ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2639/14Г от 26.05.2014 Раменского городского суда (Московская область)

Р Е Ш Е Н И Е  Именем Российской Федерации

 26 мая 2014 г г.Раменское

 Раменский городской суд Московской области

 В составе: председательствующего федерального судьи Федюкиной О.В.,

 при секретаре Ганчевой Д.В.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2639/14 г по заявлению Казаринова А. Ю. об оспаривании действий Управления Росреестра по МО,

 УСТАНОВИЛ:

 Казаринов А.Ю.обратился в суд с жалобой на действия Управления Росреестра по МО и просила признать отказ Управления Росреестра по МО <номер> от <дата> незаконным, обязании осуществить государственную регистрацию права общей долевой собственности на общее имущество многоквартирного дома: земельный участок с кадастровым номером <номер>, расположенный по адресу: <адрес>.

 В обоснование заявления указал ( л.д. 3-7), что жилой дом, состоящий из 4-х квартир, расположенный по адресу: <адрес> находится в собственности граждан. Собственники жилых помещений обратились в Администрацию Раменского муниципального района о проведении работ по формированию земельного участка, для последующей постановки на кадастровый учет и регистрации права общей долевой собственности на земельный участок. Постановлением Главы Администрации Раменского муниципального района Московской области от <дата> <номер> утверждена схема расположения земельного участка. Сформированный земельный участок общей площадью <...> кв.м. был поставлен на кадастровый учет, что подтверждается кадастровым паспортом от <дата> В <дата> собственники жилых помещений обратились в Управление Росреестра по МО для регистрации права общей долевой собственности на общее имущество: земельный участок. Решением от <дата> в регистрации права общей долевой собственности на общее имущество было отказано. Данный отказ считает незаконным, поскольку действующее законодательство содержит положения, определяющие состав общего имущества и порядок отнесения отдельных движимых и недвижимых вещей в общему имуществу в многоквартирном доме. К общему имуществу в доме относится только лестница, площадь которой составляет <...> кв.м., что усматривается из техпаспорта, другого общего имущества нет.

 В судебное заседание Казаринов А.Ю. не явился, явился представитель по доверенности Приговорова И.А., которая заявление поддержала и просила удовлетворить.

 Представитель заинтересованного лица Управления Росреестра по МО Осокин И.М. в удовлетворении заявления просил отказать по основаниям изложенным в письменных возражениях. Указал, что представленные заявителем документы не позволяют внести в ЕГРП сведения об общей площади многоквартирного дома за вычетом общей площади помещений (жилых и нежилых), принадлежащих собственникам помещений и не являющихся общим имуществом, а также не содержат сведений о составе общего имущества в многоквартирном доме. В представленном техническом паспорте имеются сведения о наличии иного имущества сараев лит. Г, Г1,Г3, навес Г 2, гараж лит. Г 4, права на которые не зарегистрированы. На данные строения документы не представлены. Выдача свидетельства о государственной регистрации права на общее имущество многоквартирного дома, не предусмотрена действующим законодательством.

 Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, находит заявление не подлежащим удовлетворению.

 Согласно ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

 нарушены права и свободы гражданина;

 созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

 на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

 В ходе судебного разбирательства установлено, что Казаринов А.Ю. обратился в суд с заявлением о признании незаконными действий Управления Росреестра по МО, выразившихся в отказе в государственной регистрации права общей долевой собственности на объект недвижимости – земельный участок с кадастровым номером <номер>, расположенный по адресу: <адрес>.

 Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, домовладение, расположенное по адресу: <адрес> состоит из четырех квартир, принадлежащих на праве собственности следующим сособственникам: кв. <номер> - ФИО1, кв. <номер> - ФИО2, Казаринов А.Ю., ФИО3 в размере 1/3 доли у каждого, кв. <номер> -ФИО4, кв. <номер>- ФИО5 57/300 долей, ФИО5 43/300 долей, ФИО6 -114/300 долей и 86/300 долей.

 Постановлением Главы Раменского муниципального района Московской области утверждена схема расположения земельного участка общей площади <...> кв.м., категория земель- земли населенных пунктов, вид разрешенного использования- под многоквартирный дома малоэтажной жилой застройки, расположенного при домовладении ( л.д. 12). Указанный земельный участок поставлен на кадастровый учет, сведения о нем внесены в ГКН <дата> г, площадь земельного участка составила 3108 кв.м., земельному участку присвоен кадастровый номер <номер>, границы земельного участка установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства ( л.д.13-14).

