Дело № 2-263/2018
24RS0054-01-2018-000246-05
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Ужур 13 ноября 2018 года.
Ужурский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Жулидовой Л.В.,
при секретаре Анистратовой А.В.,
с участием представителя истца (ответчика по встречному иску) акционерного общества «Красноярская региональная энергетическая компания» ФИО1,
представителя ответчика (истца по встречному иску) ФИО2 - ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению акционерного общества «Красноярская региональная энергетическая компания» к ФИО2 о взыскании задолженности за коммунальные ресурсы и встречному исковому заявлению ФИО2 к акционерному обществу «Красноярская региональная энергетическая компания» об обязании провести перерасчет платы за отопление, внести изменения в договор, взыскании компенсации штрафа и морального вреда, суд
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество «Красноярская энергетическая компания» обратилось в суд с иском к ФИО2 о взыскании задолженности за коммунальные ресурсы. Исковые требования, с учетом уточнения, мотивированы тем, что между акционерным обществом «Красноярская региональная энергетическая компания» и ответчиком заключен договор на поставку коммунальных ресурсов, согласно которому ресурсоснабжающая организация обязуется подавать потребителю через присоединенную сеть коммунальные ресурсы. Абоненту присвоен номер лицевого счета: №. В силу статей 548,539, 540 ГК РФ указанный договор является договором энергоснабжения, отношения сторон по которому регулируются статьями 539-547 ГК РФ. В силу ч. 1 ст. 540 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети. Ответчик подключен к присоединенной сети. Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. В соответствии с п. 66 Пправил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354, плата за коммунальные ресурсы вносится ежемесячно, до 10-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата. До настоящего времени обязанность по оплате Ответчиком не исполнена надлежащим образом, у ответчика имеется задолженность за поставленные истцом коммунальные ресурсы. Размер задолженности и виды коммунальных ресурсов, за которые у ответчика имеется задолженность, указаны в прилагаемом к иску документе с названием «Расчет начислений по лицевому счету». Исходя из вышеизложенного, руководствуясь ст. 539, 540, 544 ГК РФ и ст. 98, 131, 132 ГПК РФ, истец просит взыскать с ответчика в пользу истца задолженность за коммунальные ресурсы в размере 57137 рублей 22 копейки за период с 01 октября 2016 года по 31 июля 2017 года, а также расходы по уплате государственной пошлины.
ФИО2 обратилась в суд с встречным исковым заявлением к акционерному обществу «Красноярская региональная энергетическая компания» об обязании провести перерасчет платы за отопление, внести изменения в договор, взыскании компенсации штрафа и морального вреда. Исковые требования, с учетом уточнения, мотивированы тем, что расчет начислений за услуги по лицевому счету № искажает реальную картину состояния расчетов. Если следовать приведенному расчету, то ФИО2 систематически недоплачивала за полученные коммунальные услуги, что не соответствует действительности, так как по состоянию на 20 июня 2017 года задолженности по оплате коммунальных услуг (отопление и горячее водоснабжение) по квартире не было. Более того, имела место переплата на сумму 9161 рубль 73 копейки. Это видно из счета на оплату услуг за июнь 2017 года. Оплата производилась согласно выставленным платежным документам по договору от 03 сентября 2013 года №. Начисление платы за отопление производилось на отапливаемую площадь в размере <данные изъяты> кв. метра. Для заключения данного договора ФИО2 в адрес АО «КрасЭко» по их письменному требованию был направлен полный пакет документов, в том числе и копия технического паспорта жилого строения. Искажения или фальсификации предоставленных документов со стороны ФИО2 не было. Впоследствии документы и сам договор поставщиком услуг отопления и горячего водоснабжения был утрачен. После повторного представления документов 12 декабря 2013 года был заключен новый договор (с распространением срока действия с 03 сентября 2013 года) и опять же на отапливаемую площадью <данные изъяты> кв. метров. В июле 2017 года АО «КрасЭко» выставило ФИО2 счет за июнь 2017 года на сумму 358869 рублей 45 коп. за отопление и горячую воду. В том числе перерасчет за отопление с 01 сентября 2013 года по 01 июня 2017 года на сумму 361186 рублей 96 копеек. Вследствие этого, по состоянию на 01 июля 2017 года у ФИО2 образовалась задолженность в размере 358869 рублей 45 копеек. Полагает, что ее вины в образовании долга нет. Вина целиком и полностью лежит на должностных лицах АО «КрасЭко» ненадлежащим образом исполняющих свои должностные обязанности. Расчеты образования задолженности, предоставленные АО «КрасЭко» представляют ситуацию таким образом, что абонент систематически недоплачивал за предоставляемые ему коммунальные услуги и на протяжении 3 лет 10 месяцев поставщик «не замечал» долга, не предпринимал никаких установленных законом действий для его истребования с абонента. Наконец, в июне 2017 года делается