дело №2-264/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 февраля 2019 года город Хабаровск
Кировский районный суд г. Хабаровска в составе: председательствующего судьи Юдаковой Ю.Ю., с участием помощника прокурора Кировского района г. Хабаровска Смирновой Т.А., представителя МАУ ДОД ЦДТ «Радуга талантов» ФИО1, представителя управления образования администрации г. Хабаровска ФИО2, при секретаре Ниязовой М.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кировского района г. Хабаровска к Муниципальному автономному учреждению дополнительного образования детей г. Хабаровска «Центр детского творчества «Радуга талантов», Управлению образования администрации г. Хабаровска о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Кировского района г. Хабаровска обратился в суд с иском к МАУ ДОД ЦДТ «Радуга талантов», Управлению образования администрации г. Хабаровска о возложении обязанности. В обоснование иска указал, что прокуратурой 22.11.2018 проведена проверка соблюдения образовательными и дошкольными организациями законодательства об антитеррористической защищенности, по результатам которой установлено, что здание МАУ ДО г. Хабаровска «ЦДТ «Радуга Талантов» не в полном объеме оснащено инженерно-техническими средствами охраны с целью антитеррористической защищенности, в здании не имеется металлоискателя в нарушение ФЗ №35-ФЗ от 06.03.2006, концепции противодействия терроризму в РФ от 05.10.2009, приказа Рособразования от 11.11.2009 №2013 «О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений». Отсутствие металлоискателя способствует беспрепятственному проносу в образовательное учреждение холодного и огнестрельного оружия и других запрещенных предметов. В связи с чем просит возложить на МАУ ДО г. Хабаровска «ЦДТ «Радуга Талантов» оборудовать здание учреждения по адресу: <...> ручным или стационарным металлоискателем, а на управление образование администрации г. Хабаровска возложить обязанность по обеспечению финансирования.
В судебном заседании помощник прокурора исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, указанным в иске, уточнив срок исполнения требований прокурора 01.09.2019.
Представитель ответчика МАУ ДОД ЦДТ «Радуга талантов» ФИО1 в судебном заседании по существу заявленных требований пояснила, что готовы приобрести указанное оборудование, если стоимость его составляет не более 2000 руб. Указала, что план финансово-хозяйственной деятельности утвержден. Внебюджетные денежные средства расходуются на обеспечение образовательного процесса. Свободных денежных средств не имеют. Расходы на приобретение данного оборудования в бюджет 2019 года не заложены.
Представитель управления образования администрации г. Хабаровска в судебном заседании ФИО2 по существу заявленных требований указал, что все полученные МАУ ДОД ЦДТ «Радуга талантов» денежные средства, в том числе от оказания платных услуг и иной приносящей доход, идут на осуществление образовательного процесса. План финансово-хозяйственной деятельности на 2019 утвержден решением Городской думы. Расходы на приобретение спорного оборудования в бюджет 2019 года не заложен. Просят установить срок исполнения 2020 г.
Выслушав стороны, исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд установил следующее.
Прокуратурой Кировского района г. Хабаровска проведена проверка соблюдения законодательства безопасности, профилактике безнадзорности и правонарушений обучающихся в ходе которой установлено, что здание МАОУ ДО ЦДТ «Радуга талантов» обеспечено в виде инженерно-технических средств и системы охраны в виде системы видеонаблюдения, тревожной кнопки вызова охраны, АПС, периметрального ограждения и освещения, домофоном, охрана здания осуществляется с помощью сторожа (л.д. 11).
Согласно информационному письму Управления образования Администрации г. Хабаровска №01-27/8899 от 15.10.2018 здание учреждения МАОУ ДО ЦДТ «Радуга талантов» прошло комиссионную процедуру категорирования, по итогам которой учреждению присвоена 3 категория опасности, в связи с чем постоянное нахождение сотрудников охранной организации, имеющей лицензию на осуществление охранной деятельности не требуется. Комплекс мероприятий, по обеспечению антитеррористической защищенности находится на стадии выполнения.
Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (ст. 2 Конституции Российской Федерации).
В соответствии со ст.45 Гражданского процессуального кодекса России, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" противодействие терроризму в Российской Федерации основывается, в том числе на принципе обеспечения защиты основных прав и свобод человека и гражданина, законности, приоритета защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; системности и комплексного использования политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; приоритета мер предупреждения терроризма, единоначалия в руководстве привлекаемыми силами и средствами при проведении контртеррористических операций, сочетания гласных и негласных методов противодействия терроризму, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
В соответствии со ст. 5 указанного закона Президент Российской Федерации определяет основные направления государственной политики в области противодействия терроризму; устанавливает компетенцию федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых он осуществляет, по борьбе с терроризмом; Правительство Российской Федерации определяет компетенцию федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых оно осуществляет, в области противодействия терроризму; организует разработку и осуществление мер по предупреждению терроризма и минимизацию и (или) ликвидацию последствий проявлений терроризма; организует обеспечение деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по противодействию терроризму необходимыми силами, средствами и ресурсами; устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
Органы местного самоуправления в свою очередь в соответствии с ч. 5.2 указанного закона при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений, в том числе разрабатывают и реализуют муниципальные программы в области профилактики терроризма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений; участвуют в мероприятиях по профилактике терроризма, а также по минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений, организуемых федеральными органами исполнительной власти и (или) органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления, осуществляют иные полномочия по решению вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений.
