ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2655/22 от 26.09.2022 Кировского районного суда г. Ярославля (Ярославская область)

Дело № 2-2655/22

УИД 76RS0016-01-2022-001204-43

Изготовлено 26 сентября 2022 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Ярославль

18 августа 2022 года

Кировский районный суд города Ярославля в составе:

председательствующего судьи Логвиновой Е.С.,

при секретаре Конаевой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кукушкина Евгения Альбертовича к обществу с ограниченной ответственностью «Интернет Решения» о защите прав потребителя,

у с т а н о в и л:

Кукушкин Е.А. обратился в Кировский районный суд г. Ярославля с иском, предъявленным к обществу с ограниченной ответственностью «Интернет Решения», просил взыскать компенсацию морального вреда в размере 20 000 рублей 00 копеек, штраф, понесенные юридические расходы в размере 25 000 рублей 00 копеек.

В обоснование заявленных исковых требований указал, что 02.11.2021 года оформил заказ куртки через сайт ozon.ru. Стоимость товара составила 26 999 рублей и была оплачена истцом при заказе товара. Товар был доставлен 24.11.2021 года. При получении товара истец увидел, что товар не соответствует заявленным свойствам, а именно: видны все внутренние швы, куртка узка в бедрах и передавливает горло. Более того, при выборе страны отправителя истцом была выбрана Канада, однако согласно почтовому отслеживанию, товар был доставлен из Китая. В связи с этим истец оформил заявку на возврат товара и отправил его обратно продавцу 01.12.2021 года. В связи с тем, что денежные средства возвращены не были, истец обратился в центр поддержки Озон. Затем, 08.01.2022 года им была направлена письменная претензия ответчику, которая получена адресатом 12.01.2022 года. Ответ на данную претензию не последовал, однако денежные средства были перечислены. Возмещения расходов и морального вреда от продавца не последовало. Заявленные исковые требования обосновал положениями ст.ст. 12, 151, 492, 1099, 1101 ГК РФ, ст. ст. 4, 10, 13, 15, 22, 26.1 Закона «О защите прав потребителей».

В судебном заседании истец Кукушкин Е.А. заявленные исковые требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в иске.

Ответчик ООО «Интернет Решения», извещенный о дате и времени рассмотрения гражданского дела, в судебное заседание своего представителя не направил, представил письменный отзыв на иск, согласно которого против удовлетворения заявленных исковых требований возражал, считает себя ненадлежащим ответчиком по делу.

Суд, выслушав участников по делу, исследовав письменные материалы гражданского дела, приходит к следующему.

Согласно положениям ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Согласно ч. 1 ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.

В соответствии со ст.492 ГК РФ по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

Договор розничной купли-продажи является публичным договором (статья 426).

К отношениям по договору розничной купли-продажи с участием покупателя-гражданина, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы о защите прав потребителей и иные правовые акты, принятые в соответствии с ними.

Согласно п.4 ст.26.1. Закона РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» потребитель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара - в течение семи дней.

Возврат товара надлежащего качества возможен в случае, если сохранены его товарный вид, потребительские свойства, а также документ, подтверждающий факт и условия покупки указанного товара. Отсутствие у потребителя документа, подтверждающего факт и условия покупки товара, не лишает его возможности ссылаться на другие доказательства приобретения товара у данного продавца.

Потребитель не вправе отказаться от товара надлежащего качества, имеющего индивидуально-определенные свойства, если указанный товар может быть использован исключительно приобретающим его потребителем.

При отказе потребителя от товара продавец должен возвратить ему денежную сумму, уплаченную потребителем по договору, за