ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-263/19 от 16.09.2019 Чердынского районного суда (Пермский край)

Дело № 2-263/2019

Р е ш е н и е

Именем Российской Федерации

16 сентября 2019 года г. Чердынь

Чердынский районный суд Пермского края в составе

председательствующего судьи Акладской Е.В.,

с участием помощника прокурора Чердынского района Коростелевой Е.Б.,

представителя ответчика ФИО1,

ответчика ФИО2,

при секретаре судебного заседания Макатуха Д.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску прокурора Чердынского района Пермского края к Отделу культуры и туризма администрации Чердынского муниципального района, ФИО2 о признании действий по заключению трудового договора незаконными, прекращении трудового договора,

у с т а н о в и л:

Прокурор Чердынского района Пермского края обратился в суд с исковым заявлением к Отделу культуры и туризма администрации Чердынского муниципального района, ФИО2 о признании незаконными действий ответчика по заключению трудового договора с ФИО2 без проведения конкурса, возложении обязанности прекратить трудовой договор. В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проведенной прокуратурой района проверки по обращению главы Чердынского района установлено, что на основании приказа от 21.12.2018 -лс исполняющего обязанности начальника Отдела культуры и туризма администрации Чердынского муниципального района ФИО2 была принята на старшую должность муниципальной службы - ведущего специалиста Отдела культуры и туризма, в тот же день с работником заключен трудовой договор на неопределенный срок.

Назначение ФИО2 на должность муниципальной службы было произведено без проведения конкурса, с нарушением требований, предусмотренных в Положении о конкурсе на замещение должности муниципальной службы в Чердынском муниципальном районе.

Согласно п. 3.1 Положения о конкурсе на замещение должности муниципальной службы в Чердынском муниципальном районе, утвержденного Решением Земского Собрания Чердынского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ, конкурс не проводится при заключении срочного трудового договора, а также при назначении на должность муниципальной службы муниципального служащего (гражданина), включенного в кадровый резерв на муниципальной службе.

ФИО2 в списке резерва кадров на должности муниципальной службы в администрации Чердынского муниципального района, структурных подразделениях Чердынского муниципального района на 2018 год не состояла.

Вследствие незаконных действий ответчика нарушены права неопределенного круга лиц на участие в конкурсе на замещение вакантной должности муниципальной службы и на последующее замещение указанной должности в случае победы в конкурсе.

В судебном заседании прокурор заявленные требования поддержал.

Представитель ответчика заявленные требования признала в полном объеме.

Ответчик ФИО2 с иском не согласна, пояснила, что находится в отпуске по уходу за ребенком, в связи с чем, уволить ее не могут.

Оценив пояснения сторон, исследовав представленные документы, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» к числу основных принципов муниципальной службы относится равный доступ граждан к муниципальной службе, профессионализм и компетентность муниципальных служащих.

В силу ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» для замещения должности муниципальной службы требуется соответствие квалификационным требованиям к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или работы по специальности, направлению подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей.

Согласно п. 3 ст. 6 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» одной из мер по профилактике коррупции является предъявление в установленном законом порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы.

В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 17 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» при замещении должности муниципальной службы в муниципальном образовании заключению трудового договора может предшествовать конкурс, в ходе которого осуществляется оценка профессионального уровня претендентов на замещение должности муниципальной службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности муниципальной службы. Порядок проведения конкурса на замещение должности муниципальной службы устанавливается муниципальным правовым актом, принимаемым представительным органом муниципального образования.

Согласно ч. 1 ст. 84 Трудового кодекса Российской Федерации, трудовой договор прекращается вследствие нарушения установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом правил его заключения (пункт 11 части первой статьи 77 настоящего Кодекса), если нарушение этих правил исключает возможность продолжения работы, в случаях, указанных в данном пункте и иных случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с п. 11 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации одним из оснований прекращения трудового договора является нарушение установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы (статья 84 настоящего Кодекса).

Из материалов дела следует, что на основании трудового договора от 21.12.2018 на старшую должность муниципальной службы ведущего специалиста Отдела культуры и туризма администрации Чердынского муниципального района принята ФИО2

Назначение ФИО2 на должность муниципальной службы было произведено без проведения конкурса.

