РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 января 2014 года г. Иркутск
Октябрьский районный суд г. Иркутска в составе:
председательствующего судьи Сачук С.С.,
при секретаре Козыревой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-263/2014 по иску Администрации муниципального образования «Заларинский район» к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
В Октябрьский районный суд г. Иркутска с иском обратилась Администрация муниципального образования «Заларинский район», в обоснование которого указала, что Заларинским районным отделом судебных приставов УФССП России по Иркутской области 18.02.2013 на основании исполнительного листа № ВС 042167827, выданного Заларинским районным судом от 01.02.2013, возбуждено исполнительное производство № 1255/13/09/38, согласно которому Администрация муниципального образования «Заларинский район» обязана предоставить ФИО1 из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, во внеочередном порядке жилое помещение по договору социального найма на территории Заларинского района, отвечающее требованиям, установленным санитарными и техническими правилами и нормами, площадью не менее 28 кв. м.
12.03.2013 судебным приставом - исполнителем Заларинского районного отдела судебных приставов УФССП России по Иркутской области в Заларинском районе Л. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 7% от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее пятисот рублей с должника - гражданина и пяти тысяч рублей с должника организации, что составляет 5 000 руб. по исполнительному производству № 1255/13/09/38.
В своем постановлении судебный пристав-исполнитель ссылается на то, что доказательств подтверждающих уважительность причин не исполнения исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, судебному приставу-исполнителю должником не представлено. Должником надлежащим образом не подтверждено, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях надлежащего исполнения.
Однако истец считает, что имеются все основания для освобождения Администрации «Заларинский район» от исполнительского сбора.
26.12.2012 Заларинский районный суд Иркутской области удовлетворил исковые требования прокурора Заларинского района к Администрации муниципального образования «Заларинский район» об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма ФИО1 во внеочередном порядке общей площадью не менее 28 квадратных метров, однако в указанные сроки исполнить требования не представлялось возможным.
На исполнение судебных актов, вступивших в силу до 01.01.2013, по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения муниципальному образованию «Заларинский район» предусмотрено 1 006 500 руб.
Истцом был сделан запрос о возможности использования указанных денежных средств на судебные решения, вступившие в законную силу после 01.01.2013, однако ответ был получен отрицательный в виду точного определения целевого назначения предусмотренных в текущем году средств иных межбюджетных трансфертов из областного бюджета.
Расходные обязательства бюджета муниципального образования «Заларинский район» не содержат расходных обязательств по финансированию обеспечения детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, свободным муниципальным жилищным фондом Администрация муниципального образования «Заларинский район» не располагает.
Нецелевое использование средств бюджета муниципального образования «Заларинский район» является нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации, нарушает права и законные интересы населения МО «Заларинский район», нарушает Положение ст. 1 Протокола № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод в его интерпретации, согласно которой каждое физическое или юридическое лицо имеет право на уважение своей собственности и ни кто не может быть лишен своего имущества иначе как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права.
Финансовое обеспечение предоставления жилых помещений детям сиротам является расходным обязательством Иркутской области за счет межбюджетных трансфертов, которые в бюджет МО «Заларинский район» не поступили, что является объективным непредотвратимым обстоятельством и непреодолимым препятствием, находящимся вне контроля Администрации МО «Заларинский район» при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требуется в целях надлежащего исполнения.
В связи с чем, Администрацией МО «Заларинский район» были сделаны неоднократные запросы о выделении денежных средств на исполнение судебного решения:
письмо в министерство социального развития, опеки и попечительства от 10.01.2013 № 13;
письмо в министерство социального развития, опеки и попечительства от 15.01.2013 № 47;
письмо в министерство социального развития, опеки и попечительства от 22.02.2013 № 342;
письмо в министерство социального развития, опеки и попечительства от 11.02.2013 № 260;
письмо в министерство социального развития, опеки и попечительства от 28.02.2013 № 411;
- письмо Уполномоченному по правам ребенка в Иркутской области от 28.02.2013 № 410;
письмо в Министерство имущественных отношений Иркутской области от 28.02.2013 № 413;
письмо в Министерство финансов Иркутской области от 28.02.2013 № 412;
письмо Комитета по финансам администрации МО «Заларинский район» от 11.03.2013 № 45;
письмо в Законодательное собрание Иркутской области от 12.03.2013 № 32;
письмо в министерство финансов Иркутской области от 05.03.2013 № 448;
письмо в Министерство социального развития, опеки и попечительства от 05.03.2013 № 447;
письмо в Министерство имущественных отношений Иркутской области от 05.03.2013 № 446.
