РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 января 2014 года
Таганский районный суд г. Москвы в составе
председательствующего судьи Смолиной Ю.М.
при секретаре Логвиновой А.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-263/2014 по заявлению ФИО1 об оспаривании решения заместителя Префекта Центрального административного округа г. Москвы ФИО2,
Установил:
Заявитель ФИО1 обратился в суд с заявлением об оспаривании решения заместителя Префекта ЦАО г. Москвы ФИО2, указывая, что 01 ноября 2013 года в Префектуру ЦАО г. Москвы им было подано уведомление о проведении 02 февраля 2014 года на Красной площади, напротив Мавзолея Ленина публичного мероприятия в форме одиночного пикетирования, целью которого являлось: «Привлечение внимания Президента Российской Федерации ФИО3, который присягал защищать права, свободы и интересы человека и гражданина, к грубейшим нарушениям конституционного права гражданина на пикетирование всего 2 (двумя) гражданами в течение всего 1 (одной) минуты у специально для этого созданного, оплачиваемого из налогов граждан России, органа – Управление Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций, с местом расположения: напротив подъезда № 10 строения 1, по адресу: <...>, где пикетирование не запрещено и не ограничено законом, целью которого является обращение к Президенту России ФИО3 с острыми вопросами о коррупции среди подчиненных ему руководителей органов государственной власти России».
Письмом от 06 ноября 2013 года № ЦО100-38-3108/13, за подписью заместителя Префекта ЦАО г. Москвы ФИО2, заявителю разъяснено, что проведение публичных мероприятий в городе Москве регламентируется Законом Российской Федерации от 19.06.2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» и Законом города Москвы от 04.04.2007 года № 10 «Об обеспечении условий реализации права граждан Российской Федерации на проведение в городе Москве собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований» в соответствии с которыми требование об уведомлении органов исполнительной власти не распространяется на граждан, желающих в индивидуальном порядке публично выразить свои взгляды путем проведения мирных мероприятий. При этом указанным гражданам не разрешается использовать входы и лестницы зданий, а также мешать движению транспорта и пешеходов, применять средства звукоусиления. Ст. 8 Федерального от 19.06.2004 № 54-ФЗ позволяет проводить публичные мероприятия в любых пригодных для целей данного мероприятия местах с некоторыми ограничениями и запретами по определенным местам. Согласно п. 2 ст. 8 Федерального закона к местам, в которых проведение публичных мероприятий запрещается, относятся территории, непосредственно прилегающие к резиденциям Президента Российской Федерации. В связи с этим согласно п. 3 ст. 12 префектура Центрального административного округа отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия, так как в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с настоящим Федеральным законом проведение публичного мероприятия запрещается.
Заявитель полагая, что указанное решение нарушает его право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование, гарантированные ст. 31 Конституции РФ, а также Федеральным законом «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» № 54-ФЗ от 19 июня 2004 г. просит суд признать решение заместителя Префекта ЦАО г. Москвы ФИО2 № ЦО100-38-3108/13 от 06 ноября 2013 года незаконным и отменить его, возложив на Префектуру ЦАО г. Москвы обязанность в течение определенного судом срока произвести предусмотренные законом действия.
Определением Таганского районного суда г. Москвы от 22 января 2014 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Префектура ЦАО г. Москвы.
Заявитель ФИО1 в судебное заседание явился, заявленные требования поддержал в полном объеме.
Представитель Префектуры ЦАО г. Москвы, представляющий интересы заинтересованного лица заместителя Префекта ЦАО г. Москвы ФИО2 (по доверенности ФИО4) просил суд отказать в удовлетворении требований ФИО1, считая их необоснованными.
Президент Российской Федерации ФИО3, заместитель Префекта ЦАО г. Москвы ФИО2 в судебное заседание не явились, о дне рассмотрения дела извещены своевременно надлежащим образом.
Суд, выслушав объяснения заявителя, представителя заинтересованного лица Префектуры ЦАО г. Москвы, заместителя Префекта ЦАО г. Москвы ФИО2, исследовав письменные материалы дела, находит требования ФИО1 подлежащими отклонению по следующим основаниям.
Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащиты права; присуждения к исполнению обязанности в натуре; возмещения убытков; взыскания неустойки; компенсации морального вреда; прекращения или изменения правоотношения; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом.
В силу п. 1 ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» от 19.06.2004г. № 54-ФЗ, решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, нарушающие право граждан на проведение публичного мероприятия, могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В ходе судебного разбирательства из объяснений заявителя, представителя заинтересованных лиц и письменных материалов дела установлено следующее.