перерасчет за все прошедшие года на неподъемную для одиноко проживающего 72-летнего пенсионера сумму. До июня 2017 года начисление платы за отопление производилось на <данные изъяты> кв. метра согласно договору теплоснабжения и поставки горячей воды. В техническом паспорте жилого строения от 07.09.2005 года, выданному ФГУП «Ростехинвентаризация» по Красноярскому краю Ужурское отделение в разделе IV «Благоустройство здания» в графе отопление указана площадь <данные изъяты> кв. метра. Из поэтажной Экспликации к техническому паспорту видно, что в отапливаемую площадь вошлиа площадь подвала - <данные изъяты> кв. метра. Подвал является техническим помещением, общим имуществом многоквартирного дома и служит для предоставления коммунальной услуги отопление на весь двухквартирный дом. В подвале нет теплопринимающих устройств (радиаторов отопления). Тепло доставляется транзитом через подвальное помещение на 1 и 2 этажи квартиры. Однако, руководствуясь техпаспортом, без учета фактического состояния дел, АО «КрасЭко» произвело доначисление платы за отопление с сентября 2013 год по май 2017 года на площадь <данные изъяты> кв. метра (<данные изъяты> кв. метра - <данные изъяты> кв. метра = <данные изъяты> кв. метра). 16 мая 2017 года АО «КрасЭко» составляет Акт №, в котором указывает отапливаемую площадь 116 кв. метров, то есть частично исключает отопление подвального помещения (<данные изъяты> кв. метров) и дальнейшее начисление платы с момента составления Акта, а не с начала предоставления данной услуги в квартиру (с сентября 2013 года) производит исходя из указанной площади. С размерами площадей, используемых в расчетах АО «КрасЭко» для определения платы за отопление ФИО2, не согласна. Фактическая отапливаемая площадь квартиры составляет <данные изъяты> кв. метра. В связи с расхождением площади, используемой АО «КрасЭко» для начисления платы за коммунальную услугу отопление с фактически отапливаемой площадью, ФИО2 обратилась в Ужурское отделение филиала ФГУП Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ по Красноярскому краю для получения Акта на предмет текущей инвентаризации от 07 сентября 2005 года о размере фактически отапливаемой площади. Акт направлен в договорной отдел АО «КрасЭко» для осуществления перерасчета. 12 апреля 2018 года ФИО2 в адрес АО «КрасЭко» было направлено заявление об изменении площади в договоре теплоснабжения и поставки горячей воды № от 12 декабря 2013 года по адресу: <адрес> с <данные изъяты> кв. метров на <данные изъяты> кв. метра на основании Акта № от 10 октября 2005 года на предмет текущей инвентаризации от 07 сентября 2005 года, выданного Ужурским отделением филиала по Красноярскому краю ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» и произвести перерасчет платы за тепловую энергию. На заявление получен ответ от АО «КрасЭко», в котором содержится информация о том, что пересчет начислений за отопление будет произведен с 17 апреля 2015 года, а не с момента предоставления услуги и направлено в адрес ФИО2 соглашение о внесении изменений в договор теплоснабжения и поставки горячей воды в редакции от 15 мая 2018 года. Соглашение подписано ФИО2, с протоколом разногласий по поводу распространения действия договора на отношения сторон с 03 сентября 2013 года, а не с 17 апреля 2015 года, на чем настаивает АО «КрасЭко». 22 мая 2018 года в адрес АО «КрасЭко» ФИО2 направлено повторное обращение о перерасчете платы за отопление с 03 сентября 2013 года по 16 апреля 2015 года, на которое получен отказ (ответ на обращение исх. № от 25 июня 2018 года). От АО «КрасЭко» ФИО2 поступил Протокол согласования разногласий к соглашению о внесении изменений от 15 мая 2018 года в договор теплоснабжения и поставки горячей воды № от 03 сентября 2013 года № от 30 июля 2018 года, АО «КрасЭко» настаивает на том, что Соглашение распространяет свое действие на отношения сторон, возникшие с 17 апреля 2015 года. Тем самым АО «КрасЭко» отказывается произвести перерасчет начисления платы за отопление с сентября 2013 года по 16 апреля 2015 года, на фактически отапливаемую площадь квартиры согласно техническому паспорту <данные изъяты> кв. метра. По расчету Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края за период 03 сентября 2013 года по 16 апреля 2015 года начисление по отоплению составляет 179279 рублей 03 копейки, по Начислению АО «КрасЭко» - 252598 рублей 08 копеек. Разница в начислении составляет 73319 рублей 05 копеек. Нарушение выявлено и доказано. В связи с изложенным, ФИО4 просит обязать ответчика сделать перерасчет платы за отопление в период с 03 сентября 2013 года по 16 апреля 2015 года на сумму 73319 рублей 05 копеек на фактически отапливаемую площадь <данные изъяты> кв. метра. Обязать ответчика внести изменения в договор теплоснабжения и поставки горячей воды № от 03 сентября 2013 года с распространением действия договора на отношения сторон с 03 сентября 2013 года, исходя из фактически отапливаемой площади <данные изъяты> кв. метра. Взыскать штраф за нарушение порядка расчета платы за отопление в размере 36659 рублей 53 копейки. Взыскать компенсацию морального вреда вследствие нарушения исполнителем прав потребителей в размере 300000 рублей.
