ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2643/21 от 07.10.2021 Черкесского городского суда (Карачаево-Черкесская Республика)

Дело № 2-2643/21

09RS0001-01-2020-001170-69

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

07 октября 2021 года г. Черкесск

Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской Республики в составе: председательствующей судьи Хохлачевой С.В., при секретаре Умарове М.А.,

с участием представителя истца прокурора Прикубанского района КЧР – старшего помощника прокурора Экба А.А., истца Арсланова А.Ш.,

представителя ответчика Министерства туризма, курортов и молодежной политики по КЧР Токбаевой А.Р., действующей по доверенности,

представителя третьего лица КЧРКП «Дирекция капитального строительства» Ахметовой А.З., действующей по доверенности,

представителя третьего лица Министерства финансов КЧР Байрамкуловой С.Х., действующей по доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по иску Прокурора Прикубанского района Карачаево-Черкесской Республики в интересах семьи Арсланова Адиля Шерпединовича, Арслановой Радимы Теналиевны, несовершеннолетних детей: ФИО2, ФИО3 к Администрации Прикубанского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики о взыскании задолженности по предоставлению меры социальной поддержки в рамках целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей на 2004-2025 годы»,

установил:

Прокурор Прикубанского района КЧР обратился в суд в интересах Арсланова А.Ш., Арслановой Р.Т., несовершеннолетнего ФИО16., ФИО17. с иском к Администрации Прикубанского района КЧР о взыскании задолженности по предоставлению меры социальной поддержки в рамках целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей на 2004-2025 годы» в размере 926265,6 рублей с перечислением в Ставропольское отделение ПАО «Сбербанк». В обоснование указано, что прокуратурой района проведена проверка по обращению Арсланова А.Ш. по факту неполучения социальной выплаты на приобретение жилья. Арсланов А.Ш. и Арсланова Р.Т. 31.08.2016г. заключили договор купли-продажи объекта недвижимости с условием рассрочки платежа с использованием средств ипотечного кредита (возникновение ипотеки в силу закона) с ФИО12, на основании которого ими была приобретена четырехкомнатная квартира общей площадью 81 кв.м. (кн ) по адресу: <адрес>, стоимостью 1950000 руб. Согласно договора оплата бала произведена за счет средств материнского (семейного) капитала 453026 руб. за счет кредитных средств 1496974 руб. Деньги перечислялись на счет ФИО12 На основании кредитного договора от 31.08.2016г., заключенного с ПАО «Сбербанк России», Арслановым А.Ш. и Арслановой Р.Т. получен кредит в размере 1496974 руб. на 360 месяцев под 14,147 % годовых. Кредит предоставлен Арслановым для приобретения готового жилья. Они зарегистрировали свои права на недвижимое имущество по 1/2 доли на каждого. Семье Арслановых КЧРКП «Дирекция капитального строительства» выдано свидетельство № 597 на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создания объекта индивидуального жилищного строительства, которое удостоверяет, что молодая семья Арслановых является участником программы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2016-2020г.г., в соответствии с условиями которой Арслановым предоставляется социальная выплата в размере 926265,6 руб. Свидетельство подлежит представлению в банк дот 17.01.2019г. и оно действительно до 17.07.2019г. Арслановым А.Ш. свидетельство было предъявлено в банк и 24.12.2018г. отправлена заявка на перечисление бюджетных средств на оплату жилья, приобретаемого в рамках программы. Денежные средства должны были быть перечислены в Ставропольское отделение № 5230 ПАО Сбербанк, однако до настоящего времени на расчетный счет в банк не поступали. Таким образом, Арслановы лишены возможности погасить кредит за счет средств программы обеспечения жильем молодых семей. Бездействие ответчика нарушает право молодой семьи на жилище.

В ходе рассмотрения дела протокольно судом привлечено в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Министерство туризма, курортов и молодежной политики по Карачаево-Черкесской Республике. А также произведена замена ненадлежащего ответчика Администрации Прикубанского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики на Министерство туризма, курортов и молодежной политики по Карачаево-Черкесской Республике.

При рассмотрении данного дела истцом неоднократно уточнялись исковые требования в порядке ст. 39 ГПК РФ и в окончательной редакции просили суд обязать Министерство туризма, курортов и молодежной политики по Карачаево-Черкесской Республике включить Арсланова А.Ш., Арсланову Р.Т., ФИО6 Т.А., ФИО6 С.А. как молодую ФИО4 в список претендентов на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения, или создание объекта индивидуального жилищного строительства на 2021 год, обязать Министерство туризма, курортов и молодежной политики по Карачаево-Черкесской Республике предоставить (выплатить) семье Арсланова А.Ш. социальную выплату в размере 936265,60 рублей в рамках целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей на 2004-2025 годы» до 31.12.2021 года, с перечислением в Ставропольское отделение № 5230 ПАО Сбербанк (реквизиты банка получателя: счет 40817810460311115656, БИК 040702615, корр.счет 30101810907020000615, ИНН 7708083893, КПП 090102001.

