ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2639/2017 от 14.12.2017 Ялтинского городского суда (Республика Крым)

Дело №2-2639/2017

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 декабря 2017 года г. Ялта

Ялтинский городской суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Двирнык Н.В., при секретаре Шараповой Ю.В., в открытом судебном заседании рассмотрев гражданское дело по иску ФИО1 к публичному акционерному обществу «Аэрофлот – Российские авиалинии», Акционерному обществу «Авиакомпания «Россия», о взыскании убытков, штрафа, компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

11.01.2017 года ФИО1 обратился в суд с указанным иском, мотивируя его следующим. 10.09.2016 года истцом осуществлен перелет авиакомпанией ПАО «Аэрофлот» из аэропорта г.Вена в аэропорт г.Симферополь с пересадкой в аэропорту г.Санкт-Петербург. При посадке на рейс в г.Вене истец сдал два багажа и представителем авиакомпании ему предложено доставить багаж в конечный пункт назначения – г.Симферополь, без оформления дополнительных документов, на что истец согласился. По прибытию в г.Симферополь истец не обнаружил свой багаж, в связи с чем, обратился в службу розыска багажа, где была оформлена квитанция и сотрудники службы заверили, что доставят багаж по адресу нахождения истца в Крыму. По истечении пяти дней 14.09.2016 года истцу сообщили, что его багаж находится в аэропорту Пулково в г.Санкт-Петербург в таможенной зоне и получить багаж истец может после оплаты таможенной пошлины, либо в любом ближайшем аэропорту вне пределов Таможенного союза. В целях урегулирования спора истцом в адрес ПАО «Аэрофлот» 16.09.2016 года направлена претензия, в которой истец просил обеспечить ему получение багажа в г.Риге и компенсировать стоимость перелета Симферополь-Рига-Симферополь. 12.10.2016 года ПАО «Аэрофлот» сообщило, что истцу была предоставлена недостоверная информация по поводу доставки багажа и в удовлетворении претензии было отказано. В связи с чем, истец был вынужден осуществить перелет Симферополь - Санкт-Петербург - Рига- Киев. Изменение конечного маршрута вызвано тем, что действиями ПАО «Аэрофлот» испорчен отдых истца и продолжать его в Крыму не было смысла. Стоимость перелета составила 107329,40 рублей. Просит взыскать с ответчика денежные средства, затраченные на перелет в размере 107329,40 рублей; штраф в размере 2175 рублей, на компенсацию морального вреда 100000 рублей; штраф в пользу государства в размере 50% от присужденной суммы.

В судебном заседании представитель истца поддержали иск. Дополнительно пояснил, что истцом при перелете был сдан багаж и представителями авиакомпании было предложено истцу зарегистрировать и доставить багаж в пункт назначения - в г.Симферополь, однако багаж доставлен не был из-за того, что не был растаможен в Пулково. Согласно бирке на багаже доставка должна была осуществиться в г.Симферополь. После ответа на претензию истец осуществил авиаперелет в г.Санкт-Петербург, чтобы осуществить перелет в Ригу для получения багажа.

Представитель ПАО «Аэрофлот» в судебном заседании пояснил следующее. Действительно, общество ответило на претензию по существу и отказало истцу в оплате перелета. Договор перевозки груза и багажа 10.09.2016 года заключен с ФИО1 ПАО «Аэрофлот», однако фактическим перевозчиком является Авиакомпания «Россия». Согласно заключенного между ПАО «Аэрофлот» и АО «Авиакомпания «Россия» заключено соглашение код-шеринг, согласно которого АО «Авиакомпания «Россия» освобождает ПАО «Аэрофлот» от ущерба, причиненного пассажиром при предоставлении АО «Авиакомпания «Россия» услуг перевозчика. Аэропорт Шереметьево осуществляет трансферную доставку багажа (прохождение таможенного контроля багажа без участия пассажира), однако багаж оформляется до конечного пункта назначения авиакомпанией «Аэрофлот» только на собственные рейсы, на код-шеринговые рейсы данная услуга не распространяется. Багаж истца мог быть доставлен только до аэропорта Пулково в г.Санкт-Петербург и с участием истца пройден таможенный контроль.

