ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2636/14 от 26.09.2014 Октябрьского районного суда г. Ставрополя (Ставропольский край)

  Дело № 2-2636/14

 Р Е Ш Е Н И Е

 Именем Российской Федерации

 26 сентября 2014 года г. Ставрополь

 Октябрьский районный суд города Ставрополя в составе:

 председательствующего судьи Коробейникова А.А.,

 при секретаре судебного заседания Умаровой А.М.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Октябрьского районного суда города Ставрополя гражданское дело по заявлению Редько В—Н---о признании незаконными действий администрации города Ставрополя, обязании устранить допущенное нарушение

 У С Т А Н О В И Л :

   Редько В.Н. обратился в суд с заявлением о признании незаконными действий администрации города Ставрополя, обязании устранить допущенное нарушение, обосновав свои требования тем, что Редько В.Н., являясь собственником земельного участка из категории земель населенных пунктов – для использования под промышленными объектами, кадастровый номер --- общей площадью – -- кв.м. местоположение: ---, обратился с заявлением в комитет градостроительства администрации города Ставрополя (далее – Комитет) по вопросу выдачи разрешения на строительство пятиэтажного жилого дома с мансардным этажом, со встроенно-пристроенными помещениями и подземной парковкой. К заявлению были приложены предусмотренные частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации документы, в том числе градостроительный план земельного участка № RU 26309000-879, кадастровый паспорт земельного участка от 01.07.2013 №26/501/13-252721. Письмом от 20.05.2014 № 06/1-03-2234 Комитет уведомил о принятом решении, в соответствии с которым Редько В.Н. отказано в предоставлении муниципальной услуги «Выдача разрешения на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства».Отказ мотивирован тем, что согласно карте градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки города Ставрополя, утвержденных решением Ставропольской городской Думы от 27.10.2010 № 97, земельный участок по адресу: г---- находится в границах территориальной зоны П-1 «Зона промышленных предприятий». Учитывая выше указанные обстоятельства, 22.07.2014 Редько В- Н-- обратился с заявлением в Администрацию города Ставрополя об изменении вида разрешенного использования земельного участка и объектов капитального строительства с «для использования под промышленными объектами» на «под строительство жилого дома квартирного типа от 4 до 9 этажей, со встроенно-пристроенными помещениями и подземной автостоянкой». Уведомлением от 25.08.2014 № 06/1-03-3719 Администрацией г. Ставрополя было отказано в предоставлении муниципальной услуги «Изменение одного вида разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства на другой вид такого использования». Считают действия Администрации г. Ставрополя оформленные уведомлением от 25.08.2014 № 06/1-03-3719 незаконными, нарушающими ее права и свободы. Отказ мотивирован тем, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки города Ставрополя, утвержденными решением Ставропольской городской Думы от 27.10.2010 № 97, земельный участок по адресу: ----, находится в границах территориальной зоны П-1 «Зона промышленных предприятий», разрешенное использование которой не предусматривает строительство пятиэтажного жилого дома с мансардным этажом, со встроенно-пристроенными помещениями и подземной парковкой. Однако, согласно ранее полученного градостроительного плана земельного участка № RU 26309000-879, в пункте 2.1 указано, что земельный участок с кадастровым номером ----- находится в зоне (Ж-1) многоэтажной жилой застройки (4-9 этажей) (копия градостроительного плана прилагается). В силу положений статей 30, 32, 37 Градостроительного кодекса РФ вид разрешенного использования земельного участка представляет собой конкретную деятельность, осуществляемую землепользователем на предоставленном ему земельном участке, основанную на градостроительном зонировании территории. Согласно части 2 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ в правила землепользования и застройки включают в себя, в том числе, карту градостроительного зонирования. В соответствие с частью 4 указанной статьи на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. В силу части 2 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений, в том числе и о территориальных зонах. В соответствии со статьей 10 указанного закона в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе, следующие сведения о территориальных зонах: индивидуальные обозначения (вид, тип, номер, индекс и тому подобное) таких зон; - описание местоположения границ таких зон. Частью 6 статьи 15 Закона о кадастре недвижимости предусмотрено, что орган местного самоуправления в срок не более чем десять рабочих дней со дня вступления в силу правового акта, который принят таким органом в пределах его компетенции и которым устанавливается или изменяется территориальная зона, представляет в орган кадастрового учета документ, содержащий необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости в соответствии со статьей 10 Закона о кадастре недвижимости сведения. Указанные сведения представляются в порядке информационного взаимодействия: орган местного самоуправления представляет в орган кадастрового учета выписку из раздела правил землепользования и застройки, определяющего границы и содержание территориальных зон, перечень координат характерных точек границ территориальных зон в установленной системе координат (пункт 11 Положения об информационном взаимодействии при введении государственного кадастра недвижимости, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 18.08.2008 № 618). При этом согласно пункту 14 Приказа Минэкономразвития РФ от 04.02.2010 № 42 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра недвижимости» запись о территориальных зонах в реестре объектов недвижимости имеет следующую структуру: индивидуальное обозначение (вид, тип, номер, индекс и т.