ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2636/2022 от 18.07.2022 Фрунзенского районного суда г. Владивостока (Приморский край)

Дело № 2-2636/2022

25RS0002-01-2022-004502-23

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 июля 2022 года г. Владивосток

Фрунзенский районный суд города Владивостока Приморского края в составе председательствующего судьи Богут Е.Б., при секретаре Зотовой А.Е., с участием помощника прокурора Коневой М.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Мальцева Сергея Юрьевича к Правительству Приморского края о признании незаконным увольнения по сокращению штатов, восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с иском к Правительству Приморского края, в обоснование указав, что с дата он в соответствии со служебным контрактом, работал в департаменте рыбного хозяйства и водных биологических ресурсов, управлении рыбного хозяйства, департаменте рыбного хозяйства и водных биологических ресурсов, агентстве по рыболовствув должности главного специалиста эксперта, ведущего специалиста эксперта, консультанта, начальника отдела, главного консультанта. Согласно служебному контракту размер заработной платы составлял 66 296,78 руб.

дата приказом -л от дата истец был уволен на основании п. 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе» в связи с сокращение штатной численности работников с должности главного консультанта отдела рыболовства и сохранения водных биоресурсов агентства по рыболовству Приморского края.

В результате проведенной оптимизации структуры и штатной численности органов исполнительной власти Приморского края (распоряжение Правительства Приморского края №5-рп от 14.01.2022 «Об оптимизации и (или) штатной численности органов исполнительной власти Приморского края» в агентстве по рыболовству Приморского края было сокращено 10 человек. По результатам реорганизации агентство по рыболовству отдел рыболовства и сохранения водных биоресурсов, а также отдел аквакультуры были объединены в отдел рыболовства и аквакультуры.

Полагает увольнение незаконным, поскольку увольнение работников при сокращении должностей гражданской службы, является правомерным только в том случае, если работодателем соблюдены необходимые условия, в том числе обязанность предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, все имеющиеся соответственно в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, его специальности, направления подготовки, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (п. 5 ст. 31 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ, п. 2 постановления Правительства РФ №822 от 19.09.2013). Ответчик перевод на другие вакантные должности гражданской службы не предлагал.

Дополнив требования. просит признать увольнение незаконным, обязать ответчика восстановить его на государственной гражданской службе в агентстве по рыболовству Приморского края в должности главного консультанта отдела рыболовства и аквакультуры, путем увеличения штатной численности, либо предоставить иную должность государственной гражданской службы в органах исполнительной власти; взыскать среднемесячную заработную плату за время вынужденного прогула за период с дата по дата в размере 156 715 руб.

В судебном заседании истец полностью поддержал иск по указанным основаниям.

Представитель ответчика поддержала письменные возражения и пояснила, что для замещения должности гражданской службы требуется соответствие квалификационным требованиям к уровню профессионального образования, стажу гражданской службы или работы по специальности, направлению, подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей. В агентстве вакантные должности отсутствовали. Функции агентства как органа исполнительной власти, осуществляющего государственное управление в сфере рыбохозяйственной деятельности и аквакультуры (рыбоводства)вдругим отраслевым органам исполнительной властине передавались. Нарушений порядка увольнения при сокращении должности государственной гражданской службы не допущено. Просила в иске отказать.

Выслушав лиц, участвующих в деле и изучив материала дела, также заслушав прокурора, полагавшего иск не подлежащим удовлетворению в связи с соблюдением процедуры увольнения по сокращению штатов, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" при рассмотрении дел о восстановлении в должности гражданских служащих, уволенных в связи с ликвидацией государственного органа или сокращением должностей гражданской службы, следует руководствоваться положениями статей 31, 33 и 38 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации»).

В силу части 1 статьи 3 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» государственная гражданская служба Российской Федерации (далее также - гражданская служба) - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации (далее - граждане) на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации (далее также - должности гражданской службы) по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, органов публичной власти федеральной территории, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.

Статьей 12 вышеуказанного Федерального закона предусмотрены квалификационные требования для замещения должностей гражданкой службы.

Для замещения должности гражданской службы требуется соответствие квалификационным требованиям к уровню профессионального образования, стажу гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей, а также при наличии соответствующего решения представителя нанимателя - к специальности, направлению подготовки (ч. 1 ст. 12).

Квалификационные требования к знаниям и умениям, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются в зависимости от области и вида профессиональной служебной деятельности гражданского служащего его должностным регламентом. Должностным регламентом гражданского служащего (далее - должностной регламент) могут также предусматриваться квалификационные требования к специальности, направлению подготовки, которые необходимы для замещения должности гражданской службы (ч. 7 ст. 12).

Федеральным государственным органом по управлению государственной службой в целях оказания государственным органам методологической помощи формируется справочник квалификационных требований к специальностям, направлениям подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для замещения должностей гражданской службы с учетом области и вида профессиональной служебной деятельности гражданских служащих (ч. 8 ст. 12).

