ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2654/2021 от 23.04.2021 Верх-исетского районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область)

№2-2654/2021

УИД 66RS0001-01-2021-001022-66

Решение изготовлено в окончательной форме 23.04.2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 апреля 2021 года г. Екатеринбург

Верх-Исетский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области

в составе председательствующего судьи Мурзагалиевой А.З.,

при секретаре судебного заседания Прокофьевой Е.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело

по иску ФИО1 к Администрации Верх-Исетского района г. Екатеринбурга, Администрации г. Екатеринбурга об исключении жилого помещения из числа служебных,

УСТАНОВИЛ:

Истец ФИО1 обратилась в суд с вышеуказанным иском, в обоснование которого пояснила, что <адрес> в г. Екатеринбурге была предоставлена истцу в качестве служебного жилья, на основании Постановления Главы Администрации Верх-Исетского района г. Екатеринбурга № 5 от 02.01.1986 по ходатайству Производственного жилищно – ремонтного треста Верх-Исетского района г. Екатеринбурга. В период с 20.09.1982 по 05.02.1998, истец работала в должности техника – смотрителя в ЖЭУ №6, в порядке перевода в МУП «Верх-Исетский», в котором проработала до 30.04.2003, в должности начальника ЖЭУ № 3. Общий стаж работы в системе жилищно – коммунального хозяйства составил 20 лет.

В связи с изложенным истец, просит исключить <адрес> в г. Екатеринбурге из числа служебных помещений.

Истец в судебном заседании настаивала на исковых требованиях, доводы, изложенные в иске, поддержала.

Представитель ответчика Администрации г. Екатеринбурга – ФИО2, действующая на основании доверенности от 02.04.2021, в судебном заседании исковые требования не признала, доводы, изложенные в письменном отзыве (л.д. 70), указала на несоблюдение истцом предусмотренного порядка, не представлены документы, из которых было бы возможно определить обеспеченность истца и членов ее семьи жилым помещением. 26.10.2020 истец обратилась в Администрацию Верх-Исетского района с заявлением о предоставлении муниципальной услуги «Исключение жилого помещения муниципального жилищного фонда из числа служебных помещений» расположенное по адресу: г. Екатеринбург, <адрес> из числа служебных. На основании данного обращения ФИО1 Администрация Верх-Исетского района г. Екатеринбурга в своем ответе пояснила, что Порядок исключения жилых помещений муниципального жильного фонда из числа служебных помещений установлен Административным регламентом предоставления жилищного фонда из числа служебных помещений» утвержденный Постановлением Администрации города Екатеринбурга от 09.06.2014 №1561, в соответствии с которым получателю муниципальной услуги необходимо предоставить документы, подтверждающие нуждаемость гражданина который обратился за предоставлением соответствующей услуги, а именно, предоставить документ подтверждающий, что заявитель и совместно проживающие с ним лица не подлежат выселению из служебных помещений муниципального жилищного фонда без предоставления другого жилого помещения: трудовая книжка гражданина (нанимателя), где указан период работы на предприятии, который должен составлять не менее 10 лет; документы, устанавливающие родственные отношения или иные отношения гражданина подающего заявление, совместно проживающих с ним лицами, в качестве членов семьи; документы о наличии (отсутствии) у права собственности на недвижимое имущество, если гражданин не состоит на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях. Учитывая, что ФИО1 не предоставлены вышеуказанные документы ей обоснованно было отказано территориальным административным органом в предоставлении муниципальной услуги об исключении жилого помещения по адресу: г. Екатеринбург, <адрес> из числа служебных. Таким образом, согласно п.п. 26, 46 Постановления Администрации города Екатеринбурга от 23.05.2012 №2143 «Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Рассмотрение обращений граждан в Администрации г. Екатеринбурга», основания о перенаправлении обращения ФИО1 в Администрацию г. Екатеринбурга для решения вопроса об исключении спорного жилого помещения из числа служебных у территориального органа Администрации Верх-Исетского района г. Екатеринбурга отсутствовали. В соответствии с п. 2 ст. 4 Федерального закона от 27.07.2010 №210- ФЗ «Об организации предоставлении государственных и муниципальных услуг» заявительный порядок обращения за предоставлением государственных и муниципальных услуг является одним из принципов предоставления государственных и муниципальных услуг. Истцом не представлены надлежащие доказательства, подтверждающие соблюдение порядка обращения истца за предоставлением муниципальной услуги в соответствии с требованиями, установленными Административным регламентом. Соответственно каких-либо нарушений прав и законных интересов истца Администрацией г. Екатеринбурга не допущено.

