ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-264/2022 от 01.03.2022 Димитровградского городского суда (Ульяновская область)

Дело №2-264/2022

УИД 73RS0013-01-2022-000022-40

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

01 марта 2022 года г.Димитровград

Димитровградский городской суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Инкина В.А., при секретаре Давыдовой М.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к областному государственному казенному учреждению «Кадастровый центр Ульяновской области» о признании приказа о прекращении выплат пособия по безработице незаконным, о признании приказа о снятии с регистрационного учета в целях поиска подходящей работы (в качестве безработного), восстановлении на регистрационном учете в целях поиска подходящей работы (в качестве безработного) и возобновлении выплаты пособия по нетрудоспособности,

УСТАНОВИЛ:

Истец ФИО1 обратилась в суд с вышеуказанным иском, указав в обоснование своих требований следующее. ФИО1, с 15.08.2012 работала в <данные изъяты> Сложившееся эпидемиологическая ситуацией в мире - пандемия новой коронавирусной инфекции COVID-19, а именно временные ограничения в 2020-2021 гг. деятельности <данные изъяты>, которые введены органами власти для предотвращения распространения инфекции, привели к повышению невозмещаемых затрат на оплату труда в <данные изъяты> ввиду снижения выручки. Руководством <данные изъяты> принято решение о сокращении численности работников, в связи с чем она была сокращена с 19.05.2021, о чем имеется запись в трудовой книжке. Все назначенные ей явки в Службу занятости посещались ею в установленные сроки с соблюдением всех условий, нарушений в части явки (перерегистрации) она не допускала. От предоставления направлений на работу не отказывалась, проходила все собеседования с потенциальными работодателями к которым была направлена Службой занятости. 22.10.2021 ей была назначена очередная явка (перерегистрация) в Службу занятости на которой выдано направление на работу индивидуальному предпринимателю <данные изъяты> и назначена следующая дата явки (перерегистрации) в Службу занятости-17.11.2021. 15.11.2021 у нее заболел ребенок - М А.С., (ДАТА) г.р. новой коронавирусной инфекцией COV1D-19. В этот же день - 15.11.2021 она обратилось в Службу занятости по телефонному номеру №* и сообщила о невозможности явиться 17.11.2021 на очередную перерегистрацию и для получения нового направления на работу, ввиду необходимости ухаживать за больным ребенком. Также она сообщила, что после выписки ребенка ей будет предоставлен в Службу занятости листок нетрудоспособности по уходу за больным ребенком. После выписки ребенка она обратилась в Службу занятости с целью предоставить листок нетрудоспособности в подтверждение уважительной причины неявки на перерегистрацию. Листок нетрудоспособности Службой занятости не принят. Ответчиком ей была выдана справка о снятии ее с учета в качестве безработного с 22.11.2021 в связи с длительной (более месяца) неявки в органы Службы занятости без уважительных причин на основании приказа от №* и о приостановлении выплаты пособия по нетрудоспособности с 23.10.2021 на один месяц в связи с нарушением без уважительных причин условий и сроков перерегистрации. Дополнительно приказом от 23.11.2021 № 327П4/2113 Службой занятости принято решение о прекращении выплаты ей пособия по безработице с 22.11.2021 в связи с длительной (более месяца) неявки гражданина в органы Службы занятости без уважительных причин. Ввиду наличия уважительных причин (листка нетрудоспособности): решение о приостановлении с 23.10.2021 выплаты пособия на один месяц и решения о прекращении с 22.11.2021 выплаты пособия по безработице с одновременным снятием с учета в качестве безработного являются незаконными. 01.12.2021 в адрес Службы занятости ею направлено письмо о досудебном урегулировании спора с требованием отменить решение о приостановлении выплаты пособия на один месяц, решения о прекращении выплаты пособия по безработице с одновременным снятием с учета в качестве безработного снятии с приложением копий документов подтверждающие уважительные причины. Ее требования, изложенные в письме о досудебном урегулировании спора, Службой занятости не исполнены, ответ не предоставлен. Перечень документов, подтверждающих уважительность причины неявки, нс носит закрытый характер. Помимо необходимости ухаживать за больным ребенком, ею была пропущена очередная явка (перерегистрация) 17.11.2021 по дополнительной уважительной причине обусловленной превентивными мерами: самоизоляция ввиду контакта с больным коронавирусной инфекцией, а не намерение уклониться от трудоустройства. Просила суд признать незаконным приказ Филиала областного государственного казённого учреждения «Кадровый центр Ульяновской области» в городе Димитровграде от 23.11.2021 № 327П4/2113 «О прекращении выплаты пособия по безработице»; признать незаконным приказ Филиала областного государственного казённого учреждения «Кадровый центр Ульяновской области» в городе Димитровграде от 23.11.2021 № 327Д5/2113 « О снятии с регистрационного учета в целях поиска подходящей работы (в качестве безработного)»; восстановить ее на регистрационном учета в целях поиска подходящей работы (в качестве безработного) с 22.11.2021 и возобновить выплату пособия по нетрудоспособности с 23.10.2021.

