исключением полномочий, отнесенных к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме;

4.4) принятие решения о заключении собственниками помещений в многоквартирном доме, действующими от своего имени, в порядке, установленном настоящим Кодексом, соответственно договора холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) (далее также - договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг), договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами;

4.5) принятие решения о согласии на перевод жилого помещения в нежилое помещение.

5) другие вопросы, отнесенные настоящим Кодексом к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Из анализа вышеуказанных норм закона следует, что введение обязательных дополнительных услуг, как «Прочие расходы» на обеспечение охраны придомовой территории в компетенцию общего собрания собственников многоквартирного дома не входит.

В силу пункта 3 статьи 181.5 Гражданского кодекса Российской Федерации, вышеуказанные решения общего собрания многоквартирного ... ... в части введения графы «Прочие расходы» на обеспечение охраны придомовой территории являются ничтожными.

Таким образом, данная услуга - «Прочие расходы» на обеспечение охраны придомовой территории, не является жилищно- коммунальной услугой и услугой по содержанию общедомового имущества, предусмотренной законом. Следовательно, данная услуга может являться лишь дополнительной услугой, на условиях добровольно заключенного договора.

При таких обстоятельствах, оказание услуг «Прочие расходы» и выставление платы за данную услугу, не являющейся услугой по содержанию и ремонту жилого помещения и общедомового имущества, без согласия потребителя на получение такой услуги является в силу статьи 16 Закона РФ «О защите прав потребителей» навязыванием за плату дополнительной услуги без согласия потребителя.

При изложенных выше обстоятельствах, исковые требования истца в части признания действий ответчика- ТСЖ «Дуслык» по начислению и взиманию платы в счет оплаты услуг «Прочие расходы» незаконными, и обязании исключить из счетов на оплату жилищно-коммунальных услуг графу «Прочие расходы» подлежат удовлетворению.

При этом, доводы представителя ответчика о том, что указанные «Прочие расходы» уже взысканы с истцов на основании вступившего в законную силу решения суда, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку предметом спора по решению Ново- Савиновского районного суда города Казани от --.--.---- г. были жилищно- коммунальные услуги, а не законность и правомерность введенных и начисленных дополнительных услуг в графе «Прочие расходы».

Требования Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан в части взыскания убытков в размере 39 700 рублей не подлежат удовлетворению исходя из следующего.

Как пояснили истцы Мирзоева С.М. и Бакиров Э.А. в судебном заседании, за весь спорный период с --.--.---- г. года указанные в счет- фактуре «Прочие расходы» они не оплачивали. Данный факт не оспаривал и представитель ответчика. Однако, платежи по жилищно- коммунальным услугам ответчик распределял по всем графам, указанным в счетах- фактурах, в том числе и по графе «Прочие расходы», определив таким образом общий долг по жилищно- коммунальным платежам.

С учетом указанного, размер убытков, то есть незаконно оплаченных либо удержанных денежных средств установить в судебном заседании невозможно.

А потому, суд приходит к выводу о необходимости обязывания ответчика- ТСЖ «Дуслык» произвести перерасчет платы по жилищно-коммунальным услугам по ... ..., исключив из суммы задолженности долг по графе «Прочие расходы» за весь спорный период с --.--.---- г. года.

При разрешении исковых требований истца в части компенсации морального вреда суд исходит из следующего.

Согласно статье 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом) или организацией, выполняющей функции изготовителя (продавца) на основании договора с ним, прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

Поскольку, судом установлено, что нарушение прав истцов - потребителей связано с виновным поведением ответчика, а компенсация морального вреда прямо предусмотрена законом и в случае нарушения прав потребителя предполагается, суд находит так же обоснованными и законными требования о компенсации морального вреда.

При этом, руководствуясь требованиями разумности и справедливости, учитывая индивидуальные особенности сторон, суд полагает возможным определить размер компенсации морального вреда в сумме 3 000 рублей в пользу каждого из истцов.

Согласно пункту 6 статьи 13 Закона РФ «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере 50% от суммы, присужденного судом в пользу потребителя.

Поскольку, ответчик нарушил права истцов, суд считает необходимым взыскивать с ответчика штраф в пользу потребителей.

Размер штрафа, подлежащего взысканию в соответствии с законом составляет 50% от взыскиваемой суммы, что в денежном выражении составляет 1 500 рублей в пользу каждого из истцов.

При этом ходатайств о снижении размера штрафа от представителя ответчика в суд не поступало, а по собственному усмотрению снижать размер штрафа оснований суд не находит.

Таким образом, исковые требования Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан в защиту интересов Мирзоевой Сагили Мирзахановны, Бакирова Эйнара Анасовича к товариществу собственников жилья «Дуслык» о признании действий незаконными, обязании исключить из счетов на оплату жилищно-коммунальных услуг графу «Прочие расходы», взыскании убытков и компенсации морального вреда суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению частично.

Государственная пошлина, от уплаты которой, истец был освобожден при подаче иска в суд, по правилам статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации подлежит взысканию с ответчика в соответствующий бюджет.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 56, 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан в защиту интересов Мирзоевой Сагили Мирзахановны, Бакирова Эйнара Анасовича к товариществу собственников жилья «Дуслык» о признании действий незаконными, обязании исключить из счетов на оплату жилищно-коммунальных услуг графу «Прочие расходы», взыскании убытков и компенсации морального вреда удовлетворить частично.

Признать действия товарищества собственников жилья «Дуслык» по начислению и взиманию платы «Прочие расходы» в счет- фактуре по оплате жилищно- коммунальных услуг по ... ... незаконными.

Обязать товарищество собственников жилья «Дуслык» исключить из счетов на оплату жилищно-коммунальных услуг по ... ..., принадлежащей Мирзоевой Сагиле Мирзахановне, Бакирову Эйнару Анасовичу графу «Прочие расходы».

Обязать товарищество собственников жилья «Дуслык» произвести перерасчет платы по жилищно-коммунальных услугам по ... ..., исключив из суммы задолженности долг по графе «Прочие расходы» за период с февраля 2015 года по февраль 2020 года.

Взыскать с товарищества собственников жилья «Дуслык» в пользу Мирзоевой Сагили Мирзахановны компенсацию морального вреда в размере 3 000 (три тысячи) рублей и штраф в размере 1 500 (одна тысяча пятьсот) рублей.

Взыскать с товарищества собственников жилья «Дуслык» в пользу Бакирова Эйнара Анасовича компенсацию морального вреда в размере 3 000 (три тысячи) рублей и штраф в размере 1 500 (одна тысяча пятьсот) рублей.

В удовлетворении остальной части исковых требований Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан в защиту интересов Мирзоевой Сагили Мирзахановны, Бакирова Эйнара Анасовича к товариществу собственников жилья «Дуслык» о взыскании убытков и компенсации морального вреда отказать.

Взыскать с товарищества собственников жилья «Дуслык» государственную пошлину в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, предусмотренным бюджетным законодательством Российской Федерации, в размере 1 500 (одна тысяча пятьсот) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Ново-Савиновский районный суд города Казани.

Судья: (подпись) Султанова И.М.