Дело № 2-2632/18 № Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 17 декабря 2018 года г. Ставрополь Октябрьский районный суд г. Ставрополя в составе: председательствующего судьи Кузнецовой Н.М., при секретаре судебного заседания ФИО2, с участием: истца ФИО1 и её представителя по доверенности ФИО3, представителя ответчика комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя и администрации города Ставрополя по доверенностям ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по искуФИО1 к комитету по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя, администрации города Ставрополя о признании незаконным решения органа местного самоуправления, возложения обязанности принять решение о постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемым по договорам социального найма, У С Т А Н О В И Л : ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением к комитету по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя, администрации города Ставрополя о признании незаконным решения органа местного самоуправления, возложения обязанности принять решение о постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемым по договорам социального найма. В обоснование иска указано, что ей принадлежит на праве собственности <адрес> на основании договора дарения 1/3 доли квартиры от ДД.ММ.ГГГГ, договора о передаче 1/3 жилья в собственность от ДД.ММ.ГГГГ, договора купли-продажи 1/3 доли в праве на квартиру от ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением администрации города Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ№ «О признании многоквартирного дома № 137, расположенного по <адрес>, аварийным и подлежащим сносу» многоквартирный <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ№, выданной комитетом труда и социальной защиты населения администрации города Ставрополя, она признана в установленном порядке малоимущей в целях постановки на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. В связи с признанием многоквартирного <адрес>, расположенного по улице Ленина в городе Ставрополе, аварийным и подлежащим сносу, а также признанием ее малоимущей, истец обратился в администрацию города Ставрополя с документами, необходимыми для постановки ее на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Постановлением администрации города Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях» ФИО1 было отказано в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в связи с тем, что не истек предусмотренный статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации срок, о чем она был уведомлена извещением от ДД.ММ.ГГГГ№с, что и послужило основанием для обращения в суд. Истец ФИО1 и её представитель по доверенности ФИО3 поддержали исковые требования в полном объёме, просили удовлетворить их по основаниям изложенным в исковом заявлении. Представитель администрации <адрес>, комитета по управлению муниципальным имуществом <адрес> – ФИО4 возражал против удовлетворения заявленных требований, пояснил, что в комитет по управлению муниципальным имуществом <адрес> из МКУ «МФЦ в городе Ставрополе» ДД.ММ.ГГГГ поступило заявление и документы от ФИО1, признанной малоимущей, с целью принятия ее на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Из представленных документов следует, что состав семьи ФИО1 1 человек. С ДД.ММ.ГГГГ она зарегистрирована и проживает в жилом помещении по адресу: <адрес>, которое принадлежит ей на праве собственности. Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ№, выданной комитетом труда и социальной защиты населения администрации <адрес>, ФИО1 признана в установленном порядке малоимущей в целях предоставления ей по договору социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда. До ДД.ММ.ГГГГФИО1 проживала в жилом помещении по адресу: <адрес>, общей площадью 42,9 кв. м, где всего проживало 2 человека, принадлежащем ей на праве собственности, и была обеспечена согласно учетной нормы в размере 12 кв. м общей площади жилого помещения, приходящегося на одного человека, утвержденной решением Ставропольской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения». ДД.ММ.ГГГГ данное жилое помещение ФИО1 подарила ФИО5 В соответствии со статьей 53, пунктом 3 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. В этой связи, ФИО1 не имеет права состоять на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в администрации <адрес>, так как не истек предусмотренный статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации срок. Считает, постановление администрации города Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях» принято в соответствии с вышеуказанными нормами Жилищного кодекса Российской Федерации. При этом, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в определении от ДД.ММ.ГГГГ№, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. Учитывая вышеизложенное, полагал заявленные требования не подлежащими удовлетворению. Суд, заслушав участников процесса, оценив собранные доказательства в их совокупности, исследовав материалы дела, считает иск подлежащим удовлетворению частично, по следующим основаниям. Согласно статье 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 Жилищного кодекса Российской Федерации категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Согласно статье 49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда малоимущим гражданам, признанным по установленным в указанном кодексе основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Малоимущими гражданами в целях указанного кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению (часть 1, 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации). Статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации установлены основания для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Так, часть 3 пункта 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации в качестве основания для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, предусматривает признание жилого помещения не пригодным для проживания. Таким образом, в соответствии с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации, для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, необходимо соблюдение двух условий – признание гражданина малоимущим и наличие одного из оснований, предусмотренных статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации. ФИО1 в целях, установленных статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, признана в установленном порядке малоимущей в целях постановки на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, о чем комитетом труда и социальной защиты населения администрации города Ставрополя выдана соответствующая справка от ДД.ММ.ГГГГ№. В соответствии с постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «О признании многоквартирного <адрес>, расположенного по <адрес>, аварийным и подлежащим сносу» многоквартирный <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. Таким образом, факт признания ФИО1 малоимущей в целях предоставления ей по договору социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда, а также наличие решения органа местного самоуправления об отнесении многоквартирного <адрес>, расположенного по <адрес>, к категории аварийного и подлежащего сносу, выраженное в постановлении администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, являются основанием в соответствии с положениями части 2 статьи 49, части 3 пункта 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. ДД.ММ.ГГГГ в комитет по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя поступило заявление и документы от ФИО1, признанной малоимущей, с целью принятия ее на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Из представленных в ходе рассмотрения дела материалов учетного дела следует, что ФИО1 проживала в жилом помещении № по <адрес>, общей площадью 42,9 кв. м, где всего проживало 2 человека, принадлежавшем ей на праве собственности, и была обеспечена жилым помещением более учетной нормы, установленной в размере 12 кв. м общей площади жилого помещения, в соответствии с решением Ставропольской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ№. Указанное жилое помещение было подарено дочери ФИО1 – ФИО5ДД.ММ.ГГГГ. В этой связи постановлением администрации города Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях» ФИО1 было отказано в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях со ссылкой на статью 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, о чем ФИО1 была уведомлена извещением от ДД.ММ.ГГГГ№с. Согласно статье 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. По смыслу определения Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№-КГ17-17 помимо нуждаемости в жилом помещении обязательным условием для постановки на учет является несовершение им или членами его семьи намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к созданию нуждаемости в жилом помещении и, соответственно, возникновению оснований претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Если такие действия были совершены, то он может быть принят на учет не ранее чем через пять лет со дня совершения таких действий. Таким образом, не любые действия, результатом которых стало уменьшение жилой площади менее учетной нормы, влекут ограничение в постановке на учет, а только те, которые совершены умышленно и преследовали цель ухудшения жилищных условий, а из презумпции добросовестности и разумности участников вытекает, что доказывать неразумность, недобросовестность, несправедливость поведения должен тот, кто с таким поведением связывает правовые последствия. Другими словами, орган власти, отказавший гражданину в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, должен доказывать в суде (если гражданин обратился в суд с заявлением об оспаривании такого отказа), что гражданин совершил умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий. Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО1 являлась собственником <адрес>, которая была подарена ДД.ММ.ГГГГФИО5 – дочери истца. ДД.ММ.ГГГГФИО1 приобретена в полную собственность <адрес>, общей площадью 13,8 кв. м, в которой она проживает составом семьи 1 человек. Таким образом, проживая в <адрес>, ФИО1 была обеспечена общей площадью жилого помещения на одного человека более учетной нормы, установленной решением Ставропольской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ№ в размере 12 кв. м на одного человека. Нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, согласно статье 51 Жилищного кодекса Российской Федерации. В этой связи оснований для признания истца нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, до момента признания многоквартирного <адрес>, расположенного по <адрес>, аварийным и подлежащим сносу не имелось. Постановлением администрации города Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ№ «О признании многоквартирного <адрес>, расположенного по <адрес>, аварийным и подлежащим сносу» многоквартирный <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с частью 3 пункта 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, которая предусматривает в качестве основания для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признание жилого помещения не пригодным для проживания, учитывая наличие решения органа местного самоуправления о признании ФИО1 в установленном порядке малоимущей в целях постановки на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, у