ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2644/17 от 08.11.2017 Магаданского городского суда (Магаданская область)

Дело № 2-2644/2017 08 ноября 2017 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МАГАДАНСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ

В составе:

судьи Марковой О.Ю.

при секретаре Бодровой Е.П.

с участием: с участием: истца ФИО1, представителя ответчика – ФИО2, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ.

рассмотрев в помещении Магаданского городского суда в открытом судебном заседании в городе Магадане 08 ноября 2017 года гражданское дело по иску ФИО1 к Магаданскому областному государственному казенному учреждению «Центр занятости населения города Магадана» о признании незаконным приказа в части установления размера пособия по безработице, возложении обязанности назначить пособие по безработице как лицу из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, впервые ищущему работу, в размере уровня средней заработной платы, сложившегося в Магаданской области,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в Магаданский городской суд с вышеназванным иском к ГКУ ЦЗН г. Магадана.

В обоснование требований указано, что истец относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

Приказом ГКУ ЦЗН г. Магадана от 04.10.2017 г. истец признан безработным, и на основании приказа от 04.10.2017 г. ему назначено пособие по безработице на период с 25.09.2017 г. по 24.03.2018 г. в размере минимальной величины, увеличенной на размер районного коэффициента (1445 рублей в месяц).

Утверждает, что ответчиком решение об установлении размера пособия в вышеназванной сумме принято исходя из того, что в период с 17.07.2013 г. по 16.08.2013 г., с 17.07.2014 г. по 16.08.2014 г., с 16.07.2015 г. по 14.08.2015 г. истец работал в Областном государственном казённом учреждении для детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Магаданский областной детский дом». При этом трудоустройство в указанных случаях происходило без участия службы занятости, поэтому истец не относится к лицам, впервые ищущим работу.

Считает, что решение ответчика в части размера назначенного пособия противоречит п. 5 ст. 9 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», т.к. в названные периоды работы истец являлся несовершеннолетним, принимал участие во временных работах в свободное от учебы время, и работа являлась для него трудовой адаптацией, приобретением трудовых навыков.

Просит суд признать незаконным решение ГКУ ЦЗН г. Магадана, оформленное приказом от 04 октября 2017 г. в части назначения пособия по безработице в размере минимальной величины, увеличенной на размер районного коэффициента и обязать ответчика назначить пособие по безработице как лицу из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, впервые ищущему работу, в размере уровня средней заработной платы, сложившегося в Магаданской области на дату регистрации в качестве безработного, взыскать расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.

В судебном заседании истец исковые требования поддержал, просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признал и просил отказать в их удовлетворении, пояснив, что в трудовой книжке истца содержатся записи о его работе в периоды с 17.07.2013 г. по 16.08.2013 г., с 17.07.2014 г. по 16.08.2014 г., с 16.07.2015 г. по 14.08.2015 г. в Областном государственном казённом учреждении для детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Магаданский областной детский дом», поэтому он не может быть отнесен к категории лиц, ищущих работу впервые.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, доказательства, представленные в материалы настоящего гражданского дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений. Гражданское судопроизводство должно способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду.

В соответствии с ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

В силу статьи 1 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход.

Согласно статье 2 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» занятыми считаются граждане, работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ (кроме граждан, участвующих в общественных работах и указанных в пункте 3 статьи 4 настоящего Закона) и осуществления полномочий членов избирательных комиссий, комиссий референдума с правом решающего голоса не на постоянной (штатной) основе; занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам; выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов (артелей).

Частью 2 статьи 3 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» установлено, что решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации.

Как установлено в судебном заседании, ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ рождения относится к категории лиц из числа детей-сирот и оставшимся без попечения родителей, в связи с тем, что его мать лишена родительских прав, а отец умер ДД.ММ.ГГГГ.

Данное обстоятельство подтверждается справкой департамента образования от ДД.ММ.ГГГГ

Таким образом, в настоящее время истец является совершеннолетним, однако не достиг возраста 23 лет, в связи с чем, по настоящее время относится к категории лиц, оставшихся без попечения родителей, и имеет право на дополнительные гарантии, установленные Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

25 сентября 2017 г. истец обратился ГКУ ЦЗН г. Магадана в целях постановки на учет в качестве безработного и получения пособия по безработице.

