ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2636/2023 от 11.12.2023 Соликамского городского суда (Пермский край)

Дело № 2-2636/2023

УИД 59RS0035-01-2023-003448-20

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Соликамск 11 декабря 2023 года

Соликамский городской суд Пермского края в составе

председательствующего судьи Пантилеевой Е.В.,

при секретаре судебного заседания Ромодиной А.В.,

с участием представителя истца Федоровой Ю.М.,

с участием представителя ответчика Курбатовой В.В., действующей на основании Устава,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Соликамск гражданское дело по иску И.о. Соликамского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 7». Управлению образование администрации Соликамского городского округа, муниципальному образованию-администрации Соликамского городского округа о возложении обязанности устранить выявленные нарушения законодательства и обеспечении финансирования указанных мероприятий в необходимом объеме,

у с т а н о в и л:

И.о. Соликамского городского прокурора обратился в Соликамский городской суд Пермского края в интересах неопределенного круга лиц с исковым заявлением МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 7». Управлению образование администрации Соликамского городского округа, муниципальному образованию-администрации Соликамского городского округа о возложении обязанности устранить выявленные нарушения законодательства и обеспечении финансирования указанных мероприятий в необходимом объеме. В обоснование исковых требований указал, что Соликамской городской прокуратурой проведена проверка в отношении МАОУ «СОШ № 7» с привлечением специалистов 10 Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Соликамскому городскому округу Главного управления МЧС России по Пермскому краю, в ходе которой установлено, что 10 Отделом надзорной деятельности и профилактической работы по Соликамскому городскому округу управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Пермскому краю в отношении МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 7» в 2021 году проведена внеплановая проверка с целью контроля исполнения предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара, по результатам которой нарушения требований пожарной безопасности, выявленные в 2019 году не устранены.

В соответствии с предписанием № 130/1/1 от 29.07.2021 установлен срок устранения выявленных нарушений - 30.09.2022 года. Решением от 03.10.2023 года в удовлетворении ходатайства контролируемого лица от 29.09.2023 года, поступившего в адрес 10 ОНПР, об отсрочке исполнения предписания № 130/1/1 от 29.07.2021 года отказано.

В ходе проведения проверки городской прокуратуры установлено, что ранее выявленные нарушения обязательных требований пожарной безопасности на объекте учреждения, расположенном по адресу: ул. Красный бульвар, д. 34, г. Соликамск, до настоящего времени не устранены. При этом, срок для устранения выявленных нарушений устанавливался предписаниями надзорного органа как до реорганизации МАДОУ «Детский сад № 49» в форме присоединения к МАОУ «СОШ № 7», а именно:

- предписание от 27.12.2016 №132/1/1 (МАДОУ «Детский сад № 49») со сроком исполнения 01.11.2017 года;

- предписание от 27.11.2017 № 58/1/1 (МАДОУ «Детский сад № 49) со сроком исполнения до 31.05.2019 года;

Так и после присоединения МАДОУ «Детский сад № 49» к МАОУ «СОШ № 7», а именно:

- предписание от 03.07.2019 № 179/1/1 (МАОУ «СОШ № 7») со сроком исполнения до 01.07.2021 года;

- предписание от 29.07.2021 № 130/1/1 (МАОУ «СОШ № 7») со сроком исполнения до 30.09.2022 года, а именно:

1. объект с массовым пребыванием людей не обеспечен аварийным (эвакуационным освещением), с учетом п. 37 Правил противопожарного режима, утвержденных постановлением Правительства 16.09.2020 г.№ 1479;

2. при техническом обслуживании и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности, смонтированных на объекте, не соблюдаются проектные решения, а именно: согласно рабочего проекта ШИФР: АПС, СОУЭ-4-16-7 от 27.04.2016 года в помещениях детского сада предусмотрено использование дымовых пожарных извещателей марки ДИП-66, кабелей КСВВнг-LS. Фактически в ряде помещений (группа № 3, группа раннего возраста №№ 1, 2 и др.) допускается использование дымовых пожарных извещателей марки ДИП-212-141, кабеля КПСнг( A)-FRLS;

