Заочное Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 сентября 2017 года г.Усолье-Сибирское
Усольский городской суд Иркутской области в составе: председательствующего судьи Демидовой Г.Г., при секретаре Морозовой О.А., с участием представителя истца ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2646/2017 по исковому заявлению администрации города Иркутска к ФИО2 о взыскании суммы неуплаченного НДС,
У С Т А Н О В И Л:
В обосновании исковых требований представителем истца указано, что 14 апреля 2015 года между Администрацией города Иркутска, как продавцом и ФИО2, как покупателем, был заключен Договор № 11/15 купли-продажи нежилого помещения (Объекта приватизации), расположенного по адресу: <адрес>. В соответствии с п. 1.1. Договора, продавец обязуется передать в собственность покупателя Объект приватизации: нежилое помещение, расположенное в подвале 4-этажного кирпичного жилого дома, общей площадью 66,40 кв.м (номер на поэтажном плане 21-25), по адресу: <адрес>,далее по тексту Имущество, а Покупатель обязуется принять Имущество и уплатить цену в размере 1 300 000 (один миллион триста тысяч) рублей без учета НДС.
С учетом п. 1.6. Договора, Цена Договора приравнивается к продажной цене Имущества и составляет 1 300 000 (один миллион триста тысяч) рублей без учета НДС.
21.04.2015 года на основании Акта приема-передачи, Продавец передал в собственность Покупателя вышеназванное имущество. Согласно указанному акту, Покупателем оплачена сумма в размере 1 300 000 (один миллион триста тысяч) рублей.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации передача имущественных прав на территории Российской Федерации признается объектом налогообложения.
В силу императивного указания закона, ч. 1 ст. 168 Налогового кодекса Российской Федерации, при передаче имущественных прав налогоплательщик дополнительно к цене передаваемых имущественных прав обязан предъявить к оплате покупателю имущественных прав соответствующую сумму налога.
На момент заключения договоров купли-продажи №11/15 от 14.04.2015, Ответчику было известно, что цена имущества указана без учета НДС, возражений по цене имущества Ответчик не имел, договор подписан сторонами без разногласий, таким образом, цена договора сторонами была согласована без учета НДС.
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, а также передача имущественных прав. При этом пп. 3 п. 2 данной статьи установлено, что не признается объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость передача имущества государственных и муниципальных предприятий, выкупаемого в порядке приватизации.
Однако, в отношении операций по реализации муниципального казенного имущества, не входящего в состав имущественного комплекса государственных и муниципальных предприятий и выкупаемого в порядке приватизации, вышеуказанные положения пп. 3 п. 2 ст. 146 Кодекса не применяются.
Поскольку имущество, указанное в договоре купли-продажи № 11/15 от 14.04.2015 г., включено в состав имущества муниципальной казны, не является имуществом государственных и муниципальных предприятий, выкупаемого в порядке приватизации, проведенная операция не подпадает под действие п.п. 3 п. 2 ст. 146 НК РФ, и подлежит налогообложению на общих основаниях.
Пунктом 3 ст. 161 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что при реализации (передаче) на территории Российской Федерации государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации (передачи) этого имущества с учетом налога. При этом налоговая база определяется отдельно при совершении каждой операции по реализации (передаче) указанного имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются покупатели (получатели) указанного имущества, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Указанные лица обязаны исчислить расчетным методом, удержать из выплачиваемых доходов и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.Указанная норма освобождает физических лиц от обязанностей налогового агента, но не освобождает от обязанностей налогоплательщика.
Согласно подпункту 1 п. 5 ст. 173 НК РФ сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется лицами, не являющимися налогоплательщиками этого налога, в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога.
П. 1 ст. 24 НК РФ, налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации. П. 4 ст. 24, 4. Налоговые агенты перечисляют удержанные налоги в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом для уплаты налога налогоплательщиком.
