2-2632/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 июня 2018 года г. Белгород
Октябрьский районный суд г. Белгорода в составе:
председательствующего судьи: Долженко Е.В.,
при секретаре Барышевой М.Г.,
в отсутствие истца ФИО1, представителя ответчика,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Правительству Белгородской области об отмене решения комиссии об отказе в присвоении звания «Ветеран труда», возложении обязанности присвоить звание «Ветеран труда»,
установил:
1 декабря 2018 г. комиссией при Губернаторе Белгородской области, а в последующей распоряжением Правительства Белгородской области от 9 января 2018 г. № № ФИО1 отказано в присвоении звания «Ветеран труда».
Мотивы отказа, по которым её награждения медалями «За службу в таможенных органах» III, II и I степеней не было принято во внимание при принятии решения о наличии у неё права на присвоение звания «Ветеран труда» считает незаконными. Полагает, что указанные награды относятся к ведомственным знакам за заслуги в труде (службе) и дают право на присвоение звания «Ветеран труда».
Дело инициировано иском ФИО1, в котором она просила отменить решение комиссии при Губернаторе Белгородской по рассмотрению вопросов присвоения звания «Ветеран труда» от 1 декабря 2017 г., обязать присвоить звание «Ветеран труда».
В соответствии со ст. 167 ГПК Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие сторон.
Исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным сторонами доказательствам, суд признает исковые требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По смыслу приведенной правовой нормы, социальная функция государства возлагается Конституцией Российской Федерации как на Российскую Федерацию в целом, так и на каждый из субъектов Российской Федерации. Следовательно, органы государственной власти обоих территориальных уровней власти призваны совместно обеспечивать эффективные механизмы социальной защищенности граждан.
Реализация субъектами Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, в том числе в области социальной защиты, предполагает осуществление ими нормативно-правового регулирования по вопросам, отнесенным федеральным законодателем к их ведению.
При этом соответствующие нормативные акты субъектов Российской Федерации, согласно ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации, не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, а в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимся в п. 4 Постановления от 31.10.1995 г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия», если подлежащий применению закон либо иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации противоречит федеральному закону, принятому по вопросам, находящимся в ведении Российской Федерации либо в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, то, исходя из положений ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации, суд должен принять решение в соответствии с федеральным законом.
Таким образом, участие субъектов Российской Федерации в реализации социальной функции государства путем принятия законодательных решений в сфере социальной защиты граждан, должно быть основано на конституционном разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации и конституционной иерархии нормативных правовых актов, а также соответствовать вытекающим из Конституции Российской Федерации принципам, лежащим в основе социального обеспечения, включая принципы справедливости, равенства, стабильности юридического статуса субъектов социальных прав.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах».
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 указанного Федерального закона ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение «Ветеран труда»; награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Истицей представлены доказательства награждения её медалями «За службу в таможенных органах» III, II и II степени. Трудовой стаж истицы составляет 24 года.
Согласно п. 4 ст. 7 Федерального закона «О ветеранах» порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В порядке реализации указанного правомочия губернатором Белгородской области принято постановление «О Порядке присвоения звания «Ветеран труда» на территории Белгородской области» от 09.06.2006 г. № 81.
Пунктом 2.1 названного постановления закреплено, что основаниями для присвоения звания «Ветеран труда», в частности, является награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР, РСФСР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде, включенными в Перечень, утвержденный постановлением Правительства области, и наличие трудового стажа, необходимого для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
Между тем положения указанного постановления губернатором Белгородской области, определяя перечень ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», ограничивают (сужают) по сравнению с Федеральным законом «О ветеранах» круг лиц, которым может быть присвоено такое звание, поскольку исключают значительный объем ведомственных знаков отличия в труде, решение о награждении которыми принималось федеральными службами, имевшими установленные законодательством полномочия принимать такие решения.
В соответствии с федеральным законодательством органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать лишь порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда», под которыми понимается организационный и правовой механизм реализации присвоения звания «Ветеран труда» лицам, категории которых определены непосредственно федеральным законодательством.
В статье 7 ФЗ «О ветеранах» указано, что к ветеранам труда относятся определенные категории лиц, в том числе лица, награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
Положения Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» не содержат нормативно-определенного понятия «ведомственный знак отличия в труде».
Правовой смысл пп. 2 п. 1 ст. 7 вышеуказанного закона указывает на то, что к числу лиц, награжденных ведомственными знаками отличия в труде, относятся все лица, решение о награждении которых такими знаками принималось в соответствии с нормами действовавшего в соответствующий период законодательства органами и организациями, наделенными определенными полномочиями в установленном законом порядке.
Согласно пп. 5 п. 1 ст. 28 ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» от 21.07.1997 г. № 114-ФЗ за добросовестное исполнение должностных обязанностей к сотрудникам таможенных органов может применяться поощрение в виде награждения нагрудными знаками и медалями Федеральной таможенной службы.
В Положении о медали ФТС Российской Федерации «За службу в таможенных органах», утвержденного Приказом ФТС Российской Федерации от 01.10.2004 г. № 97, определено, что медалью «За службу в таможенных органах» награждаются должностные лица таможенных органов Российской Федерации за безупречную службу и прослужившие в таможенных органах 10, 15, 20 лет (в календарном исчислении).
Медаль «За службу в таможенных органах» имеет три степени. Высшая степень - 1-я. Награждение медалью производится последовательно: III степени, II степени и I степени.
Награждение медалью «За службу в таможенных органах» производится: за 10 лет безупречной службы - медалью III степени; за 15 лет безупречной службы - медалью II степени; за 20 лет безупречной службы - медалью I степени.
При таких обстоятельствах Федеральная таможенная служба Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством наделена правом на принятие решений о награждении своих сотрудников ведомственными знаками отличия.
Учитывая, изложенное требования ФИО1 об отмене решения комиссии об отказе в присвоении звания «Ветеран труда», возложении обязанности присвоить звание «Ветеран труда» подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 к Правительству Белгородской области об отмене решения комиссии об отказе в присвоении звания «Ветеран труда», возложении обязанности присвоить звание «Ветеран труда» удовлетворить.
Решение комиссии при Губернаторе Белгородской области от 1 декабря 2017 года в части отказа ФИО1 в присвоении звания «Ветеран труда» отменить.
Признать за ФИО1, <данные изъяты> рождения, право на присвоение звания «Ветеран труда».
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья: Долженко Е.В.
Решение изготовлено в окончательной форме «19» июня 2018 года.