Дело № 2-263/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ г. Чердынь
Чердынский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Пьянкова Л.А.
при секретаре Чугайновой Н.Б.
с участием заместителя прокурора Чердынского района Заболотных В.Н.
представителя ответчика ФИО1
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Чердынского района о признании недействующим п. 3, 6 Положения о порядке создания, хранения, использования и восполнения резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций органами местного самоуправления, утвержденного Постановлением Администрации Рябининского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ№,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Чердынского района предъявил иск о признании недействующим п. 3, 6 Положения о порядке создания, хранения, использования и восполнения резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций органами местного самоуправления. В обоснование требований пояснил, что Постановлением администрации Рябиниского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ№, утверждено Положение о порядке создания, хранения, использования и восполнения резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций органами местного самоуправления.
Положение о порядке создания, хранения, использования и восполнения резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций органами местного самоуправления, утвержденное Постановлением администрации Рябиниского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ№, опубликовано не было.
Пункты 3, 6 Положения является незаконными и подлежат признанию недействующими по следующим обстоятельствам:
В соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" резервы ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций подразделяются на финансовые и материальные резервы ресурсов.
Положением предусмотрен порядок создания, хранения, использования и восполнения резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 10.11.1996 N 1340 "О порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций включают продовольствие, пищевое сырье, медицинское имущество, медикаменты, транспортные средства, средства связи, строительные материалы, топливо, средства индивидуальной защиты и другие материальные ресурсы.
В нарушение норм указанного законодательства пунктом 3 Положения предусмотрено, что резерв материальных ресурсов включает в себя денежные средства.
В соответствии со ст. 24 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ финансовое обеспечение мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах (на территории) муниципального образования (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством муниципального образования.
В нарушение норм указанного законодательства пунктом 6 Положения предусмотрено, что в случае возникновения на территории муниципального образования чрезвычайной ситуации техногенного характера расходы по выпуску материальных ресурсов из Резерва возмещаются за счет средств и имущества хозяйствующего субъекта, виновного в возникновении чрезвычайной ситуации.
ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Чердынского района на основании Федерального Закона «О прокуратуре Российской Федерации» на незаконные нормы Положения о порядке создания, хранения, использования и восполнения резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций органами местного самоуправления, утвержденного Постановлением администрации Рябиниского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ№, принесен протест.
По результатам рассмотрения протеста в п. 6 Положения о порядке создания, хранения, использования и восполнения резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций органами местного самоуправления, утвержденного Постановлением администрации Рябиниского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ№, Постановлением администрации Рябиниского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ№, внесены изменения, которыми оспариваемый пункт изложен в следующей редакции: В случае возникновения на территории хозяйствующего субъекта ЧС техногенного характера муниципальное образование может выделить материальные ресурсы с последующим возмещением за счет средств и имущества хозяйствующего субъекта.
Указанная редакция оспариваемого муниципального нормативного акта, противоречит ст. 24 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ.
С учетом изложенного просит пункты 3, 6 Положения о порядке создания, хранения, использования и восполнения резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций органами местного самоуправления, утвержденного Постановлением администрации Рябиниского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ№, признать недействующими с момента.
В судебном заседании прокурор заявленные требования поддержал.
Представитель ответчика исковые требования не признал, пояснил, что денежные средства закладываются в резерв для ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответствии с п.4 Постановления Правительства РФ от 10.11.1996г. №1340 «О порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Считает, что резерв в виде материальных средств в настоящее время не нужен, поскольку все необходимое можно приобрести за деньги. Кроме того, запасы материальных средств нужно где-то размещать для хранения, что так же требует материальных затрат, а бюджет поселения ограничен. Пункт 6 оспариваемого положения изначально был в редакции, соответствующей требованиям прокурора, но затем по протесту прокурора был изменен.
Оценив пояснения сторон и исследовав представленные документы, суд считает, что заявленные требования обоснованны и подлежат удовлетворению.
Обязанность органов местного самоуправления по созданию резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций предусмотрена ст. 25, п.п «д», п.2 ст. 11 ФЗ РФ от 21.12.1994 N 68-ФЗ (ред. от 29.12.2010) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера". Этой же нормой средства резервов разделены на финансовые и материальные.
Постановлением Правительства РФ от 10.11.1996 N 1340 утвержден "Порядок создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера". В соответствии с абз. 2 п.4 Порядка «Номенклатура и объемы резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также контроль за созданием, хранением, использованием и восполнением указанных резервов устанавливаются создавшим их органом».
Пунктом 3. оспариваемого Положения предусмотрено, что «Резерв включает в себя денежные средства», при этом под резервом, по смыслу Положения, понимаются материальные ресурсы.
Доводы ответчика со ссылкой на указанную норму суд считает несостоятельными, поскольку ею устанавливается право органов местного самоуправления самостоятельно устанавливать объемы и номенклатуру именно материальных резервов. Право устанавливать вид резерва органам местного самоуправления данным Постановлением не предоставлено. Кроме того, п.2 Порядка, устанавливая состав материальных резервов, безусловно разграничивает понятия материальных и финансовых резервов.
Доводы ответчика о том, что финансовые резервы в условиях возможности приобретения любых товаров вполне заменяют материальные резервы, суд считает так же несостоятельными. Согласно ч.1 ст. 25 ФЗ РФ от 21.12.1994 N 68-ФЗ «Резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Указанные резервы создаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления». Наличие финансовых резервов не обеспечивает экстренного привлечения необходимых средств учитывая периодичный характер работы торговых предприятий.
В соответствии со ст. 24 ФЗ РФ от 21.12.1994 N 68-ФЗ «Финансовое обеспечение установленных настоящим Федеральным законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций: в границах (на территории) муниципального образования (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством муниципального образования». В соответствии с ч. 2 ст. 25 ФЗ РФ от 21.12.1994 N 68-ФЗ органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать Порядок создания и использования материальных и финансовых резервов.
Пунктом 6 оспариваемого Положения предусмотрено, что «что использование резерва осуществляется на безвозмездной или возмездной основе.
В случае возникновения на территории муниципального образования чрезвычайной ситуации техногенного характера расходы по выпуску материальных ресурсов из Резерва возмещаются за счет средств и имущества хозяйствующего субъекта, виновного в возникновении чрезвычайной ситуации». Данный пункт не соответствует требованиям федерального законодательства, поскольку выходит за его рамки в вопросе восстановления ресурсов. Данный вопрос уже однозначно решен федеральным законодательством указанием на источники финансового обеспечения. Поэтому восстановление ресурсов не может ставиться в зависимость от действий хозяйствующих субъектов, по его восполнению, виновных в возникновении чрезвычайной ситуации. В то же время вопросы возмещения ущерба, причиненного бюджету муниципального образования, в достаточной степени урегулирован гражданским законодательством.
На основании изложенного и руководствуясь ст.194, ст. 198, 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявленные требования прокурора Чердынского района удовлетворить.
Признать недействующими п. 3, 6 Положения о порядке создания, хранения, использования и восполнения резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций органами местного самоуправления, утвержденного Постановлением Администрации Рябининского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ№ с момента принятия.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня вынесения в окончательной форме в Пермский краевой суд, через Чердынский районный суд.
Председательствующий: Л.А. Пьянков