Из буквального толкования п. 3 ст. 161 НК РФ следует, что на физических лиц, приобретающих муниципальное имущество, закон не возлагает обязанностей налогового агента. По смыслу данной нормы, налоговые агенты обязаны совершить следующие действия: исчислить налог (рассчитать его размер), удержать этот налог у покупателя и уплатить его в бюджет. Это значит, что после того как налоговый агент рассчитал сумму налога, покупатель обязан перечислить ему всю сумму, а налоговый агент в свою очередь обязан после получения данной суммы от покупателя, подать в соответствующий налоговый орган декларацию и перечислить всю полученную сумму НДС в бюджет.
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством, покупатель, являющийся физическим лицом, производит оплату по договору купли-продажи в размере, установленном данным договором вместе с НДС. А продавец в свою очередь обязан перечислить всю сумму НДС в соответствующий бюджет. Аналогичной позиции придерживается и Воронежский областной суд в апелляционном определении от 20.05.2014 № 33-2578.
Из положений вышеприведенных правовых норм следует, что администрация города Иркутска вправе обеспечить перечисление налога на добавленную стоимость в доход федерального бюджета после перечисления указанным физическим лицом всех сумм по договору. Указанная позиция высказана Пермским краевым судом в апелляционном определении от 21.08.2013 по делу № 33-7752.
В случае, если ответчик не оплатит сумму НДС, администрация г. Иркутска не сможет исполнить свою обязанность по перечислению налога в бюджет. И федеральный бюджет понесет убытки в размере 234 000,00 рублей.
В силу всеобщности, обязательности налогообложения и равенства участников налоговых правоотношений, а так же учитывая, что на основании ст. 50 Бюджетного кодекса РФ налог на добавленную стоимость подлежит зачислению в федеральный бюджет, недопустима неуплата налога на добавленную стоимость с операций по реализации упомянутого имущества в зависимости от того, каким именно лицом приобретается вышеназванное имущество.
Действующее законодательство не предусматривает обязанности продавца за счет собственных средств производить оплату НДС в бюджет. Законодательство о налогах прямо возлагает обязанность по уплате налога на добавленную стоимость на покупателя, в независимости от того, приобретается товар или имущество.
Покупатели, физические лица, приобретая в магазинных товар, в том числе, оплачивают и НДС, а продавец в свою очередь перечисляет данный налог (путем заполнения соответствующей декларации) в бюджетную систему. Аналогичная схема действует и при продаже муниципального имущества.
Ответчик не зарегистрирован как индивидуальный предприниматель, в связи с чем, он не является налоговым агентом и на него не возложена обязанность по перечислению в бюджет НДС. Следовательно, обязанность по перечислению суммы НДС в соответствующий бюджет по договору купли-продажи нежилого недвижимого имущества № 11/15 от 14.04.2015 возложена на лицо, реализующее это имущество. При этом обязанность по оплате указанного налога у физического лица сохраняется.
В силу ст. 11 Налогового кодекса РФ физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, но не зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, являются плательщиками налогов как индивидуальные предприниматели, в том числе налога на добавленную стоимость.
Ответчик, является покупателем муниципального имущества, и приобрел данное имущество не для личных нужд физического лица, так как приобретено нежилое помещение, в связи с чем обязан уплачивать налог на добавленную стоимость.
Статья 164 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) определяет налоговые ставки. В ч. 1 и 2 содержится исчерпывающий перечень товаров, работ, услуг облагающихся по ставке 0% и 10%. Согласно ч. 3 ст. 164 НК РФ, налогообложение производится по налоговой ставке 18 % в случаях, не указанных в п. 1, 2 и 4 настоящей статьи. Так как, пункты 1,2 и 4 не определяют размер налогообложения при продаже нежилого помещения, следовательно, такая операция облагается налогом на добавленную стоимость по ставке 18 %.
