Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ г. <адрес>
Центральный районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Костюченко С.А.,
с участием представителя истца ФИО2,
представителя ответчика ФИО3, действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
при секретаре ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению и.о. прокурора <адрес> к Администрации <адрес> о понуждении к совершению определенных действий,
у с т а н о в и л:
И.о. прокурора <адрес> обратился в суд с иском к администрации <адрес> о понуждении к совершению определенных действий, ссылаясь на то что, что в ходе проведенной прокуратурой <адрес> проверкой по доводам о несогласии с ответом администрации города и отсутствии уличного освещения во дворах домов №№,9,11 по <адрес>, выявлены нарушения действующего законодательства, а именно во дворе многоквартирного <адрес> имеются две железобетонные световые опоры без наличия линий электропередач. Действующих линий электропередач на территории дворов МКД №№,9,11 и в непосредственной близости не имеется. <адрес>ов во дворах МКД №,9,11 не осуществляется. Вместе с тем, указанные проезды предназначены для проезда транспортных средств к жилым и общественным зданиям, учреждениям, предприятиям, в том числе к МАДОУ «Детский сад №» и <адрес> сведениям МУП <адрес> «Горсвет» линии наружного освещения не находятся в хозяйственном ведении предприятия. Отсутствие уличного освещения нарушает права граждан на личную безопасность, негативно влияет на безопасность дорожного движения, способствует бытовому травматизму, создает благоприятные условия для усиления криминогенной обстановки. Участки линий электропередач расположенных в районе домов №№,9,11 по <адрес> на праве собственности никому не принадлежат. Полагает, что освещение на спорных земельных участках должно быть организованно именно администрацией <адрес>. Просит суд обязать администрацию <адрес> организовать наружное освещение проездов между домами №№ ДД.ММ.ГГГГ по <адрес> в течение 3 месячного срока со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании представитель истца ФИО2 исковые требования поддержала в полном объеме, подтвердила изложенное в исковом заявлении.
В судебном заседании представитель ответчика ФИО3 исковые требования не признала и пояснила, что вопрос по организации наружного освещения на световых опорах спорных домов лежит на управляющих компаниях, либо ТСЖ, поскольку световые опоры относятся к общему имуществу многоквартирного дома.
Выслушав пояснения представителей сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 45 ГПК РФ закреплены полномочия прокурора по участию в гражданском судопроизводстве, в соответствии с которыми, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.
Согласно ч. 3 ст. 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№ «О прокуратуре Российской Федерации» целью участия прокурора в гражданском процессе является защита государственных и общественных интересов, прав и охраняемых законом интересов граждан.
Согласно п. 19 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа относится организация благоустройства территории городского округа, включая освещение улиц.
Согласно п. 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городского округа относятся: утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.
В соответствии с ч. 1.1 ст. 17 указанного Федерального закона, организация электроснабжения населения относится к вопросам местного значения, по которым органом местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
На основании п. 4 ст. 9 Устава городского округа «<адрес>» к вопросам местного значения <адрес> относятся организация в границах <адрес> электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В ст.ст. 3, 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» указаны полномочия органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, применительно предмета спора, к ним относятся осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения.
В соответствии с п. 4.6.1.1 ФИО5№ «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от ДД.ММ.ГГГГ№-ст, стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах предусматривают на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м по СНиПу № «Естественное и искусственное освещение», утвержденному приказом Министерства регионального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ№.
Пунктом 2.5 СНиПа ДД.ММ.ГГГГ-85 «Автомобильные дороги», утвержденного Постановлением Госстроя СССР от ДД.ММ.ГГГГ№, предусмотрено обязательное наличие стационарного освещения на автомобильных дорогах в пределах населенных пунктов. Согласно п. 9.1 указанного СНиПа, к обустройству дорог относятся технические средства организации дорожного движения (ограждения, знаки, разметка, направляющие устройства, сети освещения, светофоры, системы автоматизированного управления движением), озеленение, малые архитектурные формы.
Как следует из п. 3.1 ФИО5№ «Национальный стандарт Российской Федерации. Освещение наружное утилитарное. Классификация и нормы», утвержденного приказом Росстандарта от ДД.ММ.ГГГГ№-ст, улично-дорожная сеть - совокупность улиц, дорог, проездов, площадей и пешеходные пространства в пределах территории населенного пункта.
В соответствии с ч. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Как следует из п. 4 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов городского поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов городского поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
В соответствии с Приложением № 1 к постановлению Мэра <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «О классификации автомобильных дорог в <адрес>» к автомобильным дорогам общего пользования, предназначенным для решения вопросов местного значения, относятся дороги, расположенные на территории <адрес>, не отвечающие показателям определения дорог федерального и регионального или межмуниципального значения, имеющие, в том числе, следующие показатели: автомобильные дороги между жилыми, промышленными районами и общественными центрами городского округа «<адрес>», автомобильные дороги в пределах жилых районов и микрорайонов.
