Дело № 2-2653/2022
УИД: №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 сентября 2022 года
Кировский районный суд г. Перми в составе председательствующего судьи Селиверстовой О.Ю., при секретаре Королько Л.И.,
с участием представителя истца – прокурора Власовой Н.М., представителя ответчика ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Перми гражданское дело по иску Прокуратуры Пермского края к Федеральному казенному предприятию «Пермский пороховой завод» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности,
установил:
Прокуратура Пермского края обратилась в суд с иском к ФКП «Пермский пороховой завод» о признании незаконным бездействия, выразившегося в неразработке деклараций промышленной безопасности на следующие опасные производственные объекты: площадка по производству изделий из смесевого твердого топлива и переработке перхлората аммония, регистрационный №, площадка по производству изделий из смесевого твердого топлива, регистрационный №, расположенные по , и ненаправлении их в Ростехнадзор для внесения в реестр деклараций промышленной безопасности; о возложении на ответчика обязанности в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения законодательства о промышленной безопасности путем разработки деклараций промышленной безопасности на следующие опасные производственные объекты: площадка по производству изделий из смесевого твердого топлива и переработке перхлората аммония, регистрационный №, площадка по производству изделий из смесевого твердого топлива, регистрационный №, расположенные по , и направлении их в Ростехнадзор для внесения в реестр деклараций промышленной безопасности.
В обоснование заявленных требований указаны следующие обстоятельства.
Прокуратурой Пермского края проведена проверка исполнения ФКП «Пермский пороховой завод» законодательства о промышленной безопасности в 2020-2022 годах.
При проведении в ДД.ММ.ГГГГ года Западно-Уральским управлением Ростехнадзора проверки на ФКП «Пермский пороховой завод» установлено, что предприятием не обеспечено выполнение требований промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов, а именно: не внесены в реестр декларации промышленной безопасности на следующие опасные производственные объекты: площадка по производству изделий из смесевого твердого топлива и переработке перхлората аммония, регистрационный №, площадка по производству изделий из смесевого твердого топлива, регистрационный №. Указанные объекты являются собственностью Российской Федерации, переданы ФКП «Пермский пороховой завод» на праве оперативного управления и находятся на балансе предприятия.
По результатам проверки Западно-Уральским управлением Ростехнадзора выдано предписание от ДД.ММ.ГГГГ№ об устранении нарушений до ДД.ММ.ГГГГ, а генеральным директором предприятия ДД.ММ.ГГГГ утвержден план устранения нарушений. Во исполнение плана ФКП «Пермский пороховой завод» в конце 2017 года в Ростехнадзор направлены декларации промышленной безопасности на указанные выше площадки, разработанные предприятием. Ростехнадзором в начале 2018 года вынесено постановление об отказе во внесении деклараций промышленной безопасности в реестр в связи с несоответствием требованиям законодательства.
В ходе проведения ДД.ММ.ГГГГ Западно-Уральским управлением Ростехнадзора контрольной проверки выявлено, что ФКП «Пермский пороховой завод» не выполнен пункт 1 ранее выданного предписания от ДД.ММ.ГГГГ№ об устранении нарушений в сфере промышленной безопасности, срок выполнения которого наступил ДД.ММ.ГГГГ, а именно: не внесены в реестр декларации промышленной безопасности на следующие опасные объекты: площадка по производству изделий из смесевого твердого топлива и переработке перхлората аммония, регистрационный №, площадка по производству изделий из смесевого твердого топлива, регистрационный №. По результатам контрольной проверки выдано новое предписание от ДД.ММ.ГГГГ№, которым предусматривалось устранение данного нарушения до ДД.ММ.ГГГГ.
Договоры ФКП «Пермский пороховой завод» АО от ДД.ММ.ГГГГ№ и № на разработку деклараций промышленной безопасности на площадки расторгнуты ДД.ММ.ГГГГ по соглашению сторон, поскольку установлено, что сведения, характеризующие площадки, некорректны и не содержат полной информации о зданиях и оборудовании, на которых ведутся основные технологические процессы.
По ходатайству предприятия от ДД.ММ.ГГГГ исполнение пункта 1 предписания от ДД.ММ.ГГГГ перенесено Западно-Уральским управлением Ростехнадзора до ДД.ММ.ГГГГ.
На текущий момент ведутся закупочные процедуры для заключения договоров на разработку деклараций промышленной безопасности на площадки.
Таким образом, доказательств принятия ФКП «Пермский пороховой завод» всех зависящих от него мер по устранению указанных нарушений законодательства, а также доказательств наличия объективных препятствий для соблюдения требований законодательства о промышленной безопасности, в Прокуратуру Пермского края должностными лицами предприятия не представлено.