В том случае, когда условия договора купли-продажи муниципального имущества о цене содержат прямое указание на то, что цена определена без учета НДС, налоговой базой по НДС признается указанная в договоре стоимость имущества без НДС и сумма НДС рассчитывается «сверх» цены договора (пункт 17 Постановления ВАС РФ от 30.05.2014 № 33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость», Постановление Президиума ВАС РФ от 29.09.2010 № 7090/10 по делу № А05-18763/2009, пункт 15 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 24.01.2000 № 51 «Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда»).
В письме от 21.09.2012 № 03-07-14/95 «О применении НДС при реализации нежилого помещения», Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ разъяснил, что при продаже нежилого помещения налог на добавленную стоимость исчисляется со всей стоимости этого помещения.
Таким образом, налог на добавленную стоимость с продажи нежилого помещения по договору № 11/15 от 14.04.2015 должен быть начислен в размере 18% сверх цены, установленной договором.
Сумма НДС рассчитывается по формуле: Цена * 18% = Сумма НДС, подлежащая уплате.
В соответствии с п. 1.4. Договора № 11/15от 14.04.2015, продажная цена имущества 1 300 000 (один миллион триста тысяч)рублей без учета НДС. Сумма НДС в данном случае составляет 234 000,00 рублей, из расчета: 1 300 000,00 * 18 % = 234 000,00 рублей.
После заключения Договора, Покупатель произвел расчет с Продавцом, в размере 1 300 000 (один миллион триста тысяч) рублей, без учета НДС, таким образом, Покупатель не осуществил оплату НДС.
31.07.2017 в адрес ФИО2 было направлено письмо № 505-71-8694/17 от 28.07.2017с требованием оплатить сумму НДС в размере 234 000,00 рублей. Письмо было направлено почтовой связью, что подтверждается списком внутренних почтовых отправлений № 141 от 31.07.2017.Однако ответ на данное письмо не поступил, в связи с чем, возможность досудебного урегулирования спора отсутствует.
Просит взыскать с ФИО2 сумму неуплаченного НДС в размере 234 000 (двести тридцать четыре тысячи) рублей.
В судебном заседании представитель истца ФИО1 поддержала исковые требования по основаниям, изложенным в заявлении.
Ответчик ФИО2 в судебное заседание не явилась, извещалась о времени и месте слушания дела надлежащим образом по средствам почтовой связи по адресу указанному в исковом заявлении, возврат почтового конверта с отметкой «истек срок хранения». Поскольку суд принял меры к извещению ответчика, и с согласия представителя истца, полагает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие ответчиков в порядке заочного производства.
Представитель третьего лица МИФНС № 20 по Иркутской области в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте надлежаще.
Суд, выслушав представителя истца, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 420 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
В силу пункта 1 статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора.Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Согласно пункту 1 статьи 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон.
В судебном заседании установлено, что 14 апреля 2015 года между Администрацией города Иркутска и ФИО2 заключен Договор № 11/15 купли-продажи нежилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> (л.д.8-11).
В соответствии с п. 1.1. Договора, продавец обязуется передать в собственность покупателя Объект приватизации: нежилое помещение, расположенное в подвале 4-этажного кирпичного жилого дома, общей площадью 66,40 кв.м (номер на поэтажном плане 21-25), по адресу: <адрес>, а Покупатель обязуется принять и уплатить цену в размере 1 300 000 (один миллион триста тысяч) рублей без учета НДС.
С учетом п. 1.6. Договора цена приравнивается к продажной цене имущества и составляет 1 300 000 (один миллион триста тысяч) рублей без учета НДС.
21.04.2015 года на основании Акта приема-передачи (л.д.12), истец передал в собственность ФИО2 вышеназванное имущество, последней оплачена сумма в размере 1 300 000 (один миллион триста тысяч) рублей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 143 НК РФ налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются: организации; индивидуальные предприниматели; лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (далее в настоящей главе - налог) в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, определяемые в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.
Согласно пункту 1 статьи 146 НК РФ объектом налогообложения признаются следующие операции: реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении «отступного» или новации, а также передача имущественных прав.
