РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«11» сентября 2019 года с. Началово
Приволжский районный суд Астраханской области в составе председательствующего судьи Мернова Н.В., с участием ст. помощника природоохранного прокурора Завадиной О.А., при секретаре Утиганове А.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску по иску Астраханской межрайонной природоохранной прокуратуры в интересах РФ, неопределённого круга лиц к администрации МО «Приволжский район» Астраханской области, Службе природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области об обязании организовать мероприятия по благоустройству территории путём сбора и вывоза отходов производства и потребления – остатков металлических корпусов судов, не имеющих знаков идентификации и потерявших свои потребительские свойства,
УСТАНОВИЛ:
природоохранный прокурор обратился в суд с указанным исковым заявлением к ответчикам, с учётом уточнений исковых требований, просил суд об обязании администрации МО «Приволжский район» Астраханской области и Службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области организовать мероприятия по благоустройству территории путем сбора и вывоза отходов производства и потребления (остатков металлических и железобетонных корпусов судов, не имеющих знаков идентификации и потерявших свои потребительские свойства), а именно:
1) остатки металлического корпуса плавсредства типа ЖМЗ, находящегося <адрес>
2) остатки железобетонного понтона, находящегося на <адрес>
3) остатки железобетонного понтона, находящегося <адрес>
4) остатки металлического парома, находящегося на <адрес>
5) остатки железобетонного парома, находящегося на <адрес>
6) остатки железобетонного парома, находящегося на <адрес>
7) остатки железобетонного понтона, находящегося на <адрес>
8) остатки металлического парома, находящегося на <адрес>
9) остатки металлического парома, находящегося на левом <адрес>0"33,407". Данные мероприятия выполнить в течение 6 месяцев со дня вступления в силу решения суда.
В обоснование иска истец указал, что проведенной Астраханской межрайонной природоохранной прокуратурой проверкой исполнения природоохранного законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления выявлены нарушения вышеуказанного законодательства в деятельности ответчиков.
Проверкой установлено, что на территории МО «Приволжский район» Астраханской области на берегу и в полузатопленном состоянии находятся остатки (части) вышеуказанных вышедших из эксплуатации плавсредств, не имеющих знаков идентификации и собственников, находящиеся в водоохранной зоне водных объектов. Осмотром, проведенным с участием специалистов Управления Росприроднадзора по Астраханской области, Астраханского района гидросооружений и судоходства ФБУ «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей», службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области, в присутствии представителя администрации МО «Приволжский район» Астраханской области установлено, что в силу значительной деформации, разукомплектованности и разрушения перечисленные объекты утратили свои потребительские свойства, эксплуатации и использованию по функциональному назначению не подлежат, в связи с чем являются отходами производства и загрязняют территорию водоохраной зоны МО «<адрес>» Астраханской области. По заключениям специалистов Каспийского филиала ФГБУ «Главрыбвод» и ФГБУ «КаспНИИРХ» <адрес> являются ценными рыбохозяйственными водоемами. Согласно государственному рыбохозяйственному реестру, а также приказу Росрыболовства от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об установлении категорий водных объектов рыбохозяйственного значения и особенностей добычи (вылова) водных биологических ресурсов, обитающих в них и отнесенных к объектам рыболовства» вышеуказанные реки относятся к рыбохозяйственным водным объектам высшей категории, поскольку являются миграционным путем, местом нереста, зимовки, массового нагула, промышленного и любительского рыболовства водных биологических ресурсов - проходных, полупроходных и пресноводных (туводных) видов рыб, в том числе осетра, севрюги, белуги, стерляди, белорыбицы, судака, отнесенных приказом Федерального агентства по рыболовству от ДД.ММ.ГГГГ№ к ценным и особо ценным видам рыб. Затонувшее или полузатонувшее судно, а также металлоконструкции, находящиеся временно либо постоянно в воде, ржавеют (окисляются), оказывая негативное влияние на рыбохозяйственный водоем. Постепенно такие объекты заносятся илом и песком. Образующиеся наносы изменяют гидрологический режим водоема, ухудшаются естественные условия нерестовых миграций рыб, показных миграций молоди и отнерестившихся производителей рыб. Длительное время ответчиками не принимаются меры по сбору и очистке территории муниципального образования от вышеуказанных отходов производства и потребления для их последующей утилизации, что влечет дальнейшее захламление земель в пределах территории МО отходами, создается угроза жизни и здоровью населения, объектам окружающей среды, а также ограничивается доступ граждан к водному объекту в целях его использования для личных и бытовых нужд.
На основании вышеизложенного, природоохранный прокурор просил суд об удовлетворении вышеуказанных требований.
