Дело № 2-264/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Кормиловский районный суд <адрес>
в составе председательствующего судьи Каземирова А.М.,
при секретаре Кобец В.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в р.<адрес>
ДД.ММ.ГГГГ
гражданское дело по иску администрации Кормиловского муниципального района <адрес> к ОМВД России по <адрес>, ФИО1 и ФИО2 о снятии с регистрационного учета,
у с т а н о в и л:
Администрация Кормиловского муниципального района <адрес> обратилась в суд с указанным иском указав в обоснование, что при проведении работы по уточнению сведений об избирателях Кормиловского муниципального района <адрес> в пределах полномочий, предоставленных муниципальному району п. 6 ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», было установлено, что в <адрес> зарегистрированы по месту жительства ответчики. Вместе с тем, по сведениям из администрации Некрасовского сельского поселения Кормиловского муниципального района <адрес>, жилой дом по указанному адресу находится в состоянии, полностью исключающем возможность постоянного или временного проживания. В информации ОМВД России по <адрес>, указано, что ответчики по адресу регистрации фактически не проживают в течение длительного времени. Выявленное нарушение миграционного законодательства влечет внесение недостоверных данных в списки избирателей и препятствует деятельности администрации муниципального района по формированию и уточнению сведений об избирателях. С учетом изложенного, просили снять ответчиков с регистрационного учета по адресу: <адрес>.
В судебном заседании представитель истца ФИО3 заявленные требования поддержал в полном объеме, сославшись на обстоятельства, изложенные в иске.
Представитель ответчика ФИО4 считала ОМВД России по <адрес> ненадлежащим ответчиком. Подтвердила факт наличия у граждан ФИО2 и ФИО1 регистрации в <адрес>. Вместе с тем, проведенная проверка подтвердила факт длительного непроживания ответчиков по указанному адресу.
Представитель третьего лица – администрации Некрасовского сельского поселения Кормиловского муниципального района <адрес> ФИО5 в судебном заседании участия не принимала, обратилась с заявлением о рассмотрении дела в её отсутствие. Против удовлетворения заявленных требований не возражала.
Ответчик ФИО1 в судебном заседании сообщила, что с регистрационного учета по адресу: <адрес> снялась самостоятельно, в настоящее время зарегистрирована по иному адресу. Пояснила, что жилое помещение по указанному адресу было предоставлено её родителям сельскохозяйственным предприятием, в котором они работали. В течение длительного времени проживали в спорном жилом помещении. Затем, она вышла замуж и переехала к мужу, а её мать – ФИО2 ухаживала за престарелыми родственниками в другом населенном пункте <адрес>. В этот период дом в <адрес> оставался без присмотра. По этой причине неизвестными были выбиты окна и двери, сняты полы и отопительные приборы.
В судебном заседании ответчик ФИО2 против удовлетворения возражала, подтвердив, что спорное жилое помещение предоставлялось её семье в ДД.ММ.ГГГГ в связи с работой в СПК «Некрасовское». В течение длительного времени её семья проживала в доме по <адрес>. Супруг скончался, у детей возникли собственные семьи, проживали отдельно. Оставалась проживать в спорном жилье примерно до ДД.ММ.ГГГГ, когда временно выехала в <адрес> к престарелым родственникам, чтобы осуществлять за ними уход. В <адрес> временно зарегистрировалась по месту жительства. С регистрационного учета в <адрес> не снималась, поскольку имела намерение там проживать и, позднее, осуществить приватизацию спорного жилья. До настоящего времени в <адрес> не возвратилась так как оставленный без присмотра дом посторонние привели в негодность: выбили окна и двери, сняли полы и отопительную систему. Достаточных средств для восстановления жилья не имеет. Не использовала право бесплатной приватизации жилья и желает его позднее реализовать в отношении спорного дома.
На основании ч. 3,4 ст. 167 ГПК РФ, для правильного и своевременного рассмотрения и разрешения дела, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчиков, так как представленных доказательств достаточно для принятия решения.
Выслушав истца и его представителя, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 32 Конституции РФ граждане РФ имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, а также имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления и участвовать в референдуме.
Согласно п. 2 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», регистрация (учет) избирателей, участников референдума, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, осуществляется главой местной администрации муниципального района.
Основанием для регистрации (учета) избирателей, участников референдума на территории муниципального образования является факт нахождения места жительства избирателей, участников референдума на соответствующей территории. Указанный факт устанавливается на основании сведений, представляемых органами, осуществляющими регистрацию граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Пунктом 4 статьи 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ определено, что основанием для включения гражданина РФ в список избирателей, участников референдума на конкретном избирательном участке, участке референдума является факт нахождения его места жительства на территории этого участка.
В соответствии со ст. 2 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», под местом жительства понимается жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
По своему значению вопрос о признании за гражданином права быть включенным в список избирателей относится к числу конституционных, поскольку он непосредственно связан с правом граждан на участие в свободных выборах, являющихся высшим выражением власти народа, а также с принципом всеобщности избирательного права (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№-П).
Приведенное выше правовое регулирование в равной степени распространяется на все уровни выборов публичной власти, включая муниципальные выборы.
В определении от ДД.ММ.ГГГГ№-О Конституционным судом РФ разъяснено, что реализация гражданами их права на участие в осуществлении местного самоуправления (в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций) имеет особенности, обусловленные конституционной природой местного самоуправления, основное предназначение которого заключается в обеспечении самостоятельности жителей конкретной территории при его осуществлении, при решении населением вопросов местного значения (ч. 1 ст. 130, ч. 1 ст. 131 Конституции РФ).
При этом избирательные права граждан служат одним из необходимых средств организации местного самоуправления как публичной власти, наиболее приближенной к населению, а правовое регулирование избирательных прав должно обеспечивать – при соблюдении принципа юридического равенства – адекватное выражение и наиболее полный учет воли населения муниципального образования, результатом чего являются итоги голосования и результаты выборов и формирование на их основе органов муниципальной власти.
Следовательно, и круг лиц, участвующих в местном самоуправлении, должен определяться с учетом природы местного самоуправления как особого вида публичной власти. Это означает, что участие в местном самоуправлении, в том числе путем муниципальных выборов, могут принимать те граждане, чье постоянное или преимущественное проживание на территории соответствующего муниципального образования дает основание для отнесения их к населению данного муниципального образования
Фиктивная регистрация граждан по месту жительства или регистрации не соответствующая действительности (отсутствие фактического проживания и преимущественного пребывания на территории) не дает возможности в полном объеме предоставляться сведения в список избирателей на избирательном участке, искажает степень избирательной активности граждан. Регистрация без намерения проживать либо без фактического проживания на данной территории, искажает списки избирателей на избирательных участка, что может повлечь нарушение прав, как избирателей, так и лиц избираемых.
В соответствии со ст. 1 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения и выбор места жительства в пределах РФ.
Частью 1 статьи 3 указанного закона предусмотрено, что регистрационный учет по месту пребывания и по месту жительства вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином РФ его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством, обществом.
В ст. 6 Закона РФ № от ДД.ММ.ГГГГ определено, что на гражданина, изменившего место жительства, возлагается обязанность не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением по установленной форме, при этом орган регистрационного учета обязан зарегистрировать гражданина в жилом помещении, которое он избрал местом своего жительства, не позднее трех дней со дня предъявления им документов на регистрацию.
Таким образом, регистрация по месту жительства является предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах РФ, носящим уведомительных характер и отражающим добросовестность исполнения гражданином своих обязанностей сообщать о месте, которое избрано им в качестве места своего жительства.
В соответствии с положениями Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» и Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утвержденных постановлением правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, местом жительства признаются жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом – интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ.
Контроль за соблюдением гражданами РФ и должностными лицами правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ в соответствии с административным регламентом исполнения Федеральной миграционной службой, её территориальными органами и Министерством внутренних дел РФ, его территориальными органами государственной функции по контролю за соблюдением гражданами РФ и должностными лицами правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утвержденным приказом Федеральной миграционной службы и Министерства внутренних дел России от ДД.ММ.ГГГГ№, возложен на органы МВД России и ФМС России.
Согласно п. 10 указанного Административного регламента, предметом контроля является соблюдение гражданами РФ, нанимателями (собственниками) жилых помещений, должностными лицами и лицами, ответственными за прием и передачу в органы регистрационного учета граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, Правил регистрации.
В ходе судебного разбирательства установлено, что на территории Некрасовского сельского поселения Кормиловского муниципального района числятся зарегистрированными по адресу: <адрес>ФИО1ДД.ММ.ГГГГ г.р. и ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р.
Согласно сведениям из администрации Некрасовского сельского поселения Кормиловского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, жилой дом по названному адресу находится в неудовлетворительном состоянии, зарегистрированные в нём граждане в доме не проживают.
Из сведений Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ следует, что право собственности на жилой дом по адресу: <адрес> не зарегистрировано.
В соответствии с информацией Администрации Некрасовского сельского поселения Кормиловского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, жилой дом по адресу: <адрес> реестре муниципального имущества не значится.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что жилой дом по адресу: <адрес>, фактически существует, право собственности на него до настоящего времени не оформлено. Дом находится в неудовлетворительном состоянии. На фото (л.д. 8-10) видно, что отсутствуют двери и окна. Их пояснений сторон установлено, что в доме приведена в негодность система отопления.
Согласно справке Некрасовского сельского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 проживала в доме по адресу: <адрес>ДД.ММ.ГГГГ. Из пояснений ответчиков ФИО2 и ФИО1, не оспоренных и не опровергнутых истцом установлено, что спорный дом предоставлялся их семье сельскохозяйственным предприятием для постоянного проживания.
Из сведений отдела адресно-справочной работы УФМС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО2 имея постоянную регистрацию по адресу: <адрес>, временно, до ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована по адресу: <адрес>. Кроме того, из указанных сведений следует, что ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ постоянно зарегистрирована по адресу: <адрес>.
Таким образом, установлено, что ответчиком ФИО2 не допущено нарушений миграционного законодательства в части регистрации при временной смене места проживания. Органы местного самоуправления в отношении ФИО2 имеют возможность формировать достоверные сведения об избирателях, участниках референдума, поскольку ФИО2, в связи с вынужденным выездом с постоянного места жительства временно зарегистрирована по месту нахождения. Такая возможность имеется и в отношении ФИО1, поскольку она имеет постоянную регистрацию по месту жительства в д. <адрес>.
Оснований для признания недействительной или фиктивной регистрации ответчиков по адресу: <адрес> судом не установлено.
С учетом изложенного, учитывая что регистрация по постоянному месту жительства дает основания ФИО2 для бесплатной приватизации указанного жилого помещения, принимая во внимание, что спорное жилое помещение официально не признано аварийным и фактически существует как объект недвижимого имущества, учитывая неподтверждение факта регистрации ФИО1 в спорном жилье, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных исковых требований о снятии ответчиков с регистрационного учета по адресу: <адрес>.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р е ш и л:
В удовлетворении исковых требований администрации Кормиловского муниципального района <адрес> к ОМВД России по <адрес>, ФИО1 и ФИО2 о признании недействительной регистрации и снятии с регистрационного учета отказать.
Решение в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательном виде может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Кормиловский районный суд.
Судья: А.М. Каземиров
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