Дело № 2-264/2021
УИД: 44RS0014-01-2021-000446-06
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п. Островское 06 июля 2021 года
Островский районный суд Костромской области в составе:
председательствующего судьи Сапоговой Т.В., с участием
помощника прокурора Островского района Костромской области Ивковой А.В.,
представителя ответчика – директора МБУ ДО ДЮЦ «Импульс» ФИО1,
при секретаре Чихачёвой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Островского района Костромской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, к Муниципальному бюджетному учреждению дополнительного образования «Детско-юношеский центр «Импульс» Островского района Костромской области об обязании оборудовать здание МБУ ДО ДЮЦ «Импульс» пандусом, входными дверьми, в соответствии с требованиями технического регламента, в установленный срок,
установил:
Прокурор Островского района Костромской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних обратился в суд с иском к муниципальному бюджетному учреждению дополнительного образования «Детско-юношеский центр «Импульс» Островского района Костромской области о возложении обязанности оборудовать здание, расположенное по <адрес>, пандусом, входными дверьми, соответствующих требованиям п.п. 4.4, 5.1.14, 6.1.2, 6.1.5, 6.2.4 «СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001», в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой Островского района по заданию прокуратуры Костромской области от 12.02.2021 №, а также на основании решения о проведении проверки от 20.04.2021 № в апреле 2021 года проведена проверка соблюдения законодательства об образовании, об охране жизни и здоровья несовершеннолетних в деятельности МБУ ДО ДЮЦ «Импульс» (далее - Импульс, Учреждение), расположенного по <адрес>, в ходе которой выявлены нарушения.
Установлено, что МБУ ДО ДЮЦ «Импульс» является некоммерческой организацией, осуществляет оказание муниципальных услуг, выполнение работ в целях обеспечения реализации полномочий органов местного самоуправления в сфере образования и молодежной политики. Предметом деятельности Учреждения является предоставление дополнительного образования детям и молодежи в возрасте от 5 до 30 лет, реализация дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ. На момент проверки данное Учреждение посещают 230 человек, из них 229 человек - несовершеннолетние, в том числе 5 дети-инвалиды.
В соответствии с лицензией № от 29.03.2021года, выданной Департаментом образования и науки Костромской области, МБУ ДО ДЮЦ «Импульс» осуществляет деятельность по дополнительному образованию детей и взрослых.
Согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц, МБУ ДО ДЮЦ «Импульс» (ИНН <***>, ОГРН <***>) является юридическим лицом, осуществляет деятельность по дополнительному образованию детей и взрослых.
МБУ ДО ДЮЦ «Импульс» является правообладателем объекта, являющегося муниципальным имуществом и переданного учреждению на праве оперативного управления (<адрес>).
При этом МБУ ДО ДЮЦ «Импульс» допускаются нарушения законодательства о социальной защите инвалидов», а именно не принимается надлежащих мер, направленных на предоставление условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к данному объекту социальной инфраструктуры.
В частности, здание МБУ ДО ДЮЦ «Импульс» по <адрес> не оборудовано пандусом, входные двери не соответствуют требованиям технических регламентов.
Вышеуказанные нарушения законодательства о социальной защите инвалидов отражены в представлении, внесенном прокуратурой района 21.04.2021г. в адрес директора МБУ ДО ДЮЦ «Импульс». По результатам рассмотрения данного представления вплоть до настоящего времени отмеченные нарушения не устранены, наличие в образовательной организации пандуса, входных дверей, соответствующих требованиям технического регламента не обеспечено. В ответе на представление от 21.05.2021 № указано, что для устранения замечаний по обеспечению доступности инвалидов и других групп населения с ОВЗ главе Островского муниципального района ФИО направлено заявление на изготовление сметной документации по планируемым ремонтным работам в 2021году.
Тем самым, Учреждением не соблюдены требования действующего законодательства в части создания условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних детей-инвалидов.
Исковые требования обоснованы положениями ст. 7 Конституции Российской Федерации, ст. 3 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», ч.1 ст. 12, ч. 7 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», ст. 9 «Конвенции о правах инвалидов», СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-012001, утвержденных Приказом Минстроя России от 14 ноября 2016 года N 798/пр.
Заявленные в иске требования представляют собой меру, обеспечивающую удовлетворение минимальных потребностей инвалидов, а выявленные нарушения ограничивают права данных граждан на беспрепятственный доступ к объекту социальной инфраструктуры, в связи с чем прокурор в порядке ст. 45 ГПК РФ обращается в суд с иском.
