ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-264/20 от 23.06.2020 Октябрьского районного суда г. Саранска (Республика Мордовия)

УИД 13RS0025-01-2020-000019-08

Дело №2-264/2020

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г. Саранск 23 июня 2020 г.

Октябрьский районный суд г. Саранска Республики Мордовия, в составе председательствующего судьи Артемьева В.П.,

с участием в судебном заседании в качестве секретаря судебного заседания помощника судьи Новиковой О.В.,

представителя истца-адвоката Федотовой Т.С., действующей на основании ордера № 920 от 19.02.2020 года,

представителя ответчика- ГУ МЧС России по Республике Мордовия ФИО1 действующей на основании доверенности от 17.09.2019 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к Главному управлению МЧС России по Республике Мордовия о признании незаконным решения жилищной комиссии и восстановлении в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий, суд

У С Т А Н О В И Л:

ФИО2 обратился в суд с названным иском. В исковом заявлении отражено, что истец проходит службу в МЧС России по Республике Мордовия. В 2003г. им был подан рапорт о постановке его с членами семьи на учет, в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Протоколом жилищной комиссии №7 от 22.09.2009 г. он с членами семьи был включен в список, нуждающихся в улучшении жилищных условий с 15.09.2003г., номер в очереди 19. Протоколом № 69 от 01 ноября 2019г. он и члены его семьи были исключены из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», п.1ст. 29 ЖК РСФСР. Считает данное решение незаконным и подлежащим отмене по нижеследующим основаниям. В силу ч. 2 ст. 6 Закона «О введении в действие ЖК РФ», граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений, по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1,3-6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма (п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ).

В качестве основания для снятия его и членов семьи с учета указано, что в период с 2003 г. по 30.04.2013 г. им и членами его семьи совершались действия по ухудшению жилищных условий, которые заключались в отчуждении права собственности в отношении жилого помещения и смене мест регистрации с уменьшением жилой площади на него и его дочь.

Согласно Определению Конституционного Суда от 29 мая 2003 г. N 209-О регистрационный учет не может носить разрешительного характера и не должен приводить к ограничению конституционного права гражданина выбирать место пребывания и жительства. Таким образом, регистрация в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания и жительства.

Как следует из положений части 2 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Как указано в протоколе заседания жилищной комиссии ГУ МЧС России по Республике Мордовия № 69 от 01 ноября 2019 г. на момент подачи рапорта учетная норма составляла 12,5 кв.м (в пользовании у него и членов его семьи было по 11,2 кв.м), что менее учетной нормы.

В соответствии с частью 2 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.

Как указано в протоколе заседания жилищной комиссии ГУ МЧС России по Республике Мордовия № 69 от 01 ноября 2019 г., последняя сделка по отчуждению недвижимости была произведена его супругой 30.04.2013 г., т.е. с указанного времени и до исключения его и членов его семьи из списка, нуждающихся в улучшении жилищных условий, прошло более 6 лет.

Принимая решение об исключении его и членов его семьи из списка, нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилищной комиссии ГУ МЧС России по Республике Мордовия не было учтено то обстоятельство, что он не утратил право стоять с членами его семьи в списке в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Статья 11 Гражданского кодекса РФ указывает, что защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет суд, арбитражный суд или третейский суд (далее - суд) в соответствии с их компетенцией.

В свою очередь, статья 12 Гражданского кодекса РФ предусматривает в качестве способов защиты гражданских прав - восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

По данным основаниям просит признать незаконным решение заседания жилищной комиссии Главного управления МЧС России по Республике Мордовия № 69 от 01 ноября 2019 г., в части исключения ФИО2 и членов его семьи, из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий. Восстановить ФИО2 и членов его семьи, в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий с 15.09.2003г., номер в очереди 22.

Истец ФИО2 в судебное заседание не явился о месте и времени судебного заседания извещен надлежаще и своевременно, в заявлении поступившем в адрес суда просил рассмотреть дело в его отсутствии.