В судебном заседании представитель АО «Авиакомпания «Россия» возражала против удовлетворения иска. Дополнительно пояснила, что билет на рейс истцу оформлен ПАО «Аэрофлот», багаж зарегистрирован до конечного пункта назначения г.Симферополь, а не до г.Санкт-Петербург именно ПАО «Аэрофлот», которые и должны отвечать по претензиям пассажиров. Аэропорт Пулково в г.Санкт-Петербург не осуществляет трансферную доставку багажа (прохождение таможенного контроля багажа без участия пассажира), пассажиры самостоятельно должны пройти таможенные процедуры со своим багажом. В связи с чем, АО «Авиакомпания «Россия» не может нести ответственность за то, что багаж оформлен истцу не до г.Санкт-Петербург, а до конечного пункта – г.Симферополь. Истец обязан был пройти таможенный контроль.

Выслушав стороны, исследовав доказательства в деле, суд приходит к следующим выводам.

Судом установлены следующие обстоятельства и соответствующие им правоотношения.

10.09.2016 года истцом осуществлен перелет бизнес классом из аэропорта г.Вена в аэропорт г.Симферополь с пересадкой в аэропорту г.Санкт-Петербург. При посадке на рейс в г.Вене истец сдал две единицы багажа, о чем выдана багажная квитанция. Багаж по бирке был оформлен до конечного пункта назначения – г.Симферополь. Багаж истца доставлен в г.Санкт-Петербург в аэропорт Пулково и остался в таможенной зоне в связи с неистребованием багажа пассажиром. С целью получения багажа истец осуществил перелет Симферополь - Санкт-Петербург - Рига- Киев.

Данные обстоятельства установлены судом, подтверждены доказательствами в деле, сторонами не опровергаются.

Согласно пункту 1 статьи 786 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти его в пункт назначения, а пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, договор перевозки пассажира удостоверяется билетом. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа багажной квитанцией. Формы билета и багажной квитанции устанавливаются в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами. Пассажир имеет право в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом: перевозить с собой детей бесплатно или на иных льготных условиях; провозить с собой бесплатно ручную кладь в пределах установленных норм; сдавать к перевозке багаж за плату по тарифу.

Согласно ст. 103 Воздушного кодекса РФ (в редакции, действовавшей на 10.09.2016 года) по договору воздушной перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а в случае воздушной перевозки пассажиром багажа также этот багаж доставить в пункт назначения и выдать пассажиру или управомоченному на получение багажа лицу. Срок доставки пассажира и багажа определяется установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок. Пассажир воздушного судна обязуется оплатить воздушную перевозку, а при наличии у него багажа сверх установленной перевозчиком нормы бесплатного провоза багажа и провоз этого багажа.

В соответствии со ст. 105 Воздушного кодекса РФ (в редакции, действовавшей на 10.09.2016 года) К перевозочным документам относятся билет, багажная квитанция, грузовая накладная, почтовая накладная, иные документы, используемые при оказании услуг по воздушной перевозке пассажиров, багажа, груза, почты и предусмотренные нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта. Договор воздушной перевозки пассажира, договор воздушной перевозки груза или договор воздушной перевозки почты удостоверяется соответственно билетом и багажной квитанцией в случае перевозки пассажиром багажа, грузовой накладной, почтовой накладной. Билет, багажная квитанция, иные документы, используемые при оказании услуг по воздушной перевозке пассажиров, могут быть оформлены в электронном виде (электронный перевозочный документ) с размещением информации об условиях договора воздушной перевозки в автоматизированной информационной системе оформления воздушных перевозок. При использовании электронного перевозочного документа пассажир вправе потребовать, а перевозчик или действующее на основании договора с перевозчиком лицо при заключении договора перевозки или регистрации пассажира обязаны выдать заверенную выписку, содержащую условия соответствующего договора воздушной перевозки (далее - выписка), из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок.

Согласно ст. 100 Воздушного кодекса РФ перевозчиком является эксплуатант, осуществляющий воздушные перевозки пассажиров, багажа, грузов или почты и имеющий лицензию на осуществление подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации вида деятельности в области авиации. Пассажиром воздушного судна является физическое лицо, заключившее договор воздушной перевозки пассажира, либо физическое лицо, в целях перевозки которого заключен договор фрахтования воздушного судна (воздушный чартер).