д.) территориальной зоны; описание местоположения границы территориальной зоны в виде списка координат характерных точек границы территориальной зоны с указанием метода и погрешности определения координат в системе координат, установленной для ведения ГКН; реквизиты акта органа местного самоуправления об утверждении правил землепользования и застройки; виды разрешенного использования объектов недвижимости, а также предельные максимальные и минимальные размеры земельных участков, входящих в состав территориальной зоны; дата внесения, изменения либо аннулирования кадастровых сведений. Таким образом, из выше указанных положений действующего законодательства следует, что орган местного самоуправления обязан в срок не более чем десять рабочих дней со дня вступления в силу правил землепользования и застройки (изменений в них) представить в орган кадастрового учета документ, содержащий необходимые для внесения в кадастр сведения. Однако, определенный выше указанными нормативными актами состав сведений о территориальных зонах в городе Ставрополе не был внесен в государственный кадастр недвижимости в указанные сроки. В соответствие с частью 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации основные и вспомогательные виды разрешенного использования участков правообладателями земельных участков, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований. В случае фактического изменения вида использования земельного участка в установленных законодательством разрешенных пределах данные сведения подлежат учету путем их внесения в государственный кадастр недвижимости. Статей 16 Федеральный закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» предусмотрено, что кадастровый учет производится на основании заявления правообладателя. Согласно сведениям внесенным в государственный кадастр недвижимости 01 июля 2013 года разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером --- – строительство жилого дома квартирного типа от 4 до 9 этажей, со встроено-пристроенными помещениями и подземной автостоянкой (копия кадастрового паспорта от 01.07.2013 № 26/501/13-252721 прилагается). Таким образом, фактическое использование земельного участка с кадастровым номером --- отвечает его разрешенному использованию и сходиться со сведениями, внесенными в государственный кадастр недвижимости и отвечает разрешенному использованию и требованиям, предъявляемым к земельным участкам территориальной зоны Ж-1. Кроме того, указанный земельный участок находится в центре жилой зоны с плотной застройкой многоквартирными жилыми домами. Расстояние между границами спорного земельного участка и находящимися по близости многоквартирными жилыми домами и детским садом составляет менее 30 метров, расстояние до границ земельного участка ГБУЗ СК «Ставропольский краевой клинический онкологический диспансер» составляет менее 10 метров. В соответствие с пунктом 3.5 Строительных норм и правил (СНиП 2.07.01-89) «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», утвержденных Постановлением Госстроя СССР от 16.05.1989 №78, расстояние от границ участка промышленного предприятия до жилых зданий, участков детских дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, учреждений здравоохранения и отдыха следует принимать не менее 50 метров. В случае невозможности устранения вредного влияния предприятия, расположенного в пределах жилой застройки, на окружающую среду следует предусматривать уменьшение мощности, перепрофилирование предприятия или отдельного производства или его перебазирование за пределы жилой застройки. Таким образом, планирование и строительство производственного объекта на земельном участке с кадастровым номером ---, не представляется возможным, и будет противоречить действующим строительным нормам и правилам. Просил суд признать незаконным отказ администрации города Ставрополя, выраженный в уведомлении от 25.08.2014 № 06/1-03-3719, в предоставлении Редько В—Н---муниципального услуги по изменению вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером ----, площадью -- кв.м., расположенном по адресу: --- с «для использования под промышленными объектами (Литер «А» - административное здание, «Б» - здание цеха, «В» - деревообрабатывающий цех», «Д» - здание склада)» на «строительство жилого дома квартирного типа от 4 до 9 этажей со встроенно-пристроенными помещениями и подземной автостоянкой»; обязать администрацию г. Ставрополя принять решение об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером ---, площадью --- кв.м., расположенном по адресу: г. --- --- с «для использования под промышленными объектами (Литер «А» - административное здание, «Б» - здание цеха, «В» - деревообрабатывающий цех», «Д» - здание склада)» на «строительство жилого дома квартирного типа от 4 до 9 этажей со встроенно-пристроенными помещениями и подземной автостоянкой».