Причиной повторного выявления нарушений, указанных в предписании от ДД.ММ.ГГГГ№, является незаконное бездействие предприятия, заключающееся в несвоевременном проведении и финансировании работ по устранению нарушений.
Бездействие ФКП «Пермский пороховой завод», выразившееся в непринятии достаточных мер по разработке деклараций промышленной безопасности на указанные опасные производственные объекты увеличивает риск аварий на таких объектах, вероятность наступления значительных последствий аварий и размера ущерба, что создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, работающих либо находящихся на территории указанных площадок, а также неопределенного круга иных лиц, что обусловлено значительным масштабом распространения возможных последствий аварии на опасных производственных объектах.
Представитель истца в судебном заседании на удовлетворении заявленных исковых требований настаивала по доводам искового заявления.
Представитель ответчика в судебном заседании против удовлетворения заявленных исковых требований возражал по доводам письменного отзыва (л.д. 31-32, 69-70) указав, что требование об устранении нарушения законодательства в области промышленной безопасности содержится в предписании, в связи с чем необходимость в повторном возложении обязанности по разработке деклараций промышленной безопасности отсутствует. На момент обращения в суд с иском срок исполнения предписания не истек, срок истекает ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, ответчиком предпринимались меры по устранению нарушений, указанных в предписании. В порядке исполнения предписания ответчиков в адрес Западно-Уральского управления Ростехнадзора были направлены декларации промышленной безопасности на производственные площадки, разработанные в 2013 году. Однако декларации были признаны несоответствующими действующим на тот момент нормативным требованиям, и ответчику было отказано во внесении в реестр деклараций промышленной безопасности. В 2019 году ответчиком с АО были заключены договоры на разработку деклараций промышленной безопасности, однако в ходе исполнения договоров стало понятно, что выполнение АО работ в установленные договором сроки не представляется возможным в силу объективных причин. Заключение ответчиком новых договоров в 2021 году после расторжения договоров с АО не представлялось возможным, так как смета доходов и расходов на календарный год уже была утверждена. Иной порядок расходования заводом денежных средств мог быть расценен контролирующими органами как нарушение в области финансового законодательства. По указанной причине договоры на разработку деклараций промышленной безопасности с ООО были заключены в 2022 года по результатам проведения процедуры закупки. Обо всех указанных обстоятельствах ответчик информировал Западно-Уральское управление Ростехнадзора, соответствующие сведения содержатся в ходатайствах о переносе сроков исполнения предписания.
Представитель третьего лица – Западно-Уральского управления Ростехнадзора в судебное заседание не явился, заявил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие указав, что с учетом п. 8 Постановления Правительства РФ от 10 марта 2022 года № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» (далее – Постановление № 336) пункт 1 предписания от ДД.ММ.ГГГГ№ сроком исполнения ДД.ММ.ГГГГ продлен до ДД.ММ.ГГГГ, пункт 1 предписания от ДД.ММ.ГГГГ№ со сроком исполнения ДД.ММ.ГГГГ продлен до ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель третьего лица АО в судебное заседание не явился, извещен, каких-либо ходатайств, возражений по иску от указанного лица в суд не поступало.
Суд, заслушав пояснения лиц, присутствующих в судебном заседании, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
На основании ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее – ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – Закон № 116-ФЗ) опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону.
В силу п. 1 ст. 9 Закона № 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана, в том числе, соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; разрабатывать декларацию промышленной безопасности в случаях, установленных статьей 14 настоящего Федерального закона; выполнять указания, распоряжения и предписания федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальных органов и должностных лиц, отдаваемые ими в соответствии с полномочиями.
Согласно п. 1 ст. 14 Закона № 116-ФЗ разработка декларации промышленной безопасности предполагает всестороннюю оценку риска аварии и связанной с нею угрозы; анализ достаточности принятых мер по предупреждению аварий, по обеспечению готовности организации к эксплуатации опасного производственного объекта в соответствии с требованиями промышленной безопасности, а также к локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте; разработку мероприятий, направленных на снижение масштаба последствий аварии и размера ущерба, нанесенного в случае аварии на опасном производственном объекте.
В соответствии с п. 2 ст. 14 Закона № 116-ФЗ настоящим Федеральным законом устанавливается обязательность разработки деклараций промышленной безопасности опасных производственных объектов I и II классов опасности, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества в количествах, указанных в Приложении 2 к настоящему Федеральному закону (за исключением использования взрывчатых веществ при проведении взрывных работ).
Декларация промышленной безопасности, представленная в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальный орган, вносится в реестр деклараций промышленной безопасности в течение пяти рабочих дней со дня поступления соответствующих документов (п. 7 ст. 14 Закона № 116-ФЗ).