Международная воздушная перевозка - воздушная перевозка, при которой пункт отправления и пункт назначения расположены: соответственно на территориях двух государств; на территории одного государства, если предусмотрен пункт (пункты) посадки на территории другого государства (ст. 101 ВК РФ).

Статьей 102 Воздушного кодекса РФ предусмотрено, что юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие коммерческие воздушные перевозки, обслуживание пассажиров, при выполнении воздушных перевозок обязаны соблюдать общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, устанавливаемые федеральными авиационными правилами. Перевозчики вправе устанавливать свои правила воздушных перевозок. Эти правила не должны противоречить общим правилам воздушной перевозки и ухудшать уровень обслуживания пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей.

Согласно п.п. 6-7 "Общих правил воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей", утвержденных Приказом Минтранса России от 28.06.2007 N 82 "Об утверждении Федеральных авиационных правил» (зарегистрировано в Минюсте России 27.09.2007 N 10186) Перевозчик организует, обеспечивает и выполняет перевозку пассажиров, багажа, груза регулярными рейсами. Перевозчик вправе передать обязанности или их часть по договору воздушной перевозки лицу, осуществляющему от имени перевозчика бронирование, продажу и оформление перевозок на перевозочных документах (далее - уполномоченный агент), лицу, оказывающему услуги по обслуживанию в зоне и зданиях аэровокзального комплекса убывающих и прибывающих пассажиров (далее - обслуживающая организация) или другому лицу, в том числе другому перевозчику, являясь ответственным за их действия (бездействие) перед пассажиром, грузоотправителем и грузополучателем и выполнение договора воздушной перевозки пассажира, договора воздушной перевозки груза. Перевозка пассажиров, багажа, грузов регулярными рейсами осуществляется в сроки и порядке, предусмотренные договором воздушной перевозки пассажира, договором воздушной перевозки груза. Условия договора воздушной перевозки пассажира, договора воздушной перевозки груза содержатся в Воздушном кодексе Российской Федерации, правилах перевозчика, условиях применения тарифа и перевозочном документе.

Согласно п.15 Общих правил при бронировании пассажирского места и провозной емкости для пассажира перевозчик или уполномоченный агент: предоставляет пассажиру достоверную и полную информацию о расписании движения воздушных судов, наличии свободных пассажирских мест и провозных емкостей, тарифах и условиях применения тарифов включая информацию об условиях возврата (невозврата) уплаченной за перевозку провозной платы, правилах перевозчика, об условиях договора воздушной перевозки пассажира, условиях обслуживания на борту воздушного судна, типе воздушного судна, перевозчике, который будет фактически осуществлять перевозку, другую сопутствующую информацию.

Перевозка пассажира, багажа, груза, выполняемая до аэропорта (пункта) назначения, в который должен быть доставлен пассажир, багаж, груз согласно договору воздушной перевозки пассажира, договору воздушной перевозки груза (далее - аэропорт (пункт) назначения) несколькими перевозчиками по одному билету, багажной квитанции, грузовой накладной или оформленному(ым) вместе с ним дополнительному(ым) билету(ам), багажной(ым) квитанции(ям), грузовой(ым) накладной(ым), в котором(ых) указывается номер билета, багажной квитанции, грузовой накладной, к которому он(и) оформлены, рассматривается как единая перевозка независимо от того, имели ли место пересадка (перегрузка) или перерыв в перевозке (пункт 71 Правил).

Пассажир должен заблаговременно, не позднее установленного перевозчиком времени прибыть к месту регистрации пассажиров и оформления багажа для прохождения установленных процедур регистрации и оформления багажа, оплаты сверхнормативного и (или) другого подлежащего оплате багажа, прохождения досмотра и т.п. (далее - предполетные формальности) и выполнения требований, связанных с пограничным, таможенным, санитарно-карантинным, ветеринарным, карантинным фитосанитарным видами контроля, предусмотренными законодательством Российской Федерации или законодательством страны, с территории которой осуществляется перевозка, а также к месту посадки на борт воздушного судна (пункт 80 Правил).