Представитель истца- адвокат Федотова Т.С. в судебном заседании исковые требования своего доверителя поддержала по основаниям изложенным в исковом заявлении суду пояснив, что ФИО2 с 19 августа 1997 г. и по настоящее время является сотрудником федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы Республики Мордовия и занимает должность старшего начальствующего состава (согласно справке от 29.01.2020 г. № 64, имеющейся в материалах дела в книге протоколов заседания жилищной комиссии).15 сентября 2003 г. ФИО2 подал раппорт о постановке с членами его семьи в составе 3-х человек на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. С указанной даты включен в список нуждающихся. Согласно протокола заседания жилищной комиссии ГУ МЧС России по Республике Мордовия №7 от 22.09.2009 г. было подтверждено право ФИО2 с членами семьи состоять в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий с момента постановки, 15.09.2003 г.Однако, протоколом от 01.10.19 г. № 69 ФИО2 и члены его семьи были исключены из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании ч.2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», п.1 ст. 29 ЖК РСФСР. В силу ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» граждане, принятые на учет до 01.03.2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом РФ, с учетом положений настоящей части. Из выписки из протокола от 01.10.19 г. № 69 заседания жилищной комиссии ГУ МЧС России по РМ следует, что ФИО2 был исключен в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ.Таким образом, решение ответчиком было принято согласно буквальному толкованию на основании п. 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ – то есть в результате выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.Однако, доказательств того, что истцом были представлены при постановке на очередь документы, не соответствующие действительности и послужившие основанием принятия на учет, не имеются. Также ответчиком в силу ст. 56 ГПК РФ суду не представлено доказательств неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет истца, что также позволяет сделать вывод об отсутствии таковых. При этом, в соответствии с ч. 2 ст. 56 ЖК РФ решение о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Однако, ответчик выявил обстоятельство по отчуждению супругой истца 30.04.2013 г. ? доли в праве в отношении жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в апреле 2019 г. согласно выписке из Протокола №40 от 24.04.2019 г., т.е. располагал данными сведениями из Единого государственного реестра прав, а решение о снятие выносит 1 ноября 2019 г. Следует учесть, что даже с учетом последнего отчуждения супругой истца ? доли жилого помещения в 2013 году, прошел установленный ст. 53 ЖК РФ пятилетний срок для его исключения, поэтому на ноябрь 2019 года истец имел полное право состоять на учете нуждающихся, поскольку он и члены его семьи не имеют в собственности жилья, и не могли быть исключены ответчиком из соответствующего списка очередников. Таким образом, по смыслу действующего законодательства, для применения указанных норм необходимо отсутствие до совершения действий по отчуждению недвижимости такого признака как нуждаемость, а именно обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.Учитывая, что до отчуждения доли супругой на ФИО2 и членов его семьи приходилось менее установленной учетной нормы площади жилого помещения, то отчуждение жилого помещения в данном конкретном случае и с учетом вышеприведенных норм не может быть расценено как намеренное ухудшение жилищных условий, поскольку не могло повлечь для истца выгоды в виде постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях.

В возражениях на исковое заявление и в дополнениях к возражениям, ответчик делает вывод о том, что в период с 26.01.1994 г. по 14.09.2010 г. ФИО2 неоднократно совершались действия по ухудшению жилищных условий, а именно выезд на другое постоянное место жительства, что в результате привело к увеличению нормы потребности Истца и членов его семьи в улучшении жилищных условий до 100 %. Данный вывод является ошибочным и несостоятельным.

Как следует из Постановления Конституционного Суда РФ от 2 февраля 1998 года № 4-П «По делу о проверке конституционности пунктов 10, 12 и 21 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года №713» уведомление гражданином Российской Федерации органов регистрационного учета о месте своего пребывания и жительства в соответствии с установленным законом порядком является не только его правом, но и обязанностью. Вместе с тем сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей

В силу абзаца 2 ст. 3 Закона РФ от 25 июня 1993 года №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрация по месту жительства не влечет правовых последствий в виде приобретения права на жилое помещение по месту регистрации гражданина. Регистрация в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.

Регистрация по месту жительства является административным актом, и сама по себе не порождает прав на жилое помещение.

Между тем, снятие с учета нуждающихся в жилых помещениях носит исключительный характер, а принятый на учет сохраняет право состоять на учете до получения жилого помещения либо возникновения прямо указанных в жилищном законодательстве обстоятельств, являющихся основанием для снятия с учета.

Перечень, предусмотренный ст.56 ЖК РФ, является исчерпывающим, снятие граждан с учета по иным основаниям недопустимо.