 Решением собственником домовладения от <дата> установлены доли в общем имуществе в домовладении ( л.д. 15-17).

 Согласно дела правоустанавливающих документов собственники домовладения обратились в Управление Росреестра по МО о регистрации прав на общее имущество многоквартирного дома.

 Для регистрации права собственниками представлен пакет документов, в том числе технический паспорт на жилой дом и земельный участок, последней датой составления которого является <дата> г, и из содержания которого следует, что на земельном участке при домовладении имеются служебные строения и сооружения лит. Г, Г1,Г2,Г 3, Г 4, права на которые не зарегистрированы.

 Сообщением Росреестра по МО <номер> от <дата> в государственной регистрации права отказано на том основании, что представленный технический паспорт не содержит сведений об общей площади многоквартирного дома за вычетом общей площади помещений (жилых и нежилых), в нем имеются сведения об объектах недвижимого имущества, право общей долевой собственности на которые заявляется на государственную регистрацию, а именно строения и сооружения лит. Г, Г1,Г2,Г 3, Г 4, принадлежность данных объектов не подтверждена.

 Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента их регистрации, если иное не установлено законом (п. 2 ст. 8 ГК РФ).

 По общему правилу в соответствии с п. 3 ст. 2 Закона о регистрации прав государственная регистрация проводится путем внесения записей о правах в ЕГРП.

 Вместе с тем в отношении всего общего имущества многоквартирного дома, к которому относится и земельный участок, предусмотрена специальная норма, в соответствии с которой государственная регистрация возникновения, перехода, ограничения (обременения) или прекращения права на жилое или нежилое помещение в многоквартирных домах одновременно является государственной регистрацией неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество (п. 2 ст. 23 Закона о регистрации прав).

 В соответствии с абз. 3 п. 39 Правил ведения ЕГРП при регистрации права общей долевой собственности в графе "Доля" указывается размер доли согласно сведениям, содержащимся в представленных на регистрацию документах, а если в них не указан размер доли, то в графу "Доля" вносятся слова "доля в праве общей долевой собственности пропорциональна размеру общей площади". Согласно п. 74 Правил ведения ЕГРП сведения о регистрации общей долевой собственности на недвижимые объекты общего имущества многоквартирного дома включаются в выдаваемое домовладельцу свидетельство о государственной регистрации права на соответствующее жилое или нежилое помещение посредством дополнительного описания в нем объектов общего имущества.

 Как видим, норма абз. 3 п. 39 Правил ведения ЕГРП предполагает, что для регистрации долевой собственности на недвижимые объекты общего имущества представляются документы, в которых может быть указан, а может быть и не указан размер доли, а в свидетельстве о государственной регистрации права дополнительно описываются объекты общего имущества. Очевидно, что описать их можно только при условии представления в регистрирующий орган соответствующими лицами технических документов в отношении недвижимых объектов общего имущества, в частности кадастровых паспортов (ч. 4 ст. 14, ч. 3 ст. 43 Закона о кадастре).

 Все вышеизложенное применимо и к земельному участку как элементу общего имущества многоквартирного дома. Вместе с тем следует отметить, что наряду со специальной нормой ст. 23 Закона о регистрации прав, применяемой ко всему недвижимому общему имуществу, в том числе и земельному участку, в отношении последнего действует норма, являющаяся специальной уже по отношению к нормам ст. 23 Закона о регистрации прав. Речь идет о положении ст. 16 Закона о введении в действие ЖК РФ, согласно которой земельный участок, сформированный и прошедший государственный кадастровый учет до введения в действие ЖК РФ, переходит бесплатно в общую долевую собственность домовладельцев, а в случае если земельный участок сформирован и прошел государственный кадастровый учет после вступления в силу ЖК РФ, то он является общей долевой собственностью с момента его формирования и проведения государственного кадастрового учета.

 С. 16 Закона о введении в действие ЖК РФ является специальной нормой относительно положения о возникновении прав на недвижимость с момента их регистрации, тем более что норма п. 2 ст. 8 ГК РФ допускает установление законом иных правил.

