ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2647/18 от 17.09.2018 Советского районного суда г. Астрахани (Астраханская область)

№ 2-2647/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

17 сентября 2018 года г. Астрахань

Советский районный суд г. Астрахани в составе:

председательствующего судьи Морозовой И.М.,

при секретаре Даурбековой Р.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному Учреждению – Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в <адрес> о признании решения незаконным, обязании включить периоды работы в специальный стаж, назначении пенсии,

у с т а н о в и л:

Истец ФИО1 обратилась в суд с иском о признании решения незаконным в части отказа в досрочном назначении страховой пенсии, обязании включить периоды работы в специальный стаж и назначении пенсии, мотивируя свои требования тем, что решением УПФР в <адрес><номер> от <дата> в назначении досрочной трудовой пенсии по старости ей было отказано из-за отсутствия необходимого специального стажа 25 лет.

Не включены в специальный педагогический стаж периоды работы с <дата> по <дата> в должности библиотекаря Харабалинской центральной библиотеки, с <дата> по <дата>, и с <дата> по <дата> период обучения в Санкт-Петербургской государственной академии культуры. Кроме того, указывает, что в страховой стаж не включены периоды с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> – работа в должности овощевода в колхозе «Россия».

Считает данный отказ в назначении пенсии незаконным в части, поскольку характер работы в оспариваемые периоды подтверждается записями в трудовой книжке. Просит признать решение УПФР в <адрес><номер> от <дата> в части отказа в назначении досрочной страховой пенсии незаконным; обязать ответчика включить указанные периоды работы в специальный и страховой стаж и назначить пенсию с даты обращения за ее назначением с <дата>.

В судебном заседании истец ФИО1 не явилась, извещена надлежащим образом, в адрес суда поступило заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, исковые требования поддержала, просили их удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика Государственного Учреждения – Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в <адрес>ФИО2, действующая на основании доверенности, просила в удовлетворении исковых требований отказать.

Суд, выслушав ответчика, исследовав материалы дела, материалы пенсионного дела истца, приходит к выводу следующему выводу.

В силу п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от <дата> №400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Аналогичные положения содержались в подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от <дата> №173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

В целях реализации положений ст. 30 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16.07. 2014 г. <номер> "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение".

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона Российской Федерации "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (действовавшего на момент спорных правоотношений), трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 указанного закона лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в государственный и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> N 781, поименована должность учителя школы.

Согласно п. п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от <дата> N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", страховая пенсия по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в школах и других учреждениях для детей, назначается независимо от их возраста при наличии стажа такой работы не менее 25 лет.

В соответствии с ч. 2, 3 ст. 30 Федерального закона от <дата> N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающих право на досрочное назначение пенсии.

Постановлением Правительства РФ от <дата> N 665 определено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, осуществляется с применением правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со списками должностей и учреждений, работа на которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденных Постановлением <ФИО>1 от <дата> N 463 (действовал с <дата> по <дата>), Постановлением Правительства РФ от <дата> N 1067 (действовал с <дата> по <дата>), а также Постановлением Правительства РФ от <дата> N 781.

Как следует из материалов дела и обстоятельств, установленных в судебном заседании, <дата>ФИО1 обратился в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона РФ от <дата> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес><номер> от <дата>ФИО1 отказано в назначении досрочной пенсии в соответствии со ст.30.1.6 Федерального закона «О страховых пенсиях» от <дата> № 400-ФЗ, в связи с отсутствием требуемого специального стажа для установления досрочной страховой пенсии по данному основанию.

Так, в подсчет специального стажа не включены периоды работы в должности:

- библиотекаря Харабалинской центральной библиотеки с <дата> по <дата>.

Вместе с тем, согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от <дата> N 2-П по делу о проверке конституционности отдельных положений ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" признано конституционным производить оценку приобретенных прав по исчислению трудового стажа и размера пенсии, приобретенных гражданином до <дата>, по нормам ранее действовавшего законодательства.

В соответствии с абз. 7 п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <дата> N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях.

При оценке прав истца на включение в педагогический стаж периода работы в должности библиотекаря Харабалинской центральной библиотеки с <дата> по <дата> суд приходит к выводу, что, применению подлежит действовавшее в то время Постановление <ФИО>2 от <дата> N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения", которым было предусмотрено право педагогических работников на назначение пенсии при наличии 25-летнего стажа работы, утверждены "Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет", и "Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения".