Регистрация в жилом помещении не свидетельствует о том, что у гражданина есть право претендовать на собственность или он впоследствии может стать собственником данного имущества.

Следовательно, регистрация в жилом помещении не указывает на отсутствие у истца нуждаемости в получении жилья.

Хотелось бы отметить, что действующее законодательство с учетом норм ст.53 ЖК РФ ухудшение жилищных условий связывает не с любыми действиями, приведшими к уменьшению площади жилого помещения приходящейся на одного члена семьи либо к её полному отсутствию, а только с такими действиями, в результате которых возникла нуждаемость в жилых помещениях, в данном случае – нуждаемость в получении жилого помещении имелась и имеется с момента постановки на учет и до настоящего времени.

Кроме того, применение указанных норм должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с п.3 ст.10 ГК РФ, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

Таким образом, отчуждение супругой ФИО2 ? доли жилого помещения не повлекло ухудшение жилищных условий, поскольку истец даже при наличии у супруги данной доли все равно подлежал бы признанию имеющим право на получение жилого помещения, поскольку был обеспечен жилой площадью на одного члена семьи менее установленной нормы. В связи с чем, вывод о том, что действия членов семьи ФИО2 по отчуждению доли жилого помещения и снятие с регистрации привело к увеличению нормы потребности Истца и членов его семьи в улучшении жилищных условий до 100 %, противоречит выше указанным нормам.

Таким образом, на момент постановки на учет и на момент снятия с учета семья истца имела обеспеченность менее учетной нормы, то есть не утратила основания, дающие право на получение жилого помещения по договору социального найма. С момента прекращения права собственности супруги истца на ? долю в праве общей долевой собственности на жилое помещение прошло более 5 лет. Следовательно, у ответчика отсутствовали законные основания для снятия ФИО2 с составом семьи из трех человек с очереди нуждающихся в жилых помещениях, ввиду чего ФИО2 с составом семьи три человека подлежит восстановлению на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с момент постановки на такой учет.

На основании изложенного просит исковые требования удовлетворить в полном объеме.

Третье лицо ФИО3, действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ребенка Ш. в судебное заседание не явилась о месте и времени судебного заседания извещена надлежаще и своевременно, в заявлении поступившем в адрес суда просила рассмотреть дело в его отсутствии.

Представитель ответчика- ГУ МЧС России по Республике Мордовия ФИО1, действующая на основании доверенности в судебном заседании возражала против удовлетворения иска суду пояснив, что ФИО2 подал исковое заявление к Главному управлению МЧС России по Республике Мордовия о признании незаконным решения заседания жилищной комиссии и восстановлении в списках, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Главное управление МЧС России по Республике Мордовия возражает против заявленных исковых требований по следующим основаниям. ФИО2 в настоящее время является сотрудником федеральной противопожарной службы ГПС Республики Мордовия и проходит службу в должности начальника отдела применения подвижного пункта управления центра управления в кризисных ситуациях (управление) Главного управления МЧС России по РМ (справка № 64 от 29.01.2020). Рапорт о постановке на очередь для получения жилья был подан ФИО4 15.09.2003. согласно материалам учетного дела № 22, на момент подачи рапорта ФИО2, его дочь Ш. (<дата> г.р.) имели регистрацию по адресу: <адрес>, что подтверждается справкой № 10537 и № 23118 по данному адресу от 05.09.2003. Согласно данным справкам общая площадь жилого помещения равна 32 кв.м., количество зарегистрированных лиц - 3 человека. Данный факт так же подтверждается Актом проверки жилищных условий от 18.09.2003.Документ, подтверждающий правообладателя жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в материалах учетного дела, отсутствуют.

В соответствии со Справкой ДФГУП «Сарансктехинвентаризация» № 4628 от 04.09.2003 на момент подачи рапорта истцом, у супруги Д.Н. Шендерей имелась в собственности 1,2 доля в праве в отношении жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 50,6 кв. м. (12,6 кв. м.).

На момент подачи рапорта при определении нуждаемости заявителя и членов его семьи в жилом помещении, подлежали применению нормы Жилищного кодекса РСФСР от 24 июня 1983 г.

Согласно ст. 29 ЖК РСФСР Нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане:

1) имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов.