3. на объекте защиты не хранится техническая документация на систему противопожарной защиты (АПС и СОУЭ), в том числе, на технические средства, функционирующие в составе указанных систем и результаты пусконаладочных испытаний указанных систем;

4. для покрытия пола спального помещения группы № 1 применены материалы (линолеум) с неизвестными показателями пожарной опасности;

5. для покрытия пола спального помещения группы № 2 применены материалы (линолеум) с неизвестными показателями пожарной опасности;

6. для покрытия пола спального помещения группы № 4 применены материалы (линолеум) с неизвестными показателями пожарной опасности;

7. для покрытия пола спального помещения группы № 10 применены материалы (линолеум) с неизвестными показателями пожарной опасности;

8. для покрытия пола спального помещения группы № 13 применены материалы (линолеум) с неизвестными показателями пожарной опасности;

9. для покрытия пола помещения музыкального зала применены материалы (линолеум) с неизвестными показателями пожарной опасности;

10. для покрытия пола помещения кабинета педагога-психолога применены материалы (линолеум) с неизвестными показателями пожарной опасности;

11. для покрытия пола помещения спортивного зала применены материалы (линолеум) с неизвестными показателями пожарной опасности;

12. для покрытия пола помещения кабинета делопроизводителя зам. заведующего по ХР применены материалы (линолеум) с неизвестными показателями пожарной опасности;

13. для покрытия пола помещения медицинского кабинета (процедурная) применены материалы (линолеум) с неизвестными показателями пожарной опасности;

14. для покрытия пола помещения медицинского - кабинета (изолятор) применены материалы (линолеум) с неизвестными показателями пожарной опасности;

15. для покрытия пола помещения медицинского кабинета применены материалы (линолеум) с неизвестными показателями пожарной опасности;

16. для покрытия пола помещения кабинета учителя-логопеда применены материалы (линолеум) с неизвестными показателями пожарной опасности;

17. для покрытия пола помещения столовой для сотрудников применены материалы (линолеум) с неизвестными показателями пожарной опасности;

18. здание объекта защиты не оснащено соответствующим типом системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Фактически при численности мест более 300 установлен 2 тип системы оповещения, вместо требуемого 3 типа системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре;

19. Планы эвакуации, размещенные на объекте защиты (в целом по зданию) не соответствуют требованиям ГОСТ 34428- 2018, а именно: для быстрого ориентирования на плане эвакуации привязка места размещения плана в здании выполнена в виде точки черного цвета, вместо круга синего цвета размером от 8 до 10 мм.; в текстовой части неверно указан номер вызова пожарной охраны (фактически указан номер вызова 010 вместо 101).

Указанные нарушения были выявлены в 2016 году, однако меры по устранению нарушений до настоящего времени не приняты. В данном случае, на объекте МАОУ «СОШ № 7», расположенном по адресу: <...>, не принимается должных мер по устранению нарушений. В настоящее время объект с массовым пребыванием людей, в том числе несовершеннолетних детей, эксплуатируется с нарушением требований пожарной безопасности. Использование объектов с нарушением требований пожарной безопасности ставит под угрозу жизнь и здоровье неограниченного круга лиц, в том числе несовершеннолетних воспитанников учреждения, в случае возникновения пожара, в указанном здании МАОУ «СОШ № 7». Наличие нарушений обязательных требований противоречит принципам государственной политики в области пожарной безопасности, целью которых является обеспечение необходимого уровня защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.

В силу пунктов 1.5,1.8 Устава МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 7» учредителем и собственником имущества учреждения является муниципальное образование Соликамский городской округ. Функции и полномочия учредителя осуществляет Управление образования администрации Соликамского городского округа.

