ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2639/15 от 07.07.2015 Центрального районного суда г. Воронежа (Воронежская область)

Дело №2-2639/15

строка 56

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

7 июля 2015 года Центральный районный суд г. Воронежа

в составе:

председательствующего судьи Михиной Н.А.,

при секретаре Сергеенко А.А.,

с участием:

истца ФИО1,

представителя ответчика администрации городского округа город Воронеж по доверенности ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 ФИО5 к Межрайонной инспекции ФНС России № по <адрес> администрации городского округа город Воронеж о признании незаконной ликвидации Муниципального автономного учреждения городского округа город Воронеж «<данные изъяты>», погашении записи о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что она работала в <данные изъяты>» (далее – МАУ <данные изъяты> г. Воронежа») в должности <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ учредителем – администрацией городского округа город Воронеж было принято решение о ликвидации МАУ «<данные изъяты>»; ДД.ММ.ГГГГ. истец была уволена по п.1 ч.1 ст. 81 ТК РФ 9в связи с ликвидацией учреждения). В день увольнения истцу были выданы все необходимые документы и выплачено одно выходное пособие в размере среднего заработка. ДД.ММ.ГГГГ. истец обратилась с заявлением о выплате среднего месячного заработка за второй месяц трудоустройства, но ей было сообщено, что лицевые счета закрыты, а учреждение ликвидировано. Считая, что ликвидацией нарушено её право на получение компенсации в размере среднего месячного заработка в порядке ст. 178 ТК РФ истец обратилась в суд с данным иском.

В судебном заседании истец поддержала заявленные требования, пояснила изложенное, просила их удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика администрации городского округа город Воронеж по доверенности ФИО2 исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях (л.д. 26-27).

Ответчик Межрайонная инспекция ФНС России по <адрес> о месте и времени судебного разбирательства извещен, в судебное заседание представителя не направил, в заявлении в суд просил рассмотреть дело без его участия; представил письменные возражения (л.д. 32-33).

Выслушав присутствующих лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу статьи 61 ГК РФ ликвидация юридического лица влечет прекращение его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом.

Согласно ст. 62 ГК РФ учредители (участники) юридического лица и орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в единой государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.

На основании ст. 63 ГК РФ ликвидационная комиссия опубликовывает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридического лица, сообщение о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации.

Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации юридического лица.

После окончания срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения, а также о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией.

Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом (п. 2).

Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица, на которое в соответствии с законом допускается обращение взыскания, с торгов, за исключением объектов стоимостью не более ста тысяч рублей (согласно утвержденному промежуточному ликвидационному балансу), для продажи которых проведение торгов не требуется.

В случае недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица для удовлетворения требований кредиторов или при наличии признаков банкротства юридического лица ликвидационная комиссия обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве юридического лица, если такое юридическое лицо может быть признано несостоятельным (банкротом) (п. 4).

Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 настоящего Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом со дня его утверждения (п. 5).

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом (п. 6).

В случаях, если настоящим Кодексом предусмотрена субсидиарная ответственность собственника имущества учреждения или казенного предприятия по обязательствам этого учреждения или этого предприятия, при недостаточности у ликвидируемых учреждения или казенного предприятия имущества, на которое в соответствии с законом может быть обращено взыскание, кредиторы вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого учреждения или этого предприятия (п. 7).

Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или корпоративные права в отношении юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительным документом юридического лица. При наличии спора между учредителями (участниками) относительно того, кому следует передать вещь, она продается ликвидационной комиссией с торгов. Если иное не установлено настоящим Кодексом или другим законом, при ликвидации некоммерческой организации оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество направляется в соответствии с уставом некоммерческой организации на цели, для достижения которых она была создана, и (или) на благотворительные цели (п. 8).

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения сведений о его прекращении в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц (п. 9).