Получены ответы:
копия ответа с Управления президента от 28.02.2013 № А26-07-23664671.
копия ответа министерства социального развития, опеки и попечительства от 21.02.2013 № 53-37-776/13-03.
Средства, поступившие на исполнение государственных полномочий в соответствии с Законом Иркутской области № 52-03 в 2012 году использованы в полном объеме: - копии отчетов об использовании межбюджетных трансфертов. 25.02.2013 Администрация МО «Заларинский район» обратилась в Заларинский районный суд Иркутской области с заявлением об отсрочке исполнения решения суда.
Между тем, Администрация муниципального образования «Заларинский район», наделённая государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями по договорам социального найма, принявшая все зависящие от нее меры для исполнения решения суда, на момент вынесения постановления судебного пристава исполнителя была не обеспечена органами государственной власти Иркутской области необходимыми средствами для предоставления ФИО1 жилого помещения.
25.02.2013 в адрес Заларинского РОСП была направлена копия заявления об отсрочке исполнения решения суда по данному делу с приложением документов, подтверждающих уважительность причин неисполнения судебного решения в установленный срок, также экземпляр об отсрочке исполнения решения суда с приложением был направлен в суд для Заларинского районного отдела службы судебных приставов.
Однако, несмотря на то, что Администрацией МО «Заларинский район» до возбуждения исполнительного производства принимались меры для выполнения решения суда и в настоящее время принимаются все возможные действия к выполнению требования решения суда и то обстоятельство, что по данному делу администрация МО «Заларинский район» принимает соответствующие меры для надлежащего исполнения обязательств, судебный пристав исполнитель Л. 12.03.2013 без выяснения вины должника в неисполнении в установленный срок требований исполнительного документа вынесла постановление о взыскании с Администрации муниципального образования «Заларинский район» исполнительского сбора и установила новый срок для исполнения требования исполнительного документа 19.03.2013.
22.03.2013 Заларинским районным судом Иркутской области вынесено определение о предоставлении отсрочки исполнения решения суда сроком до 01.09.2013.
05.08.2013 ФИО1 предоставлено жилое помещение по договору социального найма, расположенное по адресу ........
На основании вышеизложенного, просят суд освободить Администрацию муниципального образования «Заларинский район» от взыскания исполнительского сбора по исполнительному производству № 1255/13/09/38, возбужденному 18.02.2013 на основании исполнительного листа № ВС 042167827 от 01.02.2013 о предоставлении жилого помещения в пользу взыскателя ФИО1
В судебном заседании представитель истца ФИО2, действующий на основании доверенности от 13.01.2014, доводы искового заявления поддержал, просил их удовлетворить в полном объеме.
Третье лицо ФИО1 в судебном заседании пояснила, что решение суда исполнено, и ей предоставлено жилое помещение. Просила суд вынести законное и обоснованное решение.
Представитель ответчика УФССП России по Иркутской области, представитель третьего лица Заларинского отдела судебных приставов УФССП России по иркутской области, третье лицо прокурор Заларинского района Иркутской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, причины неявки суду неизвестны. Суд рассматривает дело в порядке ст. 167 ГПК РФ в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав представителя истца, третье лицо, исследовав материалы дела, суд пришел к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Установлено, что Заларинским районным отделом судебных приставов УФССП России по Иркутской области 18.02.2013 на основании исполнительного листа № ВС 042167827, выданного Заларинским районным судом от 01.02.2013, возбуждено исполнительное производство № 1255/13/09/38, согласно которого Администрация муниципального образования «Заларинский район» обязана предоставить ФИО1 из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, во внеочередном порядке жилое помещение по договору социального найма на территории Заларинского района, отвечающее требованиям установленным санитарными и техническими правилами и нормами, площадью не менее 28 кв. м.