Функции по предупреждению и ликвидаций последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа относятся к вопросам местного значения городского округа согласно ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В соответствии с п. 13 ч.1 ст. 31 Устава Соликамского городского округа, принятого решением Соликамской городской думы 29.06.2005 № 412 (далее - Устав), к полномочиям администрации Соликамского городского округа относится, в том числе, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах Соликамского городского округа.

Аналогичные положения закреплены в ст. ст. 6, 31 Устава Соликамского городского округа. Данными полномочиями наделена администрация Соликамского городского округа.

Согласно п.1 ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», п. 1 4.1 ст. 6 Устава Соликамского городского округа составление и рассмотрение проекта бюджета городского округа, утверждение и исполнение бюджета городского округа, осуществление контроля за его исполнением, отнесено к вопросам местного значения городского округа.

В соответствии с п.3 ч.1 ст. 17 ФЗ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» финансовое обеспечение деятельности муниципальных бюджетных учреждений отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.

Согласно п.1 ч. 1 ст. 30 Устава Соликамского городского округа к полномочиям администрации г. Соликамска относится формирование, исполнение местного бюджета и контроль за исполнением данного бюджета.

В соответствии Положением об Управлении образования администрации Соликамского городского округа в компетенцию Управления входит, в том числе, распределение бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, выполнение функций главного распорядителя бюджетных средств для подведомственных организаций. При этом, финансовое обеспечение деятельности Управления осуществляется за счет средств бюджета Соликамского городского округа, Управление является получателем бюджетных средств.

Управление образования формирует и утверждает муниципальное задание МАОУ «СОШ № 7», являясь по отношению к учреждению главным распорядителем бюджетных денежных средств, имеются основания для возложения на Управление образования администрации Соликамского городского округа, администрацию Соликамского городского округа обязанности по обеспечению финансирования мероприятий по устранению нарушений требований пожарной безопасности.

Просят обязать МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 7» в срок до 01.09.2024 года устранить нарушения требования законодательства о пожарной безопасности в структурном подразделении МАОУ «СОШ №7», расположенном по адресу: <...> а именно: обеспечить объект аварийным освещением; привести в соответствие с проектными решениями рабочего проекта ШИФР: АПС, СОУЭ-4-16-7 от 27.04.2016 года средства обеспечения пожарной безопасности, смонтированные на объекте; обеспечить хранение технической документации на систему противопожарной защиты (АПС и СОУЭ), в том числе, на технические средства, функционирующие в составе указанных систем и результаты пусконаладочных испытаний указанных систем; обеспечить покрытие полов спальных помещений групп № 1, 2, 4, 10, 13, музыкального зала, кабинета педагога-психолога, спортивного зала, кабинета делопроизводителя, кабинета заместителя заведующего по хозяйственной работе, медицинского кабинета (процедурной), медицинского кабинета (изолятора), медицинского кабинета, кабинета учителя-логопеда, столовой для сотрудников с применением материалов с более высокими показателями пожарной опасности, чем В2, Д2, Т2, РП1; обеспечить оснащение здания объекта 3 типом системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре; привести планы эвакуации, размещенные на объекте защиты (в целом по зданию) в соответствие с требованиями ГОСТ 34428-2018.

Обязать Муниципальное образование - Соликамский городской округ в лице администрации Соликамского городского округа, Управление образования администрации Соликамского городского округа в срок до 01.05.2024 года обеспечить финансирование указанных мероприятий в необходимом объеме.

Представитель истца помощник Соликамского городского прокурора Федорова Ю.М., действующая на основании удостоверения, в судебном заседании исковые требования поддержала по доводам, приведенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика МАОУ «СОШ № 7» Курбатова В.В., действующая на основании устава, в судебном заседании с исковыми требованиями согласилась, не согласна была с заявленным сроком для устранения нарушений. Пояснила, что с 2016 года в 29 помещениях линолеум заменён на необходимый, осталось только в произвести замену линолеума в спальных помещениях и подсобных помещениях.