01 ноября 2013 года заявитель обратился в Префектуру ЦАО г.Москвы с уведомлением о проведении 02 февраля 2014 года с 12 часов 00 минут до 14 часов 00 минут в центре Красной площади в городе Москве, напротив Мавзолея В.И. Ленина публичного мероприятия в форме пикетирования, осуществляемого одним участником, целью которого являлось привлечение внимания Президента Российской Федерации ФИО3, который присягал защищать права, свободы и интересы человека и гражданина, к грубейшим нарушениям конституционного права гражданина на пикетирование всего 2 (двумя) гражданами в течение всего 1 (одной) минуты у специально для этого созданного, оплачиваемого из налогов граждан России, органа – Управление Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций, с местом расположения: напротив подъезда № 10 строения 1, по адресу: <...>, где пикетирование не запрещено и не ограничено Законом, целью которого является обращение к Президенту России ФИО3 с острыми вопросами о коррупции среди подчиненных ему руководителей органов государственной власти России» (л.д. 14-16).
В ответ на указанное уведомление письмом № ЦО100-38-3108/13 от 06.11.2013 года, за подписью заместителя Префекта ЦАО г. Москвы ФИО2, ФИО1 сообщено, что проведение публичных мероприятий в городе Москве регламентируется Законом Российской Федерации от 19.06.2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» и Законом города Москвы от 04.04.2007 года № 10 «Об обеспечении условий реализации права граждан Российской Федерации на проведение в городе Москве собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований» в соответствии с которыми требование об уведомлении органов исполнительной власти не распространяется на граждан, желающих в индивидуальном порядке публично выразить свои взгляды путем проведения мирных мероприятий. При этом указанным гражданам не разрешается использовать входы и лестницы зданий, а также мешать движению транспорта и пешеходов, применять средства звукоусиления. Статья 8 Федерального от 19.06.2004 № 54-ФЗ позволяет проводить публичные мероприятия в любых пригодных для целей данного мероприятия местах с некоторыми ограничениями и запретами по определенным местам. Согласно п. 2 ст. 8 Федерального закона к местам, в которых проведение публичных мероприятий запрещается, относятся территории, непосредственно прилегающие к резиденциям Президента Российской Федерации. В связи с этим согласно п. 3 ст. 12 префектура Центрального административного округа отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия, так как в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с настоящим Федеральным законом проведение публичного мероприятия запрещается (л.д. 18).
Данные обстоятельства подтверждаются письменными материалами дела, никем не опровергнуты и не вызывают у суда сомнений.
В силу ч. 1 ст. 12 ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан:
1) документально подтвердить получение уведомления о проведении публичного мероприятия, указав при этом дату и время его получения;
2) довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона;
3) в зависимости от формы публичного мероприятия и количества его участников назначить своего уполномоченного представителя в целях оказания организатору публичного мероприятия содействия в проведении данного публичного мероприятия в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона. Назначение уполномоченного представителя оформляется письменным распоряжением, которое заблаговременно направляется организатору публичного мероприятия;
4) довести до сведения организатора публичного мероприятия информацию об установленной норме предельной заполняемости территории (помещения) в месте проведения публичного мероприятия;
5) обеспечить в пределах своей компетенции совместно с организатором публичного мероприятия и уполномоченным представителем органа внутренних дел общественный порядок и безопасность граждан при проведении публичного мероприятия, а также оказание им при необходимости неотложной медицинской помощи;
6) информировать о вопросах, явившихся причинами проведения публичного мероприятия, органы государственной власти и органы местного самоуправления, которым данные вопросы адресуются;
7) при получении сведений о проведении публичного мероприятия на трассах проезда и в местах постоянного или временного пребывания объектов государственной охраны, определенных Федеральным законом от 27 мая 1996 года N 57-ФЗ "О государственной охране", своевременно информировать об этом соответствующие федеральные органы государственной охраны.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только в случаях, если уведомление о его проведении подано лицом, которое в соответствии с настоящим Федеральным законом не вправе быть организатором публичного мероприятия, либо если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с настоящим Федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается.
