ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2636/2022 от 31.08.2022 Первомайского районного суда г. Владивостока (Приморский край)

Мотивированный текст решения изготовлен 31.08.2022

Дело

25RS0005-01-2022-002963-19

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«24» августа 2022 года г. Владивосток

Первомайский районный суд г. Владивостока Приморского края в составе:

председательствующего судьи Лысенко Е.А.

с участием старшего помощника Приморского транспортного

прокурора Петраковой А.А.

при секретаре Каражеляскове Б.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Приморского транспортного прокурора к обществу с ограниченной ответственностью «ДВ Порт» о возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Приморский транспортный прокурор обратился в суд с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «ДВ Порт» (далее – ООО «ДВ Порт»), указывая в обоснование заявленных требований, что Приморской транспортной прокуратурой с 22.09.2021 по 08.10.2021 проведена выездная проверка исполнения ООО «ДВ Порт» законодательства об охране окружающей среды и природопользовании при осуществлении деятельности в морском порту Владивосток.

В ходе проведения выездной проверки установлено, что эксплуатируемые ООО «ДВ Порт» причалы: причал № 2, кадастровый ; причал «Сопряжение», кадастровый ; причал № 1, кадастровый ; грузовой причал № 1, кадастровый , расположенные по адресу: , находятся на одной промплощадке в пределах водоохранной зоны пролива Босфор Восточный в заливе Петра Великого Японского моря. Между ООО «ДВ Порт» и обществом с ограниченной ответственностью «Зарубинская база флота» (далее – ООО «Зарубинская база флота») заключен договор субаренды от 28.02.2021 № 03/20, на основании п. 4.2.12 которого субарендатор обязан самостоятельно нести экологическую ответственность. ООО «ДВ Порт» оказывает услуги по швартовке судов, погрузке и выгрузке товаров.

В ходе натурного осмотра территории ООО «ДВ Порт», проведенного 08.10.2021, установлено, что причальные сооружения не оборудованы лотками для сбора сточных вод и соответствующими очистными сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов. Таким образом, при ведении хозяйственной деятельности ООО «ДВ Порт» на территории причалов образуются поверхностные сточные воды, которые при отсутствии надлежащего сбора и очистки, не организованно сбрасываются в водный объект – пролив Босфор Восточный в заливе Петра Великого Японского моря, ООО «ДВ Порт» не выполняет требования по оборудованию эксплуатируемых объектов, расположенных в границе водоохраной зоны, сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством. В целях устранения выявленных нарушений руководителю ООО «ДВ Порт» вынесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено, вместе с тем до настоящего времени надлежащие меры по оборудованию территории предприятия очистными сооружениями не приняты.

Просит суд обязать общество с ограниченной ответственностью «ДВ Порт» оборудовать причальное сооружение: причал , кадастровый , расположенный по адресу: , находящийся в водоохранной зоне водного объекта – пролив Босфор Восточный в заливе Петра Великого Японского моря, сооружениями, обеспечивающими охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с требованиями Водного кодекса Российской Федерации. Обязать общество с ограниченной ответственностью «ДВ Порт» оборудовать причальное сооружение: причал «Сопряжение», кадастровый , расположенный по адресу: , находящийся в водоохранной зоне водного объекта – пролив Босфор Восточный в заливе Петра Великого Японского моря, сооружениями, обеспечивающими охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с требованиями Водного кодекса Российской Федерации. Обязать общество с ограниченной ответственностью «ДВ Порт» оборудовать причальное сооружение: причал а, кадастровый , расположенный по адресу: , находящийся в водоохранной зоне водного объекта – пролив Босфор Восточный в заливе Петра Великого Японского моря, сооружениями, обеспечивающими охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с требованиями Водного кодекса Российской Федерации. Обязать общество с ограниченной ответственностью «ДВ Порт» оборудовать причальное сооружение: грузовой причал , кадастровый , расположенный по адресу: , находящийся в водоохранной зоне водного объекта – пролив Босфор Восточный в заливе Петра Великого Японского моря, сооружениями, обеспечивающими охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с требованиями Водного кодекса Российской Федерации. Установить срок исполнения решения суда в течении двенадцати месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Прокурор в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, дополнительно сообщил суду, что до настоящего времени ответчик не исполняет возложенные на него обязанности.