В судебном заседании представитель акционерного общества «КрасЭко» ФИО1 уточненные исковые требования АО «КрасЭко» поддерживает в полном объеме. В удовлетворении исковых требований ФИО2 просит отказать в полном объеме.
Ответчик (истец по встречному иску) ФИО2 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом и в срок.
Представитель истца ФИО2 - ФИО3 исковые требования АО «КрасЭКо» признала в сумме 363 рубля 33 копейки, в удовлетворении оставшихся исковых требований просит отказать. Исковые требования ФИО2 поддерживает в полном объеме.
Представитель Государственного органа, службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом и в срок. От государственного инспектора Службы Строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края ФИО5 в суд поступили пояснения специалиста, согласно которым ею проведена проверка начисления коммунальных услуг по жилому помещению, расположенному по адресу: <адрес>. Порядок расчета и внесения платы за коммунальную услугу отопление до 30 июня 2016 года регламентирован Правилами № 307, с 01 июля 2016 года - Правилами № 354. Определение объемов потребления и порядок начисления платы за расчетные периоды с сентября 2013 по август 2018 года в жилом помещении выполнено специалистом и наглядно представлено в прилагаемых к пояснению специалиста таблицах. Расчеты, предоставленные в Таблице № 2,3,4 выполнены Службой с учетом сумм компенсации, фактически предоставленной потребителю в каждом расчетном периоде. Дополнительно сообщает, что в расчетах начислений, представленных АО «КрасЭКО» отсутствует информация о начисленных ОА «КрасЭКо» суммах с августа 2017 года по июль 2018 года, что не соответствует действительности, так как в данные расчетные периоды начисление платы за коммунальные услуги, отопление и горячее водоснабжение по рассматриваемому жилому помещению АО «КрасЭКо» выполнялось ежемесячно, что подтверждается платежными документами и произведенными потребителем согласно предъявленных платежных документов ежемесячными оплатами. В результате указанная сумма задолженности, на 01 августа 2018 года в размере 57137 руб. 22 копейки не соответствует действительности, так как не указаны и не приняты при расчете суммы, начисленные АО «КрасЭко» потребителю за период с августа 2017 года по июль 2018 года. Анализ платежных документов показал, что оплаченные потребителем суммы (с учетом округления) соответствуют предъявленным АО «КрасЭКО» и указанным в платежных документах за конкретный расчетный период. Таким образом, следует, что денежные средства, внесенные на основе конкретного платежного документа, содержащего указание на расчетный период и суммы за данный расчетный период, вносятся потребителем за период, указанный в платежном документе. Согласно таблице № 4 по расчетам Службы надзора платы за КУ ГВС и отопление, за период с октября 2016 года по июль 2017 года должно быть начислено 170595 рублей 84 копейки, начислена за данный период компенсация в размере 132664 руб. 78 коп., всего к оплате по расчетам службы 37931 рубль 08 копеек, оплачено 37567 рублей 75 копеек, задолженность составляет 363 руб. 33 коп.
Представитель Государственного органа, федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом и в срок. Согласно поступившего в суд заключения от представителя территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Шарыпово К.О. следует, что в соответствии с Преамбулой и ст. ст. 4,7-10,15,18 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель имеет право на информацию об услуге (работе) на качество услуги (работы), на безопасность услуги (работы) и на компенсацию причиненного морального вреда. Согласно ч. 1 ст. 17 Закона РФ «О защите прав потребителей» защита прав потребителей осуществляется судом. В силу ч. 6 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя взыскивается штраф в размере пятидесяти процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя. Из смысла данной статьи следует, что штраф взыскивается в том случае, если судом удовлетворяются те требования потребителя, которые установлены Законом. При этом, Законом строго не определена форма обращения к исполнителю услуг, следовательно, потребитель может обратиться к исполнителю как в устной, так и в письменной форме. В отзыве на встречное исковое заявление, бездействие потребителя в досудебном порядке ответчиком не доказано. В соответствии со ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей», применяемой в рассматриваемом споре, поскольку иное не предусмотрено специальным законом и ГК РФ, моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами РФ, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, в порядке ст. 167 ГПК РФ, учитывая их надлежащее извещение.
Заслушав участников процесса, исследовав обстоятельства и материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу ч. 1 и п. 5 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение.
В соответствии с ч. 3 и 4 ст. 154 ЖК РФ собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами. Согласно ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок расчета платы за коммунальные услуги осуществляется в соответствии с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее - Правила).
Согласно п. 67 Правил плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых потребителям исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок предоставления платежных документов.