 В судебное заседание не явился заявитель Редько В.Н. был извещен судом о дне, месте, времени слушания дела.

 В судебном заседании представитель заявителя Орлова Л.Ю., действующая на основании доверенности от 22.11.2013 года, заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям изложенным в заявлении и просила их удовлетворить.

 Представитель заинтересованного лица - администрации г. Ставрополя Якимов А.А., действующий на основании доверенности от 22.01.2014 года, просил в удовлетворении требований отказать по основаниям, изложенным в обжалуемом отказе от 25.08.2014 года.

 Представитель заинтересованного лица - комитета градостроительства администрации города Ставрополя Беляев С.И., действующий на основании доверенности от 18.01.2014 года, просил суд в удовлетворении заявления Редько В.Н. отказать.

 Суд с учетом мнения сторон считает возможным рассмотреть дело в отсутствие заявителя по имеющимся в деле доказательствам.

 Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

 В силу ст. 254 ГПК РФ, гражданин вправе оспорить в суде решения, действия, бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.

 Статья 255 ГПК РФ предусматривает, что к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиональные и единоличные решения или действия (бездействия) в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод. При этом под действиями и решениями понимаются как фактические действия органов и должностных лиц, государственных и муниципальных служащих по выполнению возложенных на них функций государственного управления, так и акты, содержащие государственно- властные повелевание, предписание в отношении заявителя, которыми нарушены права и свободы заявителя.

 В судебном заседании достоверно установлено, что Редько В.Н., являясь собственником земельного участка из категории земель населенных пунктов – для использования под промышленными объектами, кадастровый номер ---, общей площадью – --- кв.м. местоположение: --- обратился с заявлением в комитет градостроительства администрации города Ставрополя (далее – Комитет) по вопросу выдачи разрешения на строительство пятиэтажного жилого дома с мансардным этажом, со встроенно-пристроенными помещениями и подземной парковкой.

 К заявлению были приложены предусмотренные частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации документы, в том числе градостроительный план земельного участка № RU 26309000-879, кадастровый паспорт земельного участка от 01.07.2013 №26/501/13-252721.

 Письмом от 20.05.2014 № 06/1-03-2234 Комитет уведомил о принятом решении, в соответствии с которым Редько В.Н. отказано в предоставлении муниципальной услуги «Выдача разрешения на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства».

 Отказ мотивирован тем, что согласно карте градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки города Ставрополя, утвержденных решением Ставропольской городской Думы от 27.10.2010 № 97, земельный участок по адресу: ---- находится в границах территориальной зоны П-1 «Зона промышленных предприятий».

 Учитывая выше указанные обстоятельства, 22.07.2014 Редько В. Н. обратился с заявлением в Администрацию города Ставрополя об изменении вида разрешенного использования земельного участка и объектов капитального строительства с «для использования под промышленными объектами» на «под строительство жилого дома квартирного типа от 4 до 9 этажей, со встроенно-пристроенными помещениями и подземной автостоянкой».