12.03.2013 судебным приставом - исполнителем Заларинского районного отдела судебных приставов УФССП России по Иркутской области в Заларинском районе Л. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 7% от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее пятисот рублей с должника - гражданина и пяти тысяч рублей с должника организации, что составляет 5 000 руб. по исполнительному производству № 1255/13/09/38 (л.д. 15).
26.12.2012 Заларинский районный суд Иркутской области удовлетворил исковые требования прокурора Заларинского района к Администрация муниципального образования «Заларинский район» об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма ФИО1 во внеочередном порядке общей площадью не менее 28 квадратных метров, однако в указанные сроки исполнить требования не представлялось возможным.
Согласно ст. 6 Закона Иркутской области от 29.06.2010 № 52-03 «О наделении органов местного самоуправления областными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам социального найма в Иркутской области» финансовые средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий, ежегодно предусматриваются в законе области об областном бюджете на очередной финансовый год и передаются органам местного самоуправления в соответствии с бюджетным законодательством.
В соответствии с ч. 2 ст. 169 Бюджетного кодекса РФ проект бюджета субъекта Российской Федерации и проекты бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов составляются в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в соответствии с положениями настоящего Кодекса и принимаемыми с соблюдением его требований законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст.10 Закона Иркутской области от 23.07.2008 № 55-ОЗ «О бюджетном процессе Иркутской области» проект областного бюджета и проект бюджета территориального государственного внебюджетного фонда составляются и утверждаются сроком на три года (на очередной финансовый год и плановый период).
Законом Иркутской области от 11.12.2012 № 139-03 «Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 год» указанные финансовые средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий в соответствии с Законом Иркутской области № 52-03, не предусмотрены.
В соответствии с Законом Иркутской области «Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» от 11.12.2012 № 139-оз на исполнение судебных актов, вступивших в силу до 01.01.2013, по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения муниципальному образованию «Заларинский район» предусмотрено 1 006 500 руб.
Истцом был сделан запрос о возможности использования указанных денежных средств на судебные решения, вступившие в законную силу после 01.01.2013 (л.д. 17), однако ответ был получен отрицательный в виду точного определения целевого назначения предусмотренных в текущем году средств иных межбюджетных трансфертов из областного бюджета.
Согласно ст. 5 Закону Иркутской области от 22.06.2010 № 50-оз «О дополнительных гарантиях прав детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Иркутской области» финансирование расходов, связанных с реализацией настоящего Закона, производится за счет средств областного бюджета, предусмотренных законом области об областном бюджете, в порядке, установленном бюджетным законодательством. В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» значится, что предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
27.01.2013 вступил в силу Закон Иркутской области № 164-03 от 28.12.2012 «О порядке обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в Иркутской области». Со дня вступления в силу настоящего Закона признаны утратившими силу Закон Иркутской области от 22.06.2010 № 50-03 «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Иркутской области»,
Закон Иркутской области от 29.06.2010 № 52-03 «О наделении органов местного самоуправления областными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам социального найма в Иркутской области».
Расходные обязательства бюджета муниципального образования «Заларинский район» не содержат расходных обязательств по финансированию обеспечения детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, свободным муниципальным жилищным фондом Администрация муниципального образования «Заларинский район» не располагает.
Согласно п. 4 ст. 18 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» возложение на муниципальные образования обязанности финансирования расходов, возникших в связи с осуществлением органами государственной власти и (или) органами местного самоуправления иных муниципальных образований своих полномочий, не допускается. Федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации не могут содержать положений определяющих объем расходов за счет средств местных бюджетов. Нецелевое использование средств бюджета муниципального образования «Заларинский район» является нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации, нарушает права и законные интересы населения МО «Заларинский район».
