ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2632/14 от 19.11.2014 Московского районного суда г. Нижнего Новгорода (Нижегородская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

19 ноября 2014 г.

Московский районный суд г. Н.Новгорода в составе: председательствующего судьи Лопатиной И.В, при секретаре Сметаниной Н.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

ФИО1 к администрации города Нижнего Новгорода, администрации Московского района г.Н.Новгорода о признании бездействия незаконным, обязании предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения,

У с т а н о в и л:

Истица ФИО1 обратилась в суд с иском к ответчикам, мотивируя тем, что согласно свидетельству о ее рождении в графе мать значится О* Т. Л., в графе отец значится М* А. А.. Согласно решению Московского районного суда г.Н.Новгорода от 27 января 2009 года, отец ФИО2 был признан безвестно отсутствующим с 1 августа 2001года. Решение вступило в законную силу 09.02.2009 года. Согласно свидетельству о смерти 29.01.2008 года умерла мать О* ФИО3 образом, она в возрасте 16 лет осталась сиротой без попечения обоих родителей. На момент смерти матери она проживала с ней и была зарегистрирована в жилом помещении по адресу: *. При жизни мать состояла на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении в Администрации Московского района г.Н.Новгорода. После смерти матери за истицей было сохранено такое право, и на основании решения Московского районного суда от 29 июля 2013года №* с ней был заключен договор социального найма жилого помещения по вышеуказанному адресу. Решением Городской Думы города Нижнего Новгорода от 18.09.2013г. № 116 «О положении о порядке обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в муниципальном образовании города Нижнего Новгорода» истица была включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в целях обеспечения жилыми помещениями специализированного жилищного фонда с 30.10.2013 года. Жилым помещением она должна была быть обеспечена до 11.08.2013 года, согласно письму администрации Московского района города Нижнего Новгорода от 26.12. 2013 года. Однако в силу бездействия ответчиков на настоящее время она жилым помещением не обеспечена, проживает в помещении не приспособленном для проживания. В указанном помещении значатся зарегистрированными: М* А. Ал., его несовершеннолетний сын М*А. А., *г.р. и его несовершеннолетняя дочь М* А. А., * г.р., М* С. А. и его несовершеннолетняя дочь Р* М. С., *г..р., М* О. А. инвалид I группы, М* Н. А. инвалид II группы, которые все состоят на учете на получение жилых помещений. Проживать в таких условиях невозможно. Истица обратилась в Администрацию Московского района г.Н.Новгорода с заявлением о предоставлении жилого помещения, они готовы были предоставить жилое помещение без ванной комнаты, туалета в аварийном доме, от которого она отказалась. На ее просьбу предоставить безопасное жилое помещение, сказали, что такого жилого помещения у них нет. Просит суд признать бездействие администрации Московского района г.Н.Новгорода и администрации г.Н.Новгорода о предоставлении ей, как ребенку-сироте жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений, незаконными и обязать администрацию Московского района города Нижнего Новгорода предоставить истице по договору найма специализированных жилых помещений благоустроенное жилое помещение применительно к условиям города Нижнего Новгорода, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, немедленно после вступления решения суда в законную силу.

В последующем истица в порядке ст. 39 ГПК РФ изменила свои требования и просила суд признать бездействие администрации Московского района г.Н.Новгорода и администрации г.Н.Новгорода о предоставлении ей, как ребенку-сироте жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений, незаконными и обязать администрацию Московского района города Нижнего Новгорода и администрацию г.Н.Новгорода предоставить ей по договору найма специализированных жилых помещений благоустроенное жилое помещение применительно к условиям города Нижнего Новгорода, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, немедленно после вступления решения суда в законную силу.

В судебное заседание истица ФИО1 не явилась, извещена надлежащим образом, о чем имеется почтовое уведомление. Представитель истца по доверенности ФИО4 в судебном заседании иск поддержала.

