Дело № 2-264/2024 (2-3642/2023)
УИД 26RS0010-01-2023-005387-39
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
23 января 2023 года город Георгиевск
Георгиевский городской суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Демьянова Е.В.,
при секретаре судебного заседания Хачатуровой В.С., с участием:
представителя истца – первого заместителя Георгиевского межрайонного прокурора Шейкина В.В.,
представителя ответчика Кельм И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Георгиевского межрайонного прокурора к администрации Георгиевского муниципального округа Ставропольского края о возложении обязанности установить муниципальные маршруты регулярных перевозок по регулируемым тарифам,
УСТАНОВИЛ:
Георгиевский межрайонный прокурор в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц обратился с иском в суд к администрации Георгиевского муниципального округа Ставропольского края о возложении обязанности установить муниципальные маршруты регулярных перевозок по регулируемым тарифам. Просил суд: обязать администрацию Георгиевского муниципального округа Ставропольского края установить на территории Георгиевского муниципального округа Ставропольского края муниципальные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование иска указано, что согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в целях обеспечения доступа транспортных услуг для населения уполномоченные органы местного самоуправления устанавливают муниципальные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам.
В ходе проверки, осуществленной мажрайонной прокуратурой установлено, что на территории Георгиевского муниципального округа отсутствуют муниципальные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам. При этом, пассажирские перевозки внутри муниципального образования осуществляются по муниципальным маршрутам по нерегулируемым тарифам, на которых льготный проезд отдельных категорий граждан, определенных законом, не предусмотрен. Указанным обстоятельством нарушаются вышеизложенные требования федерального закона.
Представитель ответчика – администрации Георгиевского муниципального округа Ставропольского края Кельм И.В. представила в суд возражения на исковое заявление, в которых просит в удовлетворении исковых требований отказать ввиду того, что в Георгиевском муниципальном округе Ставропольского края осуществлена организация регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и которая не влияет на возможность предоставления льгот по проезду отдельным категориям граждан.
В судебном заседании представитель истца – первый заместитель Георгиевского межрайонного прокурора Шейкин В.В., исковые требования поддержал, просил их удовлетворить в полном объеме.
В судебном заседании представитель ответчика - администрации Георгиевского муниципального округа Ставропольского края Кельм И.В. просила отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме по основаниям, изложенным в письменных возражениях на исковое заявление.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, оценивая добытые доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В силу подпункта 7 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах муниципального округа отнесено к вопросам местного значения муниципального округа.
Пунктом 8 статьи 21 Устава Георгиевского муниципального округа Ставропольского края, принятого решением Думы Георгиевского городского округа Ставропольского края от 30.08.2023 № 163-17 установлено, что создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах муниципального округа относится к вопросам местного значения Георгиевского муниципального округа Ставропольского края.
Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 № 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федерального закона № 220-ФЗ). Главой 3 Федерального закона № 220-ФЗ установлены правила организации регулярных перевозок по регулируемым тарифам (статьи 14 - 15) и нерегулируемым тарифам (статьи 17 - 20), в том числе общие условия и порядок проведения конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам (статьи 21 - 24).
В пунктах 16, 17, 18, 27 статьи 3 Федерального закона № 220-ФЗ определены следующие термины:
"вид регулярных перевозок" - регулярные перевозки по регулируемым тарифам или регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам;
"регулярные перевозки по регулируемым тарифам" - регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, и предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке;
"регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам" - регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных перевозчиком;
"документ планирования регулярных перевозок" - нормативный правовой акт высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или исполнительно-распорядительного органа муниципального образования, устанавливающий перечень мероприятий по развитию регулярных перевозок, организация которых в соответствии с настоящим Федеральным законом отнесена к компетенции соответственно уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и уполномоченных органов местного самоуправления.
На основании части 1 статьи 11 Федерального закона № 220-ФЗ муниципальные маршруты регулярных перевозок в границах одного городского поселения устанавливаются, изменяются, отменяются уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего поселения.
Согласно положениям статьи 14 указанного закона в целях обеспечения доступности транспортных услуг для населения уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления устанавливают муниципальные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам (часть 1).
Осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления либо иным государственным или муниципальным заказчиком государственных или муниципальных контрактов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений настоящего Федерального закона (часть 2).
Согласно части 1 статьи 17 Федерального закона № 220-ФЗ наряду с указанными в части 1 статьи 14 настоящего Федерального закона маршрутами регулярных перевозок уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления вправе устанавливать смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, муниципальные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам.
Из анализа приведенных положений закона следует, что администрация Георгиевского муниципального округа Ставропольского края в целях обеспечения доступности транспортных услуг для населения муниципального образования обязана прежде всего устанавливать муниципальные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам. И только наряду с указанными маршрутами, в дополнение к ним администрация вправе устанавливать муниципальные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам.
Таким образом, доводы ответчика о возможности осуществления регулярных перевозок по исключительно по нерегулируемым тарифам, основаны на неправильном толковании норм Закона № 220-ФЗ.
Из материалов дела следует, что администрацией Георгиевского муниципального округа Ставропольского края установлены муниципальные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам.
При этом транспортное обслуживание населения муниципального образования посредством установления муниципальных маршрутов для осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам администрацией Георгиевского муниципального округа Ставропольского края не организовано.
Доказательств принятия мер по установлению муниципальных маршрутов для осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам администрацией Георгиевского муниципального округа Ставропольского края в нарушении статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суду не предоставлено.
При таких обстоятельствах, исковые требования подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Исковые требования Георгиевского межрайонного прокурора к администрации Георгиевского муниципального округа Ставропольского края о возложении обязанности установить муниципальные маршруты регулярных перевозок по регулируемым тарифам, - удовлетворить.
Обязать администрацию Георгиевского муниципального округа Ставропольского края установить на территории Георгиевского муниципального округа Ставропольского края муниципальные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд, путем подачи апелляционной жалобы через Георгиевский городской суд Ставропольского края в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме.
Судья Е.В.Демьянов
(Мотивированное решение изготовлено 30 января 2024 года).