ФИО1 возникло право быть признанной нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Таким образом, право состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении возникло не в следствии отчуждения <адрес>, а исключительно в связи с признанием многоквартирного <адрес>, расположенного по <адрес>, аварийным и подлежащим сносу. В этой связи причинно-следственная связь между отчуждением <адрес> и возникновением права состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, отсутствует. Кроме того, в материалах дела, послуживших основанием для вынесения обжалуемого постановления администрации <адрес>, не имеется доказательств факта умышленного ухудшения жилищных условий с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении. Не представлены такие доказательства и в ходе судебного заседания. Довод представителя администрации города Ставрополя и комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Ставрополя о наличии в материалах дела копии паспорта ФИО1 с отметками о регистрации по месту жительства в <адрес>, о снятии с регистрационного учета в указанной квартире и последующей регистрации по месту жительства в <адрес> подлежит отклонению, в связи с тем, что указанные действия ФИО1 не повлекли возникновение нуждаемости истца в жилом помещении. Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются. Только те действия гражданина, в результате которых возникла нуждаемость в жилых помещениях, следует признавать намеренным ухудшением жилищных условий с целью постановки на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях. Согласно части 1, 2 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации объектами жилищных прав являются жилые помещения. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства. В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса основанием для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении является проживание в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. В соответствии с разъяснениями Конституционного суда Российской Федерации в определении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№-О-О обеспечение другими жилыми помещениями граждан, переселяемых из жилых помещений, которые признаны непригодными для проживания, обусловливает, в свою очередь, исключительно компенсационный характер такого обеспечения, поскольку очевидно, что целью законодателя в данном случае было не улучшение жилищных условий по количественным показателям, а сохранение как минимум имеющейся обеспеченности граждан жильем (чтобы права граждан при выселении не были ущемлены) с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности. Учитывая изложенное, целью постановки ФИО1 на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, является обеспечение безопасных условий проживания. Как следует из материалов дела, извещения от ДД.ММ.ГГГГ№с об отказе в постановке для учет ФИО1 предоставлены все необходимые документы с целью рассмотрения вопроса о признании ее нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договорам социального найма. Доводы, приведенные представителем административных ответчиков не нашли своего подтверждения в ходе разрешения спора, в связи с чем, являются не состоятельными. Таким образом, постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях» нарушает права заявителя в связи с невозможностью реализации последним права состоять на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Следовательно, оспариваемое постановление администрации <адрес> подлежит признанию незаконным, подлежащим отмене в связи с нарушением жилищных прав гражданина. Издание ненормативного правового акта уполномоченным на то органом не исключает возможности признания указанного акта не отвечающим требованиям действующего законодательства и нарушающим жилищные права гражданина. Относительно требований истца об обязательстве администрацию <адрес> принять истца на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, подлежит отклонению, поскольку суды общей юрисдикции не вправе подменять деятельность органов исполнительной власти, поскольку иное означало бы нарушение закрепленных Конституцией Российской Федерации принципов разделении властей, самостоятельности органов судебной и исполнительной власти. Поскольку, суд не вправе подменять собой функции органа, уполномоченного принимать соответствующее решение, в связи с чем, в целях восстановления прав граждан, чьи жилищные права судом признаются нарушенными, на муниципальный орган должна быть возложена обязанность повторно рассмотреть заявление истца о принятии гражданина учет в качестве нуждающееся в жилых помещениях. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, Р Е Ш И Л: исковые требования ФИО1 - удовлетворить частично. Признать незаконным, подлежащим отмене постановление администрации города Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ№ « Об отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях». Возложить обязанность на комитет по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя повторно рассмотреть заявление ФИО1 о принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Требование ФИО1 к комитету по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя и администрации города Ставрополя о возложении обязанности принять на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма - оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Октябрьский районный суд в течение месяца со дня составление решения суда в окончательной форме. Мотивированное решение суда изготовлено 21 декабря 2018 года. Судья подпись Н.М. Кузнецова подлинник решения суда подшит в материалы гражданского дела № 2-2632/18 <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> |