Аналогичные мероприятия закреплены в пунктах 17-21 Порядка создания (в том числе путем изменения типа), реорганизации и ликвидации казенных, бюджетных, автономных учреждений городского округа город Воронеж, утвержденного Постановлением администрации городского округа город Воронеж «Об утверждении Порядка создания (в том числе путем изменения типа), реорганизации и ликвидации казенных, бюджетных, автономных учреждений городского округа город Воронеж, Порядка утверждения устава казенного, бюджетного, автономного учреждения городского округа город Воронеж и внесения в него изменений, Порядка осуществления контроля за деятельностью казенных и бюджетных учреждений городского округа город Воронеж» № 355 от 22.04.2011г. (в ред. от 02.02.2012г.).

Как следует из материалов дела, истец ФИО1 работала в МАУ «<данные изъяты> в должности <данные изъяты>, что подтверждается копией трудовой книжки и не оспаривалось представителем ответчика в ходе рассмотрения дела (л.д. 8).

Постановлением Администрации городского округа город Воронеж № от ДД.ММ.ГГГГ. принято решение о ликвидации МАУ <данные изъяты>», создана ликвидационная комиссия; ликвидационной комиссии необходимо в срок до ДД.ММ.ГГГГ. провести необходимые мероприятия по ликвидации МАУ «<данные изъяты>» (л.д. 9). Администрацией городского округа город Воронеж сообщено о предстоящей ликвидации в уполномоченный государственный орган для внесения в единой государственный реестр юридических лиц сведений о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. В органах печати помещена публикация о ликвидации (газета «Берег» № от ДД.ММ.ГГГГ.).

Распоряжением администрации городского округа город Воронеж № от ДД.ММ.ГГГГ. постановлено предоставить МАУ «<данные изъяты>» субсидию на иные цели на 2014г. на проведение ликвидационных мероприятий в сумме <данные изъяты>. рублей за счет средств бюджета городского округа город Воронеж (л.д. 43).

После проведения обследования МАУ «<данные изъяты>» (л.д. 50-52, 63), распоряжением администрации городского округа город Воронеж ДД.ММ.ГГГГ. внесены изменения в п. 1 распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ.: «цифру <данные изъяты> заменить цифрой <данные изъяты>» (л.д. 44).

Постановлением администрации городского округа город Воронеж от ДД.ММ.ГГГГ был утвержден промежуточный ликвидационный баланс МАУ «<данные изъяты> (л.д. 37).

Постановлением администрации городского округа город Воронеж № от ДД.ММ.ГГГГ. был утвержден ликвидационный баланс МАУ «<данные изъяты>» (л.д. 38).

ДД.ММ.ГГГГ. в налоговый орган ликвидационной комиссией были поданы документы на ликвидацию учреждения.

Согласно отчету об исполнении учреждением его финансово-хозяйственной деятельности на ДД.ММ.ГГГГ. в строке «оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда, в том числе заработная плата» в графе «не исполнено плановых назначений» указано <данные изъяты> (л.д. 45, 45).

На основании ст. 178 ТК РФ, при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).

Из смысла данной нормы следует, что обязанность организации произвести выплату среднего месячного заработка за второй месяц со дня увольнения возникает при условии обращения уволенного работника за данной выплатой и приложением доказательств что он не трудоустроился.

Как следует из материалов дела, и не оспаривалось истцом, при подготовке промежуточного ликвидационного баланса и ликвидационного баланса в учреждение не поступало заявление от ФИО1 о выплате среднего месячного заработка; с данным заявлением истец обратилась ДД.ММ.ГГГГ., то есть после подачи документов в регистрирующий орган для регистрации ликвидации. Доказательств обращения истца с заявлением о выплате среднего месячного заработка за второй месяц трудоустройства на момент сдачи промежуточного ликвидационного баланса ДД.ММ.ГГГГ.) и ликвидационного баланса (ДД.ММ.ГГГГ.), а следовательно наличие у ликвидационной комиссии сведений о не трудоустройстве истца на тот период, суду не представлено.

