Дело № 2-263/2013
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Резолютивная часть решения объявлена 24.04.2013 г.
Мотивированное решение составлено 26.04.2013 г.
24 апреля 2013 года г. Олонец
Республика Карелия
Олонецкий районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Никитиной А.В.,
при секретаре Куттуевой Е.В.,
с участием прокурора Прокопьевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Олонецкого района Республики Карелия в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Куйтежское сельское поселение» о возложении обязанности по совершению определенных действий,
у с т а н о в и л:
Прокурор Олонецкого района Республики Карелия по результатам проверки, проведенной прокуратурой Олонецкого района, обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Куйтежское сельское поселение» о возложении на ответчика обязанности в срок до 01 мая 2013 г. провести ревизию всех воинских захоронений, находящихся на территории Куйтежского сельского поселения, составив паспорта на все имеющиеся воинские захоронения; в срок до 01 ноября 2013 г. установить охранные зоны и зоны охраняемого природного ландшафта Куйтежского сельского поселения для всех мест, где расположены воинские захоронения; в срок до 01 января 2014 г. создать на территории муниципального образования «Куйтежское сельское поселение» резерв площадей для новых воинских захоронений. Иск заявлен по тем основаниям, что в ходе проведения указанной проверки установлено, что администрацией Куйтежского сельского поселения в нарушение требований Закона Российской Федерации от 14.01.1993 г. № 4292 - 1 «Об увековечивании памяти погибших при защите Отечества»: не ведётся надлежащий государственный учет воинских захоронений, находящихся на территории данного муниципального образования. На имеющиеся воинские захоронения не составлены (отсутствуют) паспорта. Кроме того, не установлены охранные зоны и зоны охраняемого природного ландшафта для мест, где расположены воинские захоронения. Не осуществляется ревизия (мониторинг) имеющихся на территории поселения воинских захоронений, мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших в целях выявления из их числа объектов, пришедших в негодность и последующего принятия решения о проведении восстановительных работ. Доказательства проведения данных работ (акты обследования, протоколы, справки и иные документы) отсутствуют. Также, не создан и резерв площадей для новых воинских захоронений.
В ходе рассмотрения настоящего дела прокурор уточнил заявленные исковые требования, указав, что просит обязать ответчика в срок до 01 сентября 2013 г. провести ревизию всех воинских захоронений, находящихся на территории Куйтежского сельского поселения, составив паспорта на все имеющиеся воинские захоронения. Паспорт каждого воинского захоронения должен в себя включать следующие сведения: место захоронения, вид захоронения, размер захоронения, состояние захоронения, краткое описание памятника (надгробия) на захоронении, краткая историческая справка, дата (даты) захоронения, количество захороненных лиц (из них количество известных и неизвестных лиц), персональные сведения о захороненных лицах (воинское звание, Ф.И.О., год рождения, дата смерти, дата захоронения, откуда перезахоронен, где найден и т.д.). К паспорту прилагается фотоснимок воинского захоронения, а также схема расположения захоронения. В срок до 01 ноября 2013 г. установить охранные зоны и зоны охраняемого природного ландшафта Куйтежского сельского поселения для всех мест, где расположены воинские захоронения. В срок до 01 января 2014 г. создать на территории МО Куйтежское сельское поселение резерв площадей для новых воинских захоронений.
Протокольным определением суда от 04.04.2013 г. к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Филиал ФБГУ «Федеральная кадастровая палата Россреестра» по РК и Администрация Олонецкого национального муниципального района.
В судебном заседании прокурор Прокопьева Е.В. поддержала иск по изложенным в нем доводам.
Представитель ответчика Глава Куйтежского сельского поселения ФИО1 с иском согласилась.
Представитель Администрации Олонецкого национального муниципального района ФИО2, действующая на основании доверенности, не возражала против удовлетворения требований.
Представители Военного комиссариата Республики Карелия и Филиала ФБГУ «Федеральная кадастровая палата Россреестра» по РК в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела уведомлены надлежащим образом. Из ФБГУ «ФКП Россреестра» по РК поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Заслушав прокурора, представителя ответчика, и третьего лица АОНМР, исследовав материалы, суд приходит к следующим выводам.
Установлено, что прокуратурой Олонецкого района во исполнение задания прокуратуры Республики Карелия была проведена проверка исполнения федерального законодательства об увековечивании памяти погибших при защите Отчества в органах местного самоуправления района.
В ходе проверки установлено, что администрацией Куйтежского сельского поселения в нарушение требований Закона Российской Федерации от 14.01.1993 г. № 4292 - 1 «Об увековечивании памяти погибших при защите Отчества»: не ведется надлежащий государственный учет воинских захоронений, находящихся на территории данного муниципального образования. На имеющиеся воинские захоронения не составлены (отсутствуют) паспорта. Не установлены охранные зоны и зоны охраняемого природного ландшафта для мест, где расположены воинские захоронения. Не осуществляется ревизия (мониторинг) имеющихся на территории поселения воинских захоронений, мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших в целях выявления из их числа объектов, пришедших в негодность, и последующего принятия решения о проведении восстановительных работ. Доказательства проведения данных работ (акты обследования, протоколы, справки и иные документы отсутствуют. Также, не создан резерв площадей для новых воинских захоронений.)
В силу п.п. 13,22, ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся: сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения, содержание мест захоронения.