 В соответствии со ст. 16 Закона о введении в действие ЖК РФ можно выделить два случая приобретения прав на земельные участки в существующей застройке:

 - земельный участок сформирован до введения в действие ЖК РФ, и в отношении его проведен государственный кадастровый учет;

 - на момент введения в действие ЖК РФ земельный участок не сформирован, и в отношении его не проведен кадастровый учет.

 В первом приведенном случае, для возникновения права общей долевой собственности на земельный участок необходимо и его формирование (образование), и его кадастровый учет. Даже в том случае, если участок на <дата> имеет кадастровый номер, но границы его не установлены, право общей долевой собственности на такой участок в силу закона не возникает.

 Представляется, что право собственности на земельный участок возникает в силу указания закона с <дата>, т.е. с момента вступления в силу ЖК РФ, поскольку положений о том, что ЖК РФ в части норм о правах на земельный участок имеет обратную силу, действующее законодательство не содержит.

 Во втором приведенном случае право общей долевой собственности на земельный участок возникает в силу закона независимо от его государственной регистрации с момента формирования земельного участка и постановки его на государственный кадастровый учет. Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества в целом признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (ч. 3 ст. 1 Закона о кадастре).

 Таким образом, право собственности на земельный участок, который на <дата> не был сформирован и учтен в государственном кадастре недвижимости, считается возникшим с момента внесения сведений о таком участке в государственный кадастр недвижимости независимо от государственной регистрации права общей долевой собственности домовладельцев в ЕГРП.

 В рассматриваемых правоотношениях земельный участок при домовладении сформирован после <дата>, сведения о нем внесены в установленном законом порядке.

 Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

 Одновременно в силу ч. 1 ст. 249 ГПК РФ обязанность по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагается на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

 В ходе судебного разбирательства было установлено, что решение об отказе в регистрации права Управлением Росреестра по МО принято в соответствии с действующим законодательством.

 Государственная регистрация прав на создаваемые, созданные, реконструированные объекты недвижимого имущества проводится в порядке, установленном ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», Правилами ведения ЕГРП, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, принятыми в соответствии с Законом.

 Единый государственный реестр прав содержит информацию о существующих и прекращенных правах на объекты недвижимого имущества, данные об указанных объектах и сведения о правообладателях.

 В соответствии со ст. 12 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», п. 2. Единый государственный реестр прав состоит из отдельных разделов, содержащих записи о каждом объекте недвижимого имущества. Раздел открывается при начале регистрации прав на объект недвижимого имущества и идентифицируется кадастровым или условным номером данного объекта.

 Согласно п. 6 указанного ФЗ, разделы Единого государственного реестра прав располагаются в соответствии с принципом единого объекта недвижимого имущества. Разделы, содержащие информацию о зданиях, сооружениях и об иных объектах недвижимого имущества, прочно связанных с земельным участком, располагаются непосредственно за разделом, содержащим информацию о данном земельном участке. Разделы, содержащие информацию о квартирах, помещениях и об иных объектах, входящих в состав зданий и сооружений, располагаются непосредственно за соответствующим разделом, относящимся к зданию, сооружению.

 Каждый раздел состоит из трех подразделов.

 В подразделе I содержится описание каждого объекта недвижимого имущества в объеме сведений, определенных Правилами ведения Единого государственного реестра прав. При этом, сведения о характеристиках объекта недвижимого имущества, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, считаются сведениями подраздела I Единого государственного реестра прав.

 Согласно дела правоустанавливающих документов, собственники домовладения обратились в Управление Росреестра по МО с заявлением о регистрации право на общее имущество многоквартирного дома, при этом представили документы (технический паспорт) не позволяющий определить общую площадь многоквартирного дома, технический паспорт домовладения содержит сведения о строениях лит. Г, Г1,Г2,Г 3, Г 4, права на которые не зарегистрированы.

 Ст.1 Земельного кодекса РФ установлен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами;

 При таких обстоятельствах, доводы Управления Росреестра по МО о том, что не имелась возможность проведения государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества, суд находит обоснованными. Законных оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.

 Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

 РЕШИЛ:

 В удовлетворении заявления Казаринова А. Ю. о признании отказа Управления Росреестра по МО <номер> от <дата> незаконным, обязании осуществить государственную регистрацию права общей долевой собственности на общее имущество многоквартирного дома: земельный участок с кадастровым номером <номер>, расположенный по адресу: <адрес> – отказать.

 Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Раменский городской суд путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

 Федеральный судья