В судебном заседании представитель ответчика с исковыми требованиями согласился, поддержал доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление, согласно которому с целью устранения нарушений выполнения требований водного законодательства по обеспечению охраны водных объектов от загрязнения, заиления и истощения вод был заключен договор от 27.12.2021 № 135-2021 на выполнение проектных работ с проектной организацией ООО «Аркос», согласно которому разработана проектная документация «Система ливневой канализации на территории ответчика, расположенной по адресу: , а так же заключен договор от 22.12.2022 № 179 с ООО «Научно-технический центр ЭКО-проект» на создание экологического проекта по выполнению работ: разработка разделов проектной документации для объекта: «Размещение очистных сооружений поверхностных сточных вод на части территории земельного участка согласно схемы промплощадки, расположенного по адресу: ». В рамках проектной документации предусмотрен сбор, очистка и отведение поверхностного стока с территории хозяйственной длительности ответчика. На основании разработанной проектной документации от компании ООО «Восток Инжиниринг Системс» было получено технико-коммерческое предложение на поставку оборудования для системы ливневой канализации на территории ответчика. В настоящее время ведется уточнение в части замены оборудования на аналоги, из числа доступных к ввозу на территорию Российской Федерации. Кроме того, с целью устранения нарушений в сфере законодательства об экологической экспертизе ответчиком заключен договор с ООО «Дальневосточная экологическая компания» на разработку документации, обосновывающей хозяйственную деятельность во внутренних морских водах, на государственную экологическую экспертизу, включая сопровождение согласований документации в контрольно-надзорных органах, в том числе на государственной экологической экспертизе. Разрабатываемая документация включает сведения о принятых проектом системы ливневой канализации решениях по сбору, очистке и отведению поверхностного стока с территории хозяйственной деятельности ответчика. В соответствии с требованиями природоохранного законодательства данная документация должна пройти согласование у уполномоченных органах Росрыболовства и получить положительное заключение государственной экологической экспертизы. В рамках договора с ООО «Дальневосточная экологическая компания» имеется календарный план работ на разработку и согласование документации, согласно которому ориентировочный срок предоставления документации на государственную экологическую экспертизу составит ноябрь – декабрь 2022 года. Сроки рассмотрения заявления о проведении государственной экологической экспертизы, проверки комплектности материалов, подготовки уведомления о необходимости оплаты проведениям экспертизы и самой процедуры ее проведения могут достигать до 4-5 месяцев. Более того, в настоящее время ответчиком ведутся переговоры в рамках согласования цены и согласования редакции договоров на оборудование с компаниями. Также на государственную регистрацию поданы договоры субаренды земельных участков с кадастровыми номерами 25:28:030004:253 и 25:28:03004:262 для дальнейшего получения разрешения на строительство очистных сооружений ливневых сточных вод на данных земельных участках. После согласования проектной документации «Система ливневой канализации на территории ответчика, расположенной по адресу: », прохождения государственной экологической экспертизы, принятые проектом решения (получение разрешения на выполнение строительных работ) по сбору, очистке и отведению поверхностного стока с территории хозяйственной деятельности ответчика будут реализованы в максимально короткие сроки. Ориентировочный срок реализации – 2023 год. Кроме того, сообщил суду, что часть работ по очистке водного объекта уже проведено. Просит суд увеличить срок на исполнение возложенной обязанности в связи с тем, что получение положительных результатов по государственной экологической экспертизе занимает 1 год.

Выслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска в силу следующего.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды.

Согласно ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.

Пунктом 3 части 2 статьи 15 Федерального закона от 08.11.2007 № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что операторы морских терминалов, иные владельцы объектов инфраструктуры морского порта, капитаны судов, другие лица, которые осуществляют деятельность и (или) находятся в морском порту, обязаны обеспечивать меры по предотвращению загрязнения территории морского порта отходами производства и потребления, сточными и (или) нефтесодержащими водами, нефтью и другими опасными и (или) вредными для здоровья человека и (или) окружающей среды веществами.

Как следует из п. 1 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 08.11.2007 № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», операторы морских терминалов и иные владельцы объектов инфраструктуры морского порта обязаны осуществлять эксплуатацию объектов инфраструктуры морского порта в соответствии с требованиями обеспечения промышленной безопасности, экологической безопасности, пожарной безопасности и требованиями технических регламентов.

В силу п. 1 ч. 2 ст. 39 Водного кодекса Российской Федерации собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны не допускать нарушение прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия).