Согласно ст. 5 Закона РФ от 14.01.1993 г. № 4292 - 1 «Об увековечивании памяти погибших при защите Отечества» воинские захоронения подлежат государственному учету. На территории Российской Федерации их учет ведется местными органами власти и управления, а на территориях других государств - представительствами Российской Федерации. На каждое воинское захоронение устанавливается мемориальный знак и составляется паспорт. Воинские захоронения содержатся в соответствии с положениями Женевских Конвенций о защите жертв войны от 12 августа 1949 года и общепринятыми нормами международного права. Ответственность за содержание воинских захоронений на территории Российской Федерации возлагается на органы местного самоуправления, а на закрытых территориях воинских гарнизонов - на начальников этих гарнизонов.
Ст. 6 Закона РФ от 14.01.1993 г. № 4292 - 1 «Об увековечивании памяти погибших при защите Отечества» в целях обеспечения сохранности воинских захоронений в местах, где они расположены, органами местного самоуправления устанавливаются охранные зоны и зоны охраняемого природного ландшафта в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации. Выявленные воинские захоронения до решения вопроса о принятии их на государственный учет подлежат охране в соответствии с требованиями настоящего Закона. Проекты планировки, застройки и реконструкции городов и других населенных пунктов, строительных объектов разрабатываются с учетом необходимости обеспечения сохранности воинских захоронений. Строительные, земляные, дорожные и другие работы, в результате которых могут быть повреждены воинские захоронения, проводятся только после согласования с органами местного самоуправления. Сохранность воинских захоронений обеспечивается органами местного самоуправления.
В силу ст. 7 Закона РФ от 14.01.1993 г. № 4292 - 1 «Об увековечивании памяти погибших при защите Отечества» пришедшие в негодность воинские захоронения, мемориальные сооружения и объекты, увековечивающие память погибших, подлежат восстановлению органами местного самоуправления.
Согласно ст. 11 Закона РФ от 14.01.1993 г. № 4292 - 1 «Об увековечивании памяти погибших при защите Отечества» органы местного самоуправления: осуществляют мероприятия по содержанию в порядке и благоустройству воинских захоронений, мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших при защите Отечества, которые находятся на их территориях, а также работы по реализации межправительственных соглашений по уходу за захоронениями иностранных военнослужащих на территории РФ; создают резерв площадей для новых воинских захоронений.
Положениями ст.ст.2,12 Закона РФ от 14.01.1993 г. № 4292 - 1 «Об увековечивании памяти погибших при защите Отечества» предусмотрено, что основными формами увековечивания памяти погибших при защите Отечества являются: сохранение и благоустройство воинских захоронений, установка надгробий, памятников, стел, обелисков, других мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших; сохранение и обустройство отдельных территорий, исторически связанных с подвигами погибших при защите Отечества. Расходы на проведение мероприятий, связанных с увековечиванием памяти погибших при защите Отечества, в том числе на устройство отдельных территорий и объектов, исторически связанных с подвигами защитников Отечества, а также на организацию выставок и других мероприятий могут осуществляться за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Р и местных бюджетов в соответствии с компетенцией органов государственной власти и органов местного самоуправления, установленной настоящим законом, а также добровольных взносов и пожертвований юридических и физических лиц.
В соответствии с ч. 2 ст. 44 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.
Преамбулой Федерального закона от 25.06.2002 № 73 - ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» определено, что объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.
В Российской Федерации гарантируется сохранностью объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации. Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В силу ст. 33 Федерального закона от 25.06.2002 № 73 - ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Согласно ч. 4 ст. 27 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202 - 1 «О прокуратуре Российской Федерации» в случае, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших.
Из п. 14 ст. 9 Главы 2 Устава Куйтежского сельского поселения следует, что к вопросам местного значения Куйтежского сельского поселения относится в том числе, сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности Куйтежского сельского поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории Куйтежского сельского поселения.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что на территории Куйтежского сельского поселения имеют место факты нарушения требований Закона Российской Федерации от 14.01.1993 г. № 4292 - 1 «Об увековечивании памяти погибших при защите Отечества».
При таких обстоятельствах суд считает необходимым удовлетворить иск прокурора.
Согласно ч. 2 ст.206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Учитывая, что для проведения работ, указанных в иске, необходимо определенное время, работы связаны с материальными затратами, суд считает, что указанный прокурором срок является разумным, и полагает возможным установить его для выполнения работ указанных в иске.
В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ Администрация Куйтежского сельского поселения освобождена от уплаты госпошлины по делу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Иск удовлетворить.
Обязать Администрацию муниципального образования «Куйтежское сельское поселение» в срок до 01.09.2013 г. провести ревизию всех воинских захоронений, находящихся на территории Куйтежского сельского поселения, составив на все имеющиеся воинские захоронения паспорта, которые должны содержать следующие сведения: место захоронения, вид захоронения, размер захоронения, состояние захоронения, краткое описание памятника (надгробия) на захоронении, краткую историческую справку, даты захоронения, количество захороненных лиц (из них количество известных и неизвестных), персональные сведения о захороненных лицах (воинское звание, Ф.И.О., год рождения, дата смерти, дата захоронения, откуда пере захоронен, где найден и т.п.), фотоснимок воинского захоронения, схему захоронения; в срок до 01.11.2013 г. установить охранные зоны и зоны охраняемого природного ландшафта Куйтежского сельского поселения для всех мест, где расположены воинские захоронения; в срок до 01.01.2014 г. создать на территории МО «Куйтежское сельское поселение» резерв площадей для новых воинских захоронений.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Олонецкий районный суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Судья: /подпись/ А.В. Никитина
Копия верна: судья: А.В. Никитина