ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-264/2022 от 29.06.2022 Тамбовского районного суда (Амурская область)

Дело № 2-264/2022

УИД 28RS0022-01-2022-000447-92

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

село Тамбовка ДД.ММ.ГГГГ

Тамбовский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Р.А. Колдина,

при секретаре А.С.Ермаковой,

с участием представителя истца помощника прокурора Тамбовского района Т.Ю. Ковальчук,

представителя ответчика администрации Тамбовского района Смолыгина О.Н. , действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Тамбовского района Амурской области к администрации Тамбовского района Амурской области об обязании создать условия для предоставления транспортных услуг и транспортного обслуживания и беспрепятственного пользования инвалидами транспортом общего пользования в границах муниципального района Тамбовский район,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Тамбовского района обратился с данным иском в суд к администрации Тамбовского района Амурской области, в обоснование указав, что прокуратурой Тамбовского района проверкой исполнения администрацией Тамбовского района Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установлено, что полномочия органов местного самоуправления по созданию инвалидам условий для беспрепятственного пользования общественным транспортом на территории Тамбовского района не реализованы. Специализированный транспорт для оказания услуг по перевозке инвалидов у администрации района отсутствует, в бюджете Тамбовского района денежные средства на приобретение специализированного транспорта не предусматривались. На территории района до настоящего времени органами местного самоуправления не созданы условия для беспрепятственного пользования общественным транспортом инвалидами, в том числе инвалидами-колясочниками, маломобильными группами населения. Неисполнение администрацией Тамбовского района требований федерального законодательства о социальной защите инвалидов влечет нарушение прав и законных интересов данной категории граждан, лишает их возможности участия в жизни общества, осуществления полноценной жизни наравне с другими людьми. Уточнив требования просит суд обязать администрацию Тамбовского района Амурской области создать условия для предоставления транспортных услуг и транспортного обслуживания инвалидам, в том числе инвалидам-колясочникам, маломобильным группам населения транспортом общего пользования в границах муниципального района Тамбовский район; обязать администрацию Тамбовского района Амурской области создать условия для беспрепятственного пользования инвалидами, в том числе инвалидами-колясочниками, маломобильными группами населения транспортом общего пользования в границах муниципального района Тамбовский район, путем включения в документацию при проведении торгов на право оказания услуг по перевозке пассажиров городским электрическим и (или) автомобильным пассажирским транспортом общего пользования, осуществляющим перевозку, в критерии их отбора, наличие транспортных средств, предназначенных для перевозки маломобильных групп населения; установить срок для исполнения данного решения 1 год с момента вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании помощник прокурора Тамбовского района Т.Ю. Ковальчук заявленные требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении, просила суд исковые требования удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика администрации Тамбовского района Смолыгина О.Н. в судебном заседании пояснила, что условия для предоставления транспортных услуг и транспортного обслуживания инвалидам, в том числе инвалидам-колясочникам, маломобильным группам населения в Тамбовском районе созданы в рамках реализации специальной государственной программы. Бюджету района не выделяются средства для приобретения специализированного транспорта для оказания услуг по перевозке инвалидов, поскольку они выделяются в рамках специальной государственной программы Амурской области в специально предусмотренном порядке, что согласуется с положениями ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Полномочия, предусмотренные Федеральным законом № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Уставом Тамбовского района в подпункте 6 пункта 1 статьи 8, согласно которому к вопросам местного значения муниципального района и полномочиям администрации Тамбовского района относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района, ответчиком исполняются. Исковые требования являются не исполнимыми, поскольку на территории Тамбовского района не имеется организаций, имеющих в наличии транспортные средства, предназначенные для перевозки инвалидов-колясочников, в связи с чем заключить договоры об организации пассажирских перевозок по муниципальным маршрутам внутрирайонного сообщения муниципальной сети с такими организациями не представляется возможным. В случае удовлетворения исковых требований, согласно которым администрация Тамбовского района будет обязана включить в документацию при проведении торгов на право оказания услуг по перевозке пассажиров транспортом общего пользования критерии отбора - наличие транспортных средств, предназначенных для перевозки маломобильных групп населения, в таком случае участвовать в торгах не сможет ни одна организация Тамбовского района. Тем самым, возникнет препятствие для оказания транспортных услуг на территории Тамбовского района в целом, для всех групп населения, а не только для инвалидов. В рамках государственной программы Амурской области «Развитие транспортной системы Амурской области», утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 25.09.2013 № 450, Минтрансом области предоставляются субсидии на оказание поддержки бюджетам муниципальных образований, связанных с организацией транспортного обслуживания населения (возмещение лизинговых платежей на приобретение автобусов отечественного производства). В 2020 году субсидии направлены 19 муниципальным образованиям области на приобретение 50 автобусов, в том числе Тамбовский район - 1 автобус. В 2021 году субсидия распределена 16 муниципальным образованиям на приобретение 34 автобусов. О предоставлении субсидии в 2022 году не указано, в связи с чем в указанный в исковых требованиях срок исполнения решения - 1 год, исполнить такое решение невозможно, поскольку на эти цели бюджету района средства не предусмотрены. Просит в удовлетворении исковых требований отказать.

