Дело № 2-265(2)/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
1 ноября 2017 года рабочий посёлок Дергачи
Ершовский районный суд Саратовской области в составе:
председательствующего судьи Елтарёва Д.Г.,
при секретаре судебного заседания Сукочевой Н.В.,
с участием:
прокурора прокуратуры Дергачевского района Саратовской области Оганесяна Б.Л.,
представителя ответчика - администрации Дергачевского муниципального района Саратовской области - ФИО1, представившей доверенность № 505 от 27 апреля 2017 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Дергачевского района Саратовской области, предъявленному в интересах неопределённого круга лиц, о возложении на администрацию Дергачевского муниципального района Саратовской области обязанности в срок до 1 февраля 2018 года привести официальный сайт dergachi.sarmo.ru в соответствие с Порядком обеспечения условий доступности для инвалидов по зрению официальных сайтов федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сети «Интернет», утверждённым приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации № 483 от 30 ноября 2015 года,
установил:
Прокурор Дергачевского района Саратовской области (далее по тексту - прокурор), действуя в интересах неопределённого круга лиц, обратился в Ершовский районный суд Саратовской области с иском о возложении на администрацию Дергачевского муниципального района Саратовской области (далее по тексту - ответчик) обязанности в срок до 1 февраля 2018 года привести официальный сайт dergachi.sarmo.ru в соответствие с Порядком обеспечения условий доступности для инвалидов по зрению официальных сайтов федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сети «Интернет», утверждённым приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации № 483 от 30 ноября 2015 года.
Исковые требования прокурор обосновал тем, что прокуратурой Дергачевского района Саратовской области проведена проверка деятельности администрации Дергачевского муниципального района Саратовской области в части исполнения требований законодательства об обеспечении доступа инвалидов по зрению к информации о деятельности органов местного самоуправления. Статьёй 7 Конституции Российской Федерации закреплено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Согласно статье 14 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», государство гарантирует инвалиду право на получение необходимой информации. В соответствии со статьёй 1 Федерального закона от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления - информация (в том числе документированная), созданная в пределах своих полномочий государственными органами, их территориальными органами, органами местного самоуправления или организациями, подведомственными государственным органам, органам местного самоуправления, либо поступившая в указанные органы и организации. К информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления относятся также законы и иные нормативные правовые акты, а к информации о деятельности органов местного самоуправления - муниципальные правовые акты, устанавливающие структуру, полномочия, порядок формирования и деятельности указанных органов и организаций, иная информация, касающаяся их деятельности. Согласно статье 10 Федерального закона от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», государственные органы, органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть «Интернет», в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информации может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация. В случае, если орган местного самоуправления не имеет возможности размещать информацию о своей деятельности в сети «Интернет», указанная информация может размещаться на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого находится соответствующее муниципальное образование. Информация о деятельности органов местного самоуправления поселений, входящих в муниципальный район, может размещаться на официальном сайте этого муниципального района. Информация о деятельности органов местного самоуправления внутригородских районов может размещаться на официальном сайте городского округа с внутригородским делением. Статьёй 1 Федерального закона от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» закреплено, что официальный сайт государственного органа или органа местного самоуправления - сайт в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет», содержащий информацию о деятельности государственного органа или органа местного самоуправления, электронный адрес которого включает доменное имя, права на которое принадлежат государственному органу или органу местного самоуправления. Федеральным законом может быть предусмотрено создание единого портала, на котором размещаются официальные сайты нескольких государственных органов. В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 4 Федерального закона от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», основными принципами обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления являются: открытость и доступность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом; свобода поиска, получения, передачи и распространения информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления любым законным способом. Согласно части 6 статьи 10 Федерального закона от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», порядок обеспечения условий доступности для инвалидов по зрению официальных сайтов федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сети «Интернет» устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В настоящее время действует Приказ Минкомсвязи России от 30 ноября 2015 г. № 483 «Об установлении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов по зрению официальных сайтов федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сети «Интернет». Согласно пунктам 2, 3 и 4 указанного Порядка, органы государственной власти и местного самоуправления в технических заданиях на проектирование и разработку интерфейсов своих официальных сайтов должны предусматривать наличие альтернативных текстовых версий таких сайтов (далее - версия для инвалидов по зрению), переход к которым осуществляется с главной страницы официального сайта в случае, если сам официальный сайт исходно не соответствует требованиям пункта 4 Порядка. Органы государственной власти и местного самоуправления самостоятельно определяют визуальное оформление вкладки перехода на версию для инвалидов по зрению, учитывая при этом необходимость дублирования такого визуального оформления контрастным, легко читаемым текстом. Версия для инвалидов по зрению должна соответствовать следующим параметрам: нетекстовая информация и нетекстовые материалы, представленные на официальных сайтах органов государственной власти и местного самоуправления, должны присутствовать также в версии для инвалидов по зрению в виде краткого описания такой нетекстовой информации, за исключением нетекстовой информации и нетекстовых материалов, используемых только с целью украшения и визуального оформления официальных сайтов органов государственной власти и местного самоуправления; графические файлы формата PDF, содержащие документы в графическом виде, представленные в разделах официальных сайтов органов государственной власти и местного самоуправления, должны присутствовать также в версиях для инвалидов по зрению в текстовом формате; наличие возможности изменения размеров текстовой информации до 200 %, шрифта, интервала между буквами (кернинг), а также цветовой схемы. Официальный сайт администрации Дергачевского муниципального района Саратовской области расположен по адресу dergachi.sarmo.ru, на нём администрацией Дергачевского муниципального района Саратовской области размещается информация о её деятельности. По результатам проведённой проверки установлено, что на официальном сайте администрации Дергачевского муниципального района Саратовской области не обеспечен беспрепятственный доступ инвалидов по зрению к информации о деятельности органа местного самоуправления, а именно официальный сайт исходно не соответствует требованиям пункта 4 Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов по зрению официальных сайтов федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сети «Интернет», утверждённого Приказом Минкомсвязи России от 30 ноября 2015 г. № 483, на сайте не предусмотрено наличие альтернативной текстовой версии сайта (версии для инвалидов по зрению), переход к которой осуществляется с главной страницы официального сайта, не определено визуальное оформление вкладки перехода на версию для инвалидов по зрению, учитывая при этом необходимость дублирования такого визуального оформления контрастным, легко читаемым текстом. Указанные нарушения прокуратурой Дергачевского района выявлялись в мае 2017 года. По данному факту прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы Дергачевского муниципального района Саратовской области вносилось представление об устранении выявленных нарушений, которое рассмотрено. Однако, в ходе проведённой ДД.ММ.ГГГГ контрольной проверки установлено, что администрацией Дергачевского муниципального района Саратовской области не приняты меры по устранению допущенных нарушений. При этом, несоблюдение и невыполнение администрацией Дергачевского муниципального района Саратовской области требований законодательства по обеспечению условий доступности для инвалидов по зрению официального сайта органа местного самоуправления затрагивает интересы неопределённого круга лиц, а также нарушает их право на достойную жизнь и свободное развитие, право свободно искать и получать информацию любым законным способом. В соответствии со статьёй 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Обращение прокурора в суд с исковым заявлением обусловлено нарушением интересов неопределённого круга лиц.
В судебном заседании прокурор прокуратуры Дергачевского района Саратовской области Оганесян Оганесян Б.Л., исполняя функции процессуального истца, поддержал исковые требования по доводам, изложенным в исковом заявлении, утверждая, что до настоящего времени официальный сайт администрации Дергачевского муниципального района Саратовской области dergachi.sarmo.ru не приведён в соответствие с Порядком обеспечения условий доступности для инвалидов по зрению официальных сайтов федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сети «Интернет», утверждённым приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации № 483 от 30 ноября 2015 года.
Представитель ответчика - администрации Дергачевского муниципального района Саратовской области - ФИО1, действующая на основании доверенности, полагая, что исковые требования прокурора удовлетворению не подлежат, пояснила, что в вязи с заключением соответствующего договора необходимые сервисы на официальном сайте администрации Дергачевского муниципального района Саратовской области будут установлены до 1 февраля 2018 года.
