ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2650/20 от 17.12.2020 Советского районного суда г. Воронежа (Воронежская область)

№ 2-2650/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Советский районный суд г. Воронежа в составе: председательствующего судьи Косенко В.А., при секретаре Тринеевой Ю.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску ФИО1 (действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО11), ФИО2 к Управлению жилищных отношений администрации городского округа город Воронеж об оспаривании приказа об исключении из списка участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей,

установил:

ФИО1 (действующий в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО3) и ФИО2 обратились в суд с вышеназванным иском, указывая, что их семья их трех человек была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.

С 29.06.2012 семья истцов является участницей мероприятия по обеспечению жильем молодых семей.

На момент обращения Б-вых с заявлением о включении в состав участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы их семья проживала в квартире по адресу: <адрес>, площадью 45,5 кв.м., в которой проживало пять человек.

23.03.2016 истцами был заключен кредитный договор с ПАО «Промсвязьбанк». С использованием денежных средств, полученных по данному кредитному договору, истцами было приобретено в общую совместную собственность жилое помещение (квартира), расположенное по адресу: <адрес>.

30.05.2019 истцы обратились к ответчику с заявлением о включении их семьи в состав молодых семей, желающих получить социальную выплату в 2020 году. Приказом Управления жилищных отношений администрации городского округа город Воронеж (далее по тексту – УЖО) от 13.05.2019 № 582 они были включены в список семей – участников основного мероприятия "Обеспечение жильем молодых семей" государственной программы РФ "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", государственной программы Воронежской области "Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Воронежской области", желающих получить социальную выплату в 2020 году по городскому округу город Воронеж.

Однако приказом УЖО от 06.11.2019 № 1381 молодая семья в составе: ФИО1, ФИО2, ФИО12 была исключена из списка участников по обеспечению жильем молодых семей" ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", в связи с выявлением фактов несоответствия и невыполнения условий основного мероприятия, по которым молодая семья была включена в список участников основного мероприятия. Приказ УЖО от 13.05.2019 № 582 "О включении в список молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату в 2020 году, молодой семьи ФИО1" был признан утратившим силу.

Истцы с приказом УЖО от 06.11.2019 № 1381 не согласны, считают его необоснованным, незаконным и подлежащим отмене. Указывают, что на дату заключения договора ипотечного кредитования от 25.03.2016, а также договора купли-продажи жилого помещения с использованием кредитных средств от 25.03.2016, семьи истцов являлась нуждающейся, она имеет право на получение социальной выплаты и направление её на погашение кредита и процентов по нему, а площадь жилого помещения, приобретенного за счет кредитных средств, не подлежит учету при определении нуждаемости.

Истцы обратились в суд с требованием признать незаконным и отменить приказ от 06.11.2019 № 1381 Управления жилищных отношений администрации городского округа город Воронеж об исключении молодой семьи ФИО1 из списка участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей.

Истцы в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания извещены, просили о рассмотрении дела в их отсутствие (л.д. 140).

Представитель ФИО1 по доверенности ФИО5 (л.д. 60) в судебном заседании поддержал изложенные в иске доводы и требование.

Представитель ответчика по доверенности ФИО6 (л.д. 62) возражала против удовлетворения иска. В представленных письменных возражениях на исковое заявление указано, что условия использования социальной выплаты на погашение ипотечного кредита на приобретение жилого помещения по условиям программы 2011-2015 предусматривали возможность погашения ипотечного кредита, только полученного до 01.01.2011. Далее, в редакции постановления от 26.05.2016 № 466, начало действия которого исчисляется с 10.06.2016, подпунктом "е" пункта 2 Правил предусмотрена возможность использования социальных выплат для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам и займам. Департамент строительной политики Воронежской области довел до УЖО позицию по вопросу использования социальной выплаты в соответствии с подпунктом "е" пункта 2 Правил. Согласно представленным разъяснительным материалам, в период с 01.01.2011 по 10.06.2016 положения мероприятия по обеспечению жильем молодых семей не предусматривали возможность использования социальной выплаты на погашение основного долга и процентов по кредитному договору, заключенному после 01.01.2011. В данном случае молодая семья, являясь участником мероприятия, до совершения соответствующих действий могла получить необходимую информацию для оценки последствий совершаемых действий, в том числе получить информацию о возможности использования социальной выплаты на погашение долга по заключенному кредитному договору. Использование средств социальной выплаты на погашение основного долга и процентов по кредитам, полученным с 01.01.2011 по 10.06.2016, не предусмотрено условиями мероприятия. Кроме того, на момент обращения в УЖО в 2019 году семья Б-вых имела обеспеченность общей площадью жилого помещения более учетной нормы. Также в письменных возражениях УЖО указано, что ФИО2 уже исполнилось 36 лет, следовательно, отпали основания для участия в мероприятии (л.д. 64-70).