Представитель ответчика Администрации Верх-Исетского района г. Екатеринбурга – ФИО3, действующая на основании доверенности от 15.01.2021, в судебном заседании исковые требования не признала, доводы, изложенные в письменном отзыве (л.д. 58), поддержала, указав, что спорное жилое помещение утверждено в собственность МО «г. Екатеринбург». Данное помещение предоставлено истцу, в качестве служебного, на сегодняшний день данный статус собственником не снят. Изменение статуса помещения относится к исключительной компетенции собственника, является его правом, но не обязанностью. Администрация Верх-Исетского района г. Екатеринбурга является ненадлежащим ответчиком по заявленным требованиям. Для исключения жилого помещения из числа служебных специализированного жилищного фонда МО «г. Екатеринбург» граждане подают заявления в соответствии с Постановлением Администрации г. Екатеринбурга № 1561 от 09.06.2014 «Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Исключение жилых помещений муниципального жилищного фонда из числа служебных помещений» в Администрацию района по месту жительства с приложением необходимых документов. На основании которых Администрация района готовит заключение о возможности исключения жилого помещения из числа служебных жилых помещений либо об отсутствии оснований для исключения. 26.12.2020 истец обратилась в Администрацию Верх-Исетского района г. Екатеринбурга с заявлением об исключении жилого помещения из числа служебных. Администрацией Верх-Исетского района г. Екатеринбурга, истцу отказано в исключении помещения их числа служебных, в связи с предоставлением неполного пакета документов. Следовательно, решения об исключении спорного жилого помещения уполномоченным органом не принималось, а суд не вправе подменять эти органы. Сам по себе факт того, что ФИО1 имеет стаж работы на предприятии более 10 лет не изменяет правовое положение спорного жилого помещения, и не влечет за собой трансформацию права найма служебного жилого помещения в право на условиях договора социального найма, при отсутствии решения уполномоченного органа. ФИО1 не лишена права на обращение с заявлением с приложением всех необходимых документов.

Третьи лица ФИО4 в судебном заседании исковые требования поддержали.

Заслушав участников процесса, исследовав письменные доказательства, представленные в материалах дела, суд приходит к следующему.

Спорным жилым помещением является <адрес>, общей площадью 45, 1 кв.м., <адрес> в г. Екатеринбурге, которая утверждена в муниципальную собственность МО «г. Екатеринбург», на основании Постановления главы г. Екатеринбурга от 09.06.1997 и включена в реестр муниципального имущества МО «г. Екатеринбург» (л.д. 56).

Данное помещение предоставлено истцу ФИО1 по ордеру от 19.02.1986 на служебное жилое помещение (л.д. 51), в ордер в качестве членов семьи нанимателя также указаны ФИО4, в связи с трудовыми отношениями ЕМУП «По ремонту и эксплуатации жилого фонда Верх-Исетского района».

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что квартира в установленном законом порядке была отнесена к специализированному жилищному фонду, является служебным жилым помещением, решение об исключении квартиры из числа служебных жилых помещений уполномоченным органом не принималось.

По нормам ранее действовавшего законодательства (статей 28 - 31, 33, 42, 43 Жилищного кодекса РСФСР), основанием предоставления гражданину, нуждающемуся в улучшении жилищных условий, жилого помещения по договору найма (социального найма) являлось принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса РСФСР решение органа местного самоуправления, а в домах ведомственного жилищного фонда - совместного решения администрации и профсоюзного комитета предприятия, утвержденного решением органа местного самоуправления.

В силу статьи 101 Жилищного кодекса РСФСР, служебные жилые помещения предназначались для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включалось в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.