Представители ответчиков Муниципального образования-Соликамский городской округ в лице администрации Соликамского городского округа, Управления образования администрации Соликамского городского округа, представитель третьего лица 10 ОНПР по Соликамскому ГО УНПР ГУ МЧС России по Пермскому краю в судебное заседание не явились, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

На основании положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав участников процесса, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Статья 11 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что защита нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляется в судебном порядке с использованием способов защиты, предусмотренных статьей 12 указанного Кодекса, либо иными способами, установленными законом.

Согласно статье 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В соответствии со статьями 2, 20, 41 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья. Детство находится под защитой государства.

На основании ч. 1 ст. 38 Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

В силу ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целями государственной политики в интересах детей являются защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.

На основании ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» при осуществлении деятельности в области образования ребенка в семье или в организации, осуществляющей образовательную деятельность, не могут ущемляться права ребенка.

Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 41, ч. 6, 7 ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ образовательная организация обеспечивает безопасность обучающегося во время образовательного процесса, создает необходимые для этого условия, а также несет ответственность за жизнь й здоровье обучающихся.

Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, индивидуальными предпринимателями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства определены Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон «О пожарной безопасности»).

В соответствии со статьей 2 Федерального закона «О пожарной безопасности» законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности. Законодательство субъектов Российской Федерации не действует в части, устанавливающей более низкие, чем настоящий Федеральный закон, требования пожарной безопасности.

Статья 37 Федерального закона «О пожарной безопасности» закрепляет положения о том, что руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению; и др.

Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности (статья 38 Федерального закона «О пожарной безопасности») несут: собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.

Постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 года № 1479 утверждены Правила противопожарного режима в РФ (далее ПНР РФ).

Настоящие Правила противопожарного режима устанавливают требования пожарной безопасности, определяющие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.

Согласно п. 7 ст. 134 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» в спальных и палатных помещениях, а также в помещениях зданий дошкольных образовательных организаций класса функциональной пожарной опасности Ф1.1 не допускается применять декоративно-отделочные материалы с более высокими показателями пожарной опасности, чем Г1, В2, Д2, Т2, и покрытия полов с более высокими показателями пожарной опасности, чем В2, Д2, Т2, РП1.

На основании п. 37 Правил противопожарного режима в Российской Федерации запрещается закрывать и ухудшать видимость световых оповещателей, обозначающих эвакуационные выходы, и эвакуационных знаков пожарной безопасности. Эвакуационное освещение должно находиться в круглосуточном режиме работы или включаться автоматически при прекращении электропитания рабочего освещения.

Согласно п. 54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации при монтаже, ремонте, техническом обслуживании и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения должны соблюдаться проектные решения и (или) специальные технические условия, а также регламент технического обслуживания указанных систем, утверждаемый руководителем организации. Регламент технического обслуживания систем противопожарной защиты составляется в том числе с учетом требований технической документации изготовителя технических средств, функционирующих в составе систем.

На объекте защиты хранятся техническая документация на системы противопожарной защиты, в том числе технические средства, функционирующие в составе указанных систем, и результаты пусконаладочных испытаний указанных систем.

На основании п. 8 Требований к оснащению объектов защиты автоматическими установками пожаротушения, системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре объекты защиты оснащаются системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в соответствии с критериями оснащения объектов защиты системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре согласно приложению № 5.

Согласно п.5 Правил противопожарного режима в Российской Федерации в отношении здания или сооружения (кроме жилых домов), в которых могут одновременно находиться 50 и более человек (далее - объект защиты с массовым пребыванием людей), а также на объекте с постоянными рабочими местами на этаже для 10 и более человек руководитель организации организует разработку планов эвакуации людей при пожаре, которые размещаются на видных местах.