В соответствии с ч. 6,7 ст. 157 ЖК РФ лицо, виновное в нарушении порядка расчета платы за коммунальные услуги, повлекшем увеличение размера платы, обязано уплатить потребителю штраф, определяемый в размере и порядке, которые установлены Правительством РФ, за исключением случаев, если такое нарушение было устранено до обращения и (или) осуществления оплаты потребителем.
Согласно п. 155 Правил предоставления коммунальных услуг, в случае нарушения исполнителем, в том числе лицом, привлеченным исполнителем для осуществления функций по расчету платы за коммунальные услуги, порядка расчета платы за коммунальные услуги, повлекшего необоснованное увеличение размера платы, по обращению заявителя исполнитель обязан уплатить потребителю штраф в размере 50 процентов величины превышения начисленной платы над размером платы, которую надлежало начислить в соответствии с настоящими Правилами, за исключением случаев, когда такое нарушение произошло по вине потребителя или устранено до обращения и (или) до оплаты потребителем.
Судом установлено и следует из материалов дела, квартира, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенная по адресу: <адрес> принадлежит на праве собственности ФИО2
03 сентября 2013 года между МУП ЖКХ ЗАТО п. Солнечный Красноярского края (арендодатель) и ООО «КрасЭКо» (арендатор) заключен договор аренды муниципального имущества №, согласно которому арендодатель передает, а арендатор принимает во временное владение и пользование (в аренду) муниципальное имущество, находящееся в хозяйственном ведении: теплосетевое хозяйство ЗАТО п. Солнечный Красноярского края, для целей оказания услуг по производству, передаче и реализации тепловой энергии. Срок действия договора пять лет с даты его подписания сторонами.
Таким образом, АО «КрасЭКо» является ресурсоснабжающей организацией по предоставлению тепловой энергии жителям ЗАТО п. Солнечный Красноярского края.
03 сентября 2013 года между ФИО2 и ООО «Красноярской региональной энергетической компанией» был заключен договор теплоснабжения и поставки горячей воды №, согласно которому общая площадь отапливаемых помещений определена <данные изъяты> кв. метров.
По состоянию на май 2017 года задолженности по оплате коммунальных услуг (отопление и горячее водоснабжение) по квартире не было, была переплата на сумму 9161 руб. 73 коп., что следует из счета на оплату услуг за июнь 2017 года. Оплата производилась согласно выставленным платежным документам по договору от 03 сентября 2013 года, начисление платы за отопление производилось на отапливаемую площадь в размере <данные изъяты> кв. метров.
10 мая 2017 года ООО «КрасЭко» проведена проверка у ФИО2, согласно акту № было установлено, что общая отапливаемая площадь и площадь квартиры совпадают и составляют <данные изъяты> кв. метра. ФИО2 единовременно в июле 2017 года произведено доначисление за отопление в размере 361186 рублей 45 копеек за период с 01 сентября 2013 года по 01 июня 2017 года.
16 мая 2017 года АО «КрасЭко» был проведен акт обследования у ФИО2 и было установлено, что отапливаемая площадь данного жилого помещения составляет 116 кв. метров, в связи с чем ФИО2 с 16 мая 2017 года расчет производился из расчета отапливаемой площади - 116 кв. метров.
Не согласившись с данными начислениями, ФИО2 обратилась в службу строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края. По заявлению ФИО2 службой строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края была проведена внеплановая документарная проверка в отношении ресурсоснабжающей организации АО «КрасЭко», осуществляющей начисление и сбор платы за коммунальную услугу отопление. При проведении проверки установлено, что при выполнении начисления платы за расчетный период с июля 2016 года и при выполнении перерасчета платы за расчетный период с июля 2016 года по май 2017 года АО «КрасЭко» неверно применило утвержденный постановлением Правительства Красноярского края от 30 апреля 2015 года № 217-п «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых и нежилых помещениях в многоквартирных домах и жилых домов на территориях отдельных муниципальных образований Красноярского края» норматив потребления коммунальной услуги по отоплению. По состоянию на 31 декабря 2017 года ФИО2 излишне начислено в нарушение указанных выше требований 81446 рублей. Кроме того, согласно письму Службы от 29.03.18 года № проверка и составление актов определения отапливаемой площади не относится к полномочиям Службы. ФИО2 было рекомендовано для решения данного вопроса, обратиться в Ужурское отделение филиала ФГУП Ростехинвертаризация - Федеральное БТИ по Красноярскому краю.
В связи с расхождением площади, используемой АО «КрасЭко» для начисления платы за коммунальную услугу отопление с фактически отапливаемой площадью, ФИО2 обратилась в Ужурское отделение филиала ФГУП Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ по Красноярскому краю для получения выписки о размере фактически отапливаемой площади.
