ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2655/19 от 27.08.2019 Ялтинского городского суда (Республика Крым)

Дело № 2-2655/2019

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 августа 2019 года г. Ялта

Ялтинский городской суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Двирнык Н.В., при секретаре Обертун В.Ю., в открытом судебном заседании рассмотрев иск Государственного автономного учреждения «Распорядительная дирекция имущества Республики Крым» к ФИО1 о взыскании задолженности по договору пользования берегоукрепительными, противооползневыми и пляжными сооружениями,

УСТАНОВИЛ:

01.07.2019 года директор Государственного автономного учреждения «Распорядительная дирекция» ФИО2 обратился в суд с указанным иском, мотивируя его следующим. 15.08.2003 года между Крымским республиканским предприятием «Противооползневое управление» и ФИО1 заключен договор пользования берегоукрепительными, противооползневыми и пляжными сооружениями , сроком на 49 лет. Согласно п. 2.1. Договора № 224 предметом договора является находящееся на балансе КРП «Противооползневое управление» имущество: берегоукрепительные сооружения <адрес> Переданное по договору имущество закреплено за истцом на праве оперативного управления. Договор прекратил свое действие с 01 марта 2016 г., за ответчиком образовалась задолженность в размере 50637,44 рублей. Просит взыскать с ответчика указанную сумму в пользу истца.

В судебном заседании представитель истца поддержал иск, просил удовлетворить.

Ответчик в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте судебного заседания извещен надлежаще.

Суд, заслушав пояснения представителя истца, исследовав материалы дела, оценив имеющиеся доказательства, считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.

В соответствии со ст. 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие ответчика в порядке заочного производства.

Судом установлены следующие обстоятельства и соответствующие им правоотношения.

<дата> между Государственным предприятием «Крымское противооползневое управление» и ФИО1 06 заключен договор пользования берегоукрепительными, противооползневыми и пляжными сооружениями. Переданное по договору имущество закреплено за истцом на праве оперативного управления.

Данные обстоятельства исследованы судом, подтверждены материалами дела, сторонами не опровергаются.

Согласно п. 2.1. договора предметом договора является предоставление в пользование имущества: берегоукрепительные сооружения <адрес> (вкл.) протяженностью 12 м (согласно приложению № 2).

Балансовая стоимость имущества на 01.01.2003 года составляет 112627 (сто двенадцать тысяч шестьсот двадцать семь) гривен (п.2.4. договора).

Пунктом 2.4 договора установлено, что управление предоставляет пользователю указанное в п. 2.1. имущества для осуществления уставной деятельности в соответствии с законодательством.

<дата> между сторонами заключен договор (л.д.28).

В соответствии с п.1.1., 1.2. управление выполняет функции заказчика по восстановлению и капительному ремонту берегоукрепительных и противооползневых сооружений, состоящих на его балансе. Гражданин обязуется произвести оплату работ в соответствии с условиями настоящего договора.

Расчеты по договору предусмотрены сторонами в разделе 2 договора.

Так, согласно п.п. 2.2.-2.4. гражданин обязан осуществить предоплату к моменту подписания договора в сумме 1010,00 гривекн, без учета НДС. Передаваемые средства за первый год действия настоящего договора составляют 3852,50 гривен, без учета НДС, согласно приложению № 1 (л.д.29). Передача средств за последующие годы действия договора будет происходить согласно выставленым счетам на основании расчета. Перечисление средств гражданин производит на расчетный счет управления ежеквартально, не позднее 5 (пятого) числа месяца, следующего за отчетным кварталом, равными долями. Размер средств может быть пересмотрен управлением с учетом изменения балансовой стоимости имущества (индексация основных фондов) либо изменения нормативной базы по методике начисления этих средств.

23.12.2014 г. Распоряжением Совета министров Республики Крым № 1503-р Крымское республиканское предприятие «Противооползневое управление» было ликвидировано, а имущество передано в оперативное управление Государственному бюджетному учреждению Республики Крым «Распорядительная дирекция имущества Республики Крым».

Далее Распоряжением Совета министров Республики Крым от 23.12.2014 г. № 1481-р, Государственное бюджетное учреждение Республики Крым «Распорядительная дирекция имущества Республики Крым» было реорганизовано в Государственное автономное учреждение «Распорядительная дирекция имущества Республики Крым» (далее - «Дирекция»).

Как указывает истец, за период нахождения противооползневых сооружений в оперативном управлении Государственного автономного учреждения «Распорядительная дирекция имущества Республики Крым», ответчиком плата за пользование берегоукрепительными сооружениями не производилась, в связи с чем, у ответчика перед истцом образовалась задолженность в размере 50637, 44 рублей (на сумму 43403,52 рублей за 2015 год; на сумму 7233,92 рублей за январь-февраль 2016 года).

21.07.2016 г. Государственное автономное учреждение «Распорядительная дирекция имущества Республики Крым» письмом № 01-2/763 уведомило ответчика об образовавшейся задолженности., а также о необходимости прибытия в Учреждение для подписания дополнительных соглашений к договору эксплуатации берегоукрепительных, противооползневых и пляжных сооружений, однако ответа на указанное письмо со стороны ответчика в адрес истца не поступало.

Претензией от 30.11.2016 года истец уведомил ответчика о необходимости оплатить задолженность.

21.03.2014 принят Федеральный конституционный закон «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» № 6-ФКЗ (далее - Федеральный конституционный закон № 6-ФКЗ).

Согласно пунктам 1,2 статьи 23 Федерального конституционного Закона № 6- ФКЗ законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.

В силу статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 № 6- ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», до 1 января 2017 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также 4 отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.