Указанным выше Перечнем работа в должности библиотекаря библиотеки была предусмотрена как дающая право на пенсию за выслугу лет. При этом в пункте 2.7 Инструктивного письма Министерства социального обеспечения <ФИО>5 от <дата> N 1-63-И "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения" разъяснялось, что в срок выслуги библиотекарей засчитывается время работы во всех библиотеках независимо от их ведомственной принадлежности - в школьных, массовых, детских, в библиотеках предприятий, учреждений, организаций. Право указанного министерства давать разъяснения по вопросам пенсионного обеспечения вытекало из его задач и компетенции, указанных в Положении о Министерстве социального обеспечения <ФИО>5, утвержденном Постановлением <ФИО>1 от <дата> N 654, согласно которого Министерство руководило делом социального обеспечения трудящихся в автономных республиках, краях, областях и городах республиканского (<ФИО>5) подчинения, а <ФИО>4 был наделен полномочиями издавать в пределах компетенции Министерства приказы и инструкции на основании и во исполнение законов <ФИО>2 и <ФИО>5, указов Президиума Верховного <ФИО>9<ФИО>2 и Президиума Верховного <ФИО>9<ФИО>5, постановлений и распоряжений <ФИО>2 и <ФИО>1.

С учетом изложенного, спорный период работы истца в должности библиотекаря Харабалинской центральной библиотеки с <дата> по <дата> подлежит включению в стаж педагогической деятельности без каких-либо дополнительных условий.

Не включен в специальный стаж время обучения в Санкт-Петербургской государственной академии культуры с <дата> по <дата>, и с <дата> по <дата>.

Так, согласно пп. "в" п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от <дата> N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, последовательно применяются:

Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";

Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца 3 п. 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с <дата> по <дата> включительно;

Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона <ФИО>5 "О государственных пенсиях в <ФИО>5", утвержденный постановлением <ФИО>1 от <дата> N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений п. 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с <дата> по <дата> включительно;

Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению <ФИО>2 от <дата> N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до <дата>.

Таким образом, из норм пп. "в" п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от <дата> N 665 следует, что по выбору застрахованных лиц при исчислении периодов работы, указанных в подпунктах "м" (при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей), применяется, в том числе, Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное постановлением <ФИО>2 от <дата> N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место до <дата>.

В период поступления ФИО1 на обучение в Санкт- Петербургскую государственную академию культуры (обучение длилось с <дата> по <дата>) действовало Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением <ФИО>2 от <дата> N 1397, п. 2 которого предусматривалось, что в стаж работы по специальности учителей и других работников просвещения, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (по педагогическим специальностям), засчитывается также время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.

При этом в силу п. 4 названного Положения время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 этого же Положения, засчитывалось в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.

Согласно трудовой книжке ФИО1, ее обучению в Санкт-Петербургской государственной академии культуры с <дата> по <дата> годы, ее обучению в указанной академии культуры предшествовала работа в должности библиотекаря в Харабалинской центральной библиотеке. По окончании учебного заведения ФИО1 продолжила заниматься педагогической деятельностью, работая в должности учителя русского языка и литературы в ГОУ СОШ №<адрес> Санкт-Петербурга.

Между тем, на основании п. 1 Постановления Правительства РФ от <дата> N 953, Постановление <ФИО>2 от <дата> N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" не применяется на территории Российской Федерации с <дата>.

При этом правовых оснований для включения в специальный педагогический стаж истца части периода ее учебы в Санкт-Петербургской государственной академии культуры с <дата> по <дата> не имеется, поскольку в этом случае не будет соблюдаться условие п. 2 Положения N 1397 - времени обучения должна непосредственно предшествовать и непосредственно за ним следовать педагогическая деятельность. Включение части учебы в специальный педагогический стаж законом не предусмотрено. Кроме того, Санкт-Петербургская государственная академия культуры не относится к педагогическому учреждения.

Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от <дата> N 70 было утверждено разъяснение "О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", согласно положениям которого, при исчислении продолжительности страхового стажа (абз. 3 ст. 2 Закона от <дата>) и (или) стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую (статьи 27, 28 Закона от <дата>), в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались соответственно в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа).

