ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2643/2022 от 04.07.2022 Ленинскогого районного суда г. Самары (Самарская область)

63RS0-80

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

4 июля 2022 года г. Самара

Ленинский районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи Наточеевой М.А.,

при помощнике Ушановой Е.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кинельского межрайонного прокурора в интересах Дыриной П. К. к Некоммерческой организации «Региональный оператор <адрес> «Фонд капитального ремонта» о возложении обязанности провести капитальный ремонт внутридомовых инженерных систем, подвальных помещений и фасада многоквартирного дома,

УСТАНОВИЛ:

Кинельский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в защиту интересов Дыриной П.К. к Некоммерческой организации «Региональный оператор <адрес> «Фонд капитального ремонта» о возложении обязанности проведения работ по капитальному ремонту фасада многоквартирного дома, указав, что Кинельской межрайонной прокуратурой по обращению Дыриной П.К. проведена проверка соблюдения требования жилищного законодательства в части своевременности проведения капитального ремонта многоквартирных домов, предусмотренного краткосрочной программой проведения капитального ремонта, по результатам которой выявлены нарушения в деятельности НО «ФКР».

Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес> (далее - областная программа капитального ремонта).

Из содержания раздела 6 областной программы капитального ремонта следует, что краткосрочные планы реализации Программы разрабатываются сроком на три года с учетом установленных Программой плановых периодов проведения Капитального ремонта общего имущества. Региональный краткосрочный план реализации Программы составляется дифференцированно по муниципальным образованиям <адрес> по форме, приведенной в приложении 2 к программе, и утверждается приказом министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> с распределением по годам в пределах трехлетнего срока.

Приказом министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства самарской области от ДД.ММ.ГГГГ утвержден региональный краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес>, на 2019-2021 годы.

Из содержания краткосрочной программы капитального ремонта следует, что в 2021 году предусмотрено выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирного дома по адресу: <адрес> – ремонт внутридомовых инженерных систем, фасад и подвальных помещений.

Проведенной проверкой установлено, что НО «ФКР» неоднократно на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок проведены аукционы на проведение работ по капитальному ремонту по рассматриваемому адресу, однако аукционы признаны несостоявшимися в связи с отсутствием поданных заявок на участие в электронном аукционе.

Установлено, что капитальный ремонт многоквартирного дома по адресу: <адрес>, не проведен, поскольку фактически отсутствует подрядная организация, привлеченная ответчиком для оказания услуг и выполнения работ по капитальному ремонту домов, что свидетельствует о невыполнении ответчиком обязанностей, возложенных жилищным законодательством, и влечет срыв проведения капитального ремонта по указанному дому, а, соответственно ведет к срыву региональной программы капитального ремонта.

Непринятие ответчиком своевременных мер по капитальному ремонту дома создает опасность причинения вреда, в том числе, Дыриной П.К., нарушает ее права на благоприятную среду жизнедеятельности, вместе с тем Дырина П.К. является пенсионером, в силу возраста и юридической неграмотности не может самостоятельно обратиться в суд за защитой своих прав.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просит обязать Некоммерческую организацию «Региональный оператор <адрес> «Фонд капитального ремонта» обеспечить выполнение работ по капитальному ремонту внутридомовых инженерных систем, фасада и подвальных помещений многоквартирного дома по адресу: <адрес>.

В судебном заседании помощник Кинельского межрайонного прокурора Лепшина А.С. исковые требования поддержал в полном объеме.

Дырина П.К. в судебное заседание не явилась, извещалась надлежащим образом, причину неявки суду не сообщила.

Представитель НО «ФКР» в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил.

Выслушав позицию прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

Статьей 166 ЖК РФ установлено, что перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя: ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения; ремонт, замену, модернизацию лифтов, ремонт лифтовых шахт, машинных и блочных помещений; ремонт крыши; ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; ремонт фасада; ремонт фундамента многоквартирного дома.

