ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-264/2018 от 29.03.2018 Лангепасского городского суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 марта 2018 года г. Лангепас

Лангепасский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе: председательствующего судьи Пашинцева А.В., при секретаре Домнышевой М.В., с участием помощника прокурора г.Лангепаса Лодягина Г.В., представителей ответчика Головановой И.М., доверенность от <дата>., Шквыря С.В., доверенность от <дата>., представителя 3 лица Бендер В.А., доверенность от <дата>. <...>, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело <...> по исковому заявлению прокурора города Лангепаса в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Промышленные Информационные Технологии», 3 лицо общество с ограниченной ответственностью «Частное охранное предприятие «Базальт», о возложении обязанности обеспечить организацию государственной охраны на объекте водоподготовки,

установил:

Прокурор города Лангепаса в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в порядке ст.45 ГПК РФ обратился в суд с настоящим иском к ООО «Промышленные Информационные Технологии» (далее по тексту - ООО «Проминформ Технологии»), ссылаясь на те обстоятельства, что прокуратурой города проведена проверка исполнения законодательства о противодействии терроризму на объектах водоснабжения города. Город Лангепас имеет централизованную закольцованную систему хозяйственно-питьевого водоснабжения, от которой снабжаются холодной водой все объекты жилой, социальной и производственной сферы на хозяйственно-питьевые, противопожарные и производственные нужды. Источником централизованного водоснабжения потребителей г.Лангепаса является водозабор ВОС-8000 м. куб./сут. проектной производительностью 24 тыс. м. куб./сут. (далее по тексту - ВОС-8000). Вода добывается из подземного горизонта глубинными насосами, затем из скважины поступает в дегазатор, обогащается кислородом для осуществления процесса обезжелезивания. В дегазаторе происходит выделение попутных газов (углекислый газ, метан и др.). Промежуточными насосами вода подается на фильтры двухступенчатой очистки. Пройдя фильтрующую загрузку через песочные и угольные фильтры, вода освобождается от железа и направляется в резервуар, откуда она забирается насосами второго подъема и подается в распределительную сеть города от ВОС-8000. Согласно ГОСТ 25151-82 «Водоснабжение. Термины и определения», водоподготовка - это технологические процессы обработки воды для приведения ее качества в соответствие с требованием водопотребителей. Из изложенного следует, что ВОС-8000 относится к объектам водоподготовки. Проведенной проверкой установлено, что эксплуатацию ВОС-8000 осуществляет ООО «Проминформ Технологии» на основании заключенного с администрацией г. Лангепаса концессионного соглашения. Для охраны ВОС-8000 ООО «Проминформ Технологии» заключило с ООО «Частное охранное предприятие «Базальт» (далее по тексту - ООО «ЧОП «Базальт») договор на оказание охранных услуг от <дата><...>. Согласно лицензии <...> от <дата>, выданной УМВД России по ХМАО-Югре ООО «ЧОП «Базальт» предоставлено право на осуществление частной охранной деятельности сроком до <дата>. Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 №587 «Вопросы негосударственной (частной) охранной и государственной (частной) сыскной деятельности» в перечень объектов, подлежащих государственной охране, включены гидротехнические сооружения, коллекторы водохранилищ, водопроводные станции и объекты водоподготовки - крупных промышленных центрах, в населенных пунктах краевого и областного подчинения. В нарушение приведенных норм, охрану объекта водоподготовки - ВОС-8000, осуществляет частная организация. Просит суд обязать ответчика обеспечить организацию государственной охраны на объекте водоподготовки ВОС-8000.

Определением суда от <дата>. к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика привлечено общество с ограниченной ответственностью «Частное охранное предприятие «Базальт».

В судебном заседании помощник прокурора г.Лангепаса Лодягин Г.В. исковые требования поддержал, ссылаясь на доводы и основания, изложенные в исковом заявлении.

Представитель ответчика Голованова И.М. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, ссылаясь на письменные возражения на исковое заявление.

Представитель ответчика Шквыря С.В. в судебном заседании пояснил, что согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 23.12.2016г. №1467 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов водоснабжения и водоотведения…», определен порядок антитеррористической защищенности. На уровне субъекта Российской Федерации определяется перечень водоснабжения и водоотведения, который подлежит категорированию. В их адрес уведомления о включении ВОС-8000 в перечень объектов водоснабжения и водоотведения, подлежащих категорированию, не поступал.

Представитель 3 лица Бендер В.А. в судебном заседании полагала исковые требования прокурора г.Лангепаса необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела и представленные в материалы дела доказательства, приходит к следующему.

В соответствии со ст.2 Федерального закона от 07.12.2011 N416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" водоподготовка - обработка воды, обеспечивающая ее использование в качестве питьевой или технической воды; водоснабжение - водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение).