В судебном заседании помощник прокурора Островского района Ивкова А.В. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, просит суд их удовлетворить.
Представитель ответчика - директор МБУ ДО ДЮЦ «Импульс» ФИО1 исковые требования признала. Суду пояснила, что Учреждением предпринимаются меры, направленные на устранение выявленных нарушений законодательства. Учредителю направлена заявка на подготовку сметной документации по планируемым ремонтным работам в 2021году.
Третье лицо- администрация Островского муниципального района Костромской области о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, представитель в судебное заседания не явился, направив ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Улучшение условий жизни инвалидов как одной из самых социально уязвимых категорий населения входит в число приоритетных задач, определенных государством.
В силу статьи 9 "Конвенции о правах инвалидов" меры по выявлению и устранению препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться "на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места".
В соответствии с ч.1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).
Перечисленные в ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" гарантии являются конституционными и направлены на обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод.
При этом исполнение установленной в Федеральном законе от 24.11.1995г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" обязанности по осуществлению мер социальной защиты инвалидов по созданию беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры не поставлено в зависимость от строительства и реконструкции конкретного объекта.
Законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на ряде принципов, одним из которых является обеспечение инвалидов условиями для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения (ст. 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В силу части 1 статьи 12 Федерального закона от 30.12.2009г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", жилые здания должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивать их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
Таким образом, в Федеральном законе "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" законодатель установил обязанности разных субъектов, в том числе органов местного самоуправления и организаций независимо от организационно-правовых форм, по осуществлению мер социальной защиты инвалидов, включая обязанность по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.
Положения Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" о необходимости создания инвалидам и другим маломобильным группам населения беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям) носят императивный характер.
Закрепляющее названную обязанность положение части первой статьи 15 Федерального закона N 181-ФЗ носит общий характер, конкретизация данного положения, в частности в законодательстве о градостроительной деятельности, техническом регулировании, определяет деятельность органов местного самоуправления и иных управомоченных субъектов в указанной сфере. Одним из средств конкретизации положения части первой статьи 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" является нормативное закрепление требования доступности зданий и сооружений - объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, в том числе заключающееся в оборудовании в указанных зданиях и сооружениях пандусов. Необходимость установления такого требования вытекает из Градостроительного кодекса РФ (статьи 2, 24 и 48) и Федерального закона от 30.12.2009г. №384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (статьи 3, 8, 12, 15, 30). Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в Своде правил.
Приказом Минстроя России от 14.11.2016 N 798/пр "Об утверждении СП 59.13330 "СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" утверждены технические требования к оборудованию входа (выхода) зданий и сооружений для людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.Согласно п. 4.4 СП 59.13330.2016 в зданиях и сооружениях должны быть обеспечены для маломобильных групп населения условия для использования в полном объеме помещений для безопасного осуществления необходимой деятельности самостоятельно либо с помощью сопровождающего, а также эвакуации в случае чрезвычайной ситуации.
В соответствии с п.6.1.1 СП 59.13330.2016 в общественном или производственном здании (сооружении) должен быть минимум один вход, доступный для маломобильных групп населения, с поверхности земли и из каждого доступного для маломобильных групп населения подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием.
Из п. 6.1.2 СП 59.13330.2016 следует, что в доступных входах в здание (сооружение) следует свести к минимуму разность отметок тротуара и тамбура. При перепаде высот входные площадки кроме лестницы должны иметь пандус. Их поручни должны соответствовать техническим требованиям к опорным стационарным устройствам. При ширине лестниц на основных входах в здание 4,0м. и более следует дополнительно предусматривать разделительные двусторонние поручни. Наружный пандус должен иметь уклон не круче 1:20 (5%). При ограниченном участке застройки или наличии подземных коммуникаций перед входом допускается проектировать пандус с уклоном не круче 1:12 (8%) при длине марша не более 6,0 м. Параметры пандуса следует принимать по 5.1.15.
В соответствии с п. 5.1.15 СП 59.13330.2016, длина горизонтальной площадки прямого пандуса должна быть не менее 1,5м. В верхнем и нижнем окончаниях пандуса следует предусматривать свободные зоны размерами не менее 1,5 х 1,5 м. Аналогичные площадки (не менее 1,5 х 1,5 м) должны быть предусмотрены при каждом изменении направления пандуса.