Изучив исковое заявление, выслушав объяснения прокурора и представителя ответчика - администрации Дергачевского муниципального района Саратовской области, исследовав путём оглашения в судебном заседании письменные доказательства, оценив их в совокупности по своему внутреннему убеждению на предмет относимости, достоверности и допустимости, а также их достаточность и взаимную связь, руководствуясь при этом законом и совестью, суд в процессе разбирательства гражданского дела установил нижеследующие обстоятельства.
Реализуя надзорную функцию, действуя в рамках предоставленных полномочий, прокурор ДД.ММ.ГГГГ внёс главе администрации Дергачевского муниципального района Саратовской области представление, потребовав устранить нарушения закона о социальной защите инвалидов в части обеспечения их доступа к информации, а именно, по смыслу документа, привести официальный сайт администрации Дергачевского муниципального района Саратовской области dergachi.sarmo.ru в соответствие с Порядком обеспечения условий доступности для инвалидов по зрению официальных сайтов федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сети «Интернет», утверждённым приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации № 483 от 30 ноября 2015 года, в частности, обеспечить наличие версии для слабовидящих, краткое описание нетекстовой информации и нетекстовых материалов, графических файлов формата PDF, содержащих документы в графическом виде, возможность изменения размеров текстовой информации до 200 %, шрифта, интервала между буквами (кернинг), а также цветовую схему (т. 1, л.д. 7, 8).
ДД.ММ.ГГГГ, сообщая о результатах рассмотрения представления, глава Дергачевского муниципального района Саратовской области в своём письме указал, что вопрос о создании на сайте dergachi.sarmo.ru доступности для инвалидов по зрению рассматривается (т. 1, л.д. 9).
Однако, из составленного ДД.ММ.ГГГГ прокурором и главным специалистом по вопросам информатизации и защиты информации администрации Дергачевского муниципального района Саратовской области акта проверки следует, что, как и ранее, на официальном сайте dergachi.sarmo.ru администрации Дергачевского муниципального района Саратовской области не обеспечен беспрепятственный доступ инвалидов по зрению к информации о деятельности органа местного самоуправления, а именно: не предусмотрено наличие альтернативной текстовой версии сайта (версии для инвалидов по зрению), переход к которой осуществляется с главной страницы официального сайта, не определено визуальное оформление вкладки перехода на версию для инвалидов по зрению, учитывая при этом необходимость дублирования такого визуального оформления контрастным, легко читаемым текстом (т. 1, л.д. 10).
Изложенное явилось основанием обращения прокурора в суд с иском к органу местного самоуправления.
Исполняя процессуальную функцию, возложенную частью 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ), определяя правоотношения сторон спора и законы, подлежащие применению, суд установил следующее.
Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В соответствии со статьёй 9 Конвенции о правах инвалидов, принятой резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 г. № 61/106, вступившей в силу для России 25 октября 2012 года (ратифицирована Федеральным законом от 3 мая 2012 г. « 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов»), чтобы наделить инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, государства - участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно - коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах (пункт 1); государства - участники принимают также надлежащие меры к тому, чтобы развивать надлежащие формы оказания инвалидам помощи и поддержки, обеспечивающие им доступ к информации (подпункт «f» пункта 2).
Согласно части первой статьи 14 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», государство гарантирует инвалиду право на получение необходимой информации.
Из содержания пункта 6 части первой статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» следует, что органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно - правовых форм обеспечивают инвалидам дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно - точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика.
В соответствии со статьёй 1 Федерального закона от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления - информация (в том числе документированная), созданная в пределах своих полномочий государственными органами, их территориальными органами, органами местного самоуправления или организациями, подведомственными государственным органам, органам местного самоуправления (далее - подведомственные организации), либо поступившая в указанные органы и организации. К информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления относятся также законы и иные нормативные правовые акты, а к информации о деятельности органов местного самоуправления - муниципальные правовые акты, устанавливающие структуру, полномочия, порядок формирования и деятельности указанных органов и организаций, иная информация, касающаяся их деятельности.