Истец ФИО2, будучи извещенной о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явилась, в иске просила рассмотреть дело без ее участия.

Представитель ответчика ФИО3, действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требование не признала. Полагала, что ООО «Лекон» не должно было выдавать больничный лист истицы, т.к. она имела статус безработной. Причина неявки истицы на перерегистрацию в службу занятости является неуважительной. В иске просила отказать.

Представитель третьего лица ООО «Поликлиника «Лекон», будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела, заявлением просил рассмотреть дело без его участия.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.2 ст.7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

В силу ч.3 ст.37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

Согласно ч.2 ст.39 Конституции Российской Федерации государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Согласно п.1 ст. 28 «Гарантии социальной поддержки безработных» Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации», государство гарантирует безработным гражданам выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного.

В соответствии с п.6 ст.31 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», пособие по безработице выплачивается ежемесячно при условии прохождения безработным перерегистрации в установленном Правительством Российской Федерации порядке и в установленные органами службы занятости сроки, но не более двух раз в месяц.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя. Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Из содержания ч. 2 ст. 35 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" следует, что выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием с учета в качестве безработного в случае длительной (более месяца) неявки безработного в органы службы занятости без уважительных причин.

Из содержания Перечня документов, подтверждающих наличие уважительных причин неявки в государственные учреждения службы занятости населения граждан, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы, и безработных граждан, утвержденного Приказ Минтруда России от 15.01.2013 N 10н следует, что к документам, подтверждающим уважительных причин неявки в государственные учреждения службы занятости населения граждан относится листок нетрудоспособности.

Согласно пункту 3 статьи 35 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» выплата пособия по безработице приостанавливается на один месяц в случае нарушения безработным без уважительных причин условий и сроков его перерегистрации в качестве безработного. Приостановка выплаты пособия по безработице производится со дня, следующего за днем последней явки безработного на перерегистрацию.

Основанием для отмены приказа о приостановлении выплаты пособия по безработице являются документы, подтверждающие уважительную причину нарушения сроков перерегистрации в качестве безработного.

Из Определения Конституционного Суда РФ от 27.05.2010 N 698-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина ФИО4 на нарушение его конституционных прав абзацем пятым пункта 3 статьи 35 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" следует, что Федеральный законодатель, реализуя предоставленные ему полномочия, определил в названном Законе порядок признания гражданина безработным, условия получения им пособия по безработице, а также основания приостановления или прекращения его выплаты, учитывая при этом, что целевое назначение данной меры социальной поддержки безработных граждан состоит в предоставлении им временного источника средств к существованию на разумный период, необходимый для поиска подходящей работы, в сокращении периода безработицы, в стимулировании безработного к активному поиску работы и предотвращении необоснованных отказов от нее (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 24 ноября 2005 года N 421-О). При этом пособие по безработице выплачивается при условии прохождения безработным перерегистрации в установленные органами службы занятости сроки (пункт 6 статьи 31 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации"). Приостановление выплаты пособия по безработице в случае нарушения гражданином без уважительных причин условий и сроков его перерегистрации в качестве безработного, свидетельствующего, как правило, о незаинтересованности данного лица в поиске работы, направлено на обеспечение баланса между публичными и частными интересами. Решение органа службы занятости о признании конкретной причины нарушения гражданином сроков его перерегистрации в качестве безработного неуважительной и, как следствие, приостановлении выплаты пособия по безработице может быть проверено в судебном порядке. При этом отсутствие в оспариваемой норме перечня "уважительных причин" само по себе не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан, поскольку, осуществляя судебную проверку и разрешая конкретное дело, суд действует не произвольно, а оценивает всю совокупность конкретных обстоятельств дела, в том числе причины неявки гражданина для прохождения перерегистрации в качестве безработного, предшествующее исполнение им данной обязанности, его действия по поиску работы и др.