Определением Приволжского районного суда Астраханской области от 01.04.2019 приняты уточнения исковых требований, а также к участию в деле в качестве соответчика привлечена Служба природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области.
Определением Приволжского районного суда Астраханской области от 20.05.2019 принят частичный отказ истца от требований к ответчику администрации МО «<адрес>» <адрес> в части обязания организовать мероприятия по благоустройству территории путём сбора и вывоза отходов производства и потребления – остатков металлического парома, находящегося на <адрес>
В судебном заседании помощник природоохранного прокурора Завадина О.А. исковые требования поддержала, полагала, что с учетом действующего законодательства обязанность по зачистке акватории водного объекта подлежит возложению на ответчиков.
Представитель ответчика администрации МО «<адрес>» <адрес> Анисимова Я.С. возражала против удовлетворения требований в части возложения заявленной в иске обязанности на администрацию МО «<адрес>» <адрес>, поскольку она не является собственником плавсредств, а также по причине того, что <адрес> является федеральной собственностью, в связи с чем реализация мероприятий по рациональному использованию, восстановлению и охране водных объектов, предупреждению и ликвидации негативного воздействия на федеральный водный объект в компетенцию администрации района не входит. Считала, что администрация МО «<адрес>» <адрес> является ненадлежащим ответчиком, обязанность по поднятию, удалению или утилизации затонувших плавсредств должна быть возложена на ФБУ «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей», привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица.
Представители ответчика Службы природопользования и охраны окружающей среды <адрес>, третьих лиц Управления Росприроднадзора по <адрес>, ФБУ «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей» в суд не явились, о времени и месте судебного разбирательства в порядке ст. 113 ГПК РФ извещены надлежаще, причины неявки не сообщили, возражений против удовлетворения заявленных требований не представили.
Выслушав явившихся лиц, участвующих в деле, эксперта, исследовав доказательства по делу, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ст. 42 Конституции РФ, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
В соответствии со ст. 18 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека (ч. 1).
Судом установлено, что на территории МО «<адрес>» Астраханской области на берегу и в полузатопленном состоянии находятся остатки (части) вышедших из эксплуатации плавсредств, не имеющих знаков идентификации и собственников и находящихся в водоохранной зоне водных объектов, а именно:
1) остатки металлического корпуса плавсредства типа ЖМЗ, находящегося на <адрес>
2) остатки железобетонного понтона, находящегося на <адрес>
3) остатки железобетонного понтона, находящегося <адрес>
4) остатки металлического парома, находящегося на левом берегу <адрес>
<адрес>
6) остатки железобетонного парома, находящегося <адрес>
7) остатки железобетонного понтона, находящегося <адрес>
8) остатки металлического парома, находящегося на <адрес>
9) остатки металлического парома, находящегося на левом берегу <адрес>
Прокурорской проверкой установлено наличие вышеуказанных остатков (частей) вышедших из эксплуатации плавсредств, не имеющих знаков идентификации и собственников и находящихся в водоохраной зоне водных объектов.
Из заключений специалистов Каспийского филиала ФГБУ «Главрыбвод» и ФГБУ «КаспНИИРХ» следует, что <адрес> являются ценными рыбохозяйственными водоёмами.
Согласно государственному рыбохозяйственному реестру, а также приказу Росрыболовства от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об установлении категорий водных объектов рыбохозяйственного значения и особенностей добычи (вылова) водных биологических ресурсов, обитающих в них и отнесенных к объектам рыболовства» вышеуказанные реки относится к рыбохозяйственным водным объектам высшей категории, поскольку данные водные объекты являются миграционным путем, местом нереста, зимовки, массового нагула, промышленного и любительского рыболовства водных биологических ресурсов - проходных, полупроходных и пресноводных (туводных) видов рыб, в том числе осетра, севрюги, белуги, стерляди, белорыбицы, судака, отнесенных приказом Федерального агентства по рыболовству от ДД.ММ.ГГГГ№ к ценным и особо ценным видам рыб.
Нахождение в акватории водного объекта отходов производства и потребления, металлических конструкций, в том числе остатков плавстредства, поражённых коррозией, оказывает негативное влияние на рыбохозяйственный водоём, ухудшают среду обитания водных биологических ресурсов. При продолжительном нахождении затонувших (полузатонувших) судов в водной среде начинается разрушение (коррозия) металла, в результате чего происходит изменение гидрохимического состава воды, т.к. в процессе окисления металла происходит загрязнение из-за попадания составляющих металла в воду, что может негативно повлиять на физиологическое состояние рыб.
Кроме того, согласно заключению Управления Роспортебнадзора по Астраханской области, при продолжительном нахождении затонувших судов в водной среде может начаться разрушение металла, в результате чего возможно изменение гидрохимического состава воды, с последующим загрязнением воды вследствие процессов окисления металла, что создает угрозу причинения вреда здоровью населения, использовавшего воду в хозяйственно - питьевых целях.