В судебном заседании установлено, что Соликамской городской прокуратурой проведена проверка в отношении МАОУ «СОШ № 7» с привлечением специалистов 10 Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Соликамскому городскому округу Главного управления МЧС России по Пермскому краю, в ходе которой установлено, что 10 Отделом надзорной деятельности и профилактической работы по Соликамскому городскому округу управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Пермскому краю в отношении МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 7» в 2021 году проведена внеплановая проверка с целью контроля исполнения предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара, по результатам которой нарушения требований пожарной безопасности, выявленные в 2019 году не устранены.

В соответствии с предписанием № 130/1/1 от 29.07.2021 установлен срок устранения выявленных нарушений - 30.09.2022 года. Решением от 03.10.2023 года в удовлетворении ходатайства контролируемого лица от 29.09.2023 года, поступившего в адрес 10 ОНПР, об отсрочке исполнения предписания № 130/1/1 от 29.07.2021 года отказано.

В ходе проведения проверки городской прокуратуры установлено, что ранее выявленные нарушения обязательных требований пожарной безопасности на объекте учреждения, расположенном по адресу: ул. Красный бульвар, д. 34, г. Соликамск, до настоящего времени не устранены. При этом, срок для устранения выявленных нарушений устанавливался предписаниями надзорного органа как до реорганизации МАДОУ «Детский сад № 49» в форме присоединения к МАОУ «СОШ № 7», а именно:

- предписание от 27.12.2016 №132/1/1 (МАДОУ «Детский сад № 49») со сроком исполнения 01.11.2017 года;

- предписание от 27.11.2017 № 58/1/1 (МАДОУ «Детский сад № 49) со сроком исполнения до 31.05.2019 года;

Так и после присоединения МАДОУ «Детский сад № 49» к МАОУ «СОШ № 7», а именно:

- предписание от 03.07.2019 № 179/1/1 (МАОУ «СОШ № 7») со сроком исполнения до 01.07.2021 года;

- предписание от 29.07.2021 № 130/1/1 (МАОУ «СОШ № 7») со сроком исполнения до 30.09.2022 года, а именно:

1. объект с массовым пребыванием людей не обеспечен аварийным (эвакуационным освещением), с учетом п. 37 Правил противопожарного режима, утвержденных постановлением Правительства 16.09.2020 г.№ 1479;

2. при техническом обслуживании и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности, смонтированных на объекте, не соблюдаются проектные решения, а именно: согласно рабочего проекта ШИФР: АПС, СОУЭ-4-16-7 от 27.04.2016 года в помещениях детского сада предусмотрено использование дымовых пожарных извещателей марки ДИП-66, кабелей КСВВнг-LS. Фактически в ряде помещений (группа № 3, группа раннего возраста №№ 1, 2 и др.) допускается использование дымовых пожарных извещателей марки ДИП-212-141, кабеля КПСнг( A)-FRLS;

3. на объекте защиты не хранится техническая документация на систему противопожарной защиты (АПС и СОУЭ), в том числе, на технические средства, функционирующие в составе указанных систем и результаты пусконаладочных испытаний указанных систем;

4. для покрытия пола спального помещения группы № 1 применены материалы (линолеум) с неизвестными показателями пожарной опасности;

5. для покрытия пола спального помещения группы № 2 применены материалы (линолеум) с неизвестными показателями пожарной опасности;

6. для покрытия пола спального помещения группы № 4 применены материалы (линолеум) с неизвестными показателями пожарной опасности;

7. для покрытия пола спального помещения группы № 10 применены материалы (линолеум) с неизвестными показателями пожарной опасности;

8. для покрытия пола спального помещения группы № 13 применены материалы (линолеум) с неизвестными показателями пожарной опасности;

9. для покрытия пола помещения музыкального зала применены материалы (линолеум) с неизвестными показателями пожарной опасности;

10. для покрытия пола помещения кабинета педагога-психолога применены материалы (линолеум) с неизвестными показателями пожарной опасности;

11. для покрытия пола помещения спортивного зала применены материалы (линолеум) с неизвестными показателями пожарной опасности;