На основании п. 4 Постановления Правительства РФ от 17 августа 2020 года № 1241 «Об утверждении Правил представления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов» декларация представляется в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Западно-Уральским управлением Ростехнадзора ФКП «Пермский пороховой завод» выдано предписание № об устранении выявленных в ходе внеплановой выездной проверки нарушений, в том числе, проверкой установлено, что ФКП «Пермский пороховой завод», не обеспечено выполнение требований промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов, а именно: не внесена в реестр деклараций промышленной безопасности декларация на опасные производственные объекты: площадка по производству изделий из смесевого твердого топлива и переработке перхлората аммония, регистрационный №, площадка по производству изделий из смесевого твердого топлива, регистрационный №, срок устранения нарушения – ДД.ММ.ГГГГ (пункт 2) (л.д. 14-15).
ДД.ММ.ГГГГ Западно-Уральским управлением Ростехнадзора ФКП «Пермский пороховой завод» выдано предписание № об устранении выявленных в ходе внеплановой выездной проверки в целях контроля исполнения предписаний нарушений, в том числе, проверкой установлено, что ФКП «Пермский пороховой завод», в том числе, проверкой установлено, что предприятием не исполнен пункт 2 предписания от ДД.ММ.ГГГГ№ - не обеспечено выполнение требований промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов, а именно: не внесена в реестр деклараций промышленной безопасности декларация на опасные производственные объекты: площадка по производству изделий из смесевого твердого топлива и переработке перхлората аммония, регистрационный №, площадка по производству изделий из смесевого твердого топлива, регистрационный №, срок устранения нарушения – ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ Западно-Уральским управлением Ростехнадзора ФКП «Пермский пороховой завод» выдано предписание № об устранении выявленных нарушений требований промышленной безопасности, согласно которому ФКП «Пермский пороховой завод» не разработаны декларации промышленной безопасности на опасные производственные объекты: площадка по производству изделий из смесевого твердого топлива и переработке перхлората аммония, регистрационный №, площадка по производству изделий из смесевого твердого топлива, регистрационный № и не представлены заключения экспертиз в орган исполнительной власти субъекта, на территории которого эксплуатируется опасный производственный объект, срок устранения нарушения – ДД.ММ.ГГГГ (пункт 1) (л.д. 37-48).
В соответствии с письмом Западно-Уральского управления Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ№, ФКП «Пермский пороховой завод» назначен новый срок устранения нарушений – ДД.ММ.ГГГГ, в том числе, пункта 1 предписания от ДД.ММ.ГГГГ№
В соответствии с письмом Западно-Уральского управления Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ№, ФКП «Пермский пороховой завод» назначен новый срок устранения нарушений – ДД.ММ.ГГГГ, в том числе, пункта 1 предписания от ДД.ММ.ГГГГ№
ДД.ММ.ГГГГ ФКП «Пермский пороховой завод» в адрес Прокуратуры Пермского края предоставлена следующая информация (письмо №) ДД.ММ.ГГГГ при осуществлении государственного надзора Западно-Уральским управлением выявлено, что предприятием не внесены в реестр деклараций промышленной безопасности площадок № и №. По результатам проверки предприятию выдано предписание от ДД.ММ.ГГГГ№ со сроком устранения указанного нарушения ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ генеральным директором предприятия утвержден план устранения нарушения предписаний. Во исполнение плана устранения нарушений предприятием направлена в Ростехнадзор разработанные в 2013 году декларации промышленной безопасности площадок № и №. Ввиду несоответствия деклараций требованиям законодательства, предприятию отказано во внесении в реестр деклараций промышленной безопасности. По этой причине принято решение разработать декларации промышленной безопасности площадок № и № вновь, что подразумевает привлечение сторонних специализированных организаций для оказания услуг по разработке деклараций промышленной безопасности с определенными затратами, которые внесены в смету доходов и расходов предприятия на 2019 год. В июне 2019 года в АО заключены договоры на оказание услуг, в том числе, по разработке деклараций промышленной безопасности, сопровождению, внесению в реестр в Ростехнадзор. В процессе устранения нарушений предприятие обращалось в Западно-Уральское управление Ростехнадзора с ходатайствами о продлении сроков устранения нарушений. ДД.ММ.ГГГГ в рамках внеплановой проверки ранее выданных предписаний Западно-Уральским управлением Ростехнадзора установлено, что пункты 2, 3 предписания от ДД.ММ.ГГГГ№ не устранены. По итогам проверки предприятию выдано предписание от ДД.ММ.ГГГГ№ со сроком устранения ДД.ММ.ГГГГ. В процессе работы с АО по разработке деклараций промышленной безопасности площадок № и № установлено, что сведения, характеризующие опасные производственные объекты, некорректны, не содержат полной информации о зданиях и оборудовании, на которых ведутся основные технологические процессы, в которых обращаются опасные вещества. Так как актуализация сведений, характеризующих опасные производственные объекты требует дополнительного времени, было принято решение о расторжении договоров с АО» по разработке деклараций промышленной безопасности. Предприятие обратилось в Западно-Уральское управление Ростехнадзора с ходатайствами о продлении сроков устранения нарушений (л.д. 20-25).
