ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2647/2022 от 13.05.2022 Волжского городского суда (Волгоградская область)

Дело №2–2647/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Волжский городской суд Волгоградской области

в составе председательствующего федерального судьи Семеновой Н.П.,

при секретаре Грибковой А.А.,

с участием истца ФИО1, ее представителя ФИО2 представителя ответчика ФИО3

13 мая 2022 года рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Муниципальному автономному учреждению «Современные городские технологии» городского округа - город Волжский Волгоградской области о взыскании задолженности по заработной плате в виде стимулирующих выплат,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Муниципальному автономному учреждению «Современные городские технологии» городского округа - город Волжский Волгоградской области о взыскании задолженности по заработной плате в виде стимулирующих выплат, указав в обоснование требований, что с "."..г. работала в должности заместителя руководителя МАУ «СГТ». В период трудовых правоотношений выплачивается заработная плата, в которую входят выплаты стимулирующего характера. Согласно п. 59.3. Постановления администрации городского округа - город Волжского Волгоградской области от "."..г.№... критерии и целевые показатели для оценки эффективности (качества) работы для установления выплат стимулирующего характера заместителям руководителя и главному бухгалтеру устанавливаются нормативно-правовым актом учреждения. Положением об оплате труда работников МАУ «СГТ», утвержденного Постановлением администрации городского округа - город Волжского Волгоградской области от "."..г.№... предусмотрена выплата стимулирующих выплат заместителям руководителя и главного бухгалтера, в случае выполнении показателей и наличии экономии ФОТ, в соответствии с порядком установления выплат стимулирующего характера и материальной помощи, и критериями, утвержденными приказами учреждения. Приказом МАУ «СГТ» от "."..г.№... утверждены критерии для определения размера премии по итогам работы за месяц за счет средств от приносящей доход деятельности (количество баллов за выполнение показателей эффективности и результативности деятельности учреждения) для заместителя руководителя и главного бухгалтера. Согласно п. 5 приказа главный бухгалтер учреждения ежемесячно предоставляет руководителю сведения о выполнении показателей и наличии экономии ФОТ служебной запиской. Руководителем учреждения накладывается резолюция о выплате премии и о ее размере и издается приказ на выплату.

Однако, в нарушение порядка, предусмотренного Положением об оплате труда работников МАУ «СГТ», утвержденного Постановлением администрации городского округа - город Волжского Волгоградской области от "."..г.№..., в нарушение п. 4.10. Положения о порядке установления выплат стимулирующего характера и материальной помощи, утвержденный приказом МАУ «СГТ» №... от "."..г. при полном или частичном не начислении премии в приказах руководителя не указывались причины снижения размера премии или полной невыплате, в связи с чем ей стимулирующая зарплата в виде премии по итогам работы за месяц в период с "."..г. по "."..г. выплачивалась неравнозначно по сравнению с другим заместителем руководителя. В период осуществления трудовой деятельности все возложенные трудовые обязанности исполняла в полном объеме и надлежащим образом, показывала высокие показатели в работе. Взысканий за нарушения трудовой дисциплины не имела. Имеет благодарность с занесением в трудовую книжку от Комитета благоустройства и дорожного хозяйства администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области за безупречный труд на благо города Волжского, за значительный вклад в развитие МАУ «СГТ» (распоряжение от "."..г.№...-р). На устные вопросы об обоснованности уменьшения ее процента размера премии, ответ руководителя был классическим - «Я так хочу». Считает, что ей необоснованно недоплатили сумму стимулирующих выплат, являющую составной частью заработной платы в размере 114 681,23 рублей за период с "."..г. по "."..г., что является дискриминацией в сфере оплаты труда, ухудшает её положение и ставит в неравное положение с другими работниками. Оснований для лишения ее стимулирующей выплаты в виде ежемесячной премии Работодателем ей не представлено. Просит суд взыскать с Муниципального автономного учреждения «Современные городские технологии» городского округа - город Волжский Волгоградской области в ее пользу задолженность по заработной плате в виде стимулирующих выплат за период с "."..г. по "."..г. в размере 114 681,23 рублей.