Представитель третьего лица министерства социальной защиты населения Амурской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, не просил об отложении рассмотрения дела, просил рассмотреть дело без его участия.

Из представленного представителем третьего лица министерства социальной защиты населения Амурской области отзыва следует, что мероприятия по предоставлению транспортных услуг и транспортного обслуживания инвалидам, в том числе инвалидам-колясочникам, маломобильным группам населения транспортом общего пользования относятся к полномочиям администрации Тамбовского района. В целях реализации подпрограммы «Реабилитация и обеспечение жизнедеятельности инвалидов в Амурской области» государственной программы Амурской области «Развитие системы социальной защиты населения Амурской области», утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 25.09.2013 №444, постановлением Правительства Амурской области от 08.08.2019 № 443 утвержден Порядок предоставления субсидии, источником финансового обеспечения которой являются средства областного бюджета, в целях возмещения затрат, связанных с проездом инвалидов к социально значимым объектам, расположенным на территории Амурской области, и обратно. Субсидия предоставляется с целью возмещения затрат, связанных с проездом инвалидов к объектам и обратно, в рамках указанной подпрограммы «Реабилитация и обеспечение жизнедеятельности инвалидов в Амурской области». Согласно п. 5 указанного Порядка субсидия предоставляется юридическим лицам независимо от форм собственности (за исключением государственных и муниципальных учреждений) и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим на территории Амурской области деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на основании соответствующего разрешения, выданного уполномоченным органом исполнительной власти Амурской области. Вместе с тем на территории Тамбовского района отсутствуют юридические лица и индивидуальные предприниматели, официально осуществляющие деятельность по перевозке инвалидов (включая инвалидов-колясочников).

Представитель третьего лица министерства транспорта и дорожного хозяйства Амурской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, не просил об отложении рассмотрения дела, просил рассмотреть дело без его участия.

Из представленного представителем третьего лица министерства транспорта и дорожного хозяйства Амурской области отзыва следует, что мероприятия по предоставлению транспортных услуг и транспортного обслуживания инвалидам, в том числе инвалидам-колясочникам, маломобильным группам населения транспортом общего пользования относятся к полномочиям администрации Тамбовского района. В рамках государственной программы Амурской области «Развитие транспортной системы Амурской области», утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 25.09.2013 № 450, Минтрансом области предоставляются субсидии на оказание поддержки бюджетам муниципальных образований, связанных с организацией транспортного обслуживания населения (возмещение лизинговых платежей на приобретение автобусов отечественного производства). В 2020 году субсидии направлены 19 муниципальным образованиям области на приобретение 50 автобусов, в т.ч. Тамбовский район - 1 автобус. В 2021 году субсидия распределена 16 муниципальным образованиям на приобретение 34 автобусов.

На основании 167 ГПК РФ дело рассмотрено дело без участия неявившихся лица.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся в деле доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Поскольку предоставление транспортных услуг и транспортного обслуживания инвалидов, затрагивает интересы неопределенного круга лиц, прокурор вправе обратиться с данным иском.