ДД.ММ.ГГГГ заместителем прокурора Пермского края принято решение о проведении проверки № в отношении ФКП «Пермский пороховой завод», цель проверки – соблюдение ФКП «Пермский пороховой завод» законодательства о промышленной безопасности и санитарно-эпидемиологическом благополучии человека (л.д. 8).
ДД.ММ.ГГГГ между ФКП «Пермский пороховой завод» и ООО заключены договоры возмездного оказания услуг № и №, согласно которым исполнитель обязуется оказать услуги по корректировке деклараций промышленной безопасности, проведению экспертизы промышленной безопасности и регистрацию экспертизы промышленной безопасности декларации промышленной безопасности и деклараций промышленной безопасности в органах Ростехнадзора опасных производственных объектов с регистрационными номерами № и №.
В подтверждение начала исполнения указанных договоров представителем ответчика в материалы дела представлена переписка между исполнителем и заказчиком о предоставлении документации, необходимой для разработки деклараций промышленной безопасности (л.д. 59-61).
Кроме того, представителем ответчика в материалы дела представлены следующие документы, подтверждающие принятие мер по устранению выявленных нарушений: план устранения нарушений предписания от ДД.ММ.ГГГГ№ ходатайства о продлении сроков исполнения предписания и письма, подтверждающие удовлетворение таких ходатайств; приказ ФКП «Пермский пороховой завод» от ДД.ММ.ГГГГ№ об итогах внеплановой проверки; план выполнения предписаний от ДД.ММ.ГГГГ№, №.
Проанализировав изложенное в совокупности, суд приходит к выводу о том, что факт наличия нарушений требований промышленной безопасности опасных производственных объектов в ходе судебного разбирательства нашел свое подтверждение. Отсутствие в реестре деклараций промышленной безопасности на опасные производственные объекты площадки с регистрационными №, №, установлено в ходе внеплановой проверки, проведенной Западно-Уральским управлением Ростехнадзора в 2017 году, ответчику выдано предписание об устранении выявленных нарушений с первоначальным сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ. В последующем срок исполнения предписания продлевался. Аналогичные нарушения были зафиксированы в предписаниях от ДД.ММ.ГГГГ№ (срок устранения нарушения продлен до ДД.ММ.ГГГГ), от ДД.ММ.ГГГГ№ (срок устранения нарушения предписания продлен до ДД.ММ.ГГГГ). До настоящего времени требования предписаний не исполнены.
Таким образом, суд приходит к выводу, что исковые требования Прокуратуры Пермского края о признании бездействия незаконным, возложении обязанности подлежат удовлетворению.
Учитывая положения ч. 2 ст. 206 ГПК РФ и принимая во внимание, что срок исполнения предписания от ДД.ММ.ГГГГ№ с учетом положений п. 8 Постановления Правительства РФ № 336 установлен до ДД.ММ.ГГГГ, суд считает возможным определить срок устранения нарушения требований законодательства о промышленной безопасности не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Требования Прокуратуры Пермского края (ИНН №) к Федеральному казенному предприятию «Пермский пороховой завод» (ИНН №) удовлетворить..
Признать незаконным бездействие Федерального казенного предприятия «Пермский пороховой завод», выразившегося в неразработке деклараций промышленной безопасности на следующие опасные производственные объекты: площадка по производству изделий из смесевого твердого топлива и переработке перхлората аммония, регистрационный №, площадка по производству изделий из смесевого твердого топлива, регистрационный №, расположенные по
Обязать Федеральное казенное предприятие «Пермский пороховой завод» обязанность в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения законодательства о промышленной безопасности путем разработки деклараций промышленной безопасности на следующие опасные производственные объекты: площадка по производству изделий из смесевого твердого топлива и переработке перхлората аммония, регистрационный №, площадка по производству изделий из смесевого твердого топлива, регистрационный №, расположенные по , и направлении их в Ростехнадзор для внесения в реестр деклараций промышленной безопасности.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кировский районный суд города Перми в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья О.Ю. Селиверстова
Решение суда в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.