УИД 11RS0002-01-2021-003704-35
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Воркута Республики Коми 25 октября 2021 года
Воркутинский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Солодиловой Е.Ю., при секретаре Засориной С.Е.,
с участием ответчика ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-2642/2021 по исковому заявлению Департамента государственного жилищного надзора Ярославской области к ФИО1 об обязании предоставить доступ в жилое помещение для проведения осмотра и обеспечения контроля за его надлежащим использованием и сохранностью,
установил:
Департамент государственного жилищного надзора Ярославской области обратился в суд с иском к ФИО1 об обязании предоставить должностным лицам Департамента государственного жилищного надзора Ярославской области доступ в жилое помещение, принадлежащее ответчику на праве собственности, расположенное по адресу: <адрес>, для проведения осмотра жилого помещения в целях осуществления контроля за его надлежащим использованием и сохранностью.
В обоснование исковых требований указано, что истец является органом исполнительной власти, осуществляющим государственный жилищный надзор и контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда на территории Ярославской области, соответствием жилых помещений жилого фонда санитарным и техническим правилами и нормам. В адрес истца поступило сообщение о нарушении ответчиком жилищного законодательства, выразившегося в осуществлении работ по переустройству и перепланировке принадлежащего ему жилого помещения, расположенного по указанному выше адресу, тогда как разрешение на их проведение ответчику не выдавалось. В целях извещения о проведении выездной проверки истец уведомил ответчика о необходимости предоставления доступа в принадлежащее ему жилое помещение. Извещения направлены ответчику, как по адресу его регистрации, так и по адресу нахождения принадлежащего ему жилого помещения истцу не предоставлен, что препятствует осуществлению возложенных на него функций.
Ответчик в судебном заседании согласился с исковыми требованиями. Пояснил, что в принадлежащей ему квартире по адресу: <адрес>, проводился ремонт ванной комнаты, была снята старая облицовочная плитка и уложена новая. Ему звонили из управляющей компании, так как жильцы соседней квартиры сообщили, что он делает перепланировку, однако он проводил только ремонт.
Истец, извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, своего представителя в суд не направил, просил рассмотреть дело без его участия.
На основании ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено судом без участия истца.
Выслушав ответчика, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению на основании следующего.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что ответчик ФИО1 с 04.07.2013 по настоящее время является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
В соответствии со ст. 25 Конституции Российской Федерации жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нём лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.
Аналогичные нормы закона содержатся в ст. 3 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Как следует из ч.2 ст. 1 ЖК РФ граждане, осуществляя жилищные права не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.
Согласно ч.4 ст.17 ЖК РФ пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Частью 4 ст.30 ЖК РФ на собственника жилого помещения возложена обязанность поддерживать жилое помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, Правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно п.17 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов") собственник жилого помещения в многоквартирном доме пользуется жилым помещением по назначению и в пределах, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации.
В качестве пользователя жилым помещением собственник обязан: использовать жилое помещение по назначению и в пределах, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации; обеспечивать сохранность жилого помещения; поддерживать надлежащее состояние жилого помещения (п.19 Правил предоставления коммунальных услуг).
Согласно ч.1 ст.26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.
В силу подпункта "е" пункта 34 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов потребитель обязан допускать представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб), представителей органов государственного контроля и надзора в занимаемое жилое помещение для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования в заранее согласованное с исполнителем в порядке, указанном в пункте 85 настоящих Правил, время, но не чаще 1 раза в 3 месяца, для проверки устранения недостатков предоставления коммунальных услуг и выполнения необходимых ремонтных работ - по мере необходимости, а для ликвидации аварий - в любое время.
По смыслу приведенных норм, требования по осуществлению технического обслуживания и текущего ремонта носят обязательный характер, относятся как к зданию и сооружению в целом, так и к входящим в состав таких объектов системам инженерно-технического обеспечения и их элементам, внутриквартирному оборудованию и являются неотъемлемой частью процесса эксплуатации этих систем, оборудования, обеспечивающей его безопасность. При этом техническое состояние внутриквартирного оборудования, которое должно соответствовать установленным требованиям и быть готово для предоставления коммунальных услуг, является условием предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) (подпункт "е" пункта 3 Правил N 354).
Приведенные нормы определяют порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности; обеспечения выполнения требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем.
Пунктами 6 и 8 ст.2 ЖК РФ установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда; осуществляют региональный государственный жилищный контроль (надзор) и муниципальный жилищный контроль.