Согласно акту от 10 октября 2005 года Ужурского отделения Федерального бюро технической инвентаризации, филиала по Красноярскому краю на предмет текущей инвентаризации от 07 сентября 2005 года по адресу: <адрес>, расхождение площадей в договоре на передачу квартиры в собственность граждан от 20 ноября 1996 года, зарегистрированном в администрации города за № и данными технической документации от 07 сентября 2005 года произошло в связи с произведенными контрольными промерами при текущей инвентаризации, а также при составлении договора на передачу жилья, технического паспорта на квартиру при инвентаризации 02 декабря 1996 года не были учтены площади подвала. Комиссия внесла достоверные сведения в техническую документацию помещения: общая площадь - <данные изъяты> кв. метра, из них отапливаемая площадь <данные изъяты> кв. метра, не отапливаемая - <данные изъяты> кв. метра.
12 апреля 2018 года ФИО2 обратилась с заявлением в АО «КрасЭко» с просьбой изменить площадь в договоре теплоснабжения и поставки горячей воды от 12 декабря 2013 года на <данные изъяты> кв. метра на основании Акта, выданного Ужурским отделением филиала по Красноярскому краю ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» и произвести перерасчет платы за тепловую энергию.
АО «КрасЭко» в ответ на заявление направило в адрес ФИО2 Соглашение о внесении изменений в договор теплоснабжения и поставки горячей воды № от 03 сентября 2013 года, в котором предложило ФИО2 указать в договоре общую площадь отапливаемых помещений <данные изъяты> кв. метра, распространять действие на отношения сторон начиная с 17 апреля 2015 года. ФИО6 с данным Соглашением не согласилась, просила произвести перерасчет начиная с 03 сентября 2013 года, так как никогда отапливаемую площадь в размере <данные изъяты> кв. метра она не имела.
На основании представленных документов, а также в связи с тем, что акты обследования содержали некорректные данные о площади подвала, АО «КрасЭко» выполнен перерасчет начислений за предыдущий период, исходя из отапливаемой площади в размере <данные изъяты> кв. метра, начиная с 17.04.2015 года, в связи с чем сумма исковых требований «КрасЭко», предъявленная к ФИО2 уменьшилась до 67622 рублей 26 копеек. Кроме того, в связи с внесением частичной оплаты задолженности, согласно ходатайству об уменьшении размера исковых требований от 08 августа 2018 года период задолженности ФИО2 указан с 01 октября 2016 года по 31 июля 2017 года, задолженность определена в размере 57137 рублей 22 копейки.
Судом в качестве госоргана, для дачи заключения по делу, была привлечена Служба строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края
Согласно пояснениям, представленным государственным инспектором Службы Строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края Б.С., ею проведена проверка начисления коммунальных услуг по жилому помещению, расположенному по адресу: <адрес>. Согласно ч. 2 ст. 157 ЖК РФ тарифы на коммунальные услуги устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ. На территории Красноярского края тарифы на коммунальные услуги до 31.12.2017 года утверждались приказами Региональной энергетической комиссии Красноярского края для каждой ресурсоснабжающей организации. За период с 01.01.2014 по 30.06.2014/ 01.07.2014 по 31.12.2014 года - отопление 4152,61/4343,64 руб./Гкал, ГВС теплоноситель 22,22/23,41 руб./м3, ГВС (теплоэнергия) 4152,61/4343,64 руб./Гкал (приказ РЭК от 19 декабря 2013 года № 441-п). За период с 01.01.2015 по 30.06.2015/01.07.2015 по 31.12.2015 года - отопление 3732,42/4031,01 Гкал, ГВС теплоноситель 23,41,25,89 руб/м3, ГВС (теплоэнергия) 3732,42/4031,01 руб./Гкал (Приказ РЭК от 19 декабря 2014 года). За период с 01 января 2016 года по 30.06.2016/01.07.2016 по 31 декабря 2016 года при начислении коммунальных услуг применяются тарифы: отопление 4031,01/4049,57 руб./Гкал; теплоноситель - 25,89/26,93 руб. м3; ГВС (теплоэнергия) 4031,01/4049,57 руб./Гкал (приказ РЭК от 16 декабря 2015 года № 598-п). За период с 01.01.2017 года по 30.06.2017 года /01.07.2017 по 31.12.2017 года отопление 4049,57/5513,11 руб/Гкал, ГВС теплоноситель 26,93/28,17 руб/м3, ГВС (теплоэнергия) 4049,57/5513,11 руб./Гкал (приказ РЭК от 20 декабря 2016 года).
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 27.08.2012 года № 857 «Об особенностях применения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах и постановлением Правительства Красноярского края от 13.09.2012 года № 460-п «О расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению для собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах и жилых домов на территории Красноярского края до 01 июля 2016 года» на территории Красноярского края подлежит применению порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307.
Постановлением Правительства РФ от 29.06.2016 № 603 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ по вопросам предоставления коммунальных услуг» (вступило в силу 30 июня 2016 года) размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется в порядке, установленном Правилами № 354, с учетом способов оплаты коммунальной услуги по отоплению (в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года), используемого при осуществлении расчетов потребителями по состоянию на дату вступления в силу настоящего постановления.
В соответствии с п. 19 Правил № 307 при отсутствии в жилом доме коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета, размер платы за отопление определяется по формуле № 1 Приложения № 2 к Правилам № 307.