Представитель ответчика администрации города Нижнего Новгорода ФИО5, действующая на основании доверенности, иск не признала и пояснила, что детям-сиротам жилые помещения предоставляются на основании Постановления Правительства Нижегородской области от 28 мая 2010 года № 315 «Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а так же лиц из числа сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями». Решения о предоставлении детям-сиротам жилых помещений по договору найма специализированных жилых помещений в г.Н.Новгороде принимаются на заседаниях городской комиссии по вопросам обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в муниципальном образовании г.Н.Новгород с учетом даты наступления оснований для обеспечения жильем в соответствии с Постановлением Правительства Нижегородской области от 28.05.2010 года № 315. Распределителем денежных средств является Правительство в лице Министерства социальной политики Нижегородской области. ЖК РФ, а так же ФЗ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», отменен внеочередной порядок предоставления жилых помещений, такого права дети-сироты не имеют. Дети-сироты получают жилые помещения с учетом даты наступления оснований для обеспечения его таким жильем, а именно играет роль возраст ребенка- сироты, либо по решению суда, но должна учитываться очередность. Муниципальному образованию передаются определенные полномочия и денежные средства, район формирует список детей-сирот, устанавливает факт не возможности проживания. По состоянию на 01.10.2014 года в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а так же лиц из числа сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории г.Н.Новгорода, состоят 422 человека, из них в возрасте от 18 лет и старше – 139 человека. Когда до ФИО1 дойдет очередь, она получит жилое помещение. Распределением жилья занимается Администрация г.Н.Новгорода, Администрация Московского района г.Н.Новгорода, данными полномочиями не обладает. Городская комиссия по вопросам обеспечения детей-сирот жилыми помещениями, издает постановление о предоставлении жилых помещений, данное постановление направляется в Администрацию района по месту нахождения жилого помещения. В этом году было выделено всего 8 жилых помещений. ФИО1, учитывая ее положение, предлагалось жилое помещение из маневренного фонда – это может быть любое жилое помещение, часть жилого дома, коммунальная квартира, но ее не устроило качество предоставленного жилья.

Представитель ответчика администрации Московского района города Нижнего Новгорода ФИО6, действующая на основании доверенности иск не признала и пояснила, что считают себя ненадлежащим ответчиком, бездействие не признают, поскольку не занимаются распределением жилых помещений. Администрацией Московского района г.Н.Новгорода был сформирован список детей-сирот, ФИО1 была включена в этот список, в этом году, она стояла в очереди под номером 44, мы. Распределением жилья занимается Администрация г.Н.Новгорода. Имеется письмо, направленное ФИО1 администрацией города Н.Новгорода о предоставлении ей маневренного жилья на ул. Рябцева, которое было ей предоставлено, но она от него отказалась. Ни в одном письме не указано, когда именно ей предоставят жилое помещение, Администрация Московского района не занимается распределением жилья, они только формируют списки и направляют их в Администрацию г.Н.Новгорода.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, Министерства социальной политики Нижегородской области, привлеченного к участию в деле, в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в их отсутствии и представил письменный отзыв, согласно которого ФИО1 органами местного самоуправления включена в список детей-сирот, нуждающихся в предоставлении жилого помещения. Однако пункт 2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ, а именно понятие: предоставление жилого помещения вне очереди утратил силу с 1 января 2013 года. Пунктом 1.5 Постановления Правительства Нижегородской области от 28 мая 2010 года № 315 «Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а так же лиц из числа сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» при предоставлении жилых помещений учитывается дата наступления оснований для обеспечения жильем. Следовательно, права ФИО1 не нарушены.

Выслушав представителей сторон, исследовав письменные материалы дела суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований исходя из следующего.

В силу ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с пп. 24 п. 2 ст. 26.3 данного Федерального закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета).

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются также лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7).

Таким образом, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абз. 1 п. 1 ст. 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Аналогичная норма предусмотрена и ст. 5 Закона Нижегородской области от 10.12.2004 N 147-З (ред. от 03.03.2014) "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Нижегородской области", согласно которой детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, в порядке, установленном Законом Нижегородской области от 7 сентября 2007 года N 123-З "О жилищной политике в Нижегородской области", однократно предоставляются по месту выявления и первичного устройства благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.(часть 1 в ред. Закона Нижегородской области от 11.12.2012 N 160-З)

Судом установлено и подтверждается материалами дела, ФИО1 родилась ДД.ММ.ГГГГ года в городе Нижнем Новгороде, в графе "мать" указана "О* Т. Л.", в графе "отец" указан "М* А. А.,", что следует из свидетельства о рождении серии * от 17 мая 1993 года (л.д.9).

Мать О* Т.Л. умерла 29.01.2008 года, что подтверждается свидетельством о смерти (л.д.11).

Отец М* А.А. решением Московского районного суда г.Н.Новгорода от 27.01.2009 года, вступившим в законную силу 09.02.2009 г. признан безвестно отсутствующим с 1 августа 2001 г. (л.д.10).

Согласно письма администрации Московского района г.Н.Новгорода ФИО1 включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях обеспечения жилыми помещениями специализированного жилищного фонда с 30 октября 2013 года (л.д.15).