Согласно п. 2 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным транспортом, автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном, междугородном сообщении, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

В силу п. 6 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района.

Исходя из ч. 2 ст. 18 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 4, 6 Порядка обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов объектов транспортной инфраструктуры и услуг автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержденного приказом Минтранса России от 20.09.2021 № 321, организации, индивидуальные предприниматели, осуществляющие регулярные перевозки пассажиров и багажа в городском, пригородном и междугородном сообщении, обеспечивают: оказание помощи пассажиру из числа инвалидов при посадке в транспортное средство и высадке из него; посадку инвалида, использующего кресло-коляску, в транспортное средство и высадку из него с использованием специального подъемного устройства (если транспортное средство оборудовано таким устройством); перевозку кресла-коляски пассажира из числа инвалидов в салоне транспортного средства в сложенном виде или в багажном отделении транспортного средства без взимания платы; перевозку пассажира из числа инвалидов в кресле-коляске (если конструкцией транспортного средства предусмотрены места для такой перевозки).

Организации, индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки пассажиров и багажа легковыми такси, обеспечивают: оказание водителем помощи пассажиру из числа инвалидов при посадке в транспортное средство и высадке из него; перевозку кресла-коляски пассажира из числа инвалидов в сложенном виде в салоне транспортного средства или в багажном отделении транспортного средства.

Из пункта 6 статьи 8 Устава Тамбовского района следует, что к вопросам местного значения Тамбовского района относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах Тамбовского района.

По смыслу указанных норм, вопросы по созданию условий для предоставления транспортных услуг и транспортного обслуживания инвалидам, по созданию условий для беспрепятственного пользования инвалидами, в том числе инвалидами-колясочниками, маломобильными группами населения транспортом общего пользования в границах муниципального района, отнесены к вопросам местного значения муниципального района.

Из заявления Тамбовской районной организации Всероссийского общества инвалидов от 12.01.2021 в адрес прокурора Тамбовского района следует, что организация просит посодействовать в решении транспортной доступности для людей с инвалидностью на территории Тамбовского района. Организация транспортной доступности возложена на Администрацию района.

Из информации прокуратуры Тамбовского района от 10.02.2021 в адрес главы Тамбовского района, следует, что администрации Тамбовского района необходимо принять меры по заключению соглашения с юридическим лицом независимо от форм собственности (за исключением государственных и муниципальных учреждений) либо индивидуальным предпринимателям, осуществляющим на территории Амурской области деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на основании соответствующего разрешения, выданного уполномоченным органом исполнительной власти Амурской области.

Из ответа администрации Тамбовского района от 10.02.2021 в адрес прокурора Тамбовского района следует, что перевозки пассажиров по утвержденным муниципальным автобусным маршрутам осуществляет ООО «Вираж». Всего в Тамбовском районе имеется 11 муниципальных маршрутов - 10 межпоселковых и 1 внутри села Тамбовка. Перевозки пассажиров, в том числе инвалидов (кроме инвалидов-колясочников), осуществляются 9 автобусами. Все автобусы оборудованы местами для инвалидов, необходимыми информационными таблицами (таблица Брайля, паспорта доступности), звуковым оборудованием. В целях организации перевозки инвалидов-колясочников по территории Тамбовского рай она, в министерство транспорта и дорожного хозяйства Амурской области была направлена заявка о предоставлении субсидии из областного бюджета бюджету Тамбовского района на оказание поддержки, связанной с организацией транспортного обслуживания населения, на приобретение автобуса ПАЗ 32054 с доступной средой в 2021 году.

Из ответа администрации Тамбовского района от 12.11.2021 в адрес председателя ТРО ВОИ следует, что в целях организации транспортного обслуживания населения, в том числе маломобильных граждан, на автобусных маршрутах регулярных перевозок на территории Тамбовского района, в министерство транспорта и дорожного хозяйства Амурской области в 2021 году направлялась заявка о предоставлении в 2022 году субсидии из областного бюджета на софинансирование затрат муниципального образования Тамбовский район, связанных с уплатой лизинговых платежей по закупке автобуса ПАЗ 4234-04, модификация автобус ВС А на базе ПАЗ 4234-04 (доступная среда).