При оформлении багажа пассажиру выдается часть (отрывной талон) номерной багажной бирки, а другая часть прикрепляется к каждому месту багажа, принятого перевозчиком к перевозке в багажном отсеке воздушного судна под ответственность перевозчика за сохранность таких вещей с момента их сдачи пассажиром до момента выдачи пассажиру (далее - зарегистрированный багаж). Номерная багажная бирка служит для опознавания каждого места зарегистрированного багажа и содержит информацию о фамилии и имени пассажира, номере рейса, дате вылета, аэропорте (пункте) отправления и аэропорте (пункте) назначения, до которого зарегистрированный багаж принят к перевозке, весе места багажа. Номерная багажная бирка может содержать иную дополнительную информацию. Для обозначения особых условий перевозки к зарегистрированному багажу дополнительно прикрепляется специальная безномерная багажная бирка (пункт 87 Общих Правил).

Багаж пассажира принимается к перевозке при его регистрации в аэропорту отправления, аэропорту трансфера, аэропорту остановки или другом пункте регистрации (пункт 121 Общих Правил).

Согласно пунктов 146-149 Общих правил перевозчик обязан обеспечить информирование пассажиров о месте выдачи зарегистрированного багажа в аэропорту назначения, остановки или трансфера, а также о причине и продолжительности любой задержки в доставке багажа и обеспечить выдачу багажа пассажирам. Пассажир обязан получить зарегистрированный багаж сразу после его предъявления к выдаче на основании багажной квитанции и отрывного талона номерной багажной бирки. Выдача зарегистрированного багажа производится в аэропорту, до которого зарегистрированный багаж был принят к перевозке. По просьбе пассажира зарегистрированный багаж может быть выдан также в аэропорту отправления или в аэропорту трансфера, аэропорту транзита, аэропорту остановки, если выдача багажа в этих пунктах не запрещена международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Российской Федерации или законодательством страны, на территорию, с территории или через территорию которой осуществляется перевозка, и если время и обстоятельства позволяют осуществить выдачу. Если пассажир не может предъявить багажную квитанцию или отрывной талон номерной багажной бирки, перевозчик может выдать багаж такому пассажиру при условии предъявления доказательств своих прав на этот багаж.

Зарегистрированный багаж хранится в аэропорту, до которого должен быть доставлен багаж согласно договору воздушной перевозки пассажира в течение двух суток, включая день прибытия воздушного судна, на котором доставлен зарегистрированный багаж, без взимания дополнительной платы. Дальнейшее хранение зарегистрированного багажа обеспечивается перевозчиком или обслуживающей организацией. Расходы за хранение багажа, не полученного пассажиром в течение срока, установленного настоящим пунктом, возмещаются в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации (п.150 Правил).

Если зарегистрированный багаж, с надлежаще оформленной номерной багажной биркой, прибыл в аэропорт (пункт) назначения, трансфера или остановки и не был получен или востребован пассажиром, перевозчик обеспечивает розыск владельца зарегистрированного багажа. Если розыск владельца зарегистрированного багажа дал положительные результаты, то перевозчик обеспечивает направление владельцу зарегистрированного багажа письменного уведомления о необходимости получения багажа и порядке получения или доставки багажа (п.151 Правил).

Хранение багажа, подлежащего таможенному контролю, и распоряжение им осуществляются в порядке, установленном таможенным законодательством Российской Федерации (п.153 Правил).

В случае если перевозчик не выдал пассажиру зарегистрированный багаж, подлежащий таможенному оформлению, в аэропорту, до которого багаж должен быть доставлен согласно договору воздушной перевозки пассажира, перевозчик обязан информировать пассажира о действиях, которые необходимо совершить пассажиру в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации или законодательством страны, на территорию которой должен быть доставлен багаж, для доставки багажа пассажиру по указанному им адресу (п.154 Правил).

В случае прибытия в аэропорт зарегистрированного багажа, на номерной багажной бирке которого указан аэропорт (пункт), отличный от аэропорта(ов) (пункта(ов)), в который(е) согласно договору воздушной перевозки пассажира должен быть доставлен багаж (далее - засланный багаж), или зарегистрированного багажа, который прибыл в аэропорт без номерной багажной бирки и не был востребован пассажиром (далее - бездокументный багаж), перевозчик обеспечивает розыск владельца такого багажа и его хранение в течение всего времени розыска владельца багажа (п.155 Правил).