От третьего лица Департамента строительной политики имеется ходатайство с просьбой о рассмотрении дела в отсутствие их представителя (л.д. 134) и письменные возражения, в которых указано, что социальную выплату по подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы семья Б-вых планировала использовать для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по ипотечному кредиту, полученного ими 25.03.2016. Однако согласно Правилам предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденным постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050 (в редакции, действовавшей на дату предоставления ипотеки семье Б-вых) на дату получения ипотечного кредита семьей Б-вых (25.03.2016) социальные выплаты могли быть использованы для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома, полученным до 1 января 2011 года. Таким образом, на дату признания семьи Б-вых участницей мероприятия (29 июня 2012 года), а равно и на дату заключения кредитного договора (25 марта 2016 года) редакция Правил допускала участие в программе в целях погашения основного долга и процентов только по кредитным договорам, заключенным до 01 января 2011 года. Самостоятельным основанием для исключения из списка молодых семей – участников основного мероприятия является превышение 35-летнего возраста хотя бы одного из членов молодой семьи. ФИО2 исполнилось 36 лет. Просили в иске отказать (л.д. 56-57).

Суд, выслушав доводы представителей сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Распоряжением Управы Ленинского района от 14.05.2012 № 421-П молодая семья ФИО1 составом семьи 3 человека (он, жена ФИО2, дочь ФИО13.) признана нуждающейся в улучшении жилищных условий с даты регистрации заявления 20.04.2012 (л.д. 78).

29.06.2012 ФИО1 обратился в УЖО с заявлением с просьбой включить в состав участников долгосрочной муниципальной целевой программы "Молодой семье – доступное жилье (2011-2015 годы)" молодую семью в составе: супруг ФИО1, супруга ФИО2, дочь ФИО14 (л.д. 73).

УЖО сообщило, что на основании вышеназванного заявления семья является участником долгосрочной муниципальной целевой программы "Молодой семье – доступное жилье (2011-2015 годы) ", учетное дело № 2943 (л.д. 72).

Также в учетном деле имеется приказ УЖО от 12.08.2015 № 982, которым молодая семья в составе: ФИО1, жена ФИО2, дочь ФИО3 признана нуждающейся в жилом помещении с 20.07.2015 (с даты подачи заявления) (л.д. 107).

23.03.2016 ФИО1, ФИО2 заключили с ПАО «Промсвязьбанк» кредитный договор <***> (ипотечное кредитование) для приобретения двухкомнатной квартиры, общей площадью 43,3 кв.м., расположенной по адресу: <адрес> (л.д. 96-104). Данная квартира приобретена ФИО1, ФИО2 в общую совместную собственность по договору купли-продажи квартиры (ипотека в силу закона) с использованием кредитных средств ПАО «Промсвязьбанк» от 25.03.2016 (л.д. 33-39), право собственности зарегистрировано 31.03.2016 (л.д. 11).

15.05.2018 ФИО2 заключила с Банком ВТБ (ПАО) кредитный договор на погашение рефинансируемого кредита (л.д. 105-106), по состоянию на 29.04.2019 суммарный остаток задолженности составлял 801691,73 руб. (л.д. 109).

Письмом от 25.03.2019 УЖО сообщило ФИО1 о необходимости представления заявления о включении в список молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату в 2020 году (л.д. 87).

В заявлении от 30.04.2019 ФИО1 сообщил УЖО о приобретении квартиры с использованием кредитных денежных средств (л.д. 89) и просил включить его семью в составе трех человек в список молодых семей – участников основного мероприятия "Обеспечение жильем молодых семей" государственной программы РФ "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ", государственной программы Воронежской области "Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Воронежской области", изъявивших желание получить социальную выплату в 2020 году (л.д. 90).

Приказом УЖО от 13.05.2019 № 582 молодая семья ФИО1 включена в вышеназванный список молодых семей – участников основного мероприятия (л.д. 117).

Приказом УЖО от 06.11.2019 № 1381 молодая семья ФИО1 исключена из списка участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей (л.д. 124) В данном приказе указано, что 05.09.2019 до УЖО доведена позиция ответственного исполнителя за реализацию мероприятия по обеспечению жильем молодых семей – департамента строительной политики Воронежской области по вопросу использования социальной выплаты в соответствии с подпунктом "е" пункта 2 Правил. Согласно представленным разъяснительным материалам, в период с 01.01.2011 по 10.06.2016 положения мероприятия по обеспечению жильем молодых семей не предусматривали возможность использования социальной выплаты на погашение основного долга и процентов по кредитному договору, заключенному после 01.01.2011. Таким образом, использование средств социальной выплаты на погашение основного долга и процентов по кредитам, полученным с 01.01.2011 по 10.06.2016, не предусмотрено условиями мероприятия. Представленные молодой семьей Б-вых документы не соответствуют пункту 19 Правил (в редакции, действовавшей до издания постановления Правительства РФ от 26.05.2016 N 466), вследствие чего молодая семья не может участвовать в мероприятии по обеспечению жильем молодых семей в целях использования социальной выплаты в соответствии с подпунктом "е" пункта 2 Правил.

Кроме того, как следует из приказа УЖО от 06.11.2019 № 1381, в связи с приобретением квартиры общей площадью 43,3 кв.м., уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи Б-вых составляет более учетной нормы (11 кв.м.), вследствие чего они не могут быть признаны нуждающимися в предоставлении жилых помещений.