По п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона РФ от 27.07.2004 года N 79-ФЗ "О государственно гражданской службе РФ» служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае сокращения должностей гражданской службы в государственном органе.

В соответствии со ст. 31 названного Федерального закона о предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы гражданский служащий, замещающий сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе, предупреждается представителем нанимателя персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения (ч. 2).

Представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, или государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, обязан в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, все имеющиеся соответственно в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, его специальности, направления подготовки, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (ч. 5 той же статьи).

Судом установлено, что истец проходил государственную гражданскую службу в агентстве по рыболовству Приморского края, которое является органом исполнительной власти Приморского края, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление в сфере рыбохозяйственной деятельности и аквакультуры (рыбоводства).

Мельцев С.Ю. замещал должность главного консультанта, категории «специалисты», ведущей группы должностей. Для замещения должности требовалось высшее образование по направлению подготовки (специальности) профессионального образования «Промышленное рыболовство», «Судовождение».

Соответствие квалификации подтверждается дипломом о высшем образовании на имя Мальцева С.Ю. по специальности «Промышленное рыболовство» серии МВ .

Распоряжениемот дата-рп, а также распоряжениемот дата-рп О внесении изменений в распоряжениеот дата-ра «Об утверждении структуры и штатной численности агентства по рыболовству» в агентстве по рыболовствусокращены 10 должностей.

Истец был осведомлен о предстоящем сокращении с замещаемой должности дата.

Проверяя доводы истца о незаконности его увольнения, суд, на совокупности представленных сторонами доказательств, пришел к выводу о несостоятельности иска.

Доводы истца о том, что истцу не были представлены все имеющиеся у ответчика вакансии, проверены судом и признаются несостоятельными.

Согласно Справочнику квалификационных требований специальности, направления подготовки «Промышленное рыболовство» необходимо исключительно для замещения должности государственной службы по виду профессиональной служебной деятельности «Регулирование рыболовства и сохранения водных биоресурсов».

Частями 1,4 статьи 44 Устава Приморского края установлено, что структура исполнительных органов Приморского края определяется Губернатором Приморского края по отраслевому (функциональному) принципу. Положения об исполнительных органах Приморского края, их структура и штатная численность утверждаются Правительством Приморского края.

Согласно сведениям официального сайта федеральной государственной информационной системы «Единая информационная система управления кадровым составом государственной гражданской службы Российской Федерации» в агентстве по рыболовству Приморского края вакантные должности отсутствовали.

Функции агентства как органа исполнительной власти Приморского края, осуществляющего государственное управление в сфере рыбохозяйственной деятельности и аквакультуры (рыбоводства)в Приморском крае другим отраслевым органам исполнительной власти Приморского края не передавались.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.09.2013 №822 утверждены Правила, устанавливающие порядок предоставления государственному гражданскому служащему, который замещает сокращаемую должность государственной гражданской службы в государственном органе или должность государственной гражданской службы в упраздняемом государственном органе, в случае отсутствия вакантных должностей в государственном органе, в котором сокращаются должности государственной гражданской службы, или государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантной должности государственной гражданской службы в иных государственных органах.

В соответствии с п. 2 Правил при отсутствии вакантных должностей государственной гражданской службы, отвечающих требованиям части 1 статьи 31 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", в государственном органе, в котором сокращаются должности государственной гражданской службы, или государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, кадровая служба указанных органов не позднее чем за 30 дней до дня предстоящего увольнения государственного гражданского служащего в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы или упразднением государственного органа осуществляет поиск вакантных должностей государственной гражданской службы в иных государственных органах, в том числе посредством официального сайта федеральной государственной информационной системы "Единая информационная система управления кадровым составом государственной гражданской службы Российской Федерации", с учетом категории и группы замещаемой государственным гражданским служащим должности государственной гражданской службы, области и вида его профессиональной служебной деятельности, уровня его квалификации, профессионального образования и стажа государственной гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки.

Как пояснил в судебном заседании представитель ответчика в органах исполнительной власти Приморского края вакантные должности гражданской службы, соответствующие профессиональному образованию, области и виду профессиональной служебной деятельности Мальцева С.Ю. отсутствовали.

Таким образом, суд читает, что принятым представителем нанимателя решением не были нарушены права истца, поскольку обязанности предлагать увольняемому сотруднику все вакантные должности (в данном случае, вакантные должности отсутствовали), без учета и оценки возможности данного лица эффективно исполнять служебные обязанности Федеральный закон от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе

Российской Федерации" не содержит, поэтому суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований о восстановлении на работе в связи с нарушением порядка увольнения.

Также не подлежат удовлетворению требования о взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, поскольку это требование производно от судьбы основного требования - о восстановлении на работе, в удовлетворении которого судом отказано.

Руководствуясь ст.ст.194 - 198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Мальцева Сергея Юрьевича к Правительству Приморского края о признании незаконным увольнения по сокращению штатов, восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Фрунзенский районный суд г. Владивостока в течение месяца с даты принятия решения в мотивированном виде – 22.07.2022.

Судья Е.Б. Богут