Как следует из доказательств в деле, между ПАО «Аэрофлот» (маркетинговый партнер) и АО «Авиакомпания Россия» заключено соглашение «код-шеринг» , согласно которого (с учетом дополнительных соглашений) Маркетинговый партнер ПАО «Аэрофлот» - это сторона, имеющая право применять свой код на рейсе Партнера-оператора и указывать его в графе «Перевозчик» полетных купонов авиабилетов, оформленных на код-шеринговый рейс, но не осуществляющая технического, наземного обслуживания и операционного контроля воздушного судна, на котором выполняется код-шеринговый рейс. Партнер-оператор АО «Авиакомпания Россия» - это сторона, осуществляющая операционный контроль над воздушным судном и выполняющая код-шеринговый рейс.

Правовые основы для заключения соглашений "код-шеринга" (code-share - буквально "обмен кодом") регулирует Конвенция, дополнительная к Варшавской конвенции для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, осуществляемых лицом, не являющимся перевозчиком по договору (Гвадалахара, 18.09.1961) (далее - Гвадалахарская конвенция).

Согласно ст. 1 Гвадалахарской конвенции от 18.09.1961, участником которой является Российская Федерация, перевозчик по договору - лицо, являющееся стороной по договору перевозки, фактический перевозчик - лицо, осуществляющее перевозку, предусмотренную договором перевозки. Статья 2 Гвадалахарской конвенции предусматривает, что и перевозчик по договору и фактический перевозчик являются перевозчиками в смысле Варшавской конвенции 1929 года.

Существо отношений код-шеринга предполагает, что в рамках данного соглашения его стороны не оказывают услуги по перевозке непосредственно друг другу. Фактическим получателем услуги является авиапассажир, при этом авиапассажир вне зависимости от оформления авиабилетов тем или иным партнером имеет равные права, в том числе право на предъявление претензий фактическому перевозчику (Определение Верховного Суда РФ от 30.07.2015 по делу N 305-КГ15-3206, А40-140893/2013).

Согласно авиабилетов рейс г.Вена - Санкт-Петербург – Симферополь от 10.09.2016 года являлся маркетинговым (код-шеринговым), фактическую перевозку осуществляло АО «Авиакомпания Россия».

Пунктом 11.3 соглашения «код-шеринг» , заключенного между ПАО «Аэрофлот» и АО «Авиакомпания Россия» предусмотрено, что партнер-оператор (АО «Авиакомпания Россия») освобождает маркетингового партнера (ПАО «Аэрофлот»), включая его руководителей, должностных лиц, служащих, работников, агентов, физических лиц, оказывающих услуги по договору гражданско-правового характера, и обслуживающий персонал от ответственности, претензий и требований, включая все расходы, связанные с ними, которые могут произойти или быть взысканы с маркетингового партнера за порчу имущества, причинение ущерба здоровью, смерть пассажиров и третьих лиц, в результате или в связи с исполнением сторонами обязательств по настоящему соглашению, включая любые задержки, отмены рейсов при перевозке пассажиров и багажа. Такое освобождение не распространяется на претензии, вызванные грубой неосторожностью или умыслом маркетингового партнера, включая его руководителей, должностных лиц, служащих, работников, агентов, физических лиц, оказывающих услуги по договору гражданско-правового характера, и обслуживающий персонал.

Таким образом, стороны договорились и это не противоречит нормам Гражданского кодекса РФ, Воздушного кодекса РФ, о том, что убытки, связанные с перевозкой АО «Авиакомпания Россия» пассажиров и багажа, возмещаются фактическим перевозчиком - АО «Авиакомпания Россия».

Как следует из доказательств в деле, истец вылетал международным рейсом из Вены, конечный пункт назначения – г.Симферополь, с пересадкой в г.Санкт-Петербурге в аэропорту Пулково на рейс внутренних авиалиний.

Договор перевозки оформлен истцом через сеть «Интернет» на сайте ПАО «Аэрофлот», что подтверждается единой маршрутной квитанцией электронного билета.

Багаж ФИО1 оформлен до конечного пункта назначения на территории Российской Федерации – г.Симферополь. Однако до пункта назначения доставлен не был и остался в таможенной зоне аэропорта «Пулково» в г.Санкт-Петербург в связи с тем, что багаж не был растаможен.

В соответствии с п. 21 " Инструкции о порядке совершения таможенных операций в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу, и отражении факта признания таких товаров не находящимися под таможенным контролем", утвержденной решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 311, в случае, если товары принимались к перевозке авиаперевозчиком за пределами таможенной территории как сопровождаемый багаж, но в процессе перевозки по причинам, не зависящим от физического лица, не были доставлены в место доставки на таможенной территории одновременно с прибытием физического лица, такие товары рассматриваются как прибывшие в несопровождаемом багаже (далее - досылаемый из-за границы багаж).

