ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2647/2022 от 21.06.2022 Центрального районного суда г. Воронежа (Воронежская область)

Дело № 2-2647/2022

УИД 36RS0006-01-2022-003257-70

РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

21 июня 2022 г. Центральный районный суд г. Воронежа в составе:

председательствующего судьи Багрянской В.Ю.,

при секретаре Сафта О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Воронежского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации городского округа город Воронеж о возложении обязанности принять меры к ликвидации и рекультивации несанкционированной свалки в границах земельных участков с кадастровыми номерами , , расположенных по адресу: <адрес>,

у с т а н о в и л :

Воронежский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с исковым заявлением к Администрации городского округа город Воронеж о возложении обязанности принять меры к ликвидации и рекультивации несанкционированной свалки в границах земельных участков с кадастровыми номерами , ,расположенных по адресу: <адрес>. Обосновывая заявленные исковые требования, указывает, что Воронежской межрайонной природоохранной прокуратурой проведения проверка соблюдения требования законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Воронежской области, в ходе которой установлено, что с 2014 г. в границах земельных участков с кадастровыми номерами , , расположенных по адресу: <адрес>), несанкционированно складируются бытовые и строительные отходы. Указанные земельные участки относятся к категории «земли населенных пунктов» с видом разрешенного использования «производственная база и промышленные предприятия и коммунально-складские организации III-V классов вредности», и находятся в муниципальной собственности, их суммарная площадь составляет 7, 84 га. В настоящее время указанные земельные участки администрацией городского округа город Воронеж переданы в безвозмездное пользование МБУ городского округа город Воронеж «Комбинат благоустройства Железнодорожного района» Распоряжением Администрации городского округа город Воронеж от 17.12.2019 №1221 «О прекращении несанкционированного размещения отходов на земельных участках с кадастровыми номерами , , расположенных по адресу: <адрес>» управе Железнодорожного района г. Воронежа поручено обеспечить прекращение несанкционированного размещения отходов на указанных земельных участках. В рамках муниципального контракта, по заказу администрации, ООО «Звезда» разработана проектная документация по рекультивации объекта, расположенного в границах земельных участков с кадастровыми номерами , , а также получены положительные заключения государственной экологической экспертизы и экспертизы достоверности сметной стоимости. Приказом управления экологии Администрации городского округа город Воронеж №122 от 10.11.2020, названная проектная документация утверждена. В целях рекультивации несанкционированной свалки, Департаментом природных ресурсов и экологии Воронежской области в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации подготовлены и направлены соответствующие предложения о включении указанных мероприятий в федеральный проект «Чистая страна». В 2021 г. по результатам отбора заявок Минприроды России принято решение о включении в федеральный проект «Чистая страна» и финансировании в 2021-2022 г.г. мероприятий по ликвидации указанной несанкционированной свалки. Между Минприроды России и департаментом природных ресурсов и экологии Воронежской области в рамках федерального проекта «Чистая страна» заключено соглашение « от 12.07.2021 на финансирование мероприятий по ликвидации и рекультивации несанкционированной свалки, расположенной по адресу: <адрес>. 01.09.2021 между департаментом природных ресурсов и экологии Воронежской области и Администрацией городского округа город Воронеж заключен соглашение о предоставлении субсидий на софинансирование проведения работ по ликвидации и рекультивации названной несанкционированной свалки. Вместе с тем, на стадии заключения государственного контракта, выявлено наличие в проектно-сметной документации некорректных сведений, а именно в сводный расчет не заложены отдельные виды работы, предусмотренных проектом, а также не учтена стоимость гидроизоляционного материала. Выявленные просчеты определения сметной стоимости влекли существенное удорожание проекта рекультивации (с 90125, 76 тыс. руб. до 251390, 4 тыс. руб.). В ходе совещания при заместителе председателя Правительства Российской Федерации ФИО1, 08.10.2021 принято решение об исключении мероприятия по рекультивации указанной свалки из числа мероприятий, начало реализации которых запланировано на 2021 г., соглашения о финансировании расторгнуты, Департаменту природных ресурсов и экологии Воронежской области и Администрации городского округа город Воронеж поручено после корректировки проектно-сметной документации повторно представить документы в Минприроды России для проведения процедуры отбора заявок. Факт ненадлежащего исполнения своих должностных обязанностей, выразившихся в формальном подходе к проверке проектно-сметной документации, направляемой в составе заявки в Минприроды России, отражен природоохранной прокуратурой в представлении в адрес руководства департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области, а также прокуратурой г. Воронежа в адрес заместителя главы Администрации городского округа город Воронеж. Однако до настоящего времени конкретных мер по устранению допущенных нарушений департаментом природных ресурсов и экологии Воронежской области и Администрацией городского округа город Воронеж не предпринято, календарные сроки проведения работ по рекультивации несанкционированной свалки на территории Железнодорожного района г. Воронежа и источники финансирования таких работ не определены. Кроме того, согласно информации департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области в адрес главы Администрации городского округа город Воронеж от 16.12.2021 по результатам комиссионного обследования территории несанкционированной свалки выявлены факты несанкционированного складирования отходов по адресу: <адрес>, которые носят длящийся характер. Длительное непринятие мер по своевременной ликвидации вышеуказанной несанкционированной свалки на территории городского округа <адрес> нарушает право граждан на благоприятную окружающую среду и может создать угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, в связи с чем истец обратился в суд с настоящим иском, просит обязать Администрацию городского округа город Воронеж в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу принять меры к ликвидации и рекультивации несанкционированной свалки в границах земельных участков с кадастровыми номерами , , расположенных по адресу: <адрес>.

