ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2634/19 от 08.10.2019 Динского районного суда (Краснодарский край)

УИД 23RS0014-01-2019-002962-32 К делу №2-2634/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ст. Динская Краснодарского края 08 октября 2019 года

Динской районный суд Краснодарского края в составе:

судьи Неженской Е.С.,

при секретаре Хохловой Е.С.,

с участием представителя истца ФИО1,

ответчика ФИО2

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации МО Динской район к ФИО2 об устранении нарушений градостроительного законодательства и сносе самовольно возведенной пристройки,

УСТАНОВИЛ:

Администрация МО Динской район обратилась в суд с иском к ФИО2 об устранении нарушений градостроительного законодательства и сносе самовольно возведенной пристройки.

В обосновании исковых требований указав, что управлением имущественных отношений администрации МО Динской район было проведено рейдовое обследование соблюдения норм земельного и градостроительного законодательства РФ на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, площадью 742 кв.м, вид разрешенного использования — под существующим магазином, кадастровый номер , собственником которого является ФИО2 По результатам проведенного совместно с кадастровом инженером обследования был составлен Акт рейдового обследования № 14 от 01.02.2019, из которого следует, что земельный участок с кадастровым номером имеет уточненную площадь 742 кв.м с допустимой погрешностью 19 кв.м, категорию земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - под существующим магазином. На земельном участке расположен объект недвижимости с кадастровым номером - одноэтажное нежилое здание площадью 153,9 кв.м, 1966 года постройки. Рассматриваемый земельный участок расположен в территориальной зоне Ж-1Б - зоне застройки индивидуальными жилыми домами с содержанием домашнего скота и птицы. Обследование проводилось со стороны мест общего пользования: <адрес>. В результате геодезического обмера выявлено следующее: здание с кадастровым номером по сведениям ЕГРН имеет площадь 153,9 кв.м. Угол строения (точка нЗ) выступает за границы земельного участка с кадастровым номером на территорию смежного земельного участка, расположенного по адресу <адрес> с кадастровым номером , границы которого не установлены, на 20 см. Правообладателем земельного участка с кадастровым номером нарушаются параметры, установленные градостроительным регламентом для территориальной зоны Ж-1Б в отношении земельных участков, с соответствующим видом разрешенного использования, а именно: отсутствует минимальный отступ в 1,0 м от пристройки (гаража), расположенного на земельном участке до границ соседнего земельного участка с кадастровым номером . Ответчиком без получения в установленном порядке разрешения на реконструкцию, в нарушение градостроительного регламента возведена пристройка к нежилому зданию с кадастровым номером , расположенному по адресу: <адрес>. 25.02.2019 управлением имущественных отношений администрации муниципального образования Динской район ответчику направлено предостережение об устранении выявленных нарушений требований земельного и градостроительного законодательства, которое, согласно почтовому уведомлению вручено ему 01.03.2019. В рамках осуществления контроля по исполнению выданного предостережения управлением имущественных отношений администрации муниципального образования Динской район 23.04.2019 проведено обследование земельного участка с кадастровым номером и установлено, что выявленные в ходе проверки нарушения не устранены. В связи с чем администрация МО Динской район была вынуждена обратиться в суд с настоящим иском.

В судебном заседании представитель истца поддержал заявленные требования и просил суд их удовлетворить.

Ответчик ФИО2 в судебном заседании иск не признал, просил в удовлетворении иска отказать.

Выслушав мнения участников процесса, исследовав представленные доказательства с учётом их относимости и допустимости, суд полагает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.

Согласно части 1 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в: процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.

Градостроительные регламенты устанавливаются с учетом функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований (п.3 ч.2 ст. 36 ГрК РФ).

Как следует из материалов дела на основании приказа управления имущественных отношений администрации муниципального образования Динской район от 22.01.2019 №13 управлением имущественных отношений администрации муниципального образования Динской район было проведено рейдовое обследование соблюдения норм земельного и градостроительного законодательства Российской Федерации на земельном участке, расположенном по адресу: Краснодарский край, Динской район, ст. Васюринская, <адрес>, площадью 742 кв.м., вид разрешенного использования — под существующим магазином, кадастровый номер .

Согласно выписки из ЕГРН от 13.12.2018 собственником земельного участка, расположенного по адресу: Краснодарский край, Динской район, ст. Васюринская, <адрес> является ФИО2.

Согласно Правил землепользования и застройки (ПЗЗ) Васюринского сельского поселения Динского района Краснодарского края, утвержденных решением Совета Васюринского сельского поселения от 28.06,2013 № 217 (в редакции от 28 декабря 2015 № 67, решения Совета муниципального образования Динской район от 30 ноября 2016 года № 176 - 17/3, от 26 апреля 2017 года №237-23/3) рассматриваемый земельный участок расположен в территориальной зоне Ж-1Б - зоне застройки индивидуальными жилыми домами с содержанием домашнего скота и птицы.

В соответствии со ст. 72 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) управлением имущественных отношений администрации муниципального образования Динской район осуществляется муниципальный земельный контроль - деятельность по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Закона Краснодарского края от 4 марта 2015 года № 3126-K3 «О порядке осуществления органами местного самоуправления муниципального земельного контроля на территории Краснодарского края» основными целями муниципального земельного контроля, в том числе, является предупреждение и пресечение фактов самовольного строительства и самовольного занятия земельных участков на территории Краснодарского края.