Данный багаж подлежит обязательному письменному декларированию (пп. 1 п. 2 ст. 355 ТК ТС).

В связи с чем, истец принял предложение ответчика получить багаж в ближайшем государстве за пределами таможенного союза, что обуславливало его перелет по маршруту Симферополь-Санкт-Петербург – ФИО2.

Оценивая предоставленные сторонами доказательства, учитывая возражения сторон, суд приходит к следующим выводам.

Согласно п.2 "Положения об упрощенном порядке совершения таможенных операций в отношении товаров, которые приняты авиаперевозчиком к перевозке в сопровождаемом багаже", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.07.2014 N 637, "трансферный багаж" - багаж трансферного пассажира, содержащий товары, не подлежащие в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле таможенному декларированию в письменной форме, зарегистрированный в аэропорту отправления на территории Российской Федерации (за пределами таможенной территории Таможенного союза) до места назначения и принятый авиаперевозчиком к воздушной перевозке в сопровождаемом багаже рейсом внутренних воздушных линий (рейсом международных воздушных линий) до аэропорта трансфера с целью его вывоза за пределы таможенной территории Таможенного союза рейсом международных воздушных линий (с целью его ввоза на территорию Российской Федерации для дальнейшей перевозки рейсом внутренних воздушных линий) того же или иного авиаперевозчика по маршруту перевозки в соответствии с договором воздушной перевозки пассажира; "номерная багажная бирка" - документ, размещаемый на трансферном багаже и позволяющий его идентифицировать, а также установить принадлежность такого багажа трансферному пассажиру.

В соответствии с п.п. 5-6 указанного Положения основанием для предъявления авиаперевозчиком трансферного багажа трансферных пассажиров таможенному органу для осуществления таможенного контроля в аэропорту трансфера являются наличие у таможенного органа сведений о трансферном пассажире, предусмотренных подпунктом "е" пункта 3 настоящего Положения, и наличие на трансферном багаже номерной багажной бирки, подтверждающей факт регистрации авиаперевозчиком трансферного багажа на территории Российской Федерации (за пределами таможенной территории Таможенного союза) до места назначения.

Таможенный контроль трансферного багажа осуществляется таможенным органом без его предъявления трансферным пассажиром.

Таким образом, багаж пассажира, совершающего авиаперелет с пересадкой, может быть зарегистрирован как до пункта назначения пассажира (конечного пункта), так и до промежуточного пункта (аэропорта-трансфера).

Как следует из материалов дела, электронный билет на рейсы Вена-Санкт-Петербург и Санкт-Петербург –Симферополь оформлены единой маршрутной квитанцией (л.д. 13). Багаж в г.Вене зарегистрирован до г.Симферополя.

Как указывает истец в иске, что также подтверждено представителем истца в судебном заседании, при оформлении багажа в г.Вене истцу предложили зарегистрировать его до г.Симферополя, указав, что багаж авиакомпания доставит в Симферополь самостоятельно, с прохождением таможенного контроля без участия пассажира, и истцу не надо будет забирать багаж при пересадке и перерегистрировать его в промежуточном аэропорту (Пулково).

Как следует из информации, размещенной на сайте ПАО «Аэрофлот», а также АО «Авиакомпания «Россия» трансферные пассажиры могут оформить багаж до конечного пункта назначения в порядке, предусмотренном "Положением об упрощенном порядке совершения таможенных операций в отношении товаров, которые приняты авиаперевозчиком к перевозке в сопровождаемом багаже".

Между тем, в разделе «Трансферные пассажиры» на официальном сайте АО «Авиакомпания «Россия» указано, что в случае прибытия международным рейсом в аэропорт Пулково и вылета из аэропорта Пулково внутренним рейсом необходимо: по прибытии в аэропорт Пулково следует пройти паспортный контроль, далее по указателям пройти в зал прилета в зону выдачи багажа, получить свой багаж и пройти таможенный контроль. Далее на 3-м этаже терминала зарегистрироваться (если не получили посадочный талон на стыковочный рейс в пункте отправления) и оформить багаж на стыковочный рейс. Затем пройти процедуру предполетного досмотра и проследовать в зал вылета внутрироссийских рейсов.