Предметом государственного жилищного надзора является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в отношении жилищного фонда, за исключением муниципального жилищного фонда: требований к использованию и сохранности жилищного фонда, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, порядку осуществления перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое в многоквартирном доме, порядку осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме (ч.1 п.1 ст.20 ЖК РФ).
Постановлением Правительства Ярославской области от 15.10.2014 №1030-п утверждено Положение о Департаменте государственного жилищного надзора Ярославской области.
Согласно Положению к полномочиям Департамента относится осуществление регионального государственного контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда Ярославской области, соответствием иных помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства; осуществление регионального жилищного надзора, регулирование отношений в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах путем предупреждения, выявления и пресечения нарушений установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации требований: к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от форм собственности органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами; к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами (п.2.1., п.2.2.).
К функциям Департамента относится: организация и проведение проверок, проведение обследований, исследований, испытаний, экспертизы объектов жилого фонда.(п.3.2.9, 3.2.11 Положения).
Пунктом 11 Постановления Правительства РФ от 11.06.2013 N 493 (ред. от 13.09.2018) "О государственном жилищном надзоре" предметом проверок является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию; содержанию общего имущества в многоквартирном доме; порядку перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение; порядку переустройства и перепланировки жилых помещений.
По смыслу приведённых правовых норм в совокупности, Департамент, как орган государственной власти, обеспечивающий контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда и осуществляющий региональный государственный жилищный контроль (надзор) вправе требовать допуска в жилое помещение, а пользователи обязаны предоставить такой допуск.
30.04.2021 в адрес Департамента государственного жилищного надзора Ярославской области Правительством Ярославской области поступило обращение ФИО4, проживающей по адресу: <адрес>, о проведении проверки на предмет незаконной перепланировки, произведенной в <адрес> того же дома, принадлежащей ответчику.
Департаментом государственного жилищного надзора Ярославской области при рассмотрении обращения установлено, что собственник жилого помещения по адресу: <адрес>, ФИО1 по указанному адресу не проживает, в Территориальную администрацию соответствующего района г. Ярославля для согласования переустройства и перепланировки не обращался (л.д. 21, 31).
Приказом Департамента государственного жилищного надзора Ярославской области от 23.06.2021 №2975-11-4/21 назначено проведение внеплановой выездной проверки в отношении ФИО2 в связи с проверкой соблюдения им требований к пользованию жилым помещением и порядку проведения переустройства и перепланировки помещений в многоквартирном доме. Местом проведения проверки определено жилое помещение, принадлежащее ФИО1, расположенное по адресу: <адрес>. Срок проведения проверки установлен с 01.07.2021 по 28.07.2021.
Извещения о вызове к 15:30 час. 27.07.2021 к месту проведения проверки ФИО1 направлено заказными письмами по адресу <адрес>, а также <адрес>, который является адресом его регистрации по месту жительства. Как следует из представленных истцом доказательств, извещения ответчиком не получены и возвращены отправителю по истечении срока хранения.
28.07.2021 Департамента государственного жилищного надзора Ярославской области составлен акт, согласно которому доступ в <адрес> по адресу <адрес>, ее собственником не предоставлен, вследствие чего истец лишен возможности осуществить свои контрольные и надзорные функции по проверке принадлежащей ответчику квартиры на предмет соответствия техническому паспорту.
Принимая во внимание приведённые положения действующего законодательства, исходя из того, что доступ в жилое помещение, собственником которого является ответчик, необходим в целях предупреждения нарушений прав и законных интересов иных проживающих многоквартирном доме, осуществления пользования жилым помещением с учетом требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, суд приходит к выводу о том, что Департамент праве требовать предоставления доступа в жилое помещение для осуществления осмотра в целях контроля за его надлежащим использованием и сохранностью.
В силу ст. 103 ГПК РФ удовлетворение исковых требований является основанием для взыскания с ответчика государственной пошлины в размере 300,00 руб. в бюджет муниципального образования городского округа «Воркута».
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
решил:
Исковые требования Департамента государственного жилищного надзора Ярославской области к ФИО1 удовлетворить.
Обязать ФИО1 (дата рождения – <дата>, место рождения ...) предоставить доступ должностным лицам Департамента государственного жилищного надзора Ярославской области в принадлежащее ФИО1 на праве собственности жилое помещение – <адрес>, для проведения осмотра указанного жилого помещения в целях осуществления контроля за его надлежащим использованием и сохранностью.
Взыскать со ФИО1 в пользу бюджета муниципального образования городского округа «Воркута» государственную пошлину в размере 300 рублей 00 копеек.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Воркутинский городской суд в течение месяца со дня его составления в мотивированной форме - 29.10.2021.
Судья Е. Ю. Солодилова