Концепцией противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 года определены основные принципы государственной политики в области противодействия терроризму в Российской Федерации, цели, задачи и направления дальнейшего развития общегосударственной системы противодействия терроризму в Российской Федерации, согласно которой общегосударственная система противодействия терроризму призвана обеспечить проведение единой государственной политики в области противодействия терроризму и направлена на защиту основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечение национальной безопасности Российской Федерации. Субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму, негосударственные организации и объединения, а также граждане, оказывающие содействие органам государственной власти и органам местного самоуправления в осуществлении антитеррористических мероприятий. Цель противодействия терроризму в Российской Федерации - защита личности, общества и государства от террористических актов и иных проявлений терроризма. Основными задачами противодействия терроризму в том числе являются: выявление и устранение причин и условий, способствующих возникновению и распространению терроризма; выявление, предупреждение и пресечение действий лиц и организаций, направленных на подготовку и совершение террористических актов и иных преступлений террористического характера; противодействие терроризму в Российской Федерации осуществляется по в том числе по следующим направлениям: предупреждение (профилактика) терроризма; борьба с терроризмом; минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма.
Согласно постановлению Правительства РФ от 04.05.2008 N 333 "О компетенции федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, в области противодействия терроризму" Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Министерство просвещения Российской Федерации в соответствии со своей компетенцией в установленной сфере деятельности разрабатывают и обеспечивают реализацию комплекса мер, направленных на противодействие идеологии терроризма, пропаганде его идей, распространению материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности.
Указом Президента РФ от 15.05.2018 N 215 Министерство образования и науки Российской Федерации преобразовано в Министерство просвещения Российской Федерации и Министерство науки и высшего образования Российской Федерации с передачей указанным Министерствам соответствующих функций.
Согласно ст. 1 требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, утвержденные Постановление Правительства РФ от 07.10.2017 N 1235 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)" обязательны для выполнения.
В соответствии со ст.ст. 5, 17 указанных требований, в целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) с учетом потенциальной опасности и степени угрозы совершения террористического акта на объектах (территориях), значимости объектов (территорий) для инфраструктуры и жизнеобеспечения и возможных последствий совершения террористического акта проводится категорирование объектов (территорий), при этом антитеррористическая защищенность объектов (территорий) независимо от их категории опасности обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных в том числе на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях); на минимизацию возможных последствий совершения террористических актов на объектах (территориях) и ликвидацию угрозы их совершения.
Согласно ст. 20, указанных требований, пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях) достигается в том числе посредством своевременного выявления фактов нарушения пропускного режима, попыток вноса (ввоза) и проноса (провоза) запрещенных предметов (взрывчатых, отравляющих веществ, оружия, боеприпасов, наркотических и других опасных предметов и веществ) на объекты (территории).
Таким образом, пресечение попыток совершения террористических актов в здании учреждения независимо от степени его защищенности и категории опасности должно достигаться посредством своевременного выявления нарушения пропускного режима, попыток вноса (ввоза) и проноса (провоза) запрещенных предметов (взрывчатых, отравляющих веществ, оружия, боеприпасов, наркотических и других опасных предметов и веществ).
На основании представленных в материалы дела доказательств установлено, что в отношении спорного здания учреждения проводилась комиссионная процедура категорирования, зданию присвоена 3 категория опасности, разработан комплекс мероприятий по антитеррористической защищенности, в который не включено мероприятие по обеспечению мер по пресечению попыток совершения террористических актов на объектах (территориях), в частности своевременного выявления фактов нарушения пропускного режима, попыток вноса (ввоза) и проноса (провоза) запрещенных предметов (взрывчатых, отравляющих веществ, оружия, боеприпасов, наркотических и других опасных предметов и веществ) на объекты (территории), в связи с чем здание МАУ ДОД ЦДТ «Радуга талантов» не отвечает требованиям действующего законодательства, установленным нормам и требованиям, в связи с чем признает исковое заявление прокурора обоснованным и подлежащим удовлетворению.
На основании ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, суд устанавливает ответчикам срок для исполнения действий, к которым они обязаны по решению суда – до 01 сентября 2019 года.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора Кировского района г. Хабаровска к Муниципальному автономному учреждению дополнительного образования детей г. Хабаровска «Центр детского творчества «Радуга талантов», Управлению образования администрации г. Хабаровска о возложении обязанности – удовлетворить.
Обязать Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования детей г. Хабаровска «Центр детского творчества «Радуга талантов» оборудовать здание учреждения по адресу: <...> ручным или стационарным металлоискателем, а Управление образования администрации г. Хабаровска обеспечить финансирование указанных действий в срок до 01 сентября 2019 года.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Кировский районный суд г. Хабаровска в течение месяца со дня принятия решения.
Мотивированное решение составлено 18.02.2019.
<данные изъяты>
<данные изъяты> судья Ю.Ю. Юдакова
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>