Судом установлено, что водозабор ВОС-8000 является источником централизованного водоснабжения города Лангепаса проектной производительностью 27 тыс.м.куб./сут. и относится к объектам водоподготовки, что ответчиком не оспаривается.

Эксплуатацию ВОС-8000 осуществляет общество с ограниченной ответственностью «Промышленные информационные технологии» на основании заключенного с администрацией г.Лангепаса концессионного соглашения от <дата>. (л.д. 99-103).

Согласно Уставу ООО «Проминформ Технологии» (л.д.10-34), данное Общество создано и действует в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 08.02.1998 №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» и иными правовыми актами Российской Федерации. Основной целью создания Общества является извлечение прибыли путём осуществления предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации и за её пределами. В соответствии с основной целью Общества видами его деятельности являются: забор, очистка и распределение воды; производство пара и горячей воды (тепловой энергии); передача пара и горячей воды (тепловой энергии); сбор и обработка сточных вод; строительство инженерных коммуникаций для водоснабжения и водоотведения, газоснабжения; строительство жилых и нежилых зданий; разработка программного обеспечения и консультирование в этой области; консультирование по аппаратным средствам вычислительной техники; обработка данных; деятельность по созданию и использованию баз данных и информационных ресурсов, в том числе ресурсов сети Интернет; техническое обслуживание и ремонт офисных машин и вычислительной техники; прочая деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий; обучение персонала по вопросам эксплуатации программных продуктов для электронно-вычислительных машин; установка, наладка и настройка технического оборудования; производство и реализация продукции научного и промышленного назначения, проведение исследовательских работ, а также оказание соответствующих услуг; оказание транспортных и транспортно-экспедиционных услуг; посреднические, брокерские, информационно-консультационные, маркетинговые, дилерские услуги; организация и проведение ярмарок, выставок, аукционов, распродаж, рекламных мероприятий; осуществление работ, связанных с использованием сведений составляющих государственную тайну; иные виды деятельности, не запрещенные законодательством Российской Федерации (п.п. 2.1-2.2).

ООО «Проминформ Технологии» выдана лицензия на право пользования недрами <...> с целевым назначением и видами работ «добыча пресных подземных вод для хозяйственно-питьевого и производственного водоснабжения в городе Лангепасе», сроком до <дата>. Приложением 9 к лицензии установлена дата окончания действия лицензии <дата> (л.д.35, 54).

Как следует из материалов дела и установлено судом, охрана объекта водоподготовки ВОС-8000 осуществляется частной охранной организацией ООО «ЧОП «Базальт» на основании договора на оказание услуг <...> от <дата>. (л.д. 57-61), заключенного между ООО «Проминформ Технологии» и ООО «ЧОП «Базальт». В соответствии с п.п.1-1-1.3 договора, исполнитель обязуется на объекте заказчика установить посты для охраны имущества собственника и осуществления контрольно-пропускного режима, а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Услуги оказываются на объектах заказчика по адресу: ВОС-8000, 8 км. автодороги <адрес>, ВОС-1200, <адрес>, КОС-15000, северная промзона. Услуги оказываются с <дата>. по <дата>. Согласно п.п.2.1, 2.4 договора, охрана объектов осуществляется путем выставления контрольно-пропускных постов. ВОС-8000 - один ежедневный круглосуточный (24ч.) пост охраны в количестве 1 (одного) сотрудника с использованием служебного огнестрельного (или боевого) оружия; и один ежедневный круглосуточный (24 ч.) пост охраны в количестве 1 (одного) сотрудника с использованием специальных средств защиты (палка резиновая, наручники стальные).

Согласно п.п.2.1 и 2.2 Устава ООО «ЧОП «Базальт», утвержденного общим собранием учредителей (протокол от <дата><...>), Общество создано как коммерческое юридическое лицо для участия в гражданском обороте с целью получения прибыли и распределения е между участниками Общества согласно требований законодательства РФ, в порядке и на условиях, определенных в настоящем Уставе, с целью оказания на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам по защите законных интересов своих клиентов. Общество оказывает разрешенные Законом Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» виды охранных услуг при наличии соответствующих лицензий (л.д.83-98).

На основании решения лицензирующего органа Управления Росгвардии по ХМАО-Югре от <дата>. за <...>, ООО «ЧОП «Базальт» выдана лицензия ЧО <...> за <...> от <дата>. на осуществление частной охранной деятельности сроком до <дата>., следовательно, ООО «ЧОП «Базальт» является частной охранной организацией (л.д.81).