Истец ФИО1. и ее представитель ФИО2 в судебном заседании исковые требования поддержали, просили их удовлетворить в полном объеме. Пояснив, что не согласна с возражениями представителя ответчика о том, что в силу п. 4.10 Положения о порядке установления выплат стимулирующего характера и материальной помощи работникам МАУ «СЕТ» от "."..г.№... обязательному обоснованию подлежит только частичное или полное не начисление премии в пределах 300% базового должностного оклада в год. Невыплату остальной части премии, по мнению ответчика, руководитель обосновывать не обязан, поскольку данное условие не прописано ни в одном локальном правовом акте учреждения, соответственно, по ее мнению, является домыслом. Об этом же свидетельствуют результаты проверки КСГЕ Так в акте №... КСП проведенной проверки финансово-хозяйственной деятельности учреждения (стр. 21-22) и представлении председателя Контрольно-счетной палаты города Волжского №... от "."..г. (п. 8.) в качестве нарушения указано необоснованное не начисление или неполное начисление премии истцу и главному бухгалтеру ФИО При этом указанный довод органа финансового контроля VIАУ «СЕТ» не оспорен. Так же не согласна с доводом о том, что премии по итогам работы за месяц являются необязательными и выплачиваются по желанию руководителя, поскольку п. 4.1 трудового договора №... от "."..г.. заключенного между ней и ответчиком премии по итогам работы за месяц включены в состав заработной платы. В учреждении приняты локальные правовые акты, которыми определены конкретные критерии начисления премии, в том числе, превышающем 300% базового должностного оклада в расчёте на год. В этой связи снижение размера премии исключительно, но желанию руководителя недопустимо, а начисление и выплата премий в размерах, которые определяются согласно критериям, является не правом, а обязанностью руководителя. Вместе с тем, ответчиком не уделяется внимания вопрос равенства начисления премий. В частности, в отзыве на исковое заявление ответчик ссылается на то обстоятельство, что в феврале, марте, апреле, мае, ноябре и декабре 2021 года критерий «выполнение плана ФХД в части ежемесячного получения доходит, нарастающим итогом с начала года» достигнут не был. В этом случае, по мнению ответчика, размер премий для заместителей руководителя должен был быть равен 50%. Однако, насколько её известно, другие заместители руководителя в эти месяцы получили по 100% премии. В этой связи не представляется возможным установить, какими именно критериями устанавливался размер премии в указанные месяцы, поскольку сумма выплат заместителей руководителя ФИО . прямо противоречит критериям, установленным Приказом МАУ «СГТ» от "."..г.№.... В то же время причины снижения премии истцу установить невозможно, поскольку, нарушая требования локальных правовых актов, руководителем МАУ «СГТ» соответствующие приказы с указанием причин не издавались. Кроме того, довод ответчика о том, что в случае не достижения критерия «выполнение плана ФХД в части ежемесячного получения доходов нарастающим итогом с начала года размер премий для заместителей руководителя должен был быть равен 50%, считает несостоятельным. Критерии, установленные Приказом МАУ «СПТ» от "."..г.№..., регулируют размеры премии по пункту «выполнение плана ФХД...». При этом за выполнение плана учреждения на 91-100% заместителям начисляется 30 баллов; за выполнение плана на 76-90% - 15 баллов, за выполнение менее 75% плана - 0 баллов. При этом 1 балл равен 1% премии. На сколько именно процентов был выполнен план ФХД в спорные месяцы, ответчиком в отзыве не сообщается. Вместе с тем. при не достижении критерия «выполнение плана ФХД...» размер премии может составлять от 70 до 85% максимального размера премии. Однако иных обстоятельств, повлиявших на снижение премии истцу до 50% в феврале, марте, апреле, мае, ноябре и декабре 2021 года, ответчиком не представлено. Не приводятся и объяснения, почему другие заместители получали по 100% премии в тех же самых обстоятельствах.

Настаивая на удовлетворении заявленных требований истица и ее представитель, в судебном заседании не отрицали, что руководителем ежемесячно издавались приказы об установлении % стимулирующих выплат заместителям и главному бухгалтеру на основании информации предоставленной руководителю главным бухгалтером, в соответствии с нормативными актами учреждения, ни один из указанных приказов, в том числе, которыми истцу снижен % стимулирующих выплат, они не оспаривали, как следует из заявленных требований не оспаривают законность указанных приказов и в данном судебном заседании.