Согласно статье 105 Жилищного кодекса РСФСР, порядок предоставления служебных жилых помещений и пользования ими устанавливается законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР.

Служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение.

Форма ордера на служебное жилое помещение устанавливается Советом Министров РСФСР.

В силу статьи 47 Жилищного кодекса РСФСР, на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение. Форма ордера устанавливается Советом Министров РСФСР. Выдача ордеров на жилые помещения в военных городках производится в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР.

Статьей 92 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся служебные жилые помещения и жилые помещения в общежитиях.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

В силу п. 3 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Исключение жилых помещений муниципального жилищного фонда из числа служебных помещений», утвержденным Постановлением Администрации г. Екатеринбурга от 09.06.2014 №1561, получателями муниципальной услуги являются обратившиеся с заявлением о предоставлении услуги граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории муниципального образования «город Екатеринбург», являющиеся нанимателями служебных жилых помещений муниципального жилищного фонда, которые:

1) в соответствии с ч. 2 ст. 103 Жилищного кодекса Российской Федерации не могут быть выселены из занимаемых ими служебных жилых помещений без предоставления других жилых помещений;

2) проживают в служебных жилых помещениях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (до 01 марта 2005 года), состоят в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете и выселение которых без предоставления других жилых помещений не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (категории таких граждан перечислены в ст. 108 Жилищного кодекса РСФСР);

3) проживают в служебных жилых помещениях, переданных предыдущим собственником в собственность муниципального образования «город Екатеринбург».

Также предоставление муниципальной услуги по исключению муниципального жилого помещения из числу служебных осуществляется, в том числе, в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, Решением Екатеринбургской городской Думы от 27.11.2007 № 77/49 «Об утверждения Положения «О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда муниципального образования "город Екатеринбург».

Глава 6 указанного Положения предусматривает Порядок исключения жилого помещения из специализированного жилищного фонда муниципального использования МО «г. Екатеринбург».

В соответствии с п. 53 Положения, исключение жилого помещения из специализированного жилищного фонда муниципального образования «город Екатеринбург» производится на основании постановления Администрации г. Екатеринбурга.

В силу п. 54 Положения, право на предоставление по договорам социального найма жилых помещений, исключенных из числа служебных, имеют:

1) граждане, которые в соответствии со статьей 103 Жилищного кодекса Российской Федерации не могут быть выселены из занимаемых ими служебных жилых помещений без предоставления других жилых помещений;

2) граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, и выселение которых без предоставления других жилых помещений не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации;

3) граждане, которые проживают в служебных помещениях, переданных предыдущим собственником в собственность муниципального образования «г. Екатеринбург».

Таким образом, Положение, имеющее большую юридическую силу по сравнению с Административным регламентом, не указывает на обязательное наличие у гражданина всех трех условий, для предоставления ему жилого помещения, исключенного из числа служебных, по договору социального найма, поскольку уже сама по себе передача бывшим собственником служебного жилого помещения в муниципальную собственность порождает у гражданина право на заключение в отношении такого жилья договора социального найма, а граждане, относящиеся к лицам, указанным в ст. 103 Жилищного кодекса Российской Федерации и ст. 108 Жилищного кодекса РСФСР, выселению, в любом случае не подлежат и обладают правом пользования.

Вместе с тем, для исключения жилого помещения из числа служебных, необходимо подать в Администрацию района соответствующее заявление и приложением необходимых документов (п.п. 55, 56 Положения). На основании которых Администрация района готовит заключение о возможности исключения жилого помещения из числа служебных жилых помещений либо об отсутствии оснований для исключения.

Судом ранее установлено, что спорная квартира отнесена к служебным жилым помещениям, вселение истца и членов ее семьи в квартиру произведено на основании служебного ордера.

При этом, судом не установлено, истцом не доказано, что отнесение спорной квартиры к служебному жилому помещению осуществлено в нарушение установленного порядка.

Таким образом, на момент рассмотрения настоящего дела истцом не оспаривается отказ Администрации Верх-Исетского района об отказе в исключении спорной квартиры из числа служебных.

