Дело №2-264/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 мая 2020 года г.Липецк
Левобережный районный суд г. Липецка в составе:
судьи Климовой Л.В.,
при ведении протокола помощником судьи Семенихиной Ю.Б.,
с участием помощника Липецкого межрайонного природоохранного прокурора Янко Я.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Липецкого межрайонного природоохранного прокурора к Ассоциации «Новолипецкий медицинский центр» о возложении обязанности по прекращению самовольного пользования водным объектом,
УСТАНОВИЛ:
Липецкий межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском о взыскании с Ассоциации «Новолипецкий медицинский центр» о возложении обязанности по прекращению самовольного пользования водным объектом – озеро Лебяжье для сброса сточных вод до получения решения о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных вод в соответствии с Водным кодексом РФ, ссылаясь на то, что Санаторно-оздоровительный комплекс «Прометей» Ассоциации «НМЦ», эксплуатируя очистные сооружения, расположенные по адресу: <адрес>, осуществляет сброс сточных вод в озеро Лебяжье без разрешительной документации, а именно без решения о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных вод. Ассоциация «НМЦ» осуществляла сброс сточных вод в озеро Лебяжье, расположенное в пойме <адрес>, створ выпуска сточных вод расположен на 164 км от устья реки (АЗО/ДОШ1403/164 от устья реки) на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных вод от ДД.ММ.ГГГГ№, выданного управлением экологии и природных ресурсов Липецкой области на срок до ДД.ММ.ГГГГ. Данным решением на сброс сточных вод были установлены нормативы допустимого сброса (НДС) веществ и микроорганизмов в водные объекты. Срок действия решения истек.
В судебном заседании помощник Липецкого межрайонного природоохранного прокурора Янко Я.А. поддержала исковые требования, сославшись на доводы, изложенные в исковом заявлении, но просила не приводить решение суда в исполнение в связи с его фактическим исполнением ответчиком после обращения с иском в суд.
Представители ответчика Ассоциация «Новолипецкий медицинский центр» Нехорошев С.Д., Григорьев В.А., Никашин И.А. в судебном заседании не возражали против удовлетворения требований прокурора, пояснили, что требование прокурора исполнено, решение управления экологии и природных ресурсов Липецкой области о предоставлении водного объекта в пользование для сбросов сточных вод ими получено, просили не приводить решение в исполнение.
Третье лицо - представитель Управления экологии и природных ресурсов Липецкой области, в судебное заседание не явился, был извещен, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Выслушав прокурора, представителей ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации (преамбула к Федеральному закону от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", далее - Закон об охране окружающей среды).
В соответствии со ст. 3 Водного кодекса Российской Федерации водное законодательство и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на принципах: значимость водных объектов в качестве основы жизни и деятельности человека. Регулирование водных отношений осуществляется исходя из представления о водном объекте как о важнейшей составной части окружающей среды, среде обитания объектов животного и растительного мира, в том числе водных биологических ресурсов, как о природном ресурсе, используемом человеком для личных и бытовых нужд, осуществления хозяйственной и иной деятельности, и одновременно как об объекте права собственности и иных прав; приоритет охраны водных объектов перед их использованием. Использование водных объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду.
На основании требований ч. 1 ст. 39 Федерального закона "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
В соответствии со ст. 18 Федерального закона N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно- бытового водоснабжения, купания, занятий спортом, отдыха и в лечебных целях, в том числе водные объекты, расположенные в черте городских и сельских поселений (далее -водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
Для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими государственный санитарно- эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты.
Согласно ч. 1, 2 ст. 8 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением прудов, обводненных карьеров, расположенных в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Водного кодекса РФ юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 настоящего Кодекса.
Пунктом 2 ч. 2 ст. 11 Водного кодекса Российской Федерации закреплено, что на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено ч. 3 настоящей статьи, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для сброса сточных вод и (или) дренажных вод.
На основании п. 2 ч. 2 ст. 11 Водного кодекса РФ водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, предоставляются в пользование для сброса сточных вод, в том числе дренажных вод на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование.
В соответствии с п. 2 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" сброс загрязняющих веществ в поверхностные водные объекты является одним из видов негативного воздействия на окружающую среду.
Согласно п. 4 ст. 23 названного Закона выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
В соответствии с п. 2 ч. 1, ч. 3 ст. 22 Водного кодекса Российской Федерации решение о предоставлении водного объекта в пользование должно содержать цель, виды и условия использования водного объекта или его части в случаях, предусмотренных ч. 2 ст. 11 настоящего Кодекса. Решение о предоставлении водного объекта в пользование в целях сброса сточных вод и (или) дренажных вод дополнительно должно содержать: указание места сброса сточных вод и (или) дренажных вод; объем допустимых сбросов сточных вод; требования к качеству воды в водных объектах в местах сброса сточных вод и (или) дренажных вод.
По требованию ч. 1, 2 ст. 23 Водного кодекса Российской Федерации юридическое лицо, заинтересованное в получении водного объекта или его части, находящихся в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, собственности муниципального образования, в пользование в случаях, предусмотренных ч. 2 ст. 11 настоящего Кодекса, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ч. 4 ст. 11 настоящего Кодекса, с заявлением о предоставлении такого водного объекта или такой его части в пользование с обоснованием цели, вида и срока водопользования. В течение тридцати дней со дня получения заявления о предоставлении водного объекта или его части, заходящихся в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, собственности муниципального образования, в пользование исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ч. 4 ст. 11 настоящего Кодекса, принимают гашение о предоставлении такого водного объекта или такой его части в пользование либо отказывают в предоставлении такого водного объекта или его частя в пользование.
Частью 2 ст. 55 и ч. 1 ст. 56 Водного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при использовании водных объектов юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами. Сброс в водные объекты и захоронение в них отходов производства и потребления запрещаются.
Исходя из ч.ч. 1, 4 ст. 44 Водного кодекса Российской Федерации использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды. Сброс сточных вод и (или) дренажных вод может быть ограничен, приостановлен или запрещен по основаниям и в порядке, которые установлены федеральными законами.
Статьей 80 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено ограничение, приостановление и прекращение деятельности юридических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды.
Получение разрешения является одной из гарантий рационального использования и охраны водных объектов. Ее отсутствие создает угрозу загрязнения и истощения водных ресурсов, оказания на них негативных факторов, снижающих соответствующее качество, в связи с чем допускается возможность прекращения самовольного пользования водными объектами.
По данному факту управлением экологии и природных ресурсов Липецкой области ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление № о назначении административного наказания, главный инженер Ассоциации «Новолипецкий медицинский центр» привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.14. КоАП РФ в виде штрафа в размере 10 тыс. рублей.
Решением управлением экологии и природных ресурсов Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ№-№ озеро «Лебяжье» предоставлено в пользование Ассоциации «Новолипецкий медицинский центр» для сброса сточных вод.
С учетом изложенного, получения ассоциацией «НМЦ» соответствующего разрешения, суд приходит к выводу о том, что требования прокурора подлежат удовлетворению, однако решение не следует приводить в исполнение в связи с его фактическим исполнением.
В соответствии со ст.103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета г. Липецка в сумме 6000 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Обязать Ассоциацию «Новолипецкий медицинский центр» (юридический адрес: 398005 г. Липецк, пл. Металлургов, д. 1, ИНН 4823029651, ОГРН 1074800000032 от 05.11.2019) прекратить самовольное использование водного объекта - озеро Лебяжье для сброса сточных вод до получения решения о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных вод в соответствии с Водным кодексов РФ.
Не приводить решение в исполнение в этой части в связи с его фактическим исполнением.
Взыскать с Ассоциации «Новолипецкий медицинский центр» госпошлину в доход бюджета г. Липецка в сумме 6000 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Липецкий облсуд в течение 1 месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме, т. е. 01.06.2020 года через Левобережный районный суд г. Липецка.
Судья Л.В. Климова