В соответствии с ч.3 ст.11 Закона РФ от 11.03.1992г. № 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" установлено, что охранная деятельность организаций не распространяется на объекты, подлежащие государственной охране, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.1992г. №587 (в редакции Постановления Правительства РФ от 09.09.2015 N948) утвержден Перечень объектов, на которые частная охранная деятельность не распространяется (далее - Перечень), в силу п.14 которого гидротехнические сооружения, коллекторы водохранилищ, водопроводные станции и объекты водоподготовки в крупных промышленных центрах, в населенных пунктах краевого и областного подчинения, а также в закрытых административно-территориальных образованиях подлежат государственной охране.

Согласно ст.1 Федерального закона от 27.05.1996 года №57-ФЗ "О государственной охране" государственная охрана - деятельность по обеспечению безопасности объектов государственной охраны и защите охраняемых объектов, выполняемая в целях безопасного и беспрепятственного осуществления государственной власти в Российской Федерации и исполнения международных обязательств Российской Федерации, осуществляемая на основе совокупности правовых, организационных, охранных, режимных, оперативно-розыскных, технических, информационных и иных мер.

Статьей 5 Федерального закона от 27.05.1996 года №57-ФЗ "О государственной охране" определено, что государственную охрану осуществляют органы государственной охраны.

Из возражений представителя ответчика следует, что объект водоподготовки ВОС-8000 не требует государственной охраны, поскольку город Лангепас не относится к категории населенных пунктов краевого и областного подчинения, а относится к городам окружного значения. Суд находит доводы ответчика необоснованными на основании следующего.

Правовую основу частной детективной и охранной деятельности составляют Конституция РФ, Закон РФ от 11.03.1992 №2487- 1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», другие законы и иные правовые акты Российской Федерации.

В силу п.3 ст.11 указанного Закона охранная деятельность организаций не распространяется на объекты, подлежащие государственной охране, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.

Таким образом, закрепив приведенные нормы, законодатель ограничил сферу деятельности частных охранных организаций, предоставив Правительству Российской Федерации право определения объектов, услуги по охране которых эти организации оказывать не могут.

Постановлением Правительства РФ от 14.08.1992 №587 «Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности» утвержден перечень объектов, на которые частная охранная деятельность не распространяется (далее - Перечень).

Согласно п.14 Перечня государственной охране подлежат гидротехнические сооружения, коллекторы водохранилищ, водопроводные станции и объекты водоподготовки в крупных промышленных центрах, в населенных пунктах краевого и областного подчинения, а также в закрытых административно-территориальных образованиях.

Судом установлено, что объект водозабор ВОС-8000 является источником централизованного водоснабжения города и относится к объекту водоподготовки.

Городской округ город Лангепас является городом окружного подчинения, что является общеизвестным и не нуждается в доказывании.

Из сведений, содержащихся в лицензии ООО «ЧОП «Базальт» <...>, также усматривается, что ООО «ЧОП «Базальт» не вправе осуществлять охранную деятельность в отношении объектов и имущества, предусмотренных пунктом 7 части 3 статьи 3 Закона Российской Федерации от 11.03.1992 №2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в РФ», к числу которых относятся объекты водоподготовки.

При таких обстоятельствах, объект водоподготовки ВОС-8000 должен охраняться государственной охранной структурой, а не частным охранным предприятием.

Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.12.2011г. № 1863-О-О, в основу формирования Перечня объектов, подлежащих государственной охране, положен критерий значимости того или иного объекта для безопасности неограниченного круга лиц, возможности причинения потенциального вреда в случае нарушений условий охраны, специфики того или иного объекта охраны, его особо важного значения для обеспечения жизнедеятельности и безопасности государства и населения. Сторонами не оспаривается, что объект водоподготовки ВОС-8000 является объектом особой важности и повышенной опасности, обеспечивающим жизнедеятельность и безопасность населения.

Согласно п.1 ст.10 Федерального закона от 07.12.2011 N416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" собственники и иные законные владельцы централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и их отдельных объектов, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, принимают меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций.

При таких обстоятельствах, доводы ответчика о том, что действие Постановления Правительства РФ от 14.08.1992 №587 не распространяется на объекты, расположенные в городе Лангепасе, поскольку город Лангепас не относится к категории населенных пунктов краевого и областного подчинения, суд находит необоснованными.

Учитывая изложенное, исковые требования прокурора г.Лангепаса являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст.103 ГПК РФ, учитывая, что истец был освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с налоговым законодательством, с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194, 198-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Иск прокурора города Лангепаса удовлетворить.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Промышленные информационные технологии» обеспечить организацию государственной охраны на объекте водоподготовки ВОС-8000.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Промышленные информационные технологии»в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Лангепасский городской суд.

Председательствующий А.В. Пашинцев