12. для покрытия пола помещения кабинета делопроизводителя зам. заведующего по ХР применены материалы (линолеум) с неизвестными показателями пожарной опасности;

13. для покрытия пола помещения медицинского кабинета (процедурная) применены материалы (линолеум) с неизвестными показателями пожарной опасности;

14. для покрытия пола помещения медицинского - кабинета (изолятор) применены материалы (линолеум) с неизвестными показателями пожарной опасности;

15. для покрытия пола помещения медицинского кабинета применены материалы (линолеум) с неизвестными показателями пожарной опасности;

16. для покрытия пола помещения кабинета учителя-логопеда применены материалы (линолеум) с неизвестными показателями пожарной опасности;

17. для покрытия пола помещения столовой для сотрудников применены материалы (линолеум) с неизвестными показателями пожарной опасности;

18. здание объекта защиты не оснащено соответствующим типом системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Фактически при численности мест более 300 установлен 2 тип системы оповещения, вместо требуемого 3 типа системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре;

19. Планы эвакуации, размещенные на объекте защиты (в целом по зданию) не соответствуют требованиям ГОСТ 34428- 2018, а именно: для быстрого ориентирования на плане эвакуации привязка места размещения плана в здании выполнена в виде точки черного цвета, вместо круга синего цвета размером от 8 до 10 мм.; в текстовой части неверно указан номер вызова пожарной охраны (фактически указан номер вызова 010 вместо 101).

Судом установлено, что директором МАОУ «СОШ № 7» 28.12.2022 года, 19.04.2023 года, 22.09.2023 года, 24.10.2023 года, 24.11.2023 года, 27.11.2023 года направлялись письма в Управление образования администрации Соликамского городского округа о выделении денежных средств на исполнения предписания№ 130/1/1 от 29.06.2023 года, также заключен договор № 120-2023/П на поставку планов эвакуации.

Пункт 19 предписания относительно планов эвакуации выполнен 10.10.2023 года, изготовлены и установлены новые планы эвакуации, произведена замена линолеума в помещении музыкального зала, в помещении кабинета педагога-психолога, спортивного зала, кабинета делопроизводителя зам. заведующего по ХР, медицинского кабинета (процедурная), медицинского - кабинета (изолятор), медицинского кабинета применены материалы (линолеум) с неизвестными показателями пожарной опасности; кабинета учителя-логопеда, столовой для сотрудников, однако указанные работы по выполнению предписания 10 ОНПР по Соликамскому ГО УНПР ГУ МЧС России по Пермскому краю на сегодняшний день не приняты.

На момент рассмотрения дела установлено, что объект с массовым пребыванием людей не обеспечен аварийным (эвакуационным освещением), с учетом п. 37 Правил противопожарного режима, утвержденных постановлением Правительства 16.09.2020 г.№ 1479; при техническом обслуживании и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности, смонтированных на объекте, не соблюдаются проектные решения, а именно: согласно рабочего проекта ШИФР: АПС, СОУЭ-4-16-7 от 27.04.2016 года в помещениях детского сада предусмотрено использование дымовых пожарных извещателей марки ДИП-66, кабелей КСВВнг-LS. Фактически в ряде помещений (группа № 3, группа раннего возраста №№ 1, 2 и др.) допускается использование дымовых пожарных извещателей марки ДИП-212-141, кабеля КПСнг( A)-FRLS; на объекте защиты не хранится техническая документация на систему противопожарной защиты (АПС и СОУЭ), в том числе, на технические средства, функционирующие в составе указанных систем и результаты пусконаладочных испытаний указанных систем; для покрытия пола спального помещения группы № 1 применены материалы (линолеум) с неизвестными показателями пожарной опасности; для покрытия пола спального помещения группы № 2 применены материалы (линолеум) с неизвестными показателями пожарной опасности; для покрытия пола спального помещения группы № 4 применены материалы (линолеум) с неизвестными показателями пожарной опасности; для покрытия пола спального помещения группы № 10 применены материалы (линолеум) с неизвестными показателями пожарной опасности; для покрытия пола спального помещения группы № 13 применены материалы (линолеум) с неизвестными показателями пожарной опасности, здание объекта защиты не оснащено соответствующим типом системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Фактически при численности мест более 300 установлен 2 тип системы оповещения, вместо требуемого 3 типа системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.