В судебном заседании помощник Воронежского межрайонного природоохранного прокурора Плютова А.С. заявленные требования поддержала, просит их удовлетворить.

Представитель ответчика Администрации городского округа город Воронеж, действующая на основании доверенности ФИО3, в судебном заседании заявленные исковые требования не признала, просит суд отказать в их удовлетворении, суду пояснила, что в настоящее время Администрацией городского округа город Воронеж принимаются все необходимые меры для ликвидации несанкционированной свалки. Суду представлены письменные возражения относительно заявленных исковых требований.

Представитель Департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области, действующий на основании доверенности ФИО4, в судебном заседании при разрешении данного спора полагался на усмотрение суда. Суду представлен письменный отзыв на заявленные требования.

Представители МБУ «Комбинат благоустройства Железнодорожного района», действующая на основании доверенности ФИО5 и генеральный директор ФИО6, в судебном заседании при рассмотрении данного спора полагались на усмотрение суда.

Суд, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные письменные доказательства, приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 34 Федерального закона Российской Федерации от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» Хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должна проводиться рекультивация или консервация земель.

Согласно ч. 1 ст. 51 Закона №7-ФЗ от 10.01.2002 и ст. 22 Федерального закона Российской Федерации от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Статьей 12 Федерального закона Российской Федерации от 24.08.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлены особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов.

В соответствии со ст. 13 указанного федерального закона территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Статьей 13 Земельного Кодекса Российской Федерации установлено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот, сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением почвенного слоя.

Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также постановлением Правительства Воронежской области от 27.10.2004 №150-I «Об Уставе городского округа город Воронеж» участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов отнесено к вопросам местного значения городского округа (п. 24 ч. 1 ст. 16).

В соответствии с распоряжением Правительства Воронежской области от 21.01.2019 №22-р «О внесении изменений в распоряжение Правительства Воронежской области от 13.08.2018 №611-р» департамент природных ресурсов и экологии Воронежской области является ответственным исполнителем региональной составляющей национального проекта «Экология», - главным распорядителем бюджетных средств (субсидий).

В судебном заседании установлено, что Воронежской межрайонной природоохранной прокуратурой проведения проверка соблюдения требования законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Воронежской области, в ходе которой установлено, что с 2014 г. в границах земельных участков с кадастровыми номерами , , расположенных по адресу: <адрес>), несанкционированно складируются бытовые и строительные отходы. Указанные земельные участки относятся к категории «земли населенных пунктов» с видом разрешенного использования «производственная база и промышленные предприятия и коммунально-складские организации III-V классов вредности», и находятся в муниципальной собственности, их суммарная площадь составляет 7, 84 га.

В настоящее время указанные земельные участки администрацией городского округа город Воронеж переданы в безвозмездное пользование МБУ городского округа город Воронеж «Комбинат благоустройства Железнодорожного района». Распоряжением Администрации городского округа город Воронеж от 17.12.2019 №1221 «О прекращении несанкционированного размещения отходов на земельных участках с кадастровыми номерами , расположенных по адресу: <адрес>» управе Железнодорожного района г. Воронежа поручено обеспечить прекращение несанкционированного размещения отходов на указанных земельных участках.

В рамках муниципального контракта, по заказу администрации, ООО «Звезда» разработана проектная документация по рекультивации объекта, расположенного в границах земельных участков с кадастровыми номерами , , а также получены положительные заключения государственной экологической экспертизы и экспертизы достоверности сметной стоимости. Приказом управления экологии Администрации городского округа город Воронеж №122 от 10.11.2020, названная проектная документация утверждена.