Пандусы должны иметь двухстороннее ограждение с поручнями на высоте 0,9м. и 0,7м. с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам. Расстояние между поручнями пандуса одностороннего движения должно быть в пределах 0,9-1,0 м. По продольным краям марша пандуса следует устанавливать бортики высотой не менее 0,05 м. Верхний и нижний поручни пандуса должны находиться в одной вертикальной плоскости. Размеры длины и высоты поручней всех лестниц и пандусов допускается изменять по месту в пределах +/- 0,03 м.
В соответствии с п. п. 6.1.2 - 6.1.8 технических требований к оборудованию входа (выхода) зданий и сооружений для людей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата СП 59.13330.2016 (Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001, утвержденном Приказом Минстроя России от 14.11.2016г.N 798/пр.) ширина входных дверных проемов принимается по месту от 0,9 до 1,2 м. При двухстворчатых входных дверях ширина одной створки (дверного полотна) должна быть 0,9 м. Входные двери, доступные для входа инвалидов и маломобильных групп населения, следует проектировать автоматическими, ручными или механическими. Они должны быть хорошо опознаваемыми и иметь знак, указывающий на доступность здания. В проемах дверей, доступных для маломобильных групп населения, допускаются пороги высотой не более 0,014 м.
СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001, утвержденный Приказом Минстроя России от 14 ноября 2016 года N 798/пр утратил силу с 01.07.2021г. в связи с изданием Приказа Минстроя России от 30.12.2020 N 904/пр, утвердившего новый Свод правил СП 59.13330.2020, который вводится в действие с 01.07.2021 и в котором предусмотрены аналогичные требования к обустройству пандусов и входов (п.п. 4.4, 6.1.1, 6.1.2, 5.1.14 и 6.1.5, 6.2.4).
В судебном заседании установлено, что ответчик Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеский центр «Импульс» Островского района Костромской области (сокращенное название – МБУ ДО ДЮЦ «Импульс») ОГРН №, ИНН № является юридическим лицом, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ.
МБУ ДО ДЮЦ «Импульс» в соответствии с лицензией № от 29.03.2021 г., выданной Департаментом образования и науки Костромской области осуществляет деятельность по дополнительному образованию детей и взрослых, по <адрес>.
Согласно п. 1.3 Устава МБУ ДО ДЮЦ «Импульс» Учреждение осуществляет оказание муниципальных услуг, выполнение работ в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сфере образования и молодежной политики.
Предметом деятельности Учреждения является предоставление дополнительного образования детям и молодежи в возрасте от 5 до 30 лет, реализация дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в интересах человека, семьи, общества и государства, удовлетворения потребности личности в интеллектуальном, нравственном совершенствовании, формировании культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепления здоровья, а также организации свободного времени (п. 2.1 Устава).
Согласно п. 1.9 Устава Учредителем и собственником имущества Учреждения является Островский муниципальный район Костромской области. Права и обязанности Учредителя от имени Островского муниципального района Костромской области осуществляются администрацией Островского муниципального района Костромской области в лице главы Островского муниципального района Костромской области и отраслевых (функциональных) органов администрации в соответствии с их компетенцией.
В соответствии с п. 7.1 Устава деятельность Учреждения связана с выполнением работ, оказанием услуг, относящихся к его основному виду деятельности в соответствии с п. 2.4 Устава, осуществляется в соответствии с муниципальным заданием.
Финансовое обеспечение выполнения Учреждением муниципального задания осуществляется в виде субсидий из бюджета Островского муниципального района Костромской области, предоставляемых в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и муниципальными правовыми актами Островского муниципального района Костромской области. В случаях и порядке, определенных муниципальными правовыми актами Островского муниципального района Костромской области, Учреждению могут предоставляться иные субсидии, предусмотренные законодательством Российской Федерации (п.7.2 Устава) деятельности Учреждения осуществляется Учредителем в соответствии с законодательством на основе утвержденной бюджетной сметы ( п. 5.1 Устава).
На основании договора от 01.07.2013 г., заключенного между администрацией Островского муниципального района Костромской области в лице главы администрации и МБУ ДО ДЮЦ «Импульс» лице директора за МБУ ДО ДЮЦ «Импульс» на праве оперативного управления закреплено движимое и недвижимое имущество, источники его образования, учтенное в Реестре муниципальной собственности Островского муниципального района Костромской области.