В настоящее время ФИО1 зарегистрирована по адресу: *, где является нанимателем по договору социального найма. Данное жилое помещение представляет собой квартиру общей площадью 23,1 кв.м., из них жилой -15,7 кв.м. (л.д.17). Кроме нее, на данной жилой площади зарегистрированы М* А. А., его несовершеннолетний сын М* А.А., *г..р. и его несовершеннолетняя дочь М* А. А., * г.р., М* С. А. и его несовершеннолетняя дочь Р* М. С., * г.р., М. О. А. инвалид I группы, М* Н. А. инвалид II группы (л.д.12).

Согласно отзыва администрации г.Н.Новгорода ФИО1 состоит в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях обеспечения жилыми помещениями специализированного жилищного фонда на территории Нижнего Новгорода. В данном списке состоит 422 человека, из них в возрасте от 18 лет и старше -139 чел. (л.д.56).

Таким образом, ни администрацией Московского района г.Н.Новгорода, ни администрацией города Нижнего Новгорода право истицы на предоставление жилым помещениям специализированного жилищного фонда как ребенку-сироте не оспаривается и подтверждается фактом включения ее как в районный, так и общегородской списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Как следует из правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Определении от 24.09.2013 N 1320-О, законодатель в рамках своих дискреционных полномочий вправе определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.

Правительством Нижегородской области разработано и утверждено Положение о порядке обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей(постановление № 315 от 28.05.2010 г., где в п. 1.5 указано, что при предоставлении жилых помещений учитывается дата наступления оснований ля обеспечения жильем:

-для детей-сирот, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, включенных в список детей-сирот в возрасте от 14 до 23 лет, а также детей-сирот, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признано невозможным, включенных в список детей-сирот в возрасте до 18 лет –возраст;

-для детей-сирот, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признано невозможным, включенных в список детей-сирот в возрасте от 18 до 23 лет –дата принятия решения о признании факта невозможности проживания.

В связи с этим, из системного толкования приведенного выше законодательства можно сделать вывод о том, что в настоящее время обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа жилыми помещениями по договору специализированного найма производится в порядке, установленном субъектом Российской Федерации.

Таким образом, поскольку такой порядок установлен законодательством Нижегородской области, обеспечение лиц указанной категории жилыми помещениями производится в соответствии с этим Положением, учитывая, что ФИО1 включена в городской Сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а внеочередное предоставление жилого помещения этой категории лиц ни по договору социального найма, ни по договору специализированного найма действующим законодательством не предусмотрено, то требование ФИО1 о немедленном обеспечении ее благоустроенным жилым помещением не подлежит удовлетворению.

Ссылка истицы в исковом заявлении на постановление администрации города Н.Новгорода от 28.12.2012г. № * (в редакции от 06.06.2013г.) «Об утверждении Административного регламента администрации города Н. Новгорода по предоставлению муниципальной услуги», где предоставление специализированных жилых помещений» в п.2.1 предусматривает, что Муниципальная услуга предоставляется органом местного самоуправления города Нижнего Новгорода - администрацией города Нижнего Новгорода через ее территориальные органы – администрации Автозаводского, Московского, Сормовского, Канавинского, Ленинского, Нижегородского, Советского и Приокского районов Нижнего Новгорода, п. 2.2 конечным результатом предоставления муниципальной услуги является предоставление специализированного жилого помещения, является необоснованной, поскольку данное постановление не регулирует правоотношения по предоставлению жилых помещений детям-сиротам. Данные правоотношения регулируют специальные нормативные акты.

В соответствии со ст. 2 Закона Нижегородской области от 30.09.2008 N 116-З (ред. от 06.11.2013, с изм. от 18.12.2013) "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области отдельными государственными полномочиями в области жилищных отношений" настоящим Законом органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями в области жилищных отношений (далее - государственные полномочия):

6) по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.

Согласно ст. 3 Закона Нижегородской области от 30.09.2008 N 116-З (ред. от 06.11.2013, с изм. от 18.12.2013) "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области отдельными государственными полномочиями в области жилищных отношений" органом исполнительной власти Нижегородской области, осуществляющим контроль за исполнением переданных органам местного самоуправления государственных полномочий, является министерство социальной политики Нижегородской области (далее - уполномоченный орган).

Таким образом, обязанность по предоставлению жилых помещений по договорам специализированного найма детям-сиротам возложена на администрацию города Нижнего Новгорода.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р е ш и л:

В иске ФИО1 к администрации города Нижнего Новгорода, администрации Московского района г.Н.Новгорода о признании бездействия незаконным, обязании предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения немедленно отказать.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение 1 месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья - Лопатина И.В.