В настоящем судебном заседании представитель истца поддержала исковые требования и просила удовлетворить.

Представитель ответчика в судебном заседании возражала портив удовлетворения исковых требований, ссылаясь на доводы письменных возражений.

Представители третьих лиц возражали против удовлетворения исковых требований, просили суд отказать в их удовлетворении.

Выслушав лиц, участвующих в деле, их представителей, изучив представленные доказательства, суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

В соответствии с частью 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливаются гарантии социальной защиты.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 8 июля 2014 года № 21-П указал, что одним из важнейших направлений жилищной политики Российской Федерации является принятие органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах своих полномочий мер, направленных на обеспечение условий для осуществления гражданами права на жилище, включая использование бюджетных средств для предоставления в установленном порядке субсидий на приобретение или строительство жилых помещений. Реализация таких мер требует определения категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также установления конкретных форм, источников, порядка и условий обеспечения их жильем с учетом социального статуса и имеющихся у государства финансово-экономических и иных возможностей. При этом, поскольку требование о предоставлении социальных выплат на приобретение жилья непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает, условия их получения определяются законодателем и (или) Правительством Российской Федерации в рамках их компетенции.

Во исполнение предписаний статьи 40 (часть 2) Конституции Российской Федерации, конкретизированных в статье 2 Жилищного кодекса Российской Федерации, и в целях формирования рынка доступного жилья экономкласса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности, а также выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем установленных федеральным законодательством категорий граждан Правительство Российской Федерации постановлением от 17 сентября 2001 года № 675 утвердило федеральную целевую программу «Жилище» на 2002 - 2010 годы, в качестве ее составной части - отдельную подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей», включающую Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, а затем постановлением от 17 декабря 2010 года № 1050 утвердило новую федеральную целевую программу на 2011 - 2015 годы и соответствующие Правила. Закрепив в них право молодых семей на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты и определив условия его возникновения, Правительство Российской Федерации предусмотрело ограничение по возрасту, который для каждого из супругов не должен превышать 35 лет на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи в список претендентов на получение социальной выплаты. В своих определениях Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что такое регулирование нельзя расценивать как нарушающее конституционные права граждан (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27 мая 2010 года № 738-О-О).

Согласно указанным Правилам список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, формируют органы местного самоуправления и представляют их в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, который, в свою очередь, на основании этих списков и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году (пункты 20 и 22).

После утверждения распределения субсидий между бюджетами субъектов Российской Федерации на соответствующий финансовый год и доведения этих сведений до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сводного списка и с учетом размера субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на текущий год из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», утверждает список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году (пункт 23 указанных Правил).

Порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году и форма этого списка определяется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Пунктом 20 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных Постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 31 октября 2013 года № 371 (в редакции от 03 июня 2015 года) «Об утверждении государственной программы «Молодежь Карачаево-Черкесии на 2014-2018 годы», органы местного самоуправления муниципальных образований, отобранных Карачаево-Черкесской Республикой для участия в подпрограмме, до 01 сентября года, предшествующего планируемому, формируют списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в Управление Карачаево-Черкесской Министерство туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики).

Порядок формирования списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка определяются Правительством Карачаево-Черкесской Республики.

Министерство туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики на основании списков молодых семей - участников подпрограммы 1, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления Карачаево-Черкесской Республики, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из республиканского бюджета и (или) местных бюджетов на соответствующий год формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году по форме, утверждаемой Министерством регионального развития Российской Федерации.

Сводный список предоставляется с 2015 года Министерством туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики государственному заказчику подпрограммы, в сроки, установленные государственным заказчиком.

После определения государственным заказчиком подпрограммы размера субсидии, предоставляемой бюджету Карачаево-Черкесской Республики на планируемый год, и доведения этих сведений до Министерства туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики, на основании сводного списка и с учетом объема субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете Карачаево-Черкесской Республики и (или) местных бюджетах на соответствующий год утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году.

Исходя из целей и задач федеральной подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» и с учетом имеющихся финансово-экономических возможностей на период ее действия предусматривается предоставление данной социальной выплаты тем участвующим в подпрограмме семьям, которые на момент включения их органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в список претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году отвечают всем установленным названными Правилами требованиям к молодой семье, в том числе возрастному критерию.

