ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2636/14 от 18.11.2014 Кировского районного суда г. Перми (Пермский край)

Дело № 2-2636/14

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

18 ноября 2014 года Кировский районный суд города Перми в составе:

председательствующего судьи Варакшиной Т.Е.,

при секретаре Артамошкиной К.А.,

с участием помощника прокурора Толстой Е.Ю., представителя заявителя УФМС России по Пермскому краю ФИО1, действующего на основании доверенности, заинтересованного лица, иностранного гражданина, в отношении которого рассматривается дело, ФИО2, его представителя ФИО3, допущенной судом в качестве представителя на основании устного ходатайства,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Управления Федеральной миграционной службы России по Пермскому краю о временном размещении иностранного гражданина ФИО2, подлежащего реадмиссии, в специальном учреждении,

У С Т А Н О В И Л:

УФМС России по Пермскому краю обратилось в суд с заявлением о временном размещении иностранного гражданина ФИО2, подлежащего реадмиссии, в специальном учреждении.

В обоснование заявления указано, что гражданин Республики ... ФИО2 прибыл в Российскую Федерацию в 2001 году, на миграционном учете не состоял. Приговором Домодедовского городского суда Московской области от ... он осужден совершение преступления, предусмотренного ... Уголовного кодекса Российской Федерации к .... Отбывал назначенное наказание в исправительном учреждении ФКУ ИК-№..., освободился 14 ноября 2014 года. Распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации от 16 мая 2013 года пребывание (проживание) в Российской Федерации ФИО2 признано нежелательным сроком до 15 ноября 2020 года. 09 августа 2014 года ФМС России, руководствуясь статьей 2 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Украина о реадмиссии от 22 октября 2012 года, принято решение о реадмиссии в отношении гражданина Республики Украины ФИО2 Законных оснований для пребывания на территории Российской Федерации ФИО2 не имеет.

Представитель заявителя УФМС России по Пермскому краю ФИО1 в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивал по доводам, изложенным в нем.

В судебном заседании ФИО2 с заявлением УФМС России по Пермскому краю согласился.

Представитель заинтересованного лица ФИО2 – ФИО3 в судебном заседании согласилась с заявлением о помещении заинтересованного лица в специальное учреждение, пояснила, что в настоящее время заинтересованное лицо оспаривает распоряжение Министерства юстиции Российской Федерации о нежелательном пребывании в Российской Федерации, на территории Российской Федерации проживает его семья, в том числе мать и брат, на родине в связи с военными действиями уничтожено принадлежащее ему жилое помещение.

Заинтересованное лицо СУВСИГ УФМС России по Пермскому краю в судебное заседание своих представителей не направил, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего заявление подлежащим удовлетворению, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

Исходя из положений статьи 261.3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации следует, что суд рассматривает дела о временном размещении иностранного гражданина, освобождающихся из мест отбытия наказания, подлежащего депортации (реадмиссии), в специальном учреждении.

В соответствии со статьей 261.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заявление о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении подается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции (далее - федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции), в суд по месту нахождения специального учреждения, в которое помещен иностранный гражданин, подлежащий депортации или реадмиссии.

С учетом того, что специальное учреждение для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению и депортации (реадмиссии), находится на территории Кировского районного г. Перми суд приходит к выводу о том, что настоящее гражданское дело подсудно Кировскому районному суду г. Перми.

Статьей 31 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» предусмотрены последствия несоблюдения иностранным гражданином срока пребывания или проживания в Российской Федерации в виде реадмиссии с помещением иностранных граждан в специальных учреждениях, создаваемых в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, до исполнения решения о реадмиссии.

В соответствии с частью 11 статьи 31 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», в случае, если федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами юстиции, в отношении иностранного гражданина, находящегося в местах лишения свободы, вынесено решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, указанное решение в течение трех дней со дня его вынесения направляется в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции, который принимает решение о депортации данного иностранного гражданина либо в случае наличия международного договора Российской Федерации о реадмиссии, который затрагивает данного иностранного гражданина, решение о его реадмиссии.

В силу части 2 статьи 32.2 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации, иностранный гражданин, подлежащий передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, и иностранный гражданин, принятый Российской Федерацией от иностранного государства в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, но не имеющий законных оснований для пребывания (проживания) в Российской Федерации, могут содержаться в специальном учреждении.

Частью 4 указанной статьи предусмотрено, что помещение иностранного гражданина, подлежащего реадмиссии, в специальное учреждение на срок, не превышающий сорока восьми часов, осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции или его территориальным органом на основании решения руководителя указанного федерального органа или его заместителя либо руководителя соответствующего территориального органа или его заместителя.

За исключением случая, предусмотренного пунктом 4 настоящей статьи, помещение иностранных граждан, подлежащих реадмиссии, в специальное учреждение может осуществляться только на основании решения суда (часть 5).В соответствии с частью 6 статьи 32.2 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» содержание иностранного гражданина, подлежащего реадмиссии, в специальном учреждении осуществляется до передачи иностранного гражданина Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии либо до депортации данного иностранного гражданина в соответствии с законодательством Российской Федерации в случае, предусмотренном пунктом 12 настоящей статьи.

Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики ... предусмотрены срок и порядок решения вопроса о реадмиссии между договаривающими сторонами.

Из материалов дела следует, что ФИО2, ..., является гражданином Республики ....

Приговором Домодедовского городского суда Московской области от ... осужден за совершение преступления, предусмотренного ... Уголовного кодекса Российской Федерации к .... Освобожден из ФКУ ИК-№... 14 ноября 2014 года.

Распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации от 16 мая 2013 года №..., пребывание (проживание) ФИО2, гражданина Республики ..., в Российской Федерации признано нежелательным сроком до 15 ноября 2020 года.

Распоряжение, принятое в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», в установленном законом порядке не отменено и не признано недействующим.

Решением врио начальника УФМС России по Пермскому краю от 18 апреля 2014 года в отношении ФИО2, ..., возбуждена процедура реадмиссии.

07 мая 2014 года направлен запрос в Государственную миграционную службу ..., рассмотрев который Центральным компетентным органом ... 23 мая 2014 года удовлетворен запрос о реадмиссии ФИО2

09 августа 2014 года заместителем руководителя ФМС России утверждено решение о реадмиссии гражданина Республики ... ФИО2, ..., в соответствии с которым, в связи с тем, что ФИО2 является гражданином ..., осуществить передачу в порядке реадмиссии указанного лица в рамках реализации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров ... о реадмиссии от 22 октября 2012 года.

Судом также установлено, что ФИО2 на территории Российской Федерации не имеет постоянной либо временной регистрации по месту жительства или пребывания. С заявлениями о выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации, вида на жительства, о приеме в гражданство Российской Федерации ФИО2 в установленном порядке не обращался. Приобретшим гражданство Российской Федерации ФИО2 не значится.

Принимая во внимание, что находясь без законных на то оснований на территории Российской Федерации, ФИО2 осуждался за совершение преступления против здоровья населения и общественной нравственности, суд приходит к выводу, что пребывание гражданина Республики ... ФИО2 создает реальную угрозу общественному порядку, правам и законным интересам граждан Российской Федерации.

Каких-либо доказательств, препятствующих пребыванию ФИО2 в специальном учреждении временного содержания иностранных граждан УФМС России по Пермскому краю, не представлено (статья 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Учитывая изложенные обстоятельства, а также наличие в отношении ФИО2 решения о реадмиссии, которое в установленном законом порядке не отменено и не признано недействующим, а также то, что он не имеет законных оснований для пребывания (проживания) на территории Российской Федерации, суд полагает, что заявление УФМС России по Пермскому краю о временном размещении иностранного гражданина ФИО2, подлежащего реадмиссии, в специальном учреждении, подлежит удовлетворению.

Поскольку помещение мигранта в специальное учреждение связано с ограничением его свободы, суд, принимая во внимание необходимость обеспечения судебного контроля за законностью и обоснованностью действий УФМС России по Пермскому краю по депортации заинтересованного лица, в целях недопущения его чрезмерного пребывания в условиях специального учреждения вследствие неоправданных задержек осуществления процедуры депортации, полагает необходимым, с учетом сведений об отсутствии в настоящее время билетов, необходимых для реадмиссии мигранта на родину, что требует определенных временных затрат на их приобретение, поместить ФИО2 в специальное учреждение до исполнения решения о реадмиссии, но не более чем на три месяца, то есть до 18 февраля 2015 года включительно, что не лишает заявителя, в том числе, применительно к положениям главы 26.2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ходатайствовать в последующем о продлении срока при наличии достаточных к тому оснований.

При этом данный вывод суда полностью согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 17 февраля 1998 года № 6-П «По делу о проверке конституционности положения части второй статьи 31 Закона СССР от 24 июня 1981 года «О правовом положении иностранных граждан в СССР», согласно которой, задержание лица на неопределенный срок не может рассматриваться как допустимое ограничение права каждого на свободу и личную неприкосновенность и, по сути, является умалением данного права, что вытекает из Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 года, Декларации о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают, от 13 декабря 1985 года, Международного пакта о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 года, с учетом ст. 22, ч. ч. 2, 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации.

Доводы представителя заинтересованного лица об отсутствии жилого помещения на родине не могут быть приняты судом во внимание, поскольку не затрагивают юридически значимых для дела обстоятельств.

Руководствуясь ст.ст. 194-198, 261.4 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление Управления Федеральной миграционной службы России по Пермскому краю удовлетворить.

Поместить ФИО2, в специальное учреждение временного содержания иностранных граждан УФМС России по Пермскому краю, расположенное по адресу: <АДРЕС>, до исполнения решения о реадмиссии, вынесенного 09 августа 2014 года Федеральной миграционной службой России, но не более чем на три месяца, то есть до 18 февраля 2015 года включительно.

Решение в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кировский районный суд города Перми.

Судья: Т.Е. Варакшина