Согласно пп.1 п. п.6.2 Устава учреждение владеет и пользуется закрепленным за ним на праве оперативного управления имуществом в соответствии с целями своей деятельности, установленными настоящим Уставом, заданиями Учредителя и назначением этого имущества.
Согласно выписке из ЕГРН зарегистрировано право оперативного управления МБУ ДО ДЮЦ «Импульс» на нежилое здание, площадью 398 кв.м., год постройки -1958г. с кадастровым №, находящееся по <адрес>.
Таким образом, оценивая исследованные доказательства, суд приходит к выводу о том, что на ответчике МБУ ДО ДЮЦ «Импульс», который является юридическим лицом и осуществляет дополнительное образование детей и взрослых, лежит обязанность по содержанию имущества и соблюдению требований законодательства о социальной защите инвалидов.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой Островского района Костромской области по поручению прокуратуры Костромской области от 12.02.2021 г. №, а также решения прокуратуры от 20.04.2021 г. № в апреле 2021г. проведена проверка соблюдения законодательства об образовании, об охране жизни и здоровья несовершеннолетних в деятельности МБУ ДО ДЮЦ «Импульс», в ходе которой выявлены нарушения законодательства о социальной защите инвалидов, в частности, права на предоставление беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры.
По данным нарушениям 21.04.2021г. в адрес МБУ ДО ДЮЦ «Импульс» прокурором района внесено представление с требованием принять меры по оборудованию здания МБУ ДО ДЮЦ «Импульс» пандусом, входными дверями соответствующих требованиям технического регламента СП 59.13330.2016.
В ответе на данное представление от 21.05.2021 г. № указано, что для устранения замечаний по обеспечению доступности инвалидов и других групп населения с ОВЗ на имя главы Островского муниципального района ФИО направлено заявление на изготовление сметной документации по планируемым ремонтным работам в 2021 году.
Из справки о результатах проверки от 07.06.2021 г. и фотоснимка следует, что помощником прокурора Островского района Корчагиной Е.Н. проведена проверка устранения нарушений законодательства Российской Федерации, в том числе законодательства о социальной защите инвалидов в РФ, указанных в представлении прокуратуры района от 21.04.2021 г. В результате проверки установлено, что вход в здание МБУ ДО ДЮЦ «Импульс» не соответствует установленным техническим требованиям.
Представитель ответчика ФИО1 в судебном заседании не отрицала наличие данных нарушений. До настоящего времени нарушения, выявленные в ходе прокурорской проверки, не устранены.
Несоблюдение требований законодательства в указанной части является нарушением конституционных прав граждан инвалидов и маломобильных групп населения, закрепленных в статьях 18, 19, 27, 45 Конституции Российской Федерации, умаляет права данных групп населения на социальную поддержку, на создание для них доступной среды.
Оценивая исследованные доказательства, пояснения сторон, суд приходит к выводу о том, что заявленные исковые требования о возложении обязанности оборудовать здание пандусом, входными дверями в соответствии с требованиями, обеспечивающими доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения обоснованы и подлежат удовлетворению, поскольку ответчиком не соблюдены государственные гарантии, направлены на обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации их конституционных прав и свобод.
При этом установленная статьей 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения не ставится в зависимость от времени введения в эксплуатацию зданий и сооружений.
Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае если эти действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Указанный прокурором срок - в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, для выполнения обязанности, суд полагает достаточными, в том числе и для выполнения процедуры, установленной Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора Островского района, выступающего в интересах неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних к МБУ ДО ДЮЦ «Импульс» обоснованы и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-198, 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Удовлетворить исковые требования прокурора Островского района Костромской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, к Муниципальному бюджетному учреждению дополнительного образования «Детско-юношеский центр «Импульс» Островского района Костромской области.
Обязать Муниципальному бюджетному учреждению дополнительного образования «Детско-юношеский центр «Импульс» Островского района Костромской области оборудовать здание, расположенное по <адрес>, кадастровый № пандусом, входными дверями, соответствующим требованиям п.п. 4.4, ДД.ММ.ГГГГ, 6.1.2, 6.1.5, 6.2.4 «СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001» в течение 6 месяцев с даты вступления в законную силу решения суда.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Костромского областного суда через Островский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий
Судья Сапогова Т.В.