Изложенный порядок подсчета стажа применяется в том случае, если с учетом такого порядка гражданин (независимо от его возраста) до дня отмены соответствующего закона или иного нормативного правового акта полностью выработал необходимый общий трудовой стаж и (или) специальный трудовой стаж, дававшие право на пенсию по старости или за выслугу лет. В тех случаях, когда на день отмены закона или соответствующего нормативного правого акта гражданин не выработал необходимой продолжительности общего трудового стажа и (или) специального трудового стажа, дававших право на пенсию по старости или за выслугу лет, исчисление страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ производится в соответствии с законодательством, действующим на день установления трудовой пенсии по старости, в том числе досрочно назначаемой.

При таких обстоятельствах, время обучения ФИО1 с <дата> по <дата> в Санкт-Петербургской государственной академии культуры не подлежит зачету в стаж на соответствующих видах работ.

Поскольку на дату обращения в пенсионный орган необходимого стажа на соответствующих видах работ ФИО1 не имела, соответственно, она не имела права на назначение досрочной страховой пенсии по старости, в связи с чем у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения исковых требований и в данной части.

Как следует из копии трудовой книжки АТ–IV <номер>ФИО1, <дата> она принята временно овощеводом в ученическую бригаду в колхоз «России». <дата> уволена в связи с началом учебных занятий в школе, <дата> принята временно овощеводом в ученическую бригаду в колхоз «России», <дата> уволена в связи с началом учебных занятий в школе, <дата> принята временно овощеводом в ученическую бригаду в колхоз «России», <дата> уволена в связи с началом учебных занятий в школе, <дата> принята временно овощеводом в ученическую бригаду в колхоз «России», <дата> уволена в связи с началом учебных занятий в школе, <дата> принята временно овощеводом в ученическую бригаду в колхоз «России», <дата> уволена в связи с началом учебных занятий в школе.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 женщинам, родившим двух и более детей, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 20 лет и проработали не менее 12 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 17 календарных лет в приравненных к ним местностях.

Согласно ст. 11 указанного закона, в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Исходя из правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от <дата> N 9-П, п. 1 ст. 9 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования", п. 2 ст. 14 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в РФ", п. 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от <дата> "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" и учитывая, что обязанность по своевременной и полной уплате страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда РФ в соответствии с действующим законодательством лежит на страхователе (работодатель), а не на застрахованном лице (работник), суд правомерно счел, что факт неуплаты страховых взносов сам по себе не может повлечь неблагоприятные последствия для истца в области пенсионного обеспечения, поскольку законодательство не содержит норм, которые бы возлагали обязанность на застрахованных лиц контролировать своевременную уплату страхователем страховых взносов на обязательное пенсионное страхование либо ставили в зависимость выплату обязательного страхового обеспечения от исполнения застрахованным лицом такой обязанности.

Согласно архивной справке Администрации МО «<адрес>» <адрес><номер>-М от <дата> на ФИО1 лицевые счета не обнаружены.

Учитывая, что для перерасчета размера пенсии при учете спорного страхового стажа необходимы сведения о размере начисленных страховых взносов за указанные периоды времени, которые отсутствуют в лицевом счете застрахованного лица и не были представлены истцом в ходе судебного разбирательства, никаких сведений о начислении истцу заработной платы за указанный период не представлено, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований о включении указанных периодов работы в страховой стаж.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования ФИО1 о признании незаконным отказа ГУ - Управления Пенсионного фонда России в <адрес> о досрочном назначении страховой пенсии – удовлетворить частично.

Признать протокол комиссии ГУ – Управления Пенсионного фонда РФ в <адрес><номер> от <дата> незаконным в части отказа ФИО1 во включении в подсчет специального стажа периода ее работы в должности библиотекаря Харабалинской центральной библиотеки, с <дата> по <дата>.

Обязать ГУ - –Управления Пенсионного фонда РФ в <адрес> включить в специальный стаж, дающей право на назначение досрочной страховой пенсии период работы в должности библиотекаря Харабалинской центральной библиотеки, с <дата> по <дата>.

В удовлетворении остальных требований – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Астраханский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Советский районный суд г. Астрахани.

Мотивированное решение изготовлено 21 сентября 2018 года.

Судья: И.М. Морозова

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.