Судом установлено, что ФИО1,(ДАТА) г.р., обратилась в филиал ОГКУ КЦ Ульяновской области в городе Димитровграде 25.05.2021 посредством оформления заявления о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы № 8013371 в электронной форме в личном кабинете информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий «Работа в России».

Приказом № 154Д252/2113 от 03.06.2021,ФИО1 была признана безработной с 25.05.2021 года, и ей назначено пособие по безработице на период с 20.08.2021 по 19.02.2022.

Согласно свидетельству о рождении №* от 15.03.2016 ФИО1 является матерью М А.С., (ДАТА) года рождения.

В соответствии с пунктом 13 Правил регистрации безработных граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.09.2012 № 891 «О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы» (далее - Правила) Государственные учреждения службы занятости населения устанавливают безработным гражданам сроки посещения (не более 2 раз в месяц) для подбора им подходящей работы.

На очередную перерегистрацию в качестве безработной 17.11.2021, ФИО5 не явилась по мнению административного ответчика без уважительных причин.

Ответчиком ФИО1 была выдана справка о снятии ее с учета в качестве безработного с 22.11.2021 в связи с длительной (более месяца) неявки в органы Службы занятости без уважительных причин на основании приказа от № 327Д5/2113 и о приостановлении выплаты пособия по нетрудоспособности с 23.10.2021 на один месяц в связи с нарушением без уважительных причин условий и сроков перерегистрации.

Кроме этого приказом от 23.11.2021 № 327П4/2113 Службой занятости принято решение о прекращении выплаты ФИО1 пособия по безработице с 22.11.2021 в связи с длительной (более месяца) неявки гражданина в органы Службы занятости без уважительных причин.

Пунктом 3 статьи 35 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 устанавливается перечень оснований, в соответствии с которыми может быть приостановлена выплата пособия по безработице на один месяц.

Одним из таких оснований согласно пункту 3 статьи 35 Закона РФ от 19.04.2021 № 1032-1 является нарушение безработным (за исключением гражданина, осуществляющего профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости) без уважительных причин условий и сроков его перерегистрации в качестве безработного.

Пунктом 2 статьи 35 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 устанавливается перечень оснований, в соответствии с которыми может быть принято решение о прекращении выплаты пособия по безработице с одновременным снятием с учета в качестве безработного.

Одним из таких оснований согласно п. 2 ст. 35 Закона РФ от 19.04.2021 № 1032-1 является длительная (более месяца) неявка безработного (за исключением гражданина, осуществляющего профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости) в органы службы занятости без уважительных причин для перерегистрации в качестве безработного.

Таким образом, уклонение от явки (перерегистрации) безработного в органы службы занятости будет являться основанием для приостановления выплаты пособия по нетрудоспособности на один месяц и прекращения выплаты пособия по безработице с одновременным снятием его с учета в качестве безработного, если на то не было уважительных причин.

Приказом Минтруда России от 15.01.2013 № 10н утвержден перечень документов, подтверждающих наличие уважительных причин неявки в государственные учреждения службы занятости населения граждан, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы, и безработных граждан (далее - Перечень).

Так в соответствии с пунктом 1 Перечня, листок нетрудоспособности является документом подтверждающий наличие уважительной причины.