Согласно ч.1 ст.180 ЖК РФ функциями регионального оператора являются:

1) аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете, счетах регионального оператора;

2) открытие на свое имя специальных счетов и совершение операций по этим счетам в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме выбрали регионального оператора в качестве владельца специального счета. Региональный оператор не вправе отказать собственникам помещений в многоквартирном доме в открытии на свое имя такого счета;

3) осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора;

4) финансирование расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, в пределах средств этих фондов капитального ремонта с привлечением при необходимости средств, полученных из иных источников, в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета;

5) взаимодействие с органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления в целях обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора;

6) иные предусмотренные данным кодексом, законом субъекта Российской Федерации и учредительными документами регионального оператора функции.

В соответствии с ч.1 ст.182 ЖК РФ региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.

В целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме региональный оператор обязан, в частности, привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации и заключить с ними от своего имени соответствующие договоры; контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации; осуществить приемку оказанных услуг и (или) выполненных работ (пункты 3, 4, 5 ч.2 ст.182 ЖК РФ).

В соответствии с постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Некоммерческая организация «Фонд капитального ремонта» является специализированной некоммерческой организацией, деятельность которой направлена на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес>, а также реализация иных мероприятий в сфере жилищно-коммунального хозяйства <адрес>.

Согласно ст.168 ЖК РФ региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и включает в себя: 1) перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции; 2) перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах; 3) плановый период проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах по каждому виду услуг и (или) работ (ч.2 ст.168 ЖК РФ).

В целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока (ч.7 ст.168 ЖК РФ).

Законом предусмотрено внесение в региональную программу капитального ремонта и краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта изменений, предусматривающих перенос установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период, сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Региональная программа капитального ремонта подлежит актуализации не реже чем один раз в год (ч.4, 5, 7 ст.168 ЖК РФ).

Из материалов дела следует, что Кинельской межрайонной прокуратурой проведена проверка по обращению Дыриной П.К., ДД.ММ.ГГГГ г.р., проживающей по адресу: <адрес>, в части своевременности проведения капитального ремонта, предусмотренного программой проведения капитального ремонта.

По результатам проведенной проверки выявлены нарушения в деятельности НО «ФКР».

Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес> (далее - областная программа капитального ремонта).

Из содержания раздела 6 областной программы следует, что краткосрочные планы реализации Программы разрабатываются сроком на три года с учетом установленных Программой плановых периодов проведения Капитального ремонта общего имущества. Региональный краткосрочный план реализации Программы составляется дифференцированно по муниципальным образованиям <адрес> по форме, приведенной в приложении 2 к программе, и утверждается приказом министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> с распределением по годам в пределах трехлетнего срока.

Приказом министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства самарской области от ДД.ММ.ГГГГ утвержден региональный краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес>, на 2019-2021 годы.

Согласно краткосрочному плану проведения капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории <адрес>, на 2019-2021 годы планировалось проведение работ по капитальному ремонту многоквартирного дома по адресу: <адрес> – ремонт внутридомовых инженерных систем, подвальных помещений и ремонт фасада (л.д.9-10).

Вместе с тем, капитальный ремонт указанного многоквартирного дома по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не проведен (л.д.11), работы не ведутся, подрядные организации для проведения ремонтных работ не определены, торги для определения подрядной организации признаны несостоявшимися.

Таким образом, установлено, что капитальный ремонт внутридомовых инженерных систем, подвальных помещений и фасада многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, в настоящее время не проведен. Аукционы по выбору подрядных организаций согласно сведениям с сайта государственных закупок не состоялись.

Нарушение сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, нарушает, в том числе, права Дыриной П.К., которая проживает в вышеуказанном доме, несет бремя расходов на капитальный ремонт, поскольку несвоевременное его проведение существенно нарушает гарантированные Конституцией РФ жилищные права, вместе с тем является пенсионером, в силу возраста и юридической неграмотности не может самостоятельно обратиться в суд за защитой своих прав.

Правовое регулирование деятельности региональных операторов, направленное на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, установлено Жилищным Кодексом РФ. Функции регионального оператора определены в ст. 180 ЖК РФ.

В целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме региональный оператор обязан, в частности, привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации и заключить с ними от своего имени соответствующие договоры; контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации; осуществить приемку оказанных услуг и (или) выполненных работ (пп. 3, 4, 5 ч. 2 ст. 182 ЖК РФ).

Ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение региональным оператором перед собственниками своих обязательств, предусмотренных законом, установлена ч. 5 ст. 178 и ч. 1 ст. 188 ЖК РФ.

Из приведенных выше норм права следует, что жилищным законодательством установлены разные виды ответственности регионального оператора перед собственниками помещений в многоквартирном доме: ответственность за неисполнение своих обязательств (ч. 5 ст. 178, ч. 1 ст. 188 ЖК РФ), при которой региональный оператор отвечает за собственное противоправное поведение как сторона, нарушившая обязательство, и ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором (ч. 6 ст. 182 ЖК РФ), при которой в силу прямого указания в законе ответственность регионального оператора возникает за действия (бездействие) третьих лиц, не являющихся стороной обязательства, возникающего между региональным оператором и собственниками помещений при организации проведения капитального ремонта общего имущества дома.

В соответствии с положениями п. 1 ст. 9 ГК РФ, устанавливающего, что граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права, выбор одного из предусмотренных законом способов защиты нарушенного права принадлежит тому лицу, чье право нарушено.

В силу ч. 1 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-ГД «О системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес>», принятого Самарской Губернской Думой ДД.ММ.ГГГГ, региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете (счетах) регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета <адрес> и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.

Судом установлено, что в настоящее время работы по капитальному ремонту внутридомовых инженерных систем, подвальных помещений и фасада многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, не начаты. Следовательно, ответчик не исполняет возложенные на него действующим жилищным законодательством обязанности в части организации проведения работ по капитальному ремонту, что влечет срыв проведения капитального ремонта по указанному дому и, соответственно, к срыву региональной программы капитального ремонта на 2019-2021 годы.

Таким образом, доказательства того, что на настоящий момент ответчиком осуществлен выбор подрядной организации и заключены договоры на проведение работ по капитальному ремонту вышеуказанного многоквартирного дома, в нарушение ст.56 ГПК РФ, ответчиком не представлены. Размещение на официальном сайте НО «ФКР» <адрес> информации для подрядных организаций, включенных в реестр квалифицированных подрядных организаций, которые имеют возможность заключения договоров для проведения капитального ремонта в многоквартирных домах, указанных в реестре несостоявшихся конкурсов, и отсутствием поступивших предложений по ним не является доказательством надлежащего исполнения обязанности по своевременному проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и не может служить основанием для освобождения ответчика от обязанности обеспечения выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, включенных в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес>.

Обеспечение подготовки задания на выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирного дома, подготовке и утверждению проектной документации на проведение капитального ремонта, привлечение для выполнения работ по капитальному ремонту подрядной организации и заключение договора подряда относится к полномочиям ответчика, осуществляемым им в ходе организации проведения работ по капитальному ремонту.

При таких обстоятельствах, требования прокурора о возложении на ответчика обязанности по обеспечению проведения работ по капитальному ремонту фасада многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, являются обоснованными и подлежат удовлетворению, поскольку данный дом включен в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и ответчик, обязанный в силу закона обеспечить своевременную организацию проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, данную обязанность до настоящего времени не исполнил, несмотря на наступление сроков проведения работ.

Вместе с тем суд считает, что для проведения вышеуказанных действий необходим срок не менее 9 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, полагая, что данный срок является разумным и достаточным для осуществления вышеуказанных обязанностей, входящих в непосредственную компетенцию ответчика, осуществление которых согласно вышеприведенному законодательству должно носить постоянный характер.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 –198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Кинельского межрайонного прокурора (ИНН 6317010714) в интересах Дыриной П. К. (<данные изъяты>) к Некоммерческой организации «Региональный оператор <адрес> «Фонд капитального ремонта» (ИНН 6315990666) о возложении обязанности провести капитальный ремонт внутридомовых инженерных систем, подвальных помещений и фасада многоквартирного дома – удовлетворить частично.

Обязать Некоммерческую организацию «Региональный оператор <адрес> «Фонд капитального ремонта» (ИНН 6315990666) обеспечить выполнение работ по капитальному ремонту внутридомовых инженерных систем, подвальных помещений и фасада многоквартирного дома по адресу: <адрес>, в течение 9-ти месяцев со дня вступления в законную силу судебного решения.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течении месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 11.07.2022.

Судья М.А. Наточеева