Финансовое обеспечение предоставления жилых помещений детям сиротам является расходным обязательством Иркутской области за счет межбюджетных трансфертов, которые в бюджет МО «Заларинский район» не поступили, что является объективным непредотвратимым обстоятельством и непреодолимым препятствием находящимся вне контроля администрации МО «Заларинский район».
Администрацией МО «Заларинский район» были сделаны запросы о выделении денежных средств на исполнение судебного решения:
письмо в министерство социального развития, опеки и попечительства от 10.01.2013 № 13 (л.д. 16);
письмо в министерство социального развития, опеки и попечительства от 15.01.2013 № 47 (л.д. 17);
письмо в министерство социального развития, опеки и попечительства от 22.02.2013 № 342 (л.д. 18);
письмо в министерство социального развития, опеки и попечительства от 11.02.2013 № 260 (л.д. 19);
письмо в министерство социального развития, опеки и попечительства от 28.02.2013 № 411 (л.д. 20-21);
- письмо Уполномоченному по правам ребенка в Иркутской области от 28.02.2013 № 410 (л.д.22-23);
письмо в Министерство имущественных отношений Иркутской области от 28.02.2013 № 413 (л.д. 24-25);
письмо в Министерство финансов Иркутской области от 28.02.2013 № 412 (л.д. 26-27);
письмо Комитета по финансам администрации МО «Заларинский район» от 11.03.2013 № 45 (л.д. 34);
письмо в Законодательное собрание Иркутской области от 12.03.2013 № 32 (л.д. 35-36);
письмо в министерство финансов Иркутской области от 05.03.2013 № 448 (л.д. 37-38);
письмо в Министерство социального развития, опеки и попечительства от 05.03.2013 № 447 (л.д. 39-40);
письмо в Министерство имущественных отношений Иркутской области от 05.03.2013 № 446 (л.д. 41-42).
Средства, поступившие на исполнение государственных полномочий в соответствии с Законом Иркутской области № 52-03 в 2012 году использованы в полном объеме: - копии отчетов об использовании межбюджетных трансфертов (л.д. 52-59).
Таким образом, Администрация муниципального образования «Заларинский район», наделённая государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями по договорам социального найма в соответствии с Законом Иркутской области от 29.06.2010 № 52-03 «О наделении органов местного самоуправления областными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам социального найма в Иркутской области», принявшая все зависящие от нее меры для исполнения решения суда, на момент вынесения постановления судебного пристава исполнителя была не обеспечена органами государственной власти Иркутской области необходимыми средствами для предоставления ФИО1 жилого помещения.
22.03.2013 Заларинским районным судом Иркутской области вынесено определение о предоставлении отсрочки исполнения решения суда сроком до 01.09.2013.
05.08.2013 ФИО1 предоставлено жилое помещение по договору социального найма, расположенное по адресу ........ (л.д. 44-50).
В соответствии с ч. 6 ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве» должник вправе в порядке, установленном данным Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Согласно ч. 7 ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 данной статьи. При отсутствии установленных ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Оценивая причины неисполнения Администрация муниципального образования «Заларинский район» исполнительного документа в установленный срок, суд полагает, что должником были предприняты все необходимые меры для надлежащего исполнения решения суда, при этом неисполнение исполнительного документа вызвано уважительными причинами - отсутствием финансового обеспечения.
На момент обращения с иском в суд Администрация муниципального образования «Заларинский район» свои обязательства исполнила, ФИО1 была обеспечена жильем.
Оценивая представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о наличии достаточных оснований для реализации судом права признать исковые требования Администрация муниципального образования «Заларинский район» об освобождении от взыскания исполнительского сбора обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Администрации муниципального образования «Заларинский район» удовлетворить.
Освободить Администрацию муниципального образования «Заларинский район» от взыскания исполнительского сбора по исполнительному производству № 1255/13/09/38, возбужденному 18.02.2013 на основании исполнительного листа № ВС 042167827 от 01.02.2013.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение месяца, путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Иркутска со дня принятия решения суда в окончательной форме 21.01.2014 в 17 часов.
Судья С.С. Сачук
........
........
........
........
........