 Уведомлением от 25.08.2014 № 06/1-03-3719 Администрацией г. Ставрополя было отказано в предоставлении муниципальной услуги «Изменение одного вида разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства на другой вид такого использования».

 Суд считает действия Администрации г. Ставрополя оформленные уведомлением от 25.08.2014 № 06/1-03-3719 незаконными, нарушающими права и свободы заявителя, по следующим обстоятельствам.

 Отказ мотивирован тем, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки города Ставрополя, утвержденными решением Ставропольской городской Думы от 27.10.2010 № 97, земельный участок по адресу: --- находится в границах территориальной зоны П-1 «Зона промышленных предприятий», разрешенное использование которой не предусматривает строительство пятиэтажного жилого дома с мансардным этажом, со встроенно-пристроенными помещениями и подземной парковкой.

 Однако, согласно ранее полученного градостроительного плана земельного участка № RU --, в пункте 2.1. указано, что земельный участок с кадастровым номером --- находится в зоне (Ж-1) многоэтажной жилой застройки (4-9 этажей) (копия градостроительного плана прилагается).

 В силу положений статей 30, 32, 37 Градостроительного кодекса РФ вид разрешенного использования земельного участка представляет собой конкретную деятельность, осуществляемую землепользователем на предоставленном ему земельном участке, основанную на градостроительном зонировании территории.

 Согласно части 2 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ в правила землепользования и застройки включают в себя, в том числе, карту градостроительного зонирования.

 В соответствие с частью 4 указанной статьи на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне.

 В силу части 2 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений, в том числе и о территориальных зонах.

 В соответствие со статьей 10 указанного закона в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том, числе, следующие сведения о территориальных зонах: индивидуальные обозначения (вид, тип, номер, индекс и тому подобное) таких зон; описание местоположения границ таких зон.

 Частью 6 статьи 15 Закона о кадастре недвижимости предусмотрено, что орган местного самоуправления в срок не более чем десять рабочих дней со дня вступления в силу правового акта, который принят таким органом в пределах его компетенции и которым устанавливается или изменяется территориальная зона, представляет в орган кадастрового учета документ, содержащий необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости в соответствии со статьей 10 Закона о кадастре недвижимости сведения.

 Указанные сведения представляются в порядке информационного взаимодействия: орган местного самоуправления представляет в орган кадастрового учета выписку из раздела правил землепользования и застройки, определяющего границы и содержание территориальных зон, перечень координат характерных точек границ территориальных зон в установленной системе координат (пункт 11 Положения об информационном взаимодействии при введении государственного кадастра недвижимости, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 18.08.2008 № 618).

 При этом согласно пункту 14 Приказа Минэкономразвития РФ от 04.02.2010 № 42 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра недвижимости» запись о территориальных зонах в реестре объектов недвижимости имеет следующую структуру: индивидуальное обозначение (вид, тип, номер, индекс и т.д.) территориальной зоны; описание местоположения границы территориальной зоны в виде списка координат характерных точек границы территориальной зоны с указанием метода и погрешности определения координат в системе координат, установленной для ведения ГКН; реквизиты акта органа местного самоуправления об утверждении правил землепользования и застройки; виды разрешенного использования объектов недвижимости, а также предельные максимальные и минимальные размеры земельных участков, входящих в состав территориальной зоны; дата внесения, изменения либо аннулирования кадастровых сведений.

 Таким образом, из выше указанных положений действующего законодательства следует, что орган местного самоуправления обязан в срок не более чем десять рабочих дней со дня вступления в силу правил землепользования и застройки (изменений в них) представить в орган кадастрового учета документ, содержащий необходимые для внесения в кадастр сведения.

 Однако, определенный выше указанными нормативными актами состав сведений о территориальных зонах в городе Ставрополе не был внесен в государственный кадастр недвижимости в указанные сроки.