Рoj = Sjх NJх Тт, (1), где
Sj- общая площадь помещения (квартиры в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома;
NJ- норматив потребления тепловой энергии на отопление (Гкал/кВ. метр);
Тт - 4152, 61 - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством РФ (руб/ Гкал);
Рoj= 109,30 х 0, 020376 х 4152, 61 = 9248, 27 руб., что не соответствует сумме, предъявленной в платежных документах за расчетные периоды с сентября 2013 года по июнь 2014 года;
Рoj= 109,30 х 0, 020376 х 4343,64 = 9673, 71 руб., что не соответствует сумме, предъявленной в платежных документах за расчетные периоды с июля по декабрь 2014 года;
Рoj= 109,30 х 0, 020376 х 3732, 42 = 8312, 46 руб., что не соответствует сумме, предъявленной в платежных документах за расчетные периоды с января по июнь 2015 года;
Рoj= 109,30 х 0, 020376 х 4031, 01 = 8977, 45 руб., что не соответствует сумме, предъявленной в платежных документах за расчетные периоды с июля 2015 года по июнь 2016 года.
В соответствии с п. 42(1) Правил № 354 оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года. При отсутствии индивидуального прибора учета тепловой энергии в жилом доме размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формуле 2(1) приложения № 2 к Правилам 354 при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года, как в данном случае, исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению. Нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению на территории Красноярского края утверждены постановлением Правительства Красноярского края от 30 апреля 2015 года № 217-п «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых и нежилых помещениях в многоквартирных домах и жилых домов на территориях отдельных муниципальных образований Красноярского края» в зависимости от этажности, материала стен и года постройки многоквартирных (жилых) домов. Для данного дома норматив составляет 0,0469 Гкал/кВ. метр (Приложение № 17 к Постановлению № 217-п).
Размер оплаты осуществляется по формуле Pi=Siх (Nтх К) х Тт, где
Sj - 109, 30 кв. метра - общая площадь помещения в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома;
Nт - 0,469 Гкал/кВ. метр - норматив потребления коммунальной услуги по отоплению;
К - 9/12 = 0,75 - коэффициент периодичности внесения потребителями платы за коммунальную услугу по отоплению, определяемый путем деления количества полных месяцев отопительного периода в году на количество календарных месяцев в году;
Тт - 4049, 57 руб/Гкал - тариф за тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Рj= 109,30 х 0,0469 х0,75 х 4049, 57 = 15569,09 руб., что не соответствует сумме, предъявленной в платежных документах с июля 2016 года по июнь 2017 года;
Рj= 109,30 х 0,0469 х0,75 х 5513,11 = 21195,86 руб., что не соответствует сумме, предъявленной в платежных документах с июля 2016 года по декабрь 2017 года.
Расчеты, предоставленные в Таблице № 2,3,4, выполнены Службой с учетом сумм компенсации, фактически предоставленной потребителю в каждом расчетном периоде. В соответствии с ч. 1 ст. 157.1 ЖК РФ не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельного (максимального) индекса изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги. В соответствии с Законом Красноярского края от 01 декабря 2014 года № 7-2835 «Об отдельных мерах по обеспечению ограничения платы граждан за коммунальные услуги» предусмотрены отдельные меры по обеспечению ограничения платы граждан за коммунальные услуги в связи с применением предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях края, утверждаемых Губернатором Красноярского края, в соответствии со ст. 157.1 ЖК РФ.
Согласно ч. 1,2 ст. 2 Закона № 7-2835 в случае, если плата граждан за коммунальные услуги в текущем месяце, рассчитанная по ценам (тарифам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организацией на текущий год в порядке, определенном законодательством, превышает плату граждан за коммунальные услуги в текущем месяце, рассчитанную с применением предельного индекса, производится компенсация части платы граждан за коммунальные услуги. Размер компенсации части платы граждан за коммунальные услуги определяется как разница между платой за коммунальные услуги, рассчитанной по ценам (тарифам) и платой с учетом предельного индекса.
На территории Красноярского края в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2014 года № 400 «О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации» (вместе с Основами формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги РФ, установлены предельные индексы, согласно Указам Губернатора Красноярского края на период с января по июнь 2015 года в размере 0%, на период с июля по декабрь 2015 года - 8,9%, на период с января по июнь 2016 года в размере 0%, с июля по декабрь 2016 года - 4,4%; на период с января по июнь 2017 года в размере 0%, с июля по декабрь 2017 года - 3,9%.
В ходе проверки установлено, что за период с сентября 2013 года по август 2018 года АО «КрасЭко» предоставлена компенсация части платы граждан за коммунальные услуги, превышение размера платы за комплекс коммунальных услуг более установленных предельных индексов не установлено.
В соответствии с п. 6 договора теплоснабжения и поставки горячей воды от 03.09.2013 года №, плата за тепловую энергию, горячую воду вносится ежемесячно, до 10 числа месяца, следующего за истекшим расчетным паериодом, за который производится оплата.