Также в приказе УЖО от 06.11.2019 № 1381имеется ссылка на подпункт 2 пункта 3.4 Порядка формирования органом местного самоуправления Воронежской области списка молодых семей - участников основного мероприятия "Обеспечение жильем молодых семей" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", государственной программы Воронежской области "Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Воронежской области", изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году (утв. приказом Департамента строительной политики Воронежской области от 05.06.2018 N 61-02-03/146), в котором предусмотрено, что органом местного самоуправления в порядке, установленном для принятия актов соответствующего муниципального образования, принимается решение об исключении молодой семьи из списка молодых семей - участников основного мероприятия в случаях: выявления в представленных документах недостоверных сведений, фактов несоответствия и (или) невыполнения условий основного мероприятия, по которым молодая семья была включена в список участников основного мероприятия.

Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050 утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы. В ее состав включена подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей", приложением к которой являются Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (далее по тексту – Правила). Впоследствии постановлением Правительства РФ от 25.08.2015 N 889 в наименовании цифры "2011" и "2015" заменены соответственно цифрами "2015" и "2020".

Постановлением Правительства РФ от 14.07.2011 N 575 пункт 2 Правил был дополнен подпунктом "е", предусматривающим возможность использования социальных выплат для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома, полученным до 1 января 2011 г., за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам.

Постановлением Правительства РФ от 26.05.2016 N 466 в подпункте "е" пункта 2 Правил слова ", полученным до 1 января 2011 г." исключены.

Тем самым, на дату принятия оспариваемого приказа УЖО № 1381 от 06.11.2019, Правила предусматривали возможность использования социальных выплат для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, вне зависимости от даты получения кредита, а потому противоречит Правилам и является несостоятельной ссылка ответчика на то, что условиями мероприятия не предусмотрено использование средств социальной выплаты на погашение основного долга и процентов по кредитам, полученным с 01.01.2011 по 10.06.2016.

Судебная практика исходит из того, что с учетом цели федеральной целевой программы "Жилище" приобретение жилого помещения с привлечением кредитных средств до внесения изменений в Правила, не может быть оценено таким образом, что молодые семьи, состоящие в списках участников Подпрограммы и приобретшие жилое помещение с привлечением кредитных средств до внесения соответствующих изменений в Подпрограмму, лишаются права на социальную выплату только по этому основанию. Такая дифференциация в реализации жилищных прав не может быть признана основанной на целях и задачах Подпрограммы (апелляционное определение Воронежского областного суда от 11.06.2019 по делу N 33-3820/2019, определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 25.11.2020 N 88-25575/2020 и др.).

Все документы, которые требуются в соответствии с п. 19 Правил для участия в мероприятии ведомственной целевой программы в целях использования социальной выплаты в соответствии с подпунктом "е" были представлены истцами в УЖО и находятся в учетном деле № 2943.

В том числе, как указывалось выше, в учетном деле имеется распоряжение Управы Ленинского района от 14.05.2012 № 421-П, которым молодая семья ФИО1 составом семьи 3 человека признана нуждающейся в улучшении жилищных условий с даты регистрации заявления 20.04.2012 (л.д. 78) и приказ УЖО от 12.08.2015 № 982, которым молодая семья в составе: ФИО1, жена ФИО2, дочь ФИО4 признана нуждающейся в жилом помещении с 20.07.2015 (с даты подачи заявления) (л.д. 107).

В соответствии с подпунктом "з" п. 19 Правил должен предоставляться документ, подтверждающий признание молодой семьи нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил на день заключения договора жилищного кредита, указанного в подпункте "е" настоящего пункта.

Поэтому позиция УЖО, определившего в оспариваемом приказе № 1381 от 06.11.2019 уровень обеспеченности Б-вых с учетом приобретенного за счет кредитных средств жилого помещения, не соответствует Правилам.

Довод ответчика о том, что ФИО2 исполнилось 36 лет, суд во внимание не принимает, поскольку на данное обстоятельство УЖО в приказе не ссылалось и не могло сослаться, так как указанного возраста она достигла 27.08.2020, тогда как дата издания оспариваемого приказа – 06.11 2019.

Ответчик не представил суду доказательств, что в представленных Б-выми документах были выявлены недостоверные сведения, либо установлены факты несоответствия и (или) невыполнения условий основного мероприятия, по которым молодая семья была включена в список участников основного мероприятия. Следовательно, у УЖО не имелось предусмотренных пунктом 3.4 Порядка формирования списка (утв. приказом Департамента строительной политики Воронежской области от 05.06.2018 N 61-02-03/146) оснований для принятия решения об исключении молодой семьи Б-вых из списка молодых семей - участников основного мероприятия, а потому иск подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

решил:

Признать незаконным и отменить приказ Управления жилищных отношений администрации городского округа город Воронеж от 06.11.2019 года № 1381 «Об исключении молодой семьи ФИО1 из списка участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей».

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд через Советский районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: В.А. Косенко

Мотивированное решение изготовлено 24 декабря 2020 года

№ 2-2650/2020