Вместе с тем, в судебном заседании установлено, что Решением Земского Собрания Чердынского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о конкурсе на замещение должности муниципальной службы в Чердынском муниципальном районе (далее - Положение).

Указанным положением определен порядок организации и условия проведения конкурса на замещение должностей муниципальной службы в Чердынском районе.

Согласно п. 3.1 Положения конкурс проводится для замещения старших, ведущих, главных и высших должностей муниципальной службы. Конкурс не проводится при заключении срочного трудового договора, а также при назначении на должность муниципальной службы муниципального служащего (гражданина), включенного в кадровый резерв на муниципальной службе.

В этой связи следует, что заключению трудового договора на должность муниципального служащего отдела культуры и туризма администрации Чердынского муниципального района должен предшествовать конкурс, поскольку в данном случае, при наличии установленного Положением порядка проведения конкурса, возможность заключения трудового договора с муниципальным служащим по конкурсу либо без него, зависит не от усмотрения работодателя, а от правил указанного Положения.

Как установлено в судебном заседании, ФИО2 на момент заключения трудового договора от 21.12.2018, заключенного на постоянной основе, не состояла в резерве кадров на должности муниципальной службы в администрации Чердынского муниципального района, структурных подразделениях администрации Чердынского муниципального района.

Таким образом, учитывая, что заключение трудового договора отделом культуры и туризма администрации Чердынского муниципального района с ФИО2 произведено с нарушением правил, предусмотренных ст. ст. 4, 17 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации», ст. 3 Федерального закона «О противодействии коррупции» без проведения конкурса, то она не может продолжать замещать указанную должность, в связи с чем, трудового договор подлежит прекращению по основаниям, предусмотренным п. 1 ч. 11 ст. 77, ст. 84 Трудового кодекса Российской Федерации.

Отсутствие конкурса при назначении ФИО2 на должность муниципальной службы является нарушением требований Положения о конкурсе на замещение должности муниципальной службы в Чердынском муниципальном районе, исключающим возможность продолжения работы на этой должности, так как претендент не прошел предусмотренную законом процедуру для определения его соответствия этой должности и отбор среди других кандидатов.

По указанным основаниям суд приходит к выводу о том, что трудовой договор от 21.12.2018 -лс является незаконным и его действие подлежит прекращению.

Доводы возражений ФИО2 о том, что проведение конкурса при замещении должности муниципальной службы не требовалось, в виду того, что она состояла в кадровом резерве на должности муниципальной службы в администрации Чердынского муниципального района и ее структурных подразделениях, являются несостоятельными.

Возражения ответчика ФИО2 относительно отсутствия ее в списочном составе резерва кадров на должности муниципальной службы на 2018 год, судом не принимаются, поскольку ранее, ФИО3 была принята на работу в администрацию Чердынского муниципального района, с ДД.ММ.ГГГГ на старшую должность муниципальной службы ведущим специалистом сельского хозяйства отдела территориального развития. При таких обстоятельствах, при назначении на должность муниципальной службы гражданин (муниципальный служащий) выбывает из кадрового резерва. Соответственно, в рассматриваемом случае, обстоятельства нахождения заинтересованного лица в списке резерва кадров на должности муниципальной службы в 2013, 2014 годах, правового значения для разрешения настоящего спора не имеют.

Факт нахождения ФИО2 в отпуске по уходу за ребенком не имеет правового значения, поскольку гарантии, установленные ч. 6 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации и ст. 261 Трудового кодекса российской Федерации, распространяются только на случаи расторжения трудового договора по инициативе работодателя (ст. 71 и 81 Трудового кодекса Российской Федерации).

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд,

р е ш и л:

Исковые требования прокурора Чердынского района Пермского края удовлетворить.

Признать незаконными действия Отдела культуры и туризма администрации Чердынского муниципального района по заключению трудового договора с ФИО2 без конкурса.

Возложить обязанность на Отдел культуры и туризма администрации Чердынского муниципального района принять меры по прекращению трудового договора с ФИО2

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, в Пермский краевой суд путем подачи жалобы через Чердынский районный суд Пермского края.

Председательствующий- Е.В. Акладская