В обоснование своих доводов заявитель указал, что отказ в согласовании публичного мероприятия нарушает его право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование, гарантированные ст. 31 Конституции РФ, а также Федеральным законом «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» № 54-ФЗ от 19 июня 2004 г. Более того, при принятии оспариваемого решения заместителем Префекта ЦАО г. Москвы нарушен порядок согласования публичного мероприятия, в частности ФИО2 не применил положения ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» № 54-ФЗ от 19 июня 2004 г., Закона г. Москвы от 04.04.2007 года № 10 «Об обеспечении условий реализации права граждан Российской Федерации на проведение в городе Москве собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований», а также Указа Президента РФ от 04.01.2012 N 20 "О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 29 июля 1992 г. N 806 "О мерах по сохранению Государственного историко-культурного музея-заповедника "Московский Кремль", в соответствии с которыми проведение пикетирования на Красной площади согласовывается с Президентом РФ.
Данные доводы заявителя не могут служить основанием для удовлетворения его требований исходя из нижеследующего.
Согласно ст. 2 ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» публичное мероприятие - открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.
Пикетирование - форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации.
Уведомление о проведении публичного мероприятия - документ, посредством которого органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, сообщается информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка.
Порядок подачи в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомления о проведении публичного мероприятия регламентируется ст. 7 ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
Согласно ст. 7 ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. При проведении пикетирования группой лиц уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения, а если указанные дни совпадают с воскресеньем и (или) нерабочим праздничным днем (нерабочими праздничными днями), - не позднее четырех дней до дня его проведения.
Уведомление о пикетировании, осуществляемом одним участником, не требуется.
В соответствии со ст. 9 ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
Согласно Указа Президента Российской Федерации № 82 от 31 января 1992 года «Об официальной резиденции Президента Российской Федерации», официальной резиденцией Президента Российской Федерации является Московский Кремль.
В соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 17 июня 1997 года № 440 «Об утверждении зон Охраны Ансамбля Московского Кремля», в соответствии с Законом РСФСР "Об охране и использовании памятников истории и культуры", в целях совершенствования системы охраны памятников истории и культуры г. Москвы и обеспечения оптимальных условий сохранности и восприятия ансамбля Московского Кремля, включенного ЮНЕСКО в списки объектов всемирного наследия, Правительство Москвы постановило утвердить границы охранной зоны (территория, непосредственно прилегающая к Кремлю, предназначена для обеспечения сохранности памятника, поддержания и восстановления ценного градостроительного окружения и целостного восприятия объекта) ансамбля Московского Кремля согласно описанию с режимами ее содержания, в границы которой входит Красная площадь.
Согласно ч. 1 ст. 8 ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия. Условия запрета или ограничения проведения публичного мероприятия в отдельных местах могут быть конкретизированы федеральными законами.
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 8 ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» к местам, в которых проведение публичного мероприятия запрещается, относятся, в том числе территории, непосредственно прилегающие к резиденциям Президента Российской Федерации, к зданиям, занимаемым судами, к территориям и зданиям учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Учитывая изложенное, проанализировав содержание письма № ЦО100-38-3108/13 от 06.11.2013 года, за подписью заместителя Префекта ЦАО г. Москвы ФИО2, на уведомление ФИО1, в совокупности с положениями приведенных выше норм действующего законодательства, суд приходит к выводу о том, что в оспариваемом ответе Префектуры ЦАО г. Москвы заявителю правомерно указано на невозможность проведения публичного мероприятия, поскольку согласно требованиям закона к местам, в которых проведение публичного мероприятия запрещается, относятся территории, непосредственно прилегающие к резиденциям Президента Российской Федерации, к которым, исходя из содержания вышеуказанных нормативно-правовых актов относится и Красная площадь, при этом п. 3 ч. 2 ст. 8 ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» предусматривает возможность проведения публичного мероприятия на заявленной ФИО1 территории лишь при условии соблюдения особого порядка подачи уведомления.
Довод заявителя о нарушении заместителем Префекта ЦАО г. Москвы ФИО2 порядка согласования публичного мероприятия не может служить основанием к удовлетворению требований заявителя, поскольку оспариваемый ответ заявителю был дан должностным лицом Префектуры ЦАО г. Москвы в рамках предоставленных ему полномочий, с соблюдением порядка рассмотрения данного обращения, прав заявителя не нарушает.
При таких обстоятельствах, суд не находит оснований для удовлетворения требований заявителя о признании решения заместителя Префекта ЦАО г. Москвы ФИО2 № ЦО100-38-3108/13 от 06 ноября 2013 года незаконным и его отмене, а также производных требований о возложении на Префектуру ЦАО г. Москвы обязанности в течение определенного судом срока произвести предусмотренные законом действия.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, 254-258 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления ФИО1 об оспаривании решения заместителя Префекта Центрального административного округа г. Москвы ФИО2 отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский городской суд через Таганский районный суд г. Москвы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: