Дело № 2-264/2013
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п.г.т. Новоспасское 10 июля 2013 года
Ульяновской области
Новоспасский районный суд Ульяновской области в составе:
председательствующего судьи Балукова А.Н.
при секретаре Щеуловой Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области к администрации муниципального образования (МО) Красносельское сельское поселение Новоспасского района Ульяновской области о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку твёрдых бытовых отходов,
УСТАНОВИЛ:
Министерство лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области обратилось в суд с иском к администрации МО Красносельское сельское поселение Новоспасского района Ульяновской области о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку твёрдых бытовых отходов, расположенную у <адрес>
В обоснование иска указали, что согласно ч. 2 ст. 65 Федерального закона «Об охране окружающей среды» государственный экологический надзор включает в себя, в том числе, государственный надзор в области обращения с отходами.
В соответствии с п.п. 1.1 раздела 1 Положения о Министерстве лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области, Министерство является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, возглавляемым Правительством Ульяновской области и созданным для реализации системы мер, направленных на предотвращение, выявление и пресечение нарушений законодательства в сфере охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе, нормативов и нормативных документов в сфере охраны окружающей среды. В соответствии с п. 2.9 Положения Министерство в области обращения с отходами осуществляет государственный надзор в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору.
Согласно ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
В соответствии с ч. 3 ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Из акта фиксации признаков нарушения законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды от (дата) № видно, что у <адрес>, расположена несанкционированная свалка твёрдых бытовых отходов: пластиковая, стеклянная и картонная тара, бывшие в употреблении части автомобилей, битое стекло, отходы строительных материалов, мебели, бытовой техники, лесопереработки, животноводства, убоя скота, бывшие в употреблении ртуть содержащие лампы. Размеры свалки по радиусу 100 метров. Данные отходы разбросаны на расстоянии от 50 до 100 метров от основной свалки. Несоблюдение законодательства об отходах производства и потребления влечёт возникновение чрезвычайных ситуаций, создаёт угрозу жизни и здоровью граждан, а также окружающей среде.
В судебное заседание представители Министерства лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие, иск удовлетворить, согласны на вынесение заочного решения.
Представители ответчика - администрации МО Красносельское сельское поселение Новоспасского района Ульяновской области в судебное заседание не явились, были извещены о месте и времени рассмотрения дела, не выразили своего отношения по иску, не просили отложить рассмотрение дела, рассмотреть дело в их отсутствие. Судом определено рассмотреть дело в порядке заочного производства.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Установлено, что у <адрес>, расположена несанкционированная свалка твёрдых бытовых отходов: пластиковая, стеклянная и картонная тара, бывшие в употреблении части автомобилей, битое стекло, отходы строительных материалов, мебели, бытовой техники, лесопереработки, животноводства, убоя скота, бывшие в употреблении ртуть содержащие лампы. Размеры свалки по радиусу 100 метров, отходы разбросаны на расстоянии от 50 до 100 метров от основной свалки, что подтверждается представленными истцом документами. Доказательств обратного ответчиком не представлено.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции РФ и ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Согласно ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
В соответствии со ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ, запрещаются сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Согласно п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.
Полномочия МО Красносельское сельское поселение Новоспасского района по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, установлены п. 18 ч. 1 ст. 8 Устава МО Красносельское сельское поселение.
С учётом вышеприведённых положений законодательства, суд возлагает на администрацию МО Красносельское сельское поселение Новоспасского района обязанность ликвидировать находящуюся на территории сельского поселения несанкционированную свалку твёрдых бытовых отходов.
Суд считает, что предъявление требований Министерством лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области обоснованно.
Согласно ст. 22 ГПК РФ суды рассматривают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из экологических правоотношений.
В соответствии с п.п. 1.1 раздела 1 Положения о Министерстве лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области, Министерство является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, возглавляемым Правительством Ульяновской области и созданным для реализации системы мер, направленных на предотвращение, выявление и пресечение нарушений законодательства в сфере охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе, нормативов и нормативных документов в сфере охраны окружающей среды. Министерство в области обращения с отходами осуществляет государственный надзор в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору (п. 2.9 Положения).
На основе вышесказанного суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований Министерства лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области, а потому подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Администрация МО Красносельское сельское поселение Новоспасского района Ульяновской области, как орган местного самоуправления, в силу п. 19 ч.1 ст. 333.36 НК РФ, освобождена от уплаты госпошлины, несмотря на её процессуальное положение.
Суд выносит данное решение на основе состязательности и равноправия сторон, с учётом доказательств, представленных сторонами, добытых и исследованных в судебном заседании.
Руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Министерства лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования (МО) Красносельское сельское поселение Новоспасского района Ульяновской области ликвидировать несанкционированную свалку твёрдых бытовых отходов, расположенную у <адрес>
Ответчик - администрация МО Красносельское сельское поселение Новоспасского района Ульяновской области, в отношении которой судом принято заочное решение, вправе подать в Новоспасский районный суд Ульяновской области заявление об отмене этого решения в течение семи дней со дня вручения копии данного решения.
Заочное решение может быть обжаловано сторонами в Ульяновский областной суд через Новоспасский районный суд в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене данного решения суда, а если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья: А.Н. Балуков