В соответствии с Постановлением Совета Министров Мордовской АССР от 03.12.1984 № 518. Согласно п. 7 Постановления, нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, имеющие обеспеченность общей площадью на одного члена семьи, менее 12,5 кв. м.

Нуждаемость заявителя на момент подачи рапорта составляла -12,5 (собственность супруги) + 21,2 кв. м. (в пользовании у заявителя и его дочери по 10,6 кв. м.) = 33,7/3=11,2 кв.м. на каждого члена семьи заявителя.

Протоколом заседания жилищной комиссии Главного управления № 7 от 22.09.2009 г. подтверждена действительность списка нуждающихся в улучшении жилищных условий (в получении жилья) Главного управления МЧС России по Республике Мордовия. ФИО2 числится в данном списке под номером 22. Иные документы жилищной комиссии, подтверждающие нуждаемость заявителя и признания его таковым, отсутствуют.

Состав семьи заявителя на момент подачи рапорта и утверждения протокола заседания жилищной комиссии Главного управления составлял 3 человека: сам заявитель, его супруга ФИО3 (<дата> г.р.), дочь Ш. (<дата> г.р.).

Согласно п. 42 Постановления Совета Министров Мордовской АССР от 03.12.1984 № 518 жилое помещение предоставляется в пределах не ниже социальной нормы площади жилья, в следующих размерах: 18 кв. метров общей площади жилья на одного тлена семьи, состоящей из трех и более человек. Следовательно, норма предоставления общей площади жилого помещения на ФИО2 и членов его семьи составляла 54 кв.м.

Так же пунктом 45 данного Постановления установлено, что при получении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда гражда не обязаны освободить ранее занимаемую ими жилую площадь.

Таким образом, на момент подачи рапорта, ФИО2 и члены его семьи в случае предоставления им жилого помещения должны были освободить ранее занимаемую ими жилую площадь в размере 33,7 кв.м.

21.06.2006 ФИО2 снимается с регистрационного учета по адресу <адрес>, и 23.06.2006 регистрируется по адресу <адрес>, о чем свидетельствует штамп в паспорте ФИО2 Иная информация, в отношении данного жилого помещения в материалах учетного дела отсутствует. Заявление о смене регистрации места жительства от Д.Н. Шендерей в жилищную комиссию Главного управления, не поступало.

Согласно выписке из домовой книги по адресу: <адрес> от 05.03.2009 с даты 07.04.2007 ФИО2 вместе с дочерью Ш. были зарегистрированы по выше указанному адресу на площади 32,7, количество зарегистрированных лиц - 5 человек. На каждого члена семьи приходилось 6,54 кв.м. (32,7/5=6,54 кв.м.), что привело к ухудшению жилищных условий ФИО4 и его дочери, так как площадь на одного человека уменьшилась на 4,06 кв.м.

В соответствии с договором дарения от 04 февраля 1998г. жилое помещение по адресу: <адрес>, принадлежит К., сестре жены заявителя, что подтверждается выпиской из домовой книги по данному адресу.

По данному адресу ФИО2 28.11.2009 г. был снят с регистрационного учета, о чем так же свидетельствует штамп в паспорте ФИО2

В день снятия с регистрационного учета - 28.11.2009 г. ФИО2 заключает с К. договор найма жилого помещения, по условиям которого, жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> передается во временное владение и пользование за плату для проживания в нем.

С 14.09.2010 ФИО2 и члены его семьи регистрируются в служебном жилом помещении по адресу <адрес> на основании договора найма служебного жилого помещения № 134 от 22 марта 2010 г. В настоящее время заявитель и члены его семьи проживают и имеют регистрацию в служебном жилом помещении в силу прохождения ФИО2 службы в ФПС МЧС России.

До момента регистрации в служебном жилом помещении супруга заявителя -ФИО3 (ФИО5), совместно с отцом, братом, племянницей, имела регистрацию по адресу: <адрес> (общая площадь 50,10 кв.м.), что так же подтверждается справкой № 25931 от 03.09.2003. Помимо изложенного, свидетельством о государственной регистрации <...> от 16.12.2002 г. подтверждается наличие 1/2 доли в праве собственности, у ФИО3 в отношении жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, что составляет 12.5 кв.м.

Выпиской из единого государственного реестра от 19.06.2019 подтверждается отчуждение супругой заявителя 30.04.2013, доли в праве в отношении жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, что составляет 25,05 кв. м.