Согласно ч. 16 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Выбор типа сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, осуществляется с учетом необходимости соблюдения установленных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов. В целях настоящей статьи под сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, понимаются: централизованные системы водоотведения (канализации), централизованные ливневые системы водоотведения; сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод в централизованные системы водоотведения (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), если они предназначены для приема таких вод; локальные очистные сооружения для очистки сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), обеспечивающие их очистку исходя из нормативов, установленных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса; сооружения для сбора отходов производства и потребления, а также сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод) в приемники, изготовленные из водонепроницаемых материалов; сооружения, обеспечивающие защиту водных объектов и прилегающих к ним территорий от разливов нефти и нефтепродуктов и иного негативного воздействия на окружающую среду.

В соответствии с п. 12 и 21 Технического регламента о безопасности объектов морского транспорта, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2010 № 620 «Об утверждении технического регламента о безопасности объектов морского транспорта», объекты морского транспорта и объекты инфраструктуры морского транспорта должны удовлетворять требованиям безопасности в течение всего периода их эксплуатации при условии выполнения приобретателем этих объектов требований, установленных технической документацией, в том числе соответствовать требованиям Конвенции от 1974 года, Конвенции от 1973 года, законодательства Российской Федерации в области торгового мореплавания, охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, водного законодательства Российской Федерации и настоящего технического регламента (далее – Технический регламент)

Из содержания п.п. 170 и 174 Технического регламента, проектировщики, строители и эксплуатирующие организации объектов инфраструктуры морского транспорта должны обеспечить выполнение требований их экологической безопасности, предусмотренных пунктами 171 - 178(1) настоящего технического регламента; система канализации и очистные сооружения, необходимые для сбора и приема производственно-дождевых стоков в порту, должны поддерживаться в исправном состоянии.

Для обеспечения исполнения требований Технического регламента приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 15.10.2018 № 363 разработан и введен в действие «СП 389.1326000.2018. Свод правил. Техническая эксплуатация объектов инфраструктуры морского порта» (далее – СП 389.1326000.2018), который содержит требования, устанавливающие порядок технической эксплуатации объектов инфраструктуры морского порта, обеспечивающей безопасные условия для швартовки, стоянки и обработки судов, безопасность, сохранность и повышение долговечности портовых сооружений при взаимодействии с судами, при работе перегрузочного оборудования и портовых транспортных средств, складировании грузов.

Согласно п. 4.5.2 СП 389.1326000.2018 организации, эксплуатирующие объекты инфраструктуры морского порта, обязаны принимать меры по предотвращению загрязнения территории и акватории морского порта отходами производства и потребления, сточными и нефтесодержащими водами, нефтью и ее производными, другими вредными и опасными для человека и окружающей среды веществами, а также производить своевременную утилизацию этих веществ.

Исходя из п. 4.5.9 СП 389.1326000.2018 для предотвращения загрязнения акватории морского порта должны быть обеспечены бесперебойная работа канализационных и очистных сооружений и контроль их работы со стороны администрации морского порта.

Судом установлено, что в соответствии с актом проверки от 08.10.2021 Приморской транспортной прокуратурой проведена выездная проверка исполнения ООО «ДВ Порт» законодательства об охране окружающей среды и природопользования при осуществлении деятельности в морском порту Владивосток. В ходе проверки выявлены следующие нарушения обязательных требований при эксплуатации причалов: в нарушение п. 12 Технического регламента, а так же п. 33 Правил по охране труда в морских и речных портах, утвержденных Приказом Министерства труда Российской Федерации от 15.06.2020 № 343н, на всех эксплуатируемых причалах отсутствует пост со средствами спасения утопающих; на территории причала № 2, причала «Сопряжение» отсутствуют знаки, запрещающие курение (п. 166 Технического регламента); вопреки п. 3.1.26 РД 31.35.10-86 «Правила технической эксплуатации портовых сооружений и акваторий» на причале № 2 допущено складирование бетонных плит ближе 2 метров от края кордона; на причалах электрические колонки не пронумерованы в нарушение п. 194 Технического регламента; в нарушение п. 165 Технического регламента, п. 2.2 и 3.2.1 РД 31.35.10-86 «Правила технической эксплуатации портовых сооружений и акваторий», территория причала № 1 не содержится в чистоте, присутствует мусор. По результатам проверки установлено, что эксплуатируемые причальные сооружения не оборудованы централизованными системами водоотведения (канализации), централизованными ливневыми системами водоотведения; сооружениями и системами для отведения (сброса) сточных вод в централизованные системы водоотведения; локальными очистными сооружениями для очистки сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), обеспечивающих их очистку исходя из нормативов, установленных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды; сооружениями для сбора отходов производства и потребления, а так же сооружениями и системами для отведения (сброса) сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод) в приемники, изготовленные из водонепроницаемых материалов; сооружениями, обеспечивающими защиту водных объектов и прилегающих к ним территорий от разливов нефти и нефтепродуктов и иного негативного воздействия на окружающую среду. Данные обстоятельства подтверждаются фототаблицей, приложенной к акту проверки, представитель ответчика с доводами прокурора согласился.