Приказом ГКУ ЦЗН г. Магадана от 04 октября 2017 г. истец признан безработным с 25 сентября 2017 г.

На основании приказа ГКУ ЦЗН г. Магадана от 04 октября 2017 г. истцу с 25 сентября 2017 г. назначено пособие по безработице на период с 25 сентября 2017 г. по 24 марта 2018 г. в размере 1445 рублей.
Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя.

Федеральным законом от 01.05.2017 N 89-ФЗ в вышеназванный закон внесены изменения, которые вступили в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования (опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru – 01 мая 2017), т.е. 12 мая 2017 г.

Поскольку с заявлением о признании безработным истец обратился 25 сентября 2017 г., то к возникшим правоотношениям подлежит применению Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в ред. от 01.05.2017 г.).

В силу п. 5 ст. 9 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в ред. от 01.05.2017 г.) впервые ищущим работу (ранее не работавшим) и впервые признанным органами службы занятости в установленном порядке безработными детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, пособие по безработице и стипендия в связи с прохождением ими профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости выплачиваются в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации".

В соответствии с ст. 34.1 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 29.07.2017) "О занятости населения в Российской Федерации" впервые ищущим работу (ранее не работавшим) и впервые признанным органами службы занятости в установленном порядке безработными детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, пособие по безработице и стипендия во время прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости устанавливаются и выплачиваются в соответствии с пунктами 2 и 3 настоящей статьи.

Указанные в абзаце первом настоящего пункта лица, которые ранее по направлению органов службы занятости были временно трудоустроены в свободное от учебы время, принимали участие в общественных работах, а также проходили производственную практику, предусмотренную образовательными программами, признаются впервые ищущими работу (ранее не работавшими).

Лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, пособие по безработице устанавливается и выплачивается в течение шести месяцев со дня регистрации в качестве безработных в размере среднемесячной начисленной заработной платы в соответствующем субъекте Российской Федерации на дату регистрации их в качестве безработных.

Из трудовой книжки ФИО1 усматривается, что в периоды с 17.06.2013 г. по 16.07.2013 г., с 17.07.2013 г. по 16.08.2013 г., с 16.06.2014 г. по 15.07.2014 г., с 17.07.2014 г. по 16.08.2014 г., с 16.06.2015 г. по 15.07.2015 г., с 16.07.2015 г. по 14.08.2015 г. он работал временно помощником воспитателя в Областном государственном казённом образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Магаданский областной детский дом».

При этом в периоды с 17.06.2013 г. по 16.07.2013 г., с 16.06.2014 г. по 15.07.2014 г., с 16.06.2015 г. по 15.07.2015 г. ФИО1 работал по направлению ГКУ ЦЗН г. Магадана, а в периоды с 17.07.2013 г. по 16.08.2013 г., с 17.07.2014 г. по 16.08.2014 г. и с 16.07.2015 г. по 14.08.2015 г. трудоустраивался самостоятельно (в отсутствие направления ГКУ ЦЗН г. Магадана и иных центров занятости, находящихся на территории Магаданской области), что подтверждается карточками персонального учета гражданина, ищущего работу, и пояснениями сторон в судебном заседании.

Учитывая, что истец в периоды с 17.07.2013 г. по 16.08.2013 г., с 17.07.2014 г. по 16.08.2014 г. и с 16.07.2015 г. по 14.08.2015 г. работал в Областном государственном казённом образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Магаданский областной детский дом» в отсутствие направления органа службы занятости, то он с учетом положений пункта 1 статьи 34.1 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» не может быть признан впервые ищущим работу (ранее не работавшим).

При таких обстоятельствах, отсутствуют основания считать ФИО1 впервые ищущим работу (ранее не работавшим) и впервые признать безработным.

Доказательств, позволяющих прийти к иному выводу, равно как и доказательств того, что в данные периоды ФИО1 проходил производственную практику или осуществлял общественную работу, материалы дела не содержат.