Таким образом, в настоящее время объект с массовым пребыванием людей, в том числе несовершеннолетних детей, эксплуатируется с нарушением требований пожарной безопасности, что ставит под угрозу жизнь и здоровье неограниченного круга лиц, в том числе несовершеннолетних воспитанников учреждения, в случае возникновения пожара, в указанном здании МАОУ «СОШ № 7». Наличие нарушений обязательных требований противоречит принципам государственной политики в области пожарной безопасности, целью которых является обеспечение необходимого уровня защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.

На основании изложенного, суд полагает необходимым возложить на МАОУ «СОШ № 7» в срок до 30.12.2024 года устранить нарушения требования пожарной безопасности: а именно: обеспечить объект аварийным освещением; привести в соответствие с проектными решениями рабочего проекта ШИФР: АПС, СОУЭ-4-16-7 от 27.04.2016 года средства обеспечения пожарной безопасности, смонтированные на объекте; обеспечить хранение технической документации на систему противопожарной защиты (АПС и СОУЭ), в том числе, на технические средства, функционирующие в составе указанных систем и результаты пусконаладочных испытаний указанных систем; обеспечить покрытие полов спальных помещений групп № 1, 2, 4, 10, 13, музыкального зала, кабинета педагога-психолога, спортивного зала, кабинета делопроизводителя, кабинета заместителя заведующего по хозяйственной работе, медицинского кабинета (процедурной), медицинского кабинета (изолятора), медицинского кабинета, кабинета учителя-логопеда, столовой для сотрудников с применением материалов с более высокими показателями пожарной опасности, чем В2, Д2, Т2, РП1; обеспечить оснащение здания объекта 3 типом системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре; привести планы эвакуации, размещенные на объекте защиты (в целом по зданию) в соответствие с требованиями ГОСТ 34428-2018.

Рассматривая исковые требования прокурора, предъявленные к Муниципальному образованию-Соликамскому городскому округу в лице администрации Соликамского городского округа, Управлению образования администрации Соликамского городского округа, суд приходит к следующему.

В статье 38.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации закреплен принцип подведомственности расходов бюджетов, в соответствии с которым получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.

Государственное (муниципальное) задание формируется для бюджетных и автономных учреждений, а также казенных учреждений, определенных в соответствии с решением органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств (абзац 2 пункта 3 статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Пунктом 1 статьи 74 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в законе (решении) о бюджете могут устанавливаться условия предоставления средств из бюджета, в соответствии с которыми предоставление таких средств осуществляется в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

Порядок доведения указанных бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей бюджетных средств устанавливается финансовым органом.

До утверждения указанного в абзаце первом данного пункта порядка доведение соответствующих бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей (распорядителей) или получателей бюджетных средств не допускается.

На основании пункта 4 статьи 154 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы исполнительной власти (органы местной администрации), являющиеся главными распорядителями (распорядителями) и (или) получателями бюджетных средств, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета, осуществляют соответствующие бюджетные полномочия, установленные данным кодексом и принятыми в соответствии с ним правовыми актами.

На основании положений статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации обеспечение результативности, адресности и целевого характера использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств, осуществление планирования расходов бюджета, составление обоснования бюджетных ассигнований, распределение этих денежных средств, их лимитов по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, исполнение соответствующей части бюджета, а также определение порядка утверждения бюджетных смет подведомственных получателей бюджетных средств, являющихся казенными учреждениями, отнесены к полномочиям главного распорядителя бюджетных средств.