Согласно п.п. 1.2.4., 1.2.5., 1.2.6., 1.2.7 договора субаренды недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ООО «Зарубинская база флота» и ООО «ДВ Порт» последний является субарендатором следующих сооружений: объект незавершенного строительства (причал а мыс Абросимова) готовностью 97.4%, сооружение – грузовой причал № 1 мыс Абросимова длиною 212,30 м. средней шириной 20.00 м. (литер 82), объект незавершенного строительства (причал «Сопряжение» мыс Абросимова) готовностью 97,4% (литер 83), объект незавершенного строительства (причал № 2 мыс Абросимова) готовностью 93,7% (литер 84). Срок действия договора с 01.03.2020 по 01.03.2025, но не более срока действия договора аренды от 28.02.2020 № 03-1/20.

Как указано в п. 4.2.12 договора субаренды недвижимого имущества от 28.02.2020 № 03/20, субарендатор за свой счет и от своего имени заключает договоры на вывоз отходов, при необходимости: сдает отчеты, вносит плату за негативное воздействие на окружающую среду, осуществляет постановку на учет объекта НВОС. Несет самостоятельную экологическую ответственность, самостоятельно сдает отчетность.

В соответствии с постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора от 29.10.2021 № 15-764/2021 о назначении административного наказания ООО «ДВ Порт» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.45 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

При указанных обстоятельствах у суда имеются основания для удовлетворения искового заявления.

В соответствии с ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

Суд принимает во внимание приобщенные к материалам дела представителем ответчика договор поставки товара от 01.08.2022 № 10, договор поставки от 11.08.2022 № 578/8-22 и договор на разработку и сопровождение согласования проектных материалов от 10.08.2022 № 180, а также пояснения представителя ответчика о том, что для исполнения всех возлагаемых обязанностей для устранения нарушений ответчику необходим более длительный срок нежели чем срок, требуемый прокурором. На основании данных обстоятельств, с учетом принципа разумности срока исполнения решения суда, суд приходит в выводу о необходимости установления срока исполнения решения суда в течении восемнадцати месяцев с момента вступлении решения суда в законную силу.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Исковое заявление Приморского транспортного прокурора удовлетворить.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «ДВ Порт», ИНН 2537082058, ОГРН 1102537002204, оборудовать в течение восемнадцати месяцев с момента вступления решения в законную силу причальное сооружение: причал , кадастровый , расположенный по адресу: , находящийся в водоохранной зоне водного объекта – пролив Босфор Восточный в заливе Петра Великого Японского моря, сооружениями, обеспечивающими охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с требованиями Водного кодекса Российской Федерации.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «ДВ Порт», ИНН 2537082058, ОГРН 1102537002204, оборудовать в течение восемнадцати месяцев с момента вступления решения в законную силу причальное сооружение: причал «Сопряжение», кадастровый , расположенный по адресу: , находящийся в водоохранной зоне водного объекта – пролив Босфор Восточный в заливе Петра Великого Японского моря, сооружениями, обеспечивающими охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с требованиями Водного кодекса Российской Федерации.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «ДВ Порт», ИНН 2537082058, ОГРН 1102537002204, оборудовать в течение восемнадцати месяцев с момента вступления решения в законную силу причальное сооружение: причал а, кадастровый , расположенный по адресу: , находящийся в водоохранной зоне водного объекта – пролив Босфор Восточный в заливе Петра Великого Японского моря, сооружениями, обеспечивающими охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с требованиями Водного кодекса Российской Федерации.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «ДВ Порт», ИНН 2537082058, ОГРН 1102537002204, оборудовать в течение восемнадцати месяцев с момента вступления решения в законную силу причальное сооружение: грузовой причал , кадастровый , расположенный по адресу: , находящийся в водоохранной зоне водного объекта – пролив Босфор Восточный в заливе Петра Великого Японского моря, сооружениями, обеспечивающими охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с требованиями Водного кодекса Российской Федерации

На решение суда в течение месяца со дня принятия в окончательной форме может быть подана апелляционная жалоба ввой суд через Первомайский районный суд .

Судья Е.А. Лысенко