Как следует из материалов дела, 26.10.2020 истец обратилась в Администрацию Верх-Исетского района с заявлением о предоставлении муниципальной услуги «Исключение жилого помещения муниципального жилищного фонда из числа служебных помещений» расположенное по адресу: <...> из числа служебных (л.д. 16).

В ответ на данное обращение Администрация Верх-Исетского района г. Екатеринбурга в своем ответе пояснила, что Порядок исключения жилых помещений муниципального жильного фонда из числа служебных помещений установлен Административным регламентом предоставления жилищного фонда из числа служебных помещений» утвержденный Постановлением Администрации города Екатеринбурга от 09.06.2014 №1561, в соответствии с которым получателю муниципальной услуги необходимо предоставить документы, подтверждающие нуждаемость гражданина, который обратился за предоставлением соответствующей услуги, документ, подтверждающий, что заявитель и совместно проживающие с ним лица не подлежат выселению из служебных помещений муниципального жилищного фонда без предоставления другого жилого помещения.

Вместе с тем, истцом не предоставлены: трудовая книжка гражданина (нанимателя), где указан период работы на предприятии, который должен составлять не менее 10 лет; документы, устанавливающие родственные отношения или иные отношения гражданина подающего заявление, совместно проживающих с ним лицами, в качестве членов семьи; документы о наличии (отсутствии) у права собственности на недвижимое имущество в отношении истца и членов ее семьи.

Учитывая, что истцом не были предоставлены вышеуказанные документы, ей обоснованно было отказано территориальным административным органом в предоставлении муниципальной услуги об исключении жилого помещения по адресу: г. Екатеринбург, <адрес> из числа служебных.

При таких условиях, учитывая положения п.п. 26, 46 Постановления Администрации г. Екатеринбурга от 23.05.2012 №2143 «Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Рассмотрение обращений граждан в Администрации г. Екатеринбурга», основания о перенаправлении обращения ФИО1 в Администрацию г. Екатеринбурга для решения вопроса об исключении спорного жилого помещения из числа служебных у Администрации Верх-Исетского района г. Екатеринбурга отсутствовали.

В соответствии с п. 2 ст. 4 Федерального закона от 27.07.2010 №210- ФЗ «Об организации предоставлении государственных и муниципальных услуг» заявительный порядок обращения за предоставлением государственных и муниципальных услуг является одним из принципов предоставления государственных и муниципальных услуг.

Истцом не представлены надлежащие доказательства, подтверждающие соблюдение порядка обращения истца за предоставлением муниципальной услуги в соответствии с требованиями, установленными Административным регламентом.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что каких-либо нарушений прав и законных интересов истца ответчиком Администрацией г. Екатеринбурга не допущено.

Суд принимает во внимание, что изменение статуса помещения относится к исключительной компетенции собственника. Ранее установлено, что Администрацией Верх-Исетского района г. Екатеринбурга, истцу отказано в исключении помещения их числа служебных, в связи с предоставлением неполного пакета документов.

Следовательно, решения об исключении спорного жилого помещения уполномоченным органом не принималось, а суд не вправе подменять эти органы.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что при рассмотрении заявленных исковых требований не установлен факт нарушения со стороны ответчиков прав и законных интересов истца, поскольку решения об отказе в исключении жилых помещений муниципального жилищного фонда из числа служебных помещений не было принято, возможность принятия такого решения у ответчиков отсутствовала, в связи с предоставлением истцом неполного пакета необходимых документов.

В связи с этим, у суда отсутствуют основания для удовлетворения исковых требований, поэтому суд отказывает ФИО1 в удовлетворении иска к Администрации Верх-Исетского района г. Екатеринбурга, Администрации г. Екатеринбурга об исключении жилого помещения из числа служебных.

Иных требований либо требований по иным основаниям на рассмотрение суда не заявлено.

Руководствуясь ст.ст. 12, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 к Администрации Верх-Исетского района г. Екатеринбурга, Администрации г. Екатеринбурга об исключении жилого помещения из числа служебных - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца, с момента изготовления решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы, через Верх-Исетский районный суд г. Екатеринбурга.

Судья