 В соответствие с частью 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации основные и вспомогательные виды разрешенного использования участков правообладателями земельных участков, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований.

 В случае фактического изменения вида использования земельного участка в установленных законодательством разрешенных пределах данные сведения подлежат учету путем их внесения в государственный кадастр недвижимости. Статей 16 Федеральный закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» предусмотрено, что кадастровый учет производится на основании заявления правообладателя.

 Согласно сведениям внесенным в государственный кадастр недвижимости 01 июля 2013 года разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером --- – строительство жилого дома квартирного типа от 4 до 9 этажей, со встроенно – пристроенными помещениями и подземной автостоянкой (копия кадастрового паспорта от 01.07.2013 № 26/501/13-252721 прилагается).

 Таким образом, фактическое использование земельного участка с кадастровым номером --- отвечает его разрешенному использованию и сходиться со сведениями, внесенными в государственный кадастр недвижимости и отвечает разрешенному использованию и требованиям, предъявляемым к земельным участкам территориальной зоны Ж-1.

 Кроме того, как следует из пояснений представителя заявителя, указанный земельный участок находится в центре жилой зоны с плотной застройкой многоквартирными жилыми домами. Расстояние между границами спорного земельного участка и находящимися по близости многоквартирными жилыми домами и детским садом составляет менее 30 метров, расстояние до границ земельного участка ГБУЗ СК «Ставропольский краевой клинический онкологический диспансер» составляет менее 10 метров.

 В соответствие с пунктом 3.5. Строительных норм и правил (СНиП 2.07.01-89) «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», утвержденных Постановлением Госстроя СССР от 16.05.1989 №78, расстояние от границ участка промышленного предприятия до жилых зданий, участков детских дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, учреждений здравоохранения и отдыха следует принимать не менее 50 метров.

 В случае невозможности устранения вредного влияния предприятия, расположенного в пределах жилой застройки, на окружающую среду следует предусматривать уменьшение мощности, перепрофилирование предприятия или отдельного производства или его перебазирование за пределы жилой застройки.

 Таким образом, планирование и строительство производственного объекта на земельном участке с кадастровым номером ---, не представляется возможным, и будет противоречить действующим строительным нормам и правилам.

 В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и статьей 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

 Согласно пункта 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту

 В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

 Согласно ст. 249 ГПК РФ обязанность по доказыванию обстоятельств законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

 Оспариваемые действия администрации города Ставрополя нарушают права и свободы заявителя Редько В.Н., создают препятствия к осуществлению его прав и свобод.

 В силу ст. 258 ч. 1 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав или свобод гражданина, или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

 На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 254-256, 194-199 ГПК РФ, суд

 Р Е Ш И Л :

 Заявление Редько В—Н--- о признании незаконными действий администрации города Ставрополя, обязании устранить допущенное нарушение - удовлетворить.

 Признать незаконным отказ Администрации города Ставрополя, выраженный в уведомлении от 25.08.2014 № 06/1-03-3719, в предоставлении Редько В—Н--- муниципального услуги по изменению вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером ---, площадью --- кв.м., расположенном по адресу: ---, с «для использования под промышленными объектами (Литер «А» - административное здание, «Б» - здание цеха, «В» - деревообрабатывающий цех», «Д» - здание склада)» на «строительство жилого дома квартирного типа от 4 до 9 этажей со встроенно-пристроенными помещениями и подземной автостоянкой».

 Обязать администрацию г. Ставрополя принять решение об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером ---, площадью --- кв.м., расположенном по адресу: ---, с «для использования под промышленными объектами (Литер «А» - административное здание, «Б» - здание цеха, «В» - деревообрабатывающий цех», «Д» - здание склада)» на «строительство жилого дома квартирного типа от 4 до 9 этажей со встроенно-пристроенными помещениями и подземной автостоянкой».

 Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суда через Октябрьский районный суд г. Ставрополя в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

 Решение суда изготовлено и отпечатано в совещательной комнате.

 Судья А.А. Коробейников

 решение суда не вступило в законную силу