Согласно ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1,3-6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.

Учитывая, что в период с момента подачи рапорта с 15.09.2003 и по 30.04.2013 г. заявителем и членами его семьи совершались действия по ухудшению жилищных условий, которые заключались в отчуждении права собственности в отношении жилого помещения и смене мест регистрации с уменьшением жилой площади на самого заявителя и членов его семьи, а так же тот факт, что в силу произведенных действий намеренного характера по ухудшению жилищных условий, у заявителя и членов его семьи не только искусственно сохранилась потребность в улучшении жилищных условий, но и данная потребность возросла с 20,03 кв.м. до 100 %, на основании изложенного, руководствуясь ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ просит в удовлетворения иска отказать.

В соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ суд принял решение о рассмотрении дела в отсутствии не явившихся лиц.

Суд, выслушав участников процесса и исследовав письменные материалы дела, полагает, что исковые требования ФИО2 подлежат удовлетворению по нижеследующим основаниям.

Свой вывод суд основывает следующим.

В соответствии со статьями 12, 56 ГПК Российской Федерации каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Руководствуясь указанными нормами, имея в виду, что судом созданы все условия для обеспечения принципов состязательности и равноправия сторон, судья разрешает дело на основании представленных и исследованных в судебном заседании доказательств, в пределах заявленных истцом требований и по указанным им основаниям.

В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

На основании ст. 52 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных ЖК РФ случаев.

Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

В соответствии со ст. 55 ЖК РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 ЖК РФ оснований снятия их с учета.

Согласно материалам дела истец ФИО2 с 19 августа 1997 г. и по настоящее время является сотрудником федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы Республики Мордовия и занимает должность старшего начальствующего состава (согласно справке от 29.01.2020 г. № 64, имеющейся в материалах дела в книге протоколов заседания жилищной комиссии).

15 сентября 2003 г. Д.Н. Шендерей подал раппорт о постановке с членами его семьи в составе 3-х человек на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. С указанной даты включен в список нуждающихся.

Согласно протокола заседания жилищной комиссии ГУ МЧС России по Республике Мордовия №7 от 22.09.2009 г. было подтверждено право ФИО2 с членами семьи состоять в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий с момента постановки, 15.09.2003 г.

Однако, протоколом от 01.10.19 г. № 69 ФИО2 и члены его семьи были исключены из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании ч.2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», п.1 ст. 29 ЖК РСФСР.

В силу ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» граждане, принятые на учет до 01.03.2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом РФ, с учетом положений настоящей части.

При этом, в соответствии с ч. 2 ст. 56 ЖК РФ решение о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений.

Согласно материалам дела, ответчик выявил обстоятельство по отчуждению супругой истца 30.04.2013 г. ? доли в праве в отношении жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в апреле 2019 г. согласно выписке из Протокола №40 от 24.04.2019 г., т.е. располагал данными сведениями из Единого государственного реестра прав, а решение о снятие выносит 1 ноября 2019 г.

Согласно положений ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Судом установлено, что даже с учетом последнего отчуждения супругой истца ? доли жилого помещения в 2013 году, прошел установленный ст. 53 ЖК РФ пятилетний срок для его исключения, поэтому на ноябрь 2019 года истец имел полное право состоять на учете нуждающихся, поскольку он и члены его семьи не имеют в собственности жилья, и не могли быть исключены ответчиком из соответствующего списка очередников.

Таким образом, по смыслу действующего законодательства, для применения указанных норм необходимо отсутствие до совершения действий по отчуждению недвижимости такого признака как нуждаемость, а именно обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Учитывая, что до отчуждения доли супругой на ФИО2 и членов его семьи приходилось менее установленной учетной нормы площади жилого помещения, то отчуждение жилого помещения в данном конкретном случае и с учетом вышеприведенных норм не может быть расценено как намеренное ухудшение жилищных условий, поскольку не могло повлечь для истца выгоды в виде постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, поскольку тот уже состоял в соответствующей очереди.

В возражениях на исковое заявление и в дополнениях к возражениям, ответчик делает вывод о том, что в период с 26.01.1994 г. по 14.09.2010 г. ФИО2 неоднократно совершались действия по ухудшению жилищных условий, а именно выезд на другое постоянное место жительства, что в результате привело к увеличению нормы потребности истца и членов его семьи в улучшении жилищных условий до 100 %. Данный вывод по мнению суда является ошибочным и несостоятельным.