ДД.ММ.ГГГГ. произведена государственная регистрация юридического лица МАУ «<данные изъяты>» в связи с ликвидацией (л.д. 10-11). Каких-либо запретов на ликвидацию организации в течение периода трудоустройства уволенных работников не имеется.

Учитывая изложенное, суд полагает, что процедура ликвидации МАУ «<данные изъяты>» произведена в соответствии с действующим законодательством. Подача документов на государственную регистрацию ликвидации учреждения до определенного Учредителем согласно постановления от ДД.ММ.ГГГГ ((до ДД.ММ.ГГГГ.), не исключает возможность проведения ликвидационных мероприятий до указанной даты. Суд также полагает, что даже при нарушении трудовых прав истца довод о невыплате среднего месячного заработка за второй месяц трудоустройства не имеет правового значения, поскольку не отменяет ликвидации учреждения, принятой по решению учредителя.

По смыслу ст.ст. 1, 11, 12 ГПК РФ и ст. 3 ГПК РФ защита гражданских прав может осуществляться в случае, когда имеет место нарушение или оспаривание прав и законных интересов лица, требующего их применения.

Предъявление иска должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов истца посредством предусмотренных действующих законодательством способов защиты.

При этом избранный способ защиты нарушенного права и законных интересов должен отвечать принципам правовой соразмерности, то есть должен быть основан на соблюдении баланса интересов и прав спорящих сторон.

В данном случае суд полагает, что истец, обращаясь с данными требованиями, желал разрешить трудовой спор о выплате среднемесячного заработка за второй месяц трудоустройства, что невозможно при заявленных требованиях; суд полагает, что возможно реализовать данное право при предъявлении иных требований.

Согласно ст. 20 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» №129-ФЗ от 08.08.2001г. (далее – Закон), сообщение учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица, о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, осуществляется в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации юридического лица путем направления уполномоченным ими или им лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица, в регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица уведомления о принятии решения о ликвидации юридического лица с приложением такого решения в письменной форме. Регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. Руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) уведомляет регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора, а также о составлении промежуточного ликвидационного баланса.

В случае поступления в регистрирующий орган из суда или арбитражного суда судебного акта о принятии к производству искового заявления, содержащего требования, предъявленные к юридическому лицу, находящемуся в процессе ликвидации, государственная регистрация юридического лица в связи с его ликвидацией не осуществляется до момента поступления в регистрирующий орган решения (иного судебного акта, которым завершается производство по делу) по такому исковому заявлению (п. 5).

На основании ст. 21 Закона, для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы: а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях; б) ликвидационный баланс; в) документ об уплате государственной пошлины; г) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 п. 2 ст. 6 и п. 2 ст. 11 ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и в соответствии с ч. 4 ст. 9 ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».

В силу ст. 8 Закона, государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Статья 23 Закона содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в регистрации, включая то основание, что если в течение срока, установленного для государственной регистрации, но до внесения записи в соответствующий государственный реестр или принятия решения об отказе в государственной регистрации в регистрирующий орган поступит судебный акт или акт судебного пристава-исполнителя, содержащие запрет на совершение регистрирующим органом определенных регистрационных действий (п. «м» п. 1).

Таким образом, регистрирующий орган (в данном случае ответчик Межрайонная ИФНС России по <адрес>) при отсутствии оснований для отказа в государственной регистрации и судебного акта, устанавливающего запрет на совершение регистрационных действий обязан осуществить регистрационные действия. Доказательств, что налоговый орган на момент принятия решения о государственной регистрации располагал актами содержащими запрет на регистрационные действия суду не представлено.

Учитывая все выше изложенные обстоятельства, оценивая представленные доказательства в совокупности на основании ст. 67 ГПК РФ, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

решил:

Иск ФИО1 ФИО6 к Межрайонной инспекции ФНС России № по <адрес>, Администрации городского округа город Воронеж о признании незаконной ликвидации МАУ <данные изъяты>», погашении записи о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба и принесено представление в Воронежский областной суд чрез Центральный районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.

Судья Михина Н.А.