Частью 3 статьи 7 Закона № 6-ФКЗ Государственный Совет Республики Крым и Совет министров Республики Крым, Законодательное Собрание города Севастополя вправе осуществлять собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.

Таким образом, правовой анализ вышеуказанных норм позволяет суду сделать вывод, что Российская Федерация на переходной период предоставила Республике Крым право регулирования имущественных правоотношений на территории Республики Крым.

Согласно части 9 статьи 17 Закона Республики Крым № 46-ЗРК от 08.08.2014 «Об управлении и распоряжении государственной собственностью Республики Крым» передача в аренду гидротехнических сооружений (частей гидротехнических сооружений), находящихся в собственности Республики Крым и закрепленных за соответствующими учреждениями Республики Крым на праве оперативного управления, может осуществляться при отсутствии государственной регистрации права у арендодателя, а также при отсутствии государственного кадастрового учета указанных сооружений до 1 января 2016 года.

Срок аренды по таким договорам истекает не позднее 1 марта 2016 года.

Договоры, заключенные до вступления в силу части 9 настоящей статьи, предусматривающие переход права владения и (или) пользования гидротехническими сооружениями (частями гидротехнических сооружений), считаются прекращенными с 1 марта 2016 года.

При этом законодатель разделяет понятия договора аренды гидротехнических сооружений, которые могут быть заключены при определенных условиях и договоры владения, пользования такими сооружениями, заключенные до вступления в силу указанной нормы закона.

Таким образом, вышеуказанными распорядительным актом и законом урегулированы вопросы, в частности в сфере пользования гидротехническими сооружениями на основании ранее заключенных договоров.

Распоряжением Совета Министров Республики Крым от 23.12.2014 № 1503-р «О ликвидации Крымского республиканского предприятия «Противооползневое управление» и создании Государственного казенного учреждения Республики Крым «Противооползневое управление» Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым поручено обеспечить закрепление за Государственным автономным учреждением «Распорядительная дирекция имущества Республики Крым» на праве оперативного управления берегоукрепительных и противооползневых сооружений, находящиеся на балансе КРП «Противооползневое управление».

Распоряжением Совета министров Республики Крым от 23.12.2014 № 1481-р «О создании государственного автономного учреждения «Распорядительная дирекция имущества Республики Крым» путем, изменения типа существующего государственного бюджетного учреждения Республики Крым «Распорядительная дирекция имущества Республики Крым» создано Государственное автономное учреждение «Распорядительная дирекция имущества Республики Крым».

Собственником Учреждения является Республика Крым.

Учреждение находится в ведении Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым.

Распоряжением Совета министров Республики Крым от 06.04.2015 № 299-р «О вопросах организации эксплуатации берегоукрепительных и противооползневых сооружений, расположенных на территории Республики Крым» истцу поручено осуществить мероприятия по государственному кадастровому учету, регистрации права собственности за Республикой Крым и права оперативного управления на сооружения, провести оценку рыночной стоимости величины арендной платы для целей определения начальной цены торгов.

Кроме того, данным распоряжением предусмотрена замена стороны в договорах на эксплуатацию берегоукрепительных, противооползневых и пляжных сооружений с Крымского республиканского предприятия «Противооползневое управление» на Государственное автономное учреждение «Распорядительная дирекция имущества Республики Крым», применение годового индекса инфляции в размере 1,421715; а также предусмотрен срок окончания действия договоров эксплуатации берегоукрепительных сооружений - 29.02.2016, условие о размере платы за эксплуатацию берегоукрепительных сооружений (их частей), рассчитанной в российских рублях, условие об обязанности пользователя берегоукрепительных и противооползневых сооружений осуществлять перечисление платы по вышеуказанным договорам Государственному автономному учреждению «Распорядительная дирекция имущества Республики Крым».

Таким образом, с учетом индекса инфляции, плата за эксплуатацию на восстановление и капитальный ремонт 1 (одного) погонного метра берегоукрепительных, противооползневых и пляжных сооружений за год составляет 3616,96 рублей с учетом НДС-18%.

За период нахождения берегоукрепительных сооружений в оперативном управлении ГАУ РДИ РК, ответчиком плата по договору не производилась.

В соответствии со статьей 424 Гражданского кодекса РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления. Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.

В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления. Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.

В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

В соответствии со статьей 310 Гражданского кодекса РФ, односторонний отказ от исполнения обязательства и постороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.

В соответствии с частью 4 статьи 421 Гражданского кодекса РФ, условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

В силу положений статьи 422 Гражданского кодекса РФ, договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Если после заключения договора принят нормативно-правовой акт, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в нормативно-правовом акте установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.

Императивность указанной правовой нормы указывает на обязательное для субъектов условие договора относительно срока его действия, замены стороны и т.д. Субъекты не вправе предусмотреть в договоре иные, по сравнению с императивными нормами права правила.

Заключенный договор между сторонами по своей правовой-природе не является договором оказания возмездных услуг, а содержит характерные гражданско-правовые признаки договора аренды.

Таким образом, суд приходит к выводу об обоснованности требований истца.

На основании изложенного, суд,

РЕШИЛ:

Иск Государственного автономного учреждения «Распорядительная дирекция имущества Республики Крым» к ФИО1 о взыскании задолженности по договору пользования берегоукрепительными, противооползневыми и пляжными сооружениями, удовлетворить.

Взыскать с ФИО1 в пользу Государственного автономного учреждения «Распорядительная дирекция имущества Республики Крым» задолженность по договору от <дата> в размере 50637,44 рублей; государственную пошлину в размере 1719,12 рублей.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья Двирнык Н.В.