Из ответа администрации Тамбовского района от 12.04.2022 в адрес прокурора Тамбовского района следует, что между администрацией Тамбовского района и ООО «Вираж» заключены договора на осуществление пассажирских перевозок между селами района. На балансе администрации района не имеется специализированного транспорта для организации перевозок инвалидов, в том числе инвалидов-колясочников по муниципальным маршрутам внутрирайонного сообщения. В 2022 году приобретение специализированного транспорта для организации перевозок инвалидов, в том числе колясочников не запланировано.

Из ответа ООО «Вираж» от 12.04.2022 в адрес прокурора Тамбовского района следует, что перевозка пассажиров на территории района осуществляется пятью автобусами ПАЗ. Транспортных средств, специально оснащенных для перевозки инвалидов, на предприятии не имеется.

Из ответа ГАУЗ АО «Тамбовская больница» от 19.05.2022 следует, что количество детей - инвалидов, страдающих нарушением функции опорно-двигательного аппарата - 6 человек; количество детей - инвалидов, имеющих инвалидность по зрению - 4 человека; количество инвалидов I и II групп, имеющих инвалидность, связанную с нарушением функций опорно-двигательного аппарата, и использующих в качестве средства передвижения кресло-коляску - 48 человек; инвалиды I группы, имеющих инвалидность по зрению - 4 человека.

Из ответа министерства социальной защиты населения Амурской области от 01.06.2022 следует, что участниками организации проезда в рамках постановления № 443 могут быть юридические лица независимо от форм собственности (за исключением государственных и муниципальных учреждений) и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Амурской области деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, оборудованном для перевозки граждан, страдающих нарушением функций опорно-двигательного аппарата, на основании разрешения, выданного уполномоченным органом исполнительной власти Амурской области, и заключившие соглашение с государственным казенным учреждением Амурской области - управлением социальной защиты населения по городским (муниципальным) округам и муниципальным районам Амурской области. Оплата за проезд осуществляется путем предоставления перевозчику из областного бюджета субсидии на возмещение затрат в размере не более 2000 рублей в месяц из расчета на одного гражданина, осуществившего проезд. Прием заявлений от граждан, имеющих право на бесплатный проезд в рамках постановления №443, осуществляется ГКУ-УСЗН при условии наличия действующего соглашения о предоставлении субсидии между перевозчиком и ГКУ-УСЗН. На территории Тамбовского района отсутствуют юридические лица и индивидуальные предприниматели, официально осуществляющие деятельность по перевозке пассажиров и желающие заниматься организацией проезда инвалидов (включая инвалидов-колясочников), в связи с чем реализация постановления № 443 на сегодняшний день не представляется возможной.

Таким образом, учитывая, что вопросы по созданию условий для предоставления транспортных услуг и транспортного обслуживания инвалидам, по созданию условий для беспрепятственного пользования инвалидами, в том числе инвалидами-колясочниками, маломобильными группами населения транспортом общего пользования в границах муниципального района Тамбовский районы не исполняются администрацией Тамбовского района, исковые требования подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск прокурора Тамбовского района удовлетворить.

Обязать администрацию Тамбовского района Амурской области создать условия для предоставления транспортных услуг и транспортного обслуживания инвалидам, в том числе инвалидам-колясочникам, маломобильным группам населения транспортом общего пользования в границах муниципального района Тамбовский район.

Обязать администрацию Тамбовского района Амурской области создать условия для беспрепятственного пользования инвалидами, в том числе инвалидами-колясочниками, маломобильными группами населения транспортом общего пользования в границах муниципального района Тамбовский район, путем включения в документацию при проведении торгов на право оказания услуг по перевозке пассажиров городским электрическим и (или) автомобильным пассажирским транспортом общего пользования, осуществляющим перевозку, в критерии их отбора, наличие транспортных средств, предназначенных для перевозки маломобильных групп населения.

Установить срок для исполнения данного решения 1 год с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме через Тамбовский районный суд Амурской области.

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Р.А.Колдин