Согласно ч. 2 ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем.
Сведения, подлежащие включению в платежные документы для внесения платы за коммунальные услуги установлены п. 69 Правил № 354, в соответствии с п.п. «в» которого в платежном документе указываются, в том числе: указание на оплачиваемый месяц; размер платы за каждый вид предоставленных коммунальных услуг, определенные в соответствии с Правилами № 354.
Анализ платежных документов показал, что в платежных документах имеется информация о месяце (расчетном периоде), за который необходимо внести плату; размер платы за каждый вид предоставленных коммунальных услуг, а также сумма итого к оплате за расчетный период. Кроме того, оплаченные потребителем суммы (с учетом округления) соответствуют предъявленным АО «КрасЭко» и указанным в платежных документах за конкретный расчетный период.
Таким образом, следует, что денежные средства, внесенные на основании конкретного платежного документа, содержащего указание на расчетный период и сумму за данный расчетный период, вносятся потребителем за период, указанный в этом платежном документе.
Государственным инспектором территориального подразделения по западной группе районов службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края ФИО5, в соответствии с вышеизложенным законодательством, представленными документами, установлено, что в период с октября 2016 года по июль 2017 года у ФИО2 присутствует задолженность за квартплату в размере 363 рубля 33 копейки (согласно таблице № 4 приложения к пояснению специалиста). Суд соглашается с данным расчетом, полагает его правильным.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что сумма задолженности ФИО2 перед АО «КрасЭКо» за период с 01.10.2016 года по 31.07.2017 года составила 363,33 руб.
В связи с чем заявленные исковые требования АО «КрасЭКо» подлежат частичному удовлетворению за период с 01.10.2016 года по 31.07.2017 года в размере 363,33 руб. Учитывая, что исковые требования удовлетворены частично в размере 0,006% (363,33:57137,32), то к возврату подлежит пропорционально удовлетворенным исковым требованиям государственная пошлина в размере 11 руб. 48 коп.
ФИО2 обратилась в суд со встречным исковым заявлением, с учетом уточнений которого, просит суд обязать ответчика сделать перерасчет платы за отопление в период с 03 сентября 2013 года по 16 апреля 2015 года на сумму 73319 рублей 05 копеек на фактически отапливаемую площадь <данные изъяты> кв. метра. Обязать ответчика внести изменения в договор теплоснабжения и поставки горячей воды № от 03 сентября 2013 года, с распространением действия договора на отношения сторон с 03 сентября 2013 года, исходя из фактически отапливаемой площади <данные изъяты> кв. метра. Взыскать штраф за нарушение порядка расчета платы за отопление в размере 36659 рублей 53 копейки. Взыскать компенсацию морального вреда вследствие нарушения исполнителем прав потребителей в размере 300000 рублей.
Оказание коммунальных услуг регулируется Законом РФ «О защите прав потребителей». Составной частью этих отношений является обязанность управляющей организации по предоставлению потребителю верных расчетов о денежных суммах, подлежащих внесению за оказанные услуги.
Поскольку из материалов дела следует, что непосредственным исполнителем коммунальных услуг по тепловой энергии квартиры ФИО2 является АО «КрасЭКо» и на нем, в соответствии с пунктом 31 «д» Правил предоставления коммунальных услуг, лежит обязанность по правильному исчислению платы за предоставляемые услуги, суд приходит к выводу, что при начислении платы за отопление АО «КрасЭко» к расчету необоснованно была принята площадь жилого помещения истца не соответствующая отапливаемой площади, то есть в большем размере, что фактически привело к завышению сумм, подлежащих оплате. Судом установлен факт нарушения прав истца, как потребителя коммунальных услуг. В результате чего ФИО2 за период с 03.09.2013 года по 16.04.2015 года начислено платы за отопление, исходя из площади помещения <данные изъяты> кв. метра - 252598 рублей 08 коп.. Согласно расчету Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края, за период с 03.09.2013 года по 16.04.2015 года подлежала начислению, исходя из площади <данные изъяты> кв. метра сумма в размере 179279 рублей 03 копейки. То есть, излишне начисленная сумма составила 73319 рублей 05 коп. (252598.08 - 179279 руб. 03 коп).
В связи с чем, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований ФИО2 об обязании ответчика произвести перерасчет платы за отопление в период с 03 сентября 2013 года по 16 апреля 2015 года на сумму 73319 рублей 05 копеек на фактически отапливаемую площадь <данные изъяты> кв. метра и об обязании ответчика внести изменения в договор теплоснабжения и поставки горячей воды № от 03 сентября 2013 года с распространением действия договора на отношения сторон с 03 сентября 2013 года, исходя из фактически отапливаемой площади <данные изъяты> кв. метра.
Рассматривая требования ФИО2 о взыскании с ответчика компенсации морального вреда, штрафа, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей» за нарушение прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) несет ответственность, предусмотренную законом или договором.
На основании ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей», моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины.