Согласно внесенных изменений в пункт 27 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050 (ред. от 25 августа 2015 года) «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2015-2020 годы», в случае если на момент формирования органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году возраст одного из членов молодой семьи превышает 35 лет, такая семья подлежит исключению из списка молодых семей - участников подпрограммы в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Материалами дела подтверждается, что семья Арслановых, состоящая из четырех человек (Арсланов А.Ш., Арсланова Р.Т., ФИО18ФИО19 являлась участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, подпрограммы Карачаево-Черкесской Республики «Обеспечение жильем молодых семей».

17 декабря 2018 года Арслановым выдано свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства со сроком действия до 17 июля 2019 года (включительно). Свидетельство подлежало предъявлению в банк до 17 января 2019 года.

Из содержания статей 72, 76 Конституции Российской Федерации и части 1 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что жилищное законодательство отнесено к предмету совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, и (или) в отношении иных (кроме малоимущих) категорий граждан по основаниям, предусмотренным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Постановлением Правительства РФ № 1050 от 17 декабря 2010 г. утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2011 - 2015 годы.

С 01 января 2018г. мероприятия федеральной целевой программы «Жилище» интегрированы в состав государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (далее - Программа) в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2017 г. № 1243 «О реализации мероприятий федеральных целевых программ, интегрируемых в отдельные государственные программы Российской Федерации», согласно которой молодые семьи смогут улучшить жилищные условия в рамках мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг». Порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья устанавливается приложением № 1 - Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.

Согласно пункту 3 названных Правил, право молодой семьи - участницы мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» на получение социальной выплаты удостоверяется именным документом - свидетельством о праве на получение социальной выплаты.

Размер социальной выплаты рассчитывается на дату выдачи свидетельства, указывается в свидетельстве и остается неизменным в течение всего срока его действия (п. 17).

Согласно п. 25 Правил, утвержденных Постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050 "О федеральной целевой программе «Жилище» на 2015 - 2020 годы, порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В первую очередь в указанные списки включаются молодые семьи - участники подпрограммы, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, имеющие 3 и более детей.

В период возникновения права семьи Арслановых в 2018 году, государственная поддержка в решении жилищной проблемы молодым семьям на территории Карачаево-Черкесской Республики предоставлялась в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище на 2015-2020 годы», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010г. № 1050 (далее - Подпрограмма).

Исходя из содержания паспорта Подпрограммы, на 2015-2020 годы, основными источниками финансирования подпрограммы являются: средства федерального бюджета, предоставляемые в форме субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование мероприятий подпрограммы; средства бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов; средства кредитных и других организаций, предоставляющих молодым семьям кредиты и займы на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома, в том числе ипотечные; средства молодых семей, используемые для частичной оплаты стоимости приобретаемого жилого помещения или строительства жилого дома.

Постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 31 января 2019 года № 34 «О государственной программе «Развитие туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики» с 01 апреля 2019 года были утверждены основные показатели подпрограммы 4 «Обеспечение жильем молодых семей». Согласно этому постановлению ответственным исполнителем подпрограммы 4 (соисполнителем государственной программы) было определено Министерство туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики.

Целью подпрограммы 4 «Обеспечение жильем молодых семей» была названа Государственная поддержка решения жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке, нуждающимися в улучшении жилищных условий, а задачей - предоставление молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья эконом-класса или строительство индивидуального жилого дома эконом-класса. При этом согласно целевым показателям (индикаторам) подпрограммы 4 количество молодых семей, улучшивших жилищные условия при оказании содействия за счет средств федерального бюджета, республиканского бюджета и местных бюджетов, (единиц), должно было составить: в 2019 году - 145, в 2020 году - 55, в 2021 году - 58. Сроки реализации подпрограммы 4 определены с 01 января 2019 года по 31 декабря 2023 года.

До 01 апреля 2019 года на территории Карачаево-Черкесской Республики действовало и подлежало применению Постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 31 октября 2013 года № 364 «Об утверждении государственной программы «Развитие туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики на 2016-2020 годы», которое содержало аналогичные положения и схожие показатели.

В порядке, установленном вышеназванными нормативными правовыми актами, семья Арслановых в составе 4-х человек, стала участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы», и им было выдано свидетельство о праве на получение социальной выплаты от 17 декабря 2018 года № 597. Указанное свидетельство было предъявлено в банк для открытия специального счета, на который подлежала зачислению социальная выплата в размере 926265,6 руб. Однако до настоящего времени эта социальная выплата семье Арслановых не предоставлена.