Таким образом, в аэропорту Пулково на указанные маршрут следования (международный рейс – внутренний рейс) не предусмотрено прохождение таможенного контроля багажа без участия пассажира, как это предусмотрено "Положением об упрощенном порядке совершения таможенных операций в отношении товаров, которые приняты авиаперевозчиком к перевозке в сопровождаемом багаже".

При таких обстоятельствах, у авиаперевозчика отсутствовали основания для регистрации багажа ФИО1 до конечного пункта назначения – г.Симферополя, поскольку багаж подлежал регистрации до г.Санкт-Петербург (Пулково), либо представители авиакомпании, зарегистрировав багаж до конечного пункта, в силу пунктов 146-149 Общих правил (согласно которых перевозчик обязан обеспечить информирование пассажиров о месте выдачи зарегистрированного багажа в аэропорту назначения, остановки или трансфера) обязаны были разъяснить пассажиру о том, что, несмотря на регистрацию багажа до конечного пункта назначения, пассажир обязан получить багаж в промежуточном пункте и самостоятельно пройти таможенный контроль.

При таких обстоятельствах, судом установлен факт ненадлежащего оказания ответчиком АО «Авиакомпания Россия» услуг по перевозке багажа пассажира.

В этой связи, с учетом положений, предусмотренных Пунктом 11.3 соглашения «код-шеринг» , суд возлагает гражданско-правовую ответственность по возмещению убытков, причиненных истцу в результате недоставки багажа в пункт назначения, на АО «Авиакомпания Россия».

Бремя доказывания существования обстоятельств, освобождающих перевозчика от ответственности перед пассажиром, так же как и отсутствия связанной с этим вины, в любом случае - прямая обязанность перевозчика, которая не может быть переложена на пассажира (положения пункта 2 статьи 401 ГК РФ и пункт 4 статьи 13 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей").

В свою очередь перевозчик не доказал наличие таких обстоятельств.

В соответствии со статьей 120 Воздушного кодекса Российской Федерации за просрочку доставки пассажира в пункт назначения перевозчик уплачивает штраф в размере двадцати пяти процентов установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более чем пятьдесят процентов провозной платы, если не докажет, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров воздушного судна, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.

Согласно статье 5 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" исчисление платежей по гражданско-правовым обязательствам, установленных в зависимости от минимального размера оплаты труда, с 1 января 2001 года производится исходя из базовой суммы, равной 100 рублям.

Истец просит взыскать штраф за 87 часов, до того времени, как багаж был разыскан работниками аэропорта, в размере 2175 рублей (25%х100х87 часов). Право требовать уплаты штрафа за меньшее количество времени является правом истца в силу диспозитивности процесса.

Суд удовлетворяет данное требование, поскольку такая обязанность перевозчика предусмотрена ст. 120 ВК РФ.

В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Согласно ст. 393 ГК РФ должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства. Если иное не установлено законом, использование кредитором иных способов защиты нарушенных прав, предусмотренных законом или договором, не лишает его права требовать от должника возмещения убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства. Убытки определяются в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 15 настоящего Кодекса. Возмещение убытков в полном размере означает, что в результате их возмещения кредитор должен быть поставлен в положение, в котором он находился бы, если бы обязательство было исполнено надлежащим образом. Если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором, при определении убытков принимаются во внимание цены, существовавшие в том месте, где обязательство должно было быть исполнено, в день добровольного удовлетворения должником требования кредитора, а если требование добровольно удовлетворено не было, - в день предъявления иска. Исходя из обстоятельств, суд может удовлетворить требование о возмещении убытков, принимая во внимание цены, существующие в день вынесения решения.

В соответствии со ст. 400 ГК РФ по отдельным видам обязательств и по обязательствам, связанным с определенным родом деятельности, законом может быть ограничено право на полное возмещение убытков (ограниченная ответственность). Соглашение об ограничении размера ответственности должника по договору присоединения или иному договору, в котором кредитором является гражданин, выступающий в качестве потребителя, ничтожно, если размер ответственности для данного вида обязательств или за данное нарушение определен законом и если соглашение заключено до наступления обстоятельств, влекущих ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства.

Согласно ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство. Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств. Заключенное заранее соглашение об устранении или ограничении ответственности за умышленное нарушение обязательства ничтожно.