В указанной связи доводы истца о том, что работа в периоды с 17.07.2013 г. по 16.08.2013 г., с 17.07.2014 г. по 16.08.2014 г. и с 16.07.2015 г. по 14.08.2015 г. являлась временным трудоустройством несовершеннолетнего как трудовая адаптация, испытание способности к работе, приобретение трудовых навыков и не является основанием для утраты им права на получение пособия по безработице в размере уровня средней заработной платы, сложившегося в Магаданской области, в свете изменившегося с 12 мая 2017 г. правового регулирования, являются несостоятельными.

Каких-либо оснований для применения к спорным правоотношениям, возникшим между сторонами 25 сентября 2017 г., Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в редакции, действовавшей до 12 мая 2017 г., в ходе рассмотрения настоящего дела судом не установлено, и истцом такие основания не приведены.

Поскольку истец не относится к категории лиц впервые ищущих работу (ранее не работавших) и впервые признанным органами службы занятости в установленном порядке безработным, то ГКУ ЦЗН г. Магадана не имелось оснований для установления и выплаты в течение шести месяцев со дня регистрации в качестве безработного пособия по безработице в размере среднемесячной начисленной заработной платы в Магаданской области на дату регистрации его в качестве безработного.

В силу пункта 2 статьи 30 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» пособие по безработице во всех иных случаях, в том числе гражданам, впервые ищущим работу (ранее не работавшим); стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва; уволенным за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации; уволенным по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевшим в этот период оплачиваемую работу менее 26 недель, а также гражданам, направленным органами службы занятости на обучение и отчисленным за виновные действия, устанавливается в размере минимальной величины пособия по безработице, если иное не предусмотрено настоящим Законом.

Гражданам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах и местностях, где применяются районные коэффициенты к заработной плате, пособие по безработице, установленное в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличивается на размер районного коэффициента.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 декабря 2016 года № 1326 на 2017 год минимальная величина пособия по безработице установлена в размере 850 рублей и максимальная величина пособия по безработице в размере 4900 рублей.

Соответственно, с учетом районного коэффициента размер пособия по безработице в Магаданской области составляет 1445 рублей.

Исходя из того, что истец не относится к категории лиц, впервые ищущих работу (ранее не работавших) и впервые признанным органами службы занятости в установленном порядке безработным, ему не подлежит назначению пособие по безработице в соответствии с пунктом 2 статьи 34.1 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», суд приходит к выводу, что ответчик обоснованно принял решение об установлении истцу пособия по безработице в размере 1 445 рублей.

Нарушений при вынесении оспариваемого приказа, в том числе и тех, ссылка на которые содержится в иске, по материалам дела не установлено.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд пришел к выводу, что приказ ГКУ ЦЗН г. Магадана от 04 октября 2017 г. в части назначения истцу пособия по безработице в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента, соответствует требованиям действующего законодательства, и оснований для признания его незаконным не имеется.

Поскольку суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении требования истца о признании незаконным приказа ГКУ ЦЗН г. Магадана от 04 октября 2017 г. в части назначения истцу пособия по безработице в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента, отсутствуют основания для возложения на ответчика обязанности назначить истцу пособие по безработице как лицу из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, впервые ищущему работу, в размере уровня средней заработной платы, сложившегося в Магаданской области на дату регистрации в качестве безработного.
Таким образом, суд на основании установленных ст. ст. 19, 123 Конституции Российской Федерации и ст. ст. 6, 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации принципов равенства сторон перед судом, диспозитивности и состязательности сторон по гражданскому спору, а также положений ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, которая обязывает стороны самостоятельно доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются, суд приходит к выводу о том, что исковые требования ФИО1 не подлежат удовлетворению в полном объеме.

С учетом того, что в удовлетворении исковых требований отказано в полном объеме, оснований, предусмотренных ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для взыскания в пользу истца с ответчика расходов по уплате государственной пошлины в сумме 300 рублей, не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, суд,

РЕШИЛ:

ФИО1 в удовлетворении исковых требований к Магаданскому областному государственному казенному учреждению «Центр занятости населения города Магадана» о признании незаконным приказа в части установления размера пособия по безработице, возложении обязанности назначить пособие по безработице как лицу из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, впервые ищущему работу, в размере уровня средней заработной платы, сложившегося в Магаданской области, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Магаданский областной суд через Магаданский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Установить днем изготовления решения суда в окончательной форме – 10 ноября 2017 года.

Судья О.Ю. Маркова