Как установлено судом, и следует из пояснений сторон, а также в соответствии с установленными вышеназванными нормативными правовыми актами, семья из 4-ти человек в составе Арсланова А.Ш., Арслановой Р.Т., Арсланова Т.А., Арсланова С.А. стала участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы», и им было выдано свидетельство о праве на получение социальной выплаты от 17 декабря 2018 года № 597. Указанное свидетельство было предъявлено в банк для открытия специального счета, на который подлежала зачислению социальная выплата в размере 926265,6 руб. Однако до настоящего времени эта социальная выплата не предоставлена.

В соответствии с пунктом 35 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (далее - Правил), являющихся Приложением № 4 к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1050, социальная выплата предоставляется владельцу свидетельства о праве на получение социальной выплаты в безналичной форме путем зачисления соответствующих средств на его банковский счет, открытый в банке, на основании заявки банка на перечисление бюджетных средств. Владелец свидетельства о праве на получение социальной выплаты в течение 1 месяца со дня его выдачи сдает это свидетельство в банк. Банк заключает с владельцем свидетельства о праве на получение социальной выплаты договор банковского счета и открывает на его имя банковский счет для учета средств, предоставленных в качестве социальной выплаты.

Договор банковского счета заключается на срок, оставшийся до истечения срока действия свидетельства о праве на получение социальной выплаты (пункт 36 Правил).

Согласно пункту 46 Правил банк в течение одного рабочего дня после вынесения решения о принятии договора купли-продажи жилого помещения, документов на строительство и документов, предусмотренных пунктами 41, 42, 44 и подпунктами «а» и «б» пункта 45 настоящих Правил, направляет в орган местного самоуправления заявку на перечисление бюджетных средств в счет оплаты расходов на основании указанных документов.

Пунктом 47 Правил предусмотрено, что орган местного самоуправления в течение 5 рабочих дней со дня получения от банка заявки на перечисление средств из местного бюджета на банковский счет проверяет ее на соответствие данным о выданных свидетельствах о праве на получение социальной выплаты и при их соответствии перечисляет банку средства, предоставляемые в качестве социальной выплаты.

Социальная выплата считается предоставленной участнику подпрограммы со дня исполнения банком распоряжения распорядителя счета о перечислении банком зачисленных на банковский счет распорядителя счета средств (пункт 50 Правил).

Подпунктом «а» пункта 49 Правил предусмотрено, что по соглашению сторон договор банковского счета может быть продлен, если до истечения срока действия договора банковского счета банк принял договор купли-продажи жилого помещения, документы на строительство и документы, предусмотренные пунктами 41, 42, 44, подпунктами «а» и «б» пункта 45 и пунктом 45(1) настоящих Правил, но оплата не произведена.

Пунктом 52 Правил установлено, что если владелец свидетельства о праве на получение социальной выплаты по какой-либо причине не смог в установленный срок действия этого свидетельства воспользоваться правом на получение выделенной ему социальной выплаты, он представляет в орган местного самоуправления, выдавший свидетельство, справку о закрытии договора банковского счета без перечисления средств социальной выплаты и сохраняет право на улучшение жилищных условий, в том числе на дальнейшее участие в подпрограмме на общих основаниях.

31.08.2016 года Арслановым А.Ш. и Арслановой Р.Т. был заключен кредитный договор с ПАО «Сбербанк России» по продукту «Приобретение готового жилья» - квартиры, площадью 81 кв.м., расположенной по адресу: КЧР, <адрес>, с условием заключения предварительного договора купли-продажи от 22.08.2016 года.

31.08.2016 года Арслановыми также был подписан договор купли-продажи недвижимости на указанное имущество с ФИО12 с условием о рассрочке платежа с использованием средств ипотечного кредита (возникновение ипотеки в силу закона). Согласно п. 2.1 данного договора недвижимость приобретается у продавца за счет: средства материнского (семейного) капитала является первоначальным взносом при ипотеке, по государственному сертификату Пенсионного фонда РФ по КЧР в <адрес> от 26.02.2016г. в размере 453026 руб.; кредитный средств в размере 1496974 руб., предоставляемых им ПАО «Сбербанк России».

Согласно выписки из ЕРГН от 07.09.2016 года договор зарегистрирован на праве общей долевой собственности по 1/2 доли на каждого, № регистрации и .