В соответствии со ст.ст. 39, 47.1 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ, обеспечение экологической безопасности при эксплуатации судов, а также обеспечение подъёма затонувшего судна являются обязанностью судовладельца.
Однако собственников указанных объектов не установлено.
По информации ФБУ «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей», выявленные в границах МО «Приволжский район» остатки брошенных судов не отвечают определению судна, предусмотренному в ст. 3 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ, в связи с чем не относятся к числу бесхозяйных судов, не состоят на государственном учете в качестве таковых и являются брошенными вещами.
Со ссылкой на ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» истец считал, что подъём заявленных в иске объектов должна быть возложена, в том числе на администрацию МО «Приволжский район» Астраханской области.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
В силу ст. 13 указанного Федерального закона, территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Администрация МО «Приволжский район» Астраханской области является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования к полномочиям которой, согласно ч. 2 ст. 8 приведенного Федерального закона, отнесено участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
Аналогичные положения содержатся и в п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и в п. 2 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
В соответствии со ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, хранению, захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды, и регулироваться законодательством Российской Федерации, при этом запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение отходов I - IV классов опасности и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.
Часть 1 ст. 55 указанного Федерального закона, предусматривает, что органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, юридические и физические лица при осуществлении хозяйственной и иной деятельности обязаны принимать необходимые меры по предупреждению и устранению негативного воздействия шума, вибрации, электрических, электромагнитных, магнитных полей и иного негативного физического воздействия на окружающую среду в городских и сельских поселениях, зонах отдыха, местах обитания диких зверей и птиц, в том числе их размножения, на естественные экологические системы и природные ландшафты.
Согласно ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (в редакции, действующей на момент установления деяния), к вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов (п. 14 ч. 1).
Таким образом, органы местного самоуправления оказывают содействие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
Конституционный Суд РФ в постановлении от 13.10.2015 № 26-П указал, что при определении применительно к организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов объема полномочий органов местного самоуправления городских округов, а также их финансовых обязательств, обусловленных реализацией данной публичной задачи, необходимо учитывать компетенцию иных территориальных уровней публичной власти, которой они наделены в этой области, а также обязанности по обращению с отходами, возложенные на участников гражданского оборота, принимая при этом во внимание особенности регулирования такого рода отношений в конкретных сферах природопользования.
В системе действующего правового регулирования отнесение к вопросам местного значения организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов не может рассматриваться как безусловное основание для возложения на органы местного самоуправления городского округа обязанностей, касающихся проведения очистки территории муниципального района от загрязнения отходами, без учета характера предоставленных им полномочий в сфере обращения с отходами, в том числе применительно к расположенным на территории муниципального района земельным участкам различной формы собственности, и без правовой оценки качества выполнения таких полномочий, а также вне связи с обязанностями по обращению с отходами, которые возлагаются на юридические лица и физических лиц как на субъектов природопользования.
Таким образом, в системе действующего правового регулирования принятие мер, направленных на ликвидацию загрязнения бытовыми и промышленными отходами участков, расположенных на территории муниципального района, но не находящихся в его собственности, органами местного самоуправления данного муниципального района не предусмотрено и относится к компетенции уполномоченных исполнительных органов государственной власти.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 26 Водного кодекса РФ, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия, в том числе осуществление мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации.
В ч. 1 ст. 65 Водного кодекса РФ указано, что водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
За пределами территорий городов и других населенных пунктов ширина водоохранной зоны рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и ширина их прибрежной защитной полосы устанавливаются от местоположения соответствующей береговой линии (границы водного объекта), а ширина водоохранной зоны морей и ширина их прибрежной защитной полосы - от линии максимального прилива (ч. 3 ст. 65 Водного кодекса РФ).
Для реки, ручья протяженностью менее десяти километров от истока до устья водоохранная зона совпадает с прибрежной защитной полосой. Радиус водоохранной зоны для истоков реки, ручья устанавливается в размере пятидесяти метров (ч. 5 ст. 65 Водного кодекса РФ).
Из письма ГАУ АО «Центр пространственной аналитики и промышленного развития» № 223 от 01.04.2019, представленного в материалы дела истцом, констатировано, что в ходе камеральных проверочных мероприятий идентификации местонахождения остатков плавательных средств (отходов), на основе анализа материалов Фонда пространственных данных Астраханской области сформированы ситуационные схемы расположения остатков металлических корпусов судом, границы уреза водных объектов в меженный период, границы береговой линии (границы водного объекта межени) в количестве 10 участков на территории Приволжского района Астраханской области. Из представленных ситуационных схем усматривается, что остатки приведённых в иске металлических и железобетонных корпусов судов, не имеющих знаков идентификации и потерявших свои потребительские свойства, за исключением остатков железобетонного парома, находящегося на правом берегу р. Болда (26,0 км), в районе б/о Жемчужина на территории МО «Началовский сельсовет» Приволжского района Астраханской области с координатами: N 46°20"2,020" Е 048° 14"20,080, полностью расположены в границах водных объектов рек Волга, Кривая Болда, Болда, Бушма, Кизань.