В целях рекультивации несанкционированной свалки, Департаментом природных ресурсов и экологии Воронежской области в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации подготовлены и направлены соответствующие предложения о включении указанных мероприятий в федеральный проект «Чистая страна». В 2021 г. по результатам отбора заявок Минприроды России принято решение о включении в федеральный проект «Чистая страна» и финансировании в 2021-2022 г.г. мероприятий по ликвидации указанной несанкционированной свалки. Между Минприроды России и департаментом природных ресурсов и экологии Воронежской области в рамках федерального проекта «Чистая страна» заключено соглашение «051-09-2021-020 от 12.07.2021 на финансирование мероприятий по ликвидации и рекультивации несанкционированной свалки, расположенной по адресу: <адрес>. 01.09.2021 между департаментом природных ресурсов и экологии Воронежской области и Администрацией городского округа город Воронеж заключен соглашение о предоставлении субсидий на софинансирование проведения работ по ликвидации и рекультивации названной несанкционированной свалки.

Вместе с тем, на стадии заключения государственного контракта, выявлено наличие в проектно-сметной документации некорректных сведений, а именно в сводный расчет не заложены отдельные виды работы, предусмотренных проектом, а также не учтена стоимость гидроизоляционного материала. Выявленные просчеты определения сметной стоимости влекли существенное удорожание проекта рекультивации (с 90125, 76 тыс. руб. до 251390, 4 тыс. руб.). В ходе совещания при заместителе председателя Правительства Российской Федерации ФИО1, 08.10.2021 принято решение об исключении мероприятия по рекультивации указанной свалки из числа мероприятий, начало реализации которых запланировано на 2021 г., соглашения о финансировании расторгнуты, Департаменту природных ресурсов и экологии Воронежской области и Администрации городского округа город Воронеж поручено после корректировки проектно-сметной документации повторно представить документы в Минприроды России для проведения процедуры отбора заявок.

Факт ненадлежащего исполнения своих должностных обязанностей, выразившихся в формальном подходе к проверке проектно-сметной документации, направляемой в составе заявки в Минприроды России, отражен природоохранной прокуратурой в представлении в адрес руководства департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области, а также прокуратурой г. Воронежа в адрес заместителя главы Администрации городского округа город Воронеж.

Возражая относительно заявленных исковых требований, ответчик указывает, что с целью недопущения несанкционированного размещения отходов на свалке с 2018 г. из бюджета городского округа город Воронеж выделяются бюджетные ассигнования на услуги охраны. Кроме того, 14.09.2021 в адрес ООО «Звезда» была направлена претензия, в ответ на которую получена исправленная проектная документация с положительным заключение достоверности определения сметной стоимости объемов работ от 30.09.2021 на сумму 309841000 рублей. 12.10.2021 было получено положительное заключение ООО «Региональный центр ценообразования и экономики в строительстве», которым утверждена сметная документация в сумме 238130390 рублей. Заявка городского округа город Воронеж на предоставление субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований на софинансирование проведения работ по ликвидации несанкционированных свалок в границах городов и наиболее опасных объектов накопленного экологического вреда окружающей среде направлена 21.10.2021 №17586818. По информации департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области в адрес Министерства природных ресурсов и экологии РФ направлен комплект документов, датированный 14.04.2022 о включении мероприятия по ликвидации несанкционированной свалки по адресу: <адрес> рекультивации земельного участка на котором она расположена в федеральный проект «Чистая страна» национального проекта «Экология» на 2022-2023 г.г. Уточненная заявка с учетом приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 05.05.2022 №321 направлена 01.06.2022, в составе документации: заявка на предоставление субсидий из федерального бюджета, гарантийные письма губернатора Воронежской области ФИО2 о софинансировании мероприятия из бюджета Воронежской области и о заключении соглашения о предоставлении субсидий, проектно-сметная документация и др.

Вместе с тем, как установлено судом, до настоящего времени какие-либо работы по ликвидации и рекультивации несанкционированной свалки не проводятся, календарные сроки проведения работ по ликвидации и рекультивации несанкционированной свалки на территории Железнодорожного района г. Воронежа и источники финансирования таких работ не определены.

Длительное непринятие мер по своевременной ликвидации вышеуказанной несанкционированной свалки на территории городского округа город Воронеж нарушает право граждан на благоприятную окружающую среду и может создать угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.

На основании изложенного, требования истца подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Обязать Администрацию городского округа город Воронеж в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу принять меры к ликвидации и рекультивации несанкционированной свалки в границах земельных участков с кадастровыми номерами , , расположенных по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Багрянская В.Ю.

Решение принято в окончательной форме 28.06.2022.