Как следует из Постановления Конституционного Суда РФ от 2 февраля 1998 года № 4-П «По делу о проверке конституционности пунктов 10, 12 и 21 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года №713» уведомление гражданином Российской Федерации органов регистрационного учета о месте своего пребывания и жительства в соответствии с установленным законом порядком является не только его правом, но и обязанностью. Вместе с тем сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей

В силу абзаца 2 ст. 3 Закона РФ от 25 июня 1993 года №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрация по месту жительства не влечет правовых последствий в виде приобретения права на жилое помещение по месту регистрации гражданина. Регистрация в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.

Регистрация по месту жительства является административным актом, и сама по себе не порождает прав на жилое помещение.

Между тем, снятие с учета нуждающихся в жилых помещениях носит исключительный характер, а принятый на учет сохраняет право состоять на учете до получения жилого помещения либо возникновения прямо указанных в жилищном законодательстве обстоятельств, являющихся основанием для снятия с учета.

Перечень, предусмотренный ст.56 ЖК РФ, является исчерпывающим, снятие граждан с учета по иным основаниям недопустимо.

Регистрация в жилом помещении не свидетельствует о том, что у гражданина есть право претендовать на собственность или он впоследствии может стать собственником данного имущества.

Следовательно, регистрация в жилом помещении не указывает на отсутствие у истца нуждаемости в получении жилья.

Суд полагает, что действующее законодательство с учетом норм ст.53 ЖК РФ ухудшение жилищных условий связывает не с любыми действиями, приведшими к уменьшению площади жилого помещения приходящейся на одного члена семьи либо к её полному отсутствию, а только с такими действиями, в результате которых возникла нуждаемость в жилых помещениях, в данном случае – нуждаемость в получении жилого помещении имелась и имеется с момента постановки на учет и до настоящего времени.

Кроме того, применение указанных норм должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с п.3 ст.10 ГК РФ, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

Таким образом, отчуждение супругой ФИО2 ? доли жилого помещения не повлекло ухудшение жилищных условий, поскольку истец даже при наличии у супруги данной доли все равно подлежал бы признанию имеющим право на получение жилого помещения, поскольку был обеспечен жилой площадью на одного члена семьи менее установленной нормы. В связи с чем, вывод ответчика о том, что действия членов семьи ФИО2 по отчуждению доли жилого помещения и снятие с регистрации привело к увеличению нормы потребности истца и членов его семьи в улучшении жилищных условий до 100 %, противоречит выше указанным нормам.

Таким образом, на момент постановки на учет и на момент снятия с учета семья истца имела обеспеченность менее учетной нормы, то есть не утратила основания, дающие право на получение жилого помещения по договору социального найма. С момента прекращения права собственности супруги истца на ? долю в праве общей долевой собственности на жилое помещение прошло более 5 лет. Следовательно, у ответчика отсутствовали законные основания для снятия ФИО2 с составом семьи из трех человек с очереди нуждающихся в жилых помещениях, ввиду чего ФИО2 с составом семьи три человека подлежит восстановлению на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с момент постановки на такой учет.

В следствии изложенного суд постановляет решение об удовлетворении исковых требований ФИО2

Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных требований и по указанным основаниям, руководствуясь ст.ст. 173, 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

исковое заявление ФИО2 к Главному управлению МЧС России по Республике Мордовия о признании незаконным решения жилищной комиссии и восстановлении в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий, удовлетворить.

Признать незаконным решение заседания жилищной комиссии Главного управления МЧС России по Республике Мордовия № 69 от 01 ноября 2019 года, в части исключения ФИО2 и членов его семьи супруги ФИО6 и их дочери Ш., из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Восстановить ФИО2 и членов его семьи супругу ФИО6 и их дочь Ш., в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий с 15.09.2003г., номер в очереди 22.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Мордовия через Октябрьский районный суд г.Саранска в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий: В.П.Артемьев

Решение в окончательной форме изготовлено 26 июня 2020 года.

Судья: В.П.Артемьев

УИД 13RS0025-01-2020-000019-08

Дело №2-264/2020