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть «Интернет», в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация. В случае, если орган местного самоуправления не имеет возможности размещать информацию о своей деятельности в сети «Интернет», указанная информация может размещаться на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого находится соответствующее муниципальное образование. Информация о деятельности органов местного самоуправления поселений, входящих в муниципальный район, может размещаться на официальном сайте этого муниципального района. Информация о деятельности органов местного самоуправления внутригородских районов может размещаться на официальном сайте городского округа с внутригородским делением.
Пунктом 5 статьи 1 Федерального закона от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» определено, что официальный сайт органа местного самоуправления - это сайт в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет», содержащий информацию о деятельности органа местного самоуправления, электронный адрес которого включает доменное имя, права на которое принадлежат органу местного самоуправления.
В соответствии со статьёй 4 Федерального закона от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», основными принципами обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления являются: открытость и доступность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (пункт 1); свобода поиска, получения, передачи и распространения информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления любым законным способом (пункт 3).
В силу части 6 статьи 10 Федерального закона от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», порядок обеспечения условий доступности для инвалидов по зрению официальных сайтов органов местного самоуправления в сети «Интернет» устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с подпунктом 5.2.25(21) пункта 5.2 раздела II «Полномочия» Положения о Министерстве связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2008 г. № 418, установлено, что Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации самостоятельно принимает такой нормативный правовой акт, как порядок обеспечения условий доступности для инвалидов по зрению официальных сайтов федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сети «Интернет».
Согласно пункту 2 Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов по зрению официальных сайтов федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сети «Интернет», утверждённого Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 30 ноября 2015 г. № 483, органы государственной власти и местного самоуправления в технических заданиях на проектирование и разработку интерфейсов своих официальных сайтов должны предусматривать наличие альтернативных текстовых версий таких сайтов (далее - версия для инвалидов по зрению), переход к которым осуществляется с главной страницы официального сайта в случае, если сам официальный сайт исходно не соответствует требованиям пункта 4 Порядка.
В силу пункта 3 Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов по зрению официальных сайтов федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сети «Интернет», утверждённого Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 30 ноября 2015 г. № 483, органы государственной власти и местного самоуправления самостоятельно определяют визуальное оформление вкладки перехода на версию для инвалидов по зрению, учитывая при этом необходимость дублирования такого визуального оформления контрастным, легко читаемым текстом.
При этом, в соответствии с пунктом 4 Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов по зрению официальных сайтов федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сети «Интернет», утверждённого Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 30 ноября 2015 г. № 483, версия для инвалидов по зрению должна соответствовать следующим параметрам: нетекстовая информация и нетекстовые материалы, представленные на официальных сайтах органов государственной власти и местного самоуправления, должны присутствовать также в версии для инвалидов по зрению в виде краткого описания такой нетекстовой информации, за исключением нетекстовой информации и нетекстовых материалов, используемых только с целью украшения и визуального оформления официальных сайтов органов государственной власти и местного самоуправления; графические файлы формата PDF, содержащие документы в графическом виде, представленные в разделах официальных сайтов органов государственной власти и местного самоуправления, должны присутствовать также в версиях для инвалидов по зрению в текстовом формате; наличие возможности изменения размеров текстовой информации до 200%, шрифта, интервала между буквами (кернинг), а также цветовой схемы.
По общему правилу, сформулированному в части 1 статьи 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Между тем доказательств соответствия официального сайта dergachi.sarmo.ru администрации Дергачевского муниципального района Саратовской области требованиям доступности для инвалидов по зрению стороной ответчика не представлено.