Представитель ответчика Муниципального автономного учреждения «Современные городские технологии» по доверенности, ФИО3 в судебном заседании исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении. В обоснование указала, что исковые требования истца не обоснованы, по следующим основаниям, согласно трудовому договору с ФИО1 от "."..г.№... «за исполнение трудовых обязанностей работнику устанавливается заработная плата, которая состоит из: 4.1.1. Базовый (должностной) оклад..., 4.1.2 Выплата за выслугу лет..., 4.1.3 Премия по итогам работы за месяц устанавливается приказом руководителя на основе показателей премирования и выплачивается в размере до 25 % от базового должностного оклада работника, при определении размера премии работникам за основу принимаются показатели премирования..., 4.1.4 Размер персонального повышающего коэффициента к должностному окладу устанавливается в размере, не превышающем 200 % должностного оклада в месяц...». Положение об оплате труда работников МАУ «СГТ» от "."..г.№... регулирует порядок, виды выплат и размеры должностных окладов. Согласно п. 5.9.3 Положению об оплате труда №... «Премиальные выплаты: - премия по итогам работы за месяц. Общий размер премии по итогам работы не может превышать 300% должностного оклада в расчете на год. Для заместителей руководителя учреждения, главного бухгалтера за счет средств от приносящей доход деятельности по решению руководителя учреждения, согласованному с КБиДХ, заместителем главы городского округа - город Волжский Волгоградской области, курирующим деятельность отрасли, общий размер премии по итогам работы может быть увеличен». Положения о порядке установления выплат стимулирующего характера и материальной помощи работникам МАУ «СГТ», утвержденное приказом №... от "."..г. определяет виды, размер, условия и порядок выплат стимулирующего характера и материальной помощи работникам. П. 4.4 Положения о порядке установления выплат стимулирующего характера и материальной помощи работникам МАУ «СГТ» №... от "."..г. установлено «Премирование по итогам работы за месяц производится в размере до 25% от базового должностного оклада (оклада) в месяц. Для заместителей руководителя учреждения, главного бухгалтера за счет средств от приносящей доход деятельности по решению руководителя учреждения, согласованному с КБиДХ, заместителем главы городского округа - город Волжский Волгоградской области, курирующим деятельность отрасли, общий размер премии по итогам работы может быть увеличен». П. 4.10 Положения о порядке установления выплат стимулирующего характера и материальной помощи работникам МАУ «СГТ» №... от "."..г. «Полное или частичное не начисление премии производится на основании приказа руководителя Учреждения с обязательным указанием причин». Данный пункт регламентирует порядок обоснования не начисления премии по итогам работы за месяц (п.4.4.), размер которой не может превышать 300% в год. Порядок выплаты увеличения премии (т.е. премии по итогам работы за месяц за счет средств от приносящей доход деятельности) определен Положение о премировании по итогам работы за месяц за счет средств от приносящей доход деятельности для заместителей руководителя и главного бухгалтера МАУ «СГТ», утвержденное приказом от "."..г.№..., Приказом об утверждении критериев для определения размера премии по итогам работы за месяц за счет средств от приносящей доход деятельности заместителей руководителя и главного бухгалтера МАУ «СГТ» от "."..г.№.... П. 2.1. Положение о премировании по итогам работы за месяц за счет средств от приносящей доход деятельности для заместителей руководителя и главного бухгалтера МАУ «СГТ», утвержденное приказом от "."..г.№... «Премия по итогам работы за месяц за счет средств от приносящей доход деятельности устанавливается на календарный месяц при наличии экономии фонда оплаты труда Учреждения». Положение об оплате труда №... устанавливает данный вид выплаты не как отдельный вид премии, а как возможность увеличения предельного размера премии по итогам работы за месяц.

Таким образом выплата за счет средств от приносящей доход деятельности из экономии фонда оплаты труда является дополнительным видом стимулирования работников и не может носить обязательный характер. Данный вид стимулирования является правом руководителя. Кроме того, уволенный работник ФИО1. указывает в своем исковом заявлении планируемые доходы в размере 100% от оклада увеличивающие премию по итогам работы за месяц за периоды: февраль, март, апрель, май, ноябрь и декабрь 2021 года, в которых отсутствовало выполнение критерия «выполнение плана ПФХД в части ежемесячного получения доходов нарастающим итогом с начала года» по учреждению, соответственно размер премии по итогам работы за счет средств от приносящей доход деятельности составил 50%, выплата которых Истцу была произведена. Соответственно данный период и заявленная за этот период сумма невыплаченной премии в размере 42398,81 рублей не может быть предметом рассмотрения спора. Стимулирующие выплаты производились в установленном нормативными актами учреждения порядке на основании приказов руководителя, которому дано право устанавливать соответствующий процент исходя из вклада каждого заместителя в выполнении поставленных задач, поэтому в удовлетворении заявленных требований просят отказать.

Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела приходит к следующему.

Согласно ст. 15 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

В силу ч. 1 ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

В соответствии со ст. 22 Федерального закона РФ N 25-ФЗ от "."..г. «О муниципальной службе в Российской Федерации» оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы (далее - должностной оклад), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых законом субъекта Российской Федерации.

Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В судебном заседании установлено, что 20 сентября 2019 года между МАУ « Современные городские технологии» городского округа-город Волжский Волгоградской области и ФИО1. был заключен трудовой договор №....

В соответствии с указанным трудовым договором ФИО1 назначена на муниципальную должность заместителя руководителя МАУ « Современные городские технологии» городского округа-город Волжский Волгоградской области.

За исполнение обязанностей на настоящему трудовому договору муниципальному служащему ФИО1 установлено денежное содержание, состоящее из: 4.1.1. Базовый (должностной) оклад..., 4.1.2 Выплата за выслугу лет..., 4.1.3 Премия по итогам работы за месяц устанавливается приказом руководителя на основе показателей премирования и выплачивается в размере до 25 % от базового должностного оклада работника, при определении размера премии работникам за основу принимаются показатели премирования..., 4.1.4 Размер персонального повышающего коэффициента к должностному окладу устанавливается в размере, не превышающем 200 % должностного оклада в месяц...».

Трудовой договор и дополнительные соглашения к нему подписаны сторонами договора, в том числе ФИО1

ФИО1 предъявила исковые требования о взыскании не начисленной и невыплаченной ей заработной платы в виде стимулирующих выплат за период с "."..г. по "."..г. в размере 114 681,23 рублей, ссылаясь на то, что ей должна была начисляться ежемесячная выплата стимулирующего характера в размере 100%.

Разрешая возникший спор, суд пришел к выводу об отказе ФИО1. в удовлетворении заявленных исковых требований. При этом суд исходит из следующего:

Положение об оплате труда работников МАУ «СГТ» от 25.12.9 №... регулирует порядок, виды выплат и размеры должностных окладов. Согласно п. 5.9.3 Положению об оплате труда №... «Премиальные выплаты: - премия по итогам работы за месяц. Общий размер премии по итогам работы не может превышать 300% должностного оклада в расчете на год. Для заместителей руководителя учреждения, главного бухгалтера за счет средств от приносящей доход деятельности по решению руководителя учреждения, согласованному с КБиДХ, заместителем главы городского округа - город Волжский Волгоградской области, курирующим деятельность отрасли, общий размер премии по итогам работы может быть увеличен». Положение о порядке установления выплат стимулирующего характера и материальной помощи работникам МАУ «СГТ», утвержденное приказом №... от "."..г. определяет виды, размер, условия и порядок выплат стимулирующего характера и материальной помощи работникам. П. 4.4 Положения о порядке установления выплат стимулирующего характера и материальной помощи работникам МАУ «СГТ» №... от "."..г. установлено «Премирование по итогам работы за месяц производится в размере до 25% от базового должностного оклада (оклада) в месяц. Для заместителей руководителя учреждения, главного бухгалтера за счет средств от приносящей доход деятельности по решению руководителя учреждения, согласованному с КБиДХ, заместителем главы городского округа - город Волжский Волгоградской области, курирующим деятельность отрасли, общий размер премии по итогам работы может быть увеличен». П. 4.10 Положения о порядке установления выплат стимулирующего характера и материальной помощи работникам МАУ «СГТ» №... от "."..г. «Полное или частичное не начисление премии производится на основании приказа руководителя Учреждения с обязательным указанием причин».

Согласно п. 4.9 Положения о порядке установления выплат стимулирующего характера и материальной помощи работникам МАУ «СГТ», их размер зависит от выполнения критериев эффективности их выплата заместителям руководителя и главному бухгалтеру производится на основании приказа Руководителя МАУ «СГТ» п. 4.13, критерии эффективности деятельности, установлены Приложением 1 к вышеуказанному Положению.

Следовательно, указанное Положение о порядке установления выплат стимулирующего характера и материальной помощи работникам МАУ «СГТ» не устанавливает императивное требование об обязательной ежемесячной выплате стимулирующего характера в размере 100 %.