Согласно письма Администрации Прикубанского муниципального района КЧР от 07.11.2016 года № 2857 на заявление Арсланова А.Ш. о предоставлении информации о включении в очередь по программе «Обеспечение жильем молодых семей на 2016-2020 годы», семья Арсланова А.Ш. зарегистрирована в очереди на улучшение жилищных условий под № 681 с 14.11.2014 года согласно постановлению администрации Прикубанского муниципального района от 01.11.2016 № 854 «О внесении изменении в постановление администрации Прикубанского муниципального района от 05.02.2013 № 79 «Об утверждении списка учета граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий».

19.12.2018г. Арсланову А.Ш. в ПАО «Сбербанк России» открыт банковский счет для обслуживания подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей».

20.12.2018 года Арслановым А.Ш. было подано заявление-поручение в ПАО «Сбербанк России» на перевод денежных средств со счета, открытого на его имя, за оплату средствами субсидии за приобретение жилого помещения по кредитному договору 40374584 от 31.08.2016г.

Согласно копии технического паспорта ФАО «Ростехинвентаризация» - Федеральное БТИ» по КЧР от 03.03.2007г., жилой дом, в котором истцами приобретена квартира, 1989 года постройки.

Статьей 29 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что одним из основных принципов бюджетной системы является принцип единства бюджетной системы Российской Федерации, который означает единство бюджетного законодательства Российской Федерации, принципов организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Поскольку государство, включая молодую семью Джегутановой М.Ф. в качестве участника указанной подпрограммы, и признавая тем самым ее право на получение социальной выплаты, взяло на себя определенное публично-правовое обязательство по ее социальной поддержке, то исключается произвольный отказ от него.

Довод ответчиков, что свидетельство, выданное семье Джегутановых 10.12.2018, удостоверяющее их право на получение социальной выплаты, являлось недействительным ввиду окончания срока его действия, в связи с чем, является необоснованным, поскольку из содержания пункта 36 Правил договор банковского счета заключается на срок, оставшийся до истечения срока действия свидетельства о праве на получение социальной выплаты, а согласно подпункту «а» пункта 49 Правил следует возможность продления договора банковского счета в случаях, когда банком принят договор купли-продажи, однако оплата по нему не произведена. То есть оплата может быть произведена уже после истечения срока действия свидетельства.

По данному делу юридически значимым обстоятельством являлось выяснение судом вопроса о том, был ли истцами, как участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы, подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Московской области «Жилище» и подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», нарушен порядок и сроки при реализации права на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения.

Как установлено судом, семья Арслановых реализовала право на улучшение жилищных условий, приобрела по договору купли-продажи жилое помещение, переход права собственности на них зарегистрирован, свидетельство выдано, однако не исполнено, что исключает возможность сохранения за Арслановыми права на улучшение жилищных условий, в том числе на дальнейшее участие в подпрограмме на общих основаниях в соответствии с пунктом 52 вышеуказанных Правил и лишило их возможности реализовать право на получение социальной выплаты.

Руководствуясь вышеизложенными нормами действующего законодательства, оценив представленные доказательства в их совокупности с пояснениями сторон и обстоятельствами дела, суд пришел к выводу о том, что молодая семья Арслановых, в установленном законом порядке признанная нуждающейся в жилом помещении, претендующая на реализацию своего права по установленным условиям вышеуказанной федеральной программы, вправе получить меры социальной поддержки.

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований и удовлетворении в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Прокурора Прикубанского района Карачаево-Черкесской Республики в интересах семьи Арсланова Адиля Шерпединовича, Арслановой Радимы Теналиевны, несовершеннолетних детей: Арсланова Тамирлана Адильевича, Арсланова Сулеймана Адильевича к Министерству туризма, курортов и молодежной политики по Карачаево-Черкесской Республике – удовлетворить.

Обязать Министерство туризма, курортов и молодежной политики по Карачаево-Черкесской Республике включить Арсланова Адиля Шерпединовича, Арсланову Радиму Теналиевну, Арсланова Тамирлана Адильевича, Арсланова Сулеймана Адильевича как молодую семью в список претендентов на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения, или создание объекта индивидуального жилищного строительства на 2021 год.

Обязать Министерство туризма, курортов и молодежной политики по Карачаево-Черкесской Республике предоставить (выплатить) семье Арсланова Адиля Шерпединовича социальную выплату в размере 936265,60 рублей в рамках целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей на 2004-2025 годы» до 31.12.2021 года, с перечислением в Ставропольское отделение № 5230 ПАО Сбербанк (реквизиты банка получателя: счет 40817810460311115656, БИК 040702615, корр.счет 30101810907020000615, ИНН 7708083893, КПП 090102001.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд КЧР с подачей апелляционной жалобы через Черкесский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме. Мотивированное решение изготовлено 07.10.2021г.

Судья Черкесского городского суда С.В. Хохлачева