В соответствии с пунктом 45 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя. Размер компенсации морального вреда определяется судом независимо от размера возмещения имущественного вреда, в связи с чем, размер денежной компенсации, взыскиваемой в возмещение морального вреда, не может быть поставлен в зависимость от стоимости товара (работы, услуги) или суммы, подлежащей взысканию неустойки. Размер присуждаемой потребителю компенсации морального вреда в каждом конкретном случае должен определяться судом с учетом характера причиненных потребителю нравственных и физических страданий, исходя из принципа разумности и справедливости.
В силу п. 155 Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» если исполнителем вследствие нарушения прав потребителей, предусмотренных жилищным законодательством Российской Федерации, в том числе настоящими Правилами, потребителю причинен моральный вред (физические или нравственные страдания), то по заявлению потребителя суд может возложить на исполнителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.
Поскольку из приведенных доказательств следует, что АО «КрасЭКо» необоснованно насчитало ФИО2 задолженность за коммунальные ресурсы, в том числе неверно применив норматив потребляемой коммунальной услуги по отоплению, в связи с чем были нарушены ее права как потребителя, суд считает необходимым возложить обязанность по возмещению морального вреда на АО «КрасЭКо», на которое возложена обязанность по правильному начислению коммунальных услуг в соответствии со ст. 31 Правил предоставления коммунальных услуг.
С учетом фактических обстоятельств дела, понесенных ФИО2 нравственных страданий, связанных с необоснованным начислением платы за коммунальные ресурсы, степени вины АО «КрасЭКо», длительности нарушения прав истца, требований разумности и справедливости, суд полагает разумным и достаточным определить компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб.
Согласно п. 7 ст. 157 ЖК РФ, в случае установления нарушения порядка расчета платы за коммунальные услуги лицо, предоставляющее коммунальные услуги, обеспечивает выплату штрафа не позднее двух месяцев со дня получения обращения собственника помещения в многоквартирном доме или нанимателя жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного либо муниципального жилищного фонда путем снижения размера платы за коммунальные услуги, а при наличии подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности - путем снижения размера задолженности по внесению платы за коммунальные услуги до уплаты штрафа в полном объеме.
Как следует из пунктов 155(1,2) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, в случае нарушения исполнителем, в том числе лицом, привлеченным исполнителем для осуществления функций по расчету платы за коммунальные услуги, порядка расчета платы за коммунальные услуги, повлекшего необоснованное увеличение размера платы, по обращению заявителя исполнитель обязан уплатить потребителю штраф в размере 50 процентов величины превышения начисленной платы над размером платы, которую надлежало начислить в соответствии с настоящими Правилами, за исключением случаев, когда нарушение произошло по вине потребителя или устранено до обращения и (или) до оплаты потребителем.
ФИО2 просит взыскать в ее пользу штраф, равный 50% от незаконно начисленной суммы в размере 73319 руб. 05 коп. - 36659 руб. 53 коп.
Однако судом установлено, что ФИО2 производила оплату за коммунальные ресурсы из расчета площади <данные изъяты> квадратных метров, излишне начисленную сумму АО «КрасЭко» она до настоящего времени не оплатила, кроме того, сама предоставила АО «КрасЭко» техпаспорт на жилое помещение с указанием отапливаемой площади в размере <данные изъяты> кв. метра, в связи с чем и произошло доначисление платежей, что исключает обязанность со стороны ответчика оплатить штраф.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что оснований для взыскания штрафа в пользу ФИО2 не имеется, в этой части исковых требований ФИО2 необходимо отказать.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования акционерного общества «Красноярская региональная энергетическая компания» удовлетворить частично.
Взыскать с ФИО2 в пользу акционерного общества «Красноярская региональная энергетическая компания» задолженности за коммунальные ресурсы за период с 01.10.2016 года по 31.07.2017 года в размере 363 рубля 33 копейки, возврат государственной пошлины в размере 11 руб. 48 коп., а всего 374 руб. 81 коп.
В остальной части исковых требований акционерному обществу «Красноярская региональная энергетическая компания» отказать.
Исковые требования ФИО7 удовлетворить частично.
Обязать акционерное общество «Красноярская региональная энергетическая компания» произвести перерасчет платы за отопление за период с 03.09.2013 года по 16.04.2015 года на сумму 73319 рублей 05 копеек на фактически отапливаемую площадь <данные изъяты> кв. метра.
Обязать акционерное общество «Красноярская региональная энергетическая компания» внести изменения в договор теплоснабжения и поставки горячей воды № от 03 сентября 2013 года с распространением действия договора на отношения сторон с 03 сентября 2013 года, исходя из фактически отапливаемой площади <данные изъяты> кв. метра.
Взыскать с акционерного общества «Красноярская региональная энергетическая компания»в пользу ФИО2 компенсацию морального вреда в размере 10 000 (десять тысяч) рублей.
В остальной части исковых требований ФИО2 отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Ужурский районный суд Красноярского края в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено и подписано 16 ноября 2018 года.
Председательствующий Л.В. Жулидова