Освещению в соответствии со СНиП № «Естественное и искусственное освещение» от ДД.ММ.ГГГГ подлежат проезды, пожарные проезды, дороги для хозяйственных нужд, пешеходные и велосипедные дорожки, ступени и площадки лестниц и переходных мостиков, пешеходные дорожки на площадках и в скверах, предзаводские участки, не относящиеся к территории города (площадки перед зданиями, подъезды и проходы к зданиям, стоянки транспорта), железнодорожные пути (стрелочные горловины, отдельные стрелочные переводы, железнодорожное полотно).
Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении муниципальной программы городского округа «<адрес>» «Развитие городской дорожной сети и благоустройства <адрес> на № годы» в состав городской дорожной инфраструктуры города также включены объекты наружного освещения и линии наружного освещения улиц, проездов, набережных протяженностью 572 км.
Согласно положениям Постановления №, необходимым условием для жизни всего города, для создания безопасных и комфортных условий для передвижения водителей и пешеходов по дорогам и улицам города в ночное время необходим комплекс мероприятий по развитию освещенности улиц, дорожной сети, площадей, внутриквартальных проездов города.
Установлено судом, что у внутриквартальных проездов многоквартирных домов №№, 9, 11 отсутствует уличное освещение, данный факт подтвержден представленной в материалы дела переписки и не опровергнут ответчиком.
Согласно ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Согласно п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, перечень работ по содержанию общего имущества не предусматривает освещение придомовой территории.
Из представленной информации Управления Росреестра по <адрес>, ФГБУ «Федеральный кадастр, КГУП «<адрес>инвентаризация» на линии участков, расположенных возле МКД №№, 9, 11 по <адрес> право собственности отсутствует, данные обстоятельства также подтверждаются представленными в материалы дела справками МУП <адрес>, ОАО «Хабаровска горэлектросеть».
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что спорная территория располагается между жилыми многоквартирными домами, используется, в том числе, в качестве проезда и в силу положений ст. 85 Земельного кодекса РФ, п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, СНиП ДД.ММ.ГГГГ-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», утвержденного Постановлением Государственного строительного комитета СССР от ДД.ММ.ГГГГ№, относится к местам общественного пользования и в соответствии со ст. 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» организация уличного освещения дворов многоквартирных домов №№, 9, 11 по <адрес> в <адрес> относится к компетенции органов местного самоуправления.
Таким образом, доводы ответчика об отнесении уличного освещения к расходам собственников общего имущества многоквартирного жилого дома не основаны на требованиях Закона.
Доводы ответчика о том, что уличное освещение проездов у спорных домов к компетенции органов местного самоуправления не относятся по тем основаниям, что указанные внутриквартальные проезды в реестре муниципальной собственности не значатся, на баланс мэрии не поставлены, соответственно у мэрии не возникла обязанность по оснащению данных проездов уличным освещением, судом не принимаются, поскольку данные проезды и тротуары обеспечивают транспортную и пешеходную связь построенных и сданных в эксплуатацию зданий с территорией общего пользования, а также обеспечивают проезд автотранспорта вокруг зданий, в том числе уборочной и пожарной техники, в соответствии с требованиями Градостроительных норм и правил, СНиП, Правил пожарной безопасности, при сдаче домов в эксплуатацию данные проезды должны быть, спорные внутриквартальные проезды, расположенные на территории <адрес> относятся к автомобильным дорогам общего пользования в городском округе (автомобильные дороги местного значения) и обязанность по обеспечению данных дорог уличным освещением законом возложена на администрацию <адрес>.
Учитывая установленные обстоятельства, а также исходя из норм материального и процессуального права, приведенных выше, суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора обоснованы и подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в решении суда, обязывающем ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает срок, в течение которого решение должно быть исполнено. В данном случае, исходя из фактических обстоятельств дела, а также объема и характера работ, подлежащих выполнению, суд полагает необходимым установить срок исполнения решения 6 месяцев.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования и.о. прокурора <адрес> к Администрации <адрес> о понуждении к совершению определенных действий удовлетворить.
Обязать Администрацию <адрес> организовать наружное освещение проездов между домами №№, 9, 11 по <адрес> в течении шести месяцев со дня вступления судебного акта в законную силу.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в <адрес>вой суд через Центральный районный суд <адрес> путём подачи апелляционной жалобы.
Срок изготовления решения в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.
председательствующий: С.А. Костюченко
Копия верна: председательствующий С.А. Костюченко