Пунктом 2 статьи 146 НК РФ определен перечень операций, не признаваемых объектами налогообложения налогом на добавленную стоимость. В данный перечень включены передача имущества государственных и муниципальных предприятий, выкупаемого в порядке приватизации; выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления.
Операция по реализации государственного и муниципального имущества, не входящего в состав имущественного комплекса государственных и муниципальных предприятий, выкупаемого в порядке приватизации, в перечне, указанном в пункте 2 статьи 146 НК РФ, не предусмотрены.
Учитывая изложенное, операция по реализации муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость.
В соответствии с пунктом 3 статьи 161 НК РФ при реализации (передаче) на территории Российской Федерации государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации (передачи) этого имущества с учетом налога. При этом налоговая база определяется отдельно при совершении каждой операции по реализации (передаче) указанного имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются покупатели (получатели) указанного имущества, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Указанные лица обязаны исчислить расчетным методом, удержать из выплачиваемых доходов и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.
В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 мая 2014 № 33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взимаемых налога на добавленную стоимость» по смыслу положений пунктов 1 и 4 статьи 168 НК РФ сумма налога, предъявляемая покупателю при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав, должна быть учтена при определении окончательного размера указанной в договоре цены и выделена в расчетных и первичных учетных документах, счетах-фактурах отдельной строкой. При этом бремя обеспечения выполнения этих требований лежит на продавце как налогоплательщике, обязанном учесть такую операцию по реализации при формировании налоговой базы и исчислении подлежащего уплате в бюджет налога по итогам соответствующего налогового периода.В связи с этим, если в договоре нет прямого указания на то, что установленная в нем цена не включает в себя сумму налога и иное не следует из обстоятельств, предшествующих заключению договора, или прочих условий договора, судам надлежит исходить из того, что предъявляемая покупателю продавцом сумма налога выделяется последним из указанной в договоре цены, для чего определяется расчетным методом (пункт 4 статьи 164 Кодекса).
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством, покупатель, являющийся физическим лицом, производит оплату по договору купли-продажи в размере, установленном данным договором вместе с НДС. А у органов местного самоуправления, осуществляющих операции по реализации муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования физическим лицам, возникает обязанность по исчислению и перечислению налога на добавленную стоимость.
В соответствии с пунктом 5 статьи 173 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется следующими лицами в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога: лицами, не являющимися налогоплательщиками, или налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога.
Суд, руководствуясь статьями 56, 67 ГПК РФ, оценивая относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, приходит к выводу, что ответчик не зарегистрирован как индивидуальный предприниматель, в связи с чем он не является налоговым агентом и не него не возложена обязанность по перечислению суммы НДС в соответствующий бюджет по договору купли-продажи нежилого недвижимого имущества, поскольку в соответствии с действующим законодательством возложена на лицо, реализующее это имущество. При этом обязанность уплатить указанный налог возложена именно на физическое лицо как на покупателя.
Учитывая изложенное, суд считает возможным заявленные исковые требования истца удовлетворить и взыскать с ответчика в пользу истца сумму налога на добавленную стоимость в размере 234 000 рублей.
В соответствии со статьей 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, с ответчика в доход бюджета города Усолье-Сибирское подлежит взысканию государственная пошлина в размере 5 540 рублей.
Руководствуясь статьями 194-199, 233-237 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования администрации города Иркутска к ФИО2 о взыскании суммы неуплаченного НДС - удовлетворить.
Взыскать с ФИО2 сумму неуплаченного НДС в размере 234 000 (двести тридцать четыре тысячи) рублей.
Взыскать с ФИО2 в бюджет города Усолье-Сибирское расходы по оплате государственной пошлины в размере 5 540 рублей.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отменен этого решения суда в течении семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в Иркутский областной суд в течении месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течении месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья Усольского городского суда Г.Г. Демидова