Судом установлено, что ФИО1 на период с 15.11.2021 по 27.11.2021 ООО «Поликлиника «Лекон» для предъявления по основному месту работы был выдан листок нетрудоспособности №*, по уходу за ребенком М А.С.,(ДАТА) года рождения.

Факт наличия у ФИО6 новой коронавирусной инфекции COVID-19 в период с 15.11.2021 по 28.11.2021 подтверждается справкой выданной ООО «Лекон» от 29.11.2021, направлением ООО «Лекон» от 15.11.2021 М. А.С. в вирусологическую лабораторию ФГБУЗ «Центр гигиены и эпидимиологии № 172 ФМБА России».

Из текста административного иска следует, что 15.11.2021 ФИО1 она обратилась в Службу занятости по телефонному номеру 2-71-22 и сообщила о невозможности явиться 17.11.2021 на очередную перерегистрацию и для получения нового направления на работу, ввиду необходимости ухаживать за больным ребенком. Также она сообщила, что после выписки ребенка ей будет предоставлен в Службу занятости листок нетрудоспособности по уходу за больным ребенком. После выписки ребенка она обратилась в Службу занятости с целью предоставить листок нетрудоспособности в подтверждение уважительной причины неявки на перерегистрацию. Листок нетрудоспособности Службой занятости не принят.

Факт заблаговременного информирования ФИО1 административного ответчика о невозможности явится в Службу занятости 17.11.2021 на очередную перерегистрацию подтверждается распечаткой телефонных переговоров с абонентского номера №*, согласно которой 15.11.2021 в 14:37:19 осуществлялся звонок на №*.

Из текста административного иска следует, что после закрытия листа нетрудоспособности ФИО1 обращалась в Службу занятости с целью предоставить листок нетрудоспособности в подтверждение уважительной причины неявки на перерегистрацию. Листок нетрудоспособности Службой занятости не принят.

Данные обстоятельства представителем административного ответчика не оспаривались.

Поскольку судом установлено, что в период с 15.11.2021 по 27.11.2021 ФИО1 осуществляла уход за больным ребенком М А.С.,(ДАТА) года рождения, а также тот факт, что Перечень документов, подтверждающих уважительность причины неявки, не носит закрытый характер, суд приходит к выводу о том, истица по уважительным причинам не могла явиться в Службу занятости 17.11.2021 на очередную перерегистрацию, о чем заблаговременно известила представителя ответчика.

Довод административного ответчика, что ООО «Лекон» необоснованно выдало лист временной нетрудоспособности 15.11.2021 ФИО1 для предъявления по основному месту работы, поскольку она на тот момент была зарегистрирована в качестве безработной суд считает необоснованным, т.к. ФИО1 не несет ответственности за выдачу и правильное оформление листов нетрудоспособности ООО «Лекон».

Поскольку суд пришел к выводу, что ФИО7 не могла явиться в Службу занятости 17.11.2021 на очередную перерегистрацию по уважительной причине обжалуемые ею приказы являются не законными и подлежат отмене, а ее требования о. восстановлении ее на регистрационном учета в целях поиска подходящей работы (в качестве безработного) с 22.11.2021 и возобновлении ей выплаты пособия по нетрудоспособности с 23.10.2021 подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление ФИО1 удовлетворить.

Признать незаконным приказ Филиала областного государственного казённого учреждения «Кадровый центр Ульяновской области» в городе Димитровграде от 23.11.2021 № 327П4/2113 «О прекращении выплаты пособия по безработице» и отменить его.

Признать незаконным приказ Филиала областного государственного казённого учреждения «Кадровый центр Ульяновской области» в городе Димитровграде от 23.11.2021 № 327Д5/2113 «О снятии с регистрационного учета в целях поиска подходящей работы (в качестве безработного)» и отменить его.

Восстановить ФИО1, (ДАТА) года рождения на регистрационном учете в Филиале областного государственного казённого учреждения «Кадровый центр Ульяновской области» в городе Димитровграде целях поиска подходящей работы (в качестве безработного) с 22.11.2021 и возобновить ей выплату пособия по нетрудоспособности с 23.10.2021.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Димитровградский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения – 09.03.2022 года.

Председательствующий судья В.А. Инкин