Таким образом, только главный распорядитель бюджетных средств имеет право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

В соответствии со ст. 9.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» с 2010 года государственными, муниципальными учреждениями признаются учреждения, созданные Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием.

Типами государственных, муниципальных учреждений признаются автономные, бюджетные и казенные.

Согласно пунктов 1.5,1.8 Устава МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 7» учредителем и собственником имущества учреждения является муниципальное образование Соликамский городской округ. Функции и полномочия учредителя осуществляет Управление образования администрации Соликамского городского округа.

Согласно п.1 ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», п. 1 4.1 ст. 6 Устава Соликамского городского округа составление и рассмотрение проекта бюджета городского округа, утверждение и исполнение бюджета городского округа, осуществление контроля за его исполнением, отнесено к вопросам местного значения городского округа.

В соответствии с п.3 ч.1 ст. 17 ФЗ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» финансовое обеспечение деятельности муниципальных бюджетных учреждений отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.

Согласно п.1 ч. 1 ст. 30 Устава Соликамского городского округа к полномочиям администрации г. Соликамска относится формирование, исполнение местного бюджета и контроль за исполнением данного бюджета.

В соответствии Положением об Управлении образования администрации Соликамского городского округа в компетенцию Управления входит, в том числе, распределение бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, выполнение функций главного распорядителя бюджетных средств для подведомственных организаций. При этом, финансовое обеспечение деятельности Управления осуществляется за счет средств бюджета Соликамского городского округа, Управление является получателем бюджетных средств.

В установленной в настоящем деле сфере деятельности именно администрация Соликамского городского округа, осуществляющее полномочия собственника имущества, переданного учреждениям учреждения, как главный распорядитель средств бюджета производит материально-техническое обеспечение деятельности этих учреждений.

При этом, понуждение в субсидиарном порядке Муниципального образованиюя-Соликамский городской округ в лице администрации Соликамского городского округа, Управления образования администрации Соликамского городского округа к выделению финансирования является ограничением права главного распорядителя средств соответствующего бюджета, предусмотренных на содержание подчиненных ему организаций, на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа, и нарушает установленный статьей 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.

Учитывая изложенное, в удовлетворении требований прокурора о возложении на Муниципальное образование - Соликамский городской округ в лице администрации Соликамского городского округа, Управление образования администрации Соликамского городского округа в срок до 01.05.2024 года обеспечить финансирование указанных мероприятий в необходимом объеме следует отказать.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

р е ш и л:

Исковые требования Соликамского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить частично.

Обязать МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 7» в срок до 30.12.2024 года устранить нарушения требования законодательства о пожарной безопасности в структурном подразделении МАОУ «СОШ №7», расположенном по адресу: <...>, а именно: обеспечить объект аварийным освещением; привести в соответствие с проектными решениями рабочего проекта ШИФР: АПС, СОУЭ-4-16-7 от 27.04.2016 года средства обеспечения пожарной безопасности, смонтированные на объекте; обеспечить хранение технической документации на систему противопожарной защиты (АПС и СОУЭ), в том числе, на технические средства, функционирующие в составе указанных систем и результаты пусконаладочных испытаний указанных систем; обеспечить покрытие полов спальных помещений групп № 1, 2, 4, 10, 13, музыкального зала, кабинета педагога-психолога, спортивного зала, кабинета делопроизводителя, кабинета заместителя заведующего по хозяйственной работе, медицинского кабинета (процедурной), медицинского кабинета (изолятора), медицинского кабинета, кабинета учителя-логопеда, столовой для сотрудников с применением материалов с более высокими показателями пожарной опасности, чем В2, Д2, Т2, РП1; обеспечить оснащение здания объекта 3 типом системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре; привести планы эвакуации, размещенные на объекте защиты (в целом по зданию) в соответствие с требованиями ГОСТ 34428-2018.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Соликамский городской суд Пермского края в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме (с 15 декабря 2023 года).

Судья Е.В.Пантилеева