Указанная выплата отнесена Положением к иным выплатам, не является обязательной частью денежного содержания сотрудника МАУ «СГТ», невыплата или не полная выплата такого поощрения не приравнивается к дисциплинарному взысканию, определение размера поощрения отнесено к полномочиям руководителя МАУ «СГТ».

В последующем, при принятии администрацией городского округа-город Волжский Волгоградской области постановлений о внесении изменений в Положение об оплате труда работников МАУ «СГТ» сохранены также оценки показателей эффективности и результативности служебной деятельности работников МАУ «СГТ» городского округа город Волжский Волгоградской области и порядок их выплаты.

Выплата за счет средств от приносящей доход деятельности из экономии фонда оплаты труда является дополнительным видом стимулирования работников и не может носить обязательный характер. Данный вид стимулирования и % его выплаты для заместителей руководителя и главного бухгалтера является правом руководителя.

Таким образом, ежемесячное денежное поощрение в виде стимулирующих выплат не является, обязательной (фиксированной) выплатой работнику МАУ «СГТ», а определяется показателями эффективности и результативности служебной деятельности специалиста и решение о % выплаты стимулирующего характера принимается руководителем МАУ «СГТ» с учетом совокупности факторов, в том числе информации главного бухгалтера и личного вклада каждого заместителя руководителя в решении задач, постановленных перед ним, а так же при выполнение плана ПФХД, а отсутствие дисциплинарных взысканий не является безусловным основанием для начисления и выплаты денежного поощрения в виде выплат стимулирующего характера в полном объеме, то есть 100%.

В представленных суду приказах руководителя на имя ФИО1 за период с мая 2020 года по декабрь 2021 года обозначен различный размер стимулирующего премирования, как 50%, 60%, 70%, так и 100%.

Так же истцом представлены приказы, которые касаются размера выплат стимулирующего характера и других сотрудников, в том числе главного бухгалтера из которых следует, что главному бухгалтеру выплаты стимулирующего характера производились еще в более меньшем размере 30%, 40%, 50%.

Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

Каких-либо доказательств о том, что служебная деятельность заместителя руководителя МАУ «СГТ» ФИО1 в период с мая 2020 года по декабрь 2021 года имела показатель эффективности и результативности, который может быть оценен ежемесячно в 100%, истец и ее представитель суду не представили.

Поскольку доводы ФИО1 и ее представителя о невыплате ей заработной платы, необоснованном снижении материального поощрения, в виде стимулирующих выплат, не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства, оснований полагать, что в период работы в МАУ «СГТ» городского округа-город Волжский Волгоградской области истец подвергался дискриминации со стороны работодателя, не имеется.

Кроме того как следует из представленных и исследованных в судебном заседании документов выплаты стимулирующего характера в МАУ «СГТ» заместителям руководителя и главному бухгалтеру производились в соответствии с нормативными актами учреждения, утвержденными постановлением Администрации городского округа город Волжский Волгоградской области, на основании информации представленной главным бухгалтером по ежемесячно издаваемым руководителем МАУ «СГТ» приказам, как пояснила в судебном заседании истица приказы действительно руководитель издавал и с каждым приказом она была ознакомлена и указанный % выплаты стимулирующего характера начисленный лично ей, она знала, но ни один из изданных руководителем приказ, она не оспаривала и не оспаривает их и в настоящем судебном заседании.

Таким образом сумма 114 681,23 стимулирующих выплат за период с "."..г. по "."..г. в виде задолженности по заработной плате о взыскании которой просит истица ей никогда не начислялась и приказов о ее начислении и выплате никогда не издавалось.

При указанных обстоятельствах, исковые требования ФИО1 о взыскании задолженности по заработной плате в виде выплат стимулирующего характера за период с "."..г. по "."..г. в размере 114 681руб.23коп. нельзя признать обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд,-

Р Е Ш И Л

ФИО1 в удовлетворении иска к МАУ «Современные городские технологии» городского округа-город Волжский Волгоградской области о взыскании задолженности по заработной плате в виде стимулирующих выплат за период с "."..г. по "."..г. в размере 114 681руб.33коп. отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд в течение месяца со дня принятия рения в окончательном форме.

Судья Н.П. Семенова.

Мотивированное решение изготовлено 18 мая 2022 года судья:

Судья Н.П. Семенова.