Представленные представителем ответчика копия договора на оказание услуг по сопровождению сайта № от ДД.ММ.ГГГГ (т. 1, л.д. 46), копия счёта на оплату № от ДД.ММ.ГГГГ (т. 1, л.д. 47) и копия платёжного поручения № от ДД.ММ.ГГГГ, сами по себе не свидетельствуют об исполнении оранном местного самоуправления обязанности, возложенной приведёнными выше законами и иными нормативными правовыми актами, так как суд убедился, что на момент рассмотрения дела официальный сайт dergachi.sarmo.ru администрации Дергачевского муниципального района Саратовской области не отвечает критериям, установленным Порядком обеспечения условий доступности для инвалидов по зрению официальных сайтов федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сети «Интернет», утверждённым Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 30 ноября 2015 г. № 483, поскольку не обеспечивает беспрепятственный доступ инвалидов по зрению к информации о деятельности органа местного самоуправления, поскольку: не предусмотрено наличие альтернативной текстовой версии сайта (версии для инвалидов по зрению), переход к которой осуществляется с главной страницы официального сайта; не определено визуальное оформление вкладки перехода на версию для инвалидов по зрению, учитывая при этом необходимость дублирования такого визуального оформления контрастным, легко читаемым текстом.
Местное самоуправление, как форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учётом исторических и иных местных традиций, составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признаётся, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации (части 1 и 2 статьи 1 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Осуществление местного самоуправления предполагает совершение соответствующими органами местного самоуправления конкретных действий, целью которых является решение вопросов местного значения.
Статьи 2 и 18 Конституции Российской Федерации декларируют, что права и свободы человека являются высшей ценностью. Именно они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В силу части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации, органы местного самоуправления обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Изложенное означает, что соблюдение органами местного самоуправления законов, а равно принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов, предполагает выполнение содержащихся в них предписаний, поскольку в противном случае цели правового регулирования, вводимого ими для соответствующих отраслей общественных отношений, не будут достигнуты.
Действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием финансовой возможности.
Неисполнение администрацией Дергачевского муниципального района Саратовской области требований законодательства в области, регулирующей обеспечение инвалидам по зрению доступа к информации, в достаточной степени и полно мере свидетельствует о нарушении законных интересов неопределённого круга граждан.
В силу положений статьи 45 ГПК РФ, статьи 35 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», прокурору предоставлено право обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В соответствии со статьями 1, 2 и 11 ГК РФ, неотчуждаемые права и свободы человека, а именно к этой категории относятся право на получение информации законными способами, защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Статья 12 ГК РФ предусматривает такой способ защиты гражданских прав, как присуждение к исполнению обязанности в натуре.
Изложенное означает, что исполнение органом местного самоуправления в интересах неопределённого круга лиц предусмотренной законом обязанности может быть обеспечено судебным решением.
В этой связи исковые требования прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Удовлетворяя требование о понуждении к исполнению обязательства в натуре, суд обязан установить срок, в течение которого вынесенное решение должно быть исполнено (часть 2 статьи 206 ГПК РФ).
Исходя из этого, учитывая порядок и сроки проведения всех необходимых мероприятий к принятию мер, направленных на приведение официального сайта dergachi.sarmo.ru в соответствие с предъявляемыми требованиями в целях обеспечения прав инвалидов по зрению, по мнению суда, предложенный прокурором срок исполнения решения до 1 февраля 2018 года является разумным.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования прокурора Дергачевского района Саратовской области, предъявленные в интересах неопределённого круга лиц, - удовлетворить.
Возложить на администрацию Дергачевского муниципального района Саратовской области обязанность в срок до 1 февраля 2018 года привести официальный сайт dergachi.sarmo.ru в соответствие с Порядком обеспечения условий доступности для инвалидов по зрению официальных сайтов федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сети «Интернет», утверждённым приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации № 483 от 30 ноября 2015 года.
Отложить составление мотивированного решения суда на срок не более чем пять дней со дня окончания разбирательства дела, а именно до 7 ноября 2017 года.
Принятое по делу решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд путём принесения апелляционного представления прокурором и подачи апелляционной жалобы иными лицами, участвующими в деле, через Ершовский районный суд Саратовской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме (составления мотивированного решения).
Председательствующий судья Д.Г. Елтарёв
Решение суда в окончательной форме (мотивированное решение) составлено 7 ноября 2017 года.
Председательствующий судья Д.Г. Елтарёв