В рамках рассмотрения дела судом назначена комплексная геодезическая картографическая экспертиза, из заключения которой следует, что согласно п. 6 ст. 6 Водного кодекса РФ, ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет 20 м. Из инженерно-топографического плана, объект исследования - остатки железобетонного парома, находящегося <адрес>, частично расположен в границах водного объекта <адрес>, частично в границах береговой полосы.
Допрошенный в судебном заседании в качестве эксперта ФИО5 подтвердил данный вывод.
Как установлено судом, остатки приведённых в иске металлических и железобетонных корпусов судов, не имеющих знаков идентификации, утратили свои потребительские свойства, использованию и эксплуатации не подлежат, а потому по смыслу ст. 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» являются ломом черного металла, утратившим свои потребительские свойства, т.е. промышленным отходом.
В соответствии с абз. 4 п. 2.6. Постановления Правительства Астраханской области от 16.06.2006 № 190-П «О Службе природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области», Служба в области водных отношений осуществляет меры по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Астраханской области.
Следовательно, исходя из указаний, содержащихся в постановлении Конституционного Суда РФ от 13.10.2015 года № 26-П, анализа вышеприведенных законоположений, надлежащим ответчиком по данному делу является Служба природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области по всем остаткам металлических и железобетонных корпусов судов, не имеющих знаков идентификации и потерявших свои потребительские свойства, тогда как администрация МО «Приволжский район» Астраханской области наряду со Службой природопользования и охраны окружающей среды <адрес> является надлежащим ответчиком лишь в отношении остатков железобетонного парома, находящегося <адрес>, а также частично в границах береговой полосы.
С учетом того, что наличие остатков металлических и железобетонных корпусов судов, не имеющих знаков идентификации и потерявших свои потребительские свойства – отходов промышленного производства, создает неблагоприятную экологическую ситуацию для водных объектов, нарушает естественный природный ландшафт берегов и причиняет вред компонентам природной среды, и, как следствие, нарушает интересы РФ, исходя из важности защищаемых отношений, суд считает требования истца подлежащими частичному удовлетворению.
Согласно ч. 1 ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд может в том же решении указать, что если ответчик не исполнит решение суда в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика.
Суд полагает, что в течение одного года с момента вступления решения в законную силу ответчики будут в состоянии исполнить данное решение суда и не считает, что за это время права истца будут значительно ущемлены.
Руководствуясь ст.ст. 194, 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
иск Астраханской межрайонной природоохранной прокуратуры в интересах РФ, неопределённого круга лиц к администрации МО «Приволжский район» Астраханской области, Службе природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области об обязании организовать мероприятия по благоустройству территории путём сбора и вывоза отходов производства и потребления – остатков металлических корпусов судов, не имеющих знаков идентификации и потерявших свои потребительские свойства, удовлетворить частично.
Обязать Службу природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области организовать мероприятия по благоустройству территории путем сбора и вывоза отходов производства и потребления (остатков металлических и железобетонных корпусов судов, не имеющих знаков идентификации и потерявших свои потребительские свойства), а именно:
- остатки металлического корпуса плавсредства типа ЖМЗ, находящегося на правом берегу <адрес>
- остатки железобетонного понтона, находящегося на левом берегу <адрес>
- остатки железобетонного понтона, находящегося на левом берегу <адрес>
- остатки металлического парома, находящегося на левом берегу <адрес>
- остатки железобетонного парома, находящегося на правом берегу <адрес>
- остатки железобетонного понтона, находящегося на правом берегу <адрес>
- остатки металлического парома, находящегося на левом берегу <адрес>
- остатки металлического парома, находящегося на левом берегу <адрес>
Обязать Службу природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области и администрацию МО «Приволжский район» Астраханской области организовать мероприятия по благоустройству территории путем сбора и вывоза отходов производства и потребления (остатков металлических и железобетонных корпусов судов, не имеющих знаков идентификации и потерявших свои потребительские свойства), а именно, остатки железобетонного парома, находящегося на правом берегу <адрес>
Установить ответчикам срок для совершения указанных действий 1 год с момента вступления решения в законную силу.
В остальной части требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Астраханского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
СУДЬЯ Н.В. Мернов