Из материалов дела следует, что по результатам проведенного совместно с кадастровом инженером ФИО3 обследования был составлен Акт рейдового обследования № 14 от 01.02.2019, из которого следует, что земельный участок с кадастровым номером имеет уточненную площадь 742 кв.м с допустимой погрешностью 19 кв.м, категорию земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - под существующим магазином. На земельном участке расположен объект недвижимости с кадастровым номером - одноэтажное нежилое здание площадью 153,9 кв.м., 1966 года постройки.

Согласно заключению кадастрового инженера в результате геодезического обмера выявлено следующее: здание с кадастровым номером по сведениям ЕГРН имеет площадь 153,9 кв.м. Угол строения (точка н3) выступает за границы земельного участка с кадастровым номером на территорию смежного земельного участка, расположенного по адресу <адрес> с кадастровым номером , границы которого не установлены, на 20 см. Правообладателем земельного участка с кадастровым номером нарушаются параметры, установленные градостроительным регламентом в ПЗЗ для территориальной зоны Ж-1Б в отношении земельных участков, с соответствующим видом разрешенного использования, а именно: отсутствует минимальный отступ в 1,0 м от пристройки (гаража), расположенного на земельном участке до границ соседнего земельного участка с кадастровым номером .

Согласно ст. 3 Федерального закона от 17.11.1995 №169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации», ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство или реконструкция любого объекта должны вестись при наличии разрешения собственника земельного участка и с соблюдением градостроительных норм и правил.

Судом установлено, что ответчиком без получения в установленном порядке разрешения на реконструкцию, в нарушение градостроительного регламента (ПЗЗ) возведена пристройка к нежилому зданию с кадастровым номером , расположенному по адресу: <адрес>.

В соответствии с п. 1 ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 28 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» положения статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации распространяются на самовольную реконструкцию недвижимого имущества, в результате которой возник новый объект.

По смыслу статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации и приведенных разъяснений созданием нового объекта является изменение характеристик, индивидуализирующих объект недвижимости (высоты, площади, этажности и пр.).

Из разъяснений, изложенных в пунктах 22, 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.04.2010г. № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» следует, что собственник земельного участка, субъект иного вещного права на земельный участок, его законный владелец либо лицо, права и законные интересы которого нарушают сохранение самовольной постройки, вправе обратиться в суд по общим вопросам подведомственности дел с иском о сносе самовольной постройки.

На основании положений статьи 11 Земельного кодекса РФ следует, что к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся, в числе прочего, установление с учетом требований законодательства РФ правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель. А также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Закон Краснодарского края от 08.08.2016 № 3459-K3 «О закреплении за сельскими поселениями Краснодарского края отдельных вопросов местного значения городских поселений» закрепляет за сельскими поселениями Краснодарского края отдельные вопросы местного значения городских поселений, предусмотренные частью 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а именно вопросы местного значения, предусмотренные пунктами 4, 5, 7.2, 8, 11, 13, 13Лц 15, 18, 19 (в части организации использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 22, 26, 33.1, 34, 38 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Соответственно полномочия в области градостроительной деятельности, предусмотренные пунктом 20 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» отнесены к вопросам местного значения муниципального района.

Кроме того, Федеральным законом от 03.07.2016 № 334-ф3 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в статью 3.3. Федерального закона от 25.10.2001 №137 - ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» вступившие в силу с 1 января 2017 года и изменившие компетенцию органов местного самоуправления в сфере распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничены. В силу указанного закона полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, прекратились у органа местного самоуправления поселения и возникли у органа местного самоуправления муниципального района с 01.01.2017 года, соответственно в настоящее время администрация муниципального образования Динской район так же наделена полномочиями по распоряжению земельными участками, расположенными на территории Динского района Краснодарского края.

Таким образом, в границах муниципального образования Динской район, независимо от формы собственности и целевого назначения земельного участка, контроль за строительством движимых и недвижимых объектов, а также соблюдением порядка их размещения, осуществляет администрация муниципального образования Динской район, которая вправе заявлять требования приведении объектов и земельных участков в соответствие с требованиями земельного и градостроительного законодательства, о сносе самовольной постройки, независимо на чьем земельном участке возведен объект капитального строительства.

25.02.2019 управлением имущественных отношений администрации муниципального образования Динской район ответчику направлено предостережение об устранении выявленных нарушений требований земельного и градостроительного законодательства, которое, согласно почтовому уведомлению вручено ему 01.03.2019.

Согласно акта обследования от 13.05.2019 года в рамках осуществления контроля по исполнению выданного предостережения управлением имущественных отношений администрации муниципального образования Динской район 23.04.2019 проведено обследование земельного участка с кадастровым номером и установлено, что выявленные в ходе проверки нарушения не устранены.

В связи с вышеизложенным суд пришёл к выводу, что заявленные требования администрации МО Динской район обоснованы и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь 194-198 ГПК РФ, Суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Администрации МО Динской район к ФИО2 об устранении нарушений градостроительного законодательства и сносе самовольно возведенной пристройки, - удовлетворить.

Обязать ФИО2, <данные изъяты> в первоначальное состояние путем сноса пристройки к нему в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Динской районный суд Краснодарского края в течение месяца.

Судья Динского районного суда

Краснодарского края Е.С. Неженская