Как следует из доказательств в деле, для получения багажа истец вынужден был осуществить перелет маршрутом Симферополь-Санкт-Петербург – Рига и вернуться в Киев, поскольку отдых в Республики Крым был испорчен.

Истец обращался к ответчику ПАО «Аэрофлот» с претензией, в которой предлагал оплатить ему указанный перелет, однако в удовлетворении претензии ему было отказано в связи с отсутствием оснований к этому.

Суд принимает во внимание возражения представителя АО «Авиакомпания «Россия» о том, что истец направил претензию в ПАО «Аэрофлот», а не АО «Авиакомпания «Россия».

Между тем, такие доводы ответчика не обоснованы, поскольку пунктом 16 соглашения «код-шеринг» , заключенного между ПАО «Аэрофлот» и АО «Авиакомпания «Россия», предусмотрено, что разбирательство по поступившим обращениям код-шеринговых пассажиров, информирование о результатах рассмотрения обращений осуществляется Маркетинговым партнером с привлечением Партнера-Оператора. Кроме того, в подпункте 5 указанного пункта также предусмотрено, кто осуществляет компенсационные выплаты код-шеринговым пассажирам.

В связи с чем, суд удовлетворяет требования истца о возмещении убытков в виде стоимости билетов вынужденного перелета маршрутом Симферополь-Санкт-Петербург – Рига – Киев в размере 107239,40 рублей.

В соответствии со ст. 13 Закона РФ "О защите прав потребителей" за нарушение прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) несет ответственность, предусмотренную законом или договором.

Согласно ст. 15 Закона РФ "О защите прав потребителей" моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.

Таким образом, согласно ст. 15 Закона моральный вред компенсируется потребителю в случае установления самого факта нарушения его прав.

Поскольку факт нарушения прав истца как потребителя услуг судом установлен, а доказательств отсутствия вины ответчика суду не предоставлено, суд приходит к мнению, что истцу ненадлежащим исполнением обязательств по договору воздушной перевозки причинен моральный вред.

При рассмотрении требований о компенсации причиненного гражданину морального вреда необходимо учитывать, что размер компенсации зависит от характера и объема причиненных истцу нравственных или физических страданий, степени вины ответчика в каждом конкретном случае, иных заслуживающих внимания обстоятельств и не может быть поставлен в зависимость от размера удовлетворенного иска о возмещении материального вреда, убытков и других материальных требований. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий (пункт 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 г. N 10).

Принимая во внимание характер и объем причиненных истцу нравственных страданий, связанных с нарушением его прав как потребителя услуг, суд приходит к выводу, что разумным и справедливым будет компенсация морального вреда в размере 10000 рублей.

Согласно с ч.6 ст.13 Закона о защите прав потребителей при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

Суд определяет размер штрафа от взысканной судом суммы материальных убытков в 107239,40 рублей, и компенсации морального вреда в размере 10000 рублей, в связи с чем, взысканию подлежит штраф за нарушение прав потребителя в размере 58619,70 рублей, который взыскивается судом в пользу потребителя, а не государства, как указано истцом.

При определении размера штрафа суд не учитывает штраф, взысканный судом на основании ст. 120 ВК РФ.

В удовлетворении исковых требований о взыскании штрафа в пользу государства суд отказывает, поскольку это не предусмотрено законом.

Суд взыскивает государственную пошлину в доход государства.

На основании изложенного, суд,

РЕШИЛ:

Иск ФИО1 к публичному акционерному обществу «Аэрофлот – Российские авиалинии», Акционерному обществу «Авиакомпания «Россия», о взыскании убытков, штрафа, компенсации морального вреда, удовлетворить частично.

Взыскать с Акционерного общества «Авиакомпания «Россия» в пользу ФИО1 на возмещение понесенных убытков 107239,40 рублей, штраф в размере 2175 рублей, компенсацию морального вреда в размере 10000 рублей, штраф за нарушение прав потребителя в размере 58619,70 рублей.

Взыскать с Акционерного общества «Авиакомпания «Россия» в доход государства государственную пошлину в размере 4860,68 рублей.

В иной части в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказать.

Решение суда в окончательной форме составлено 16.12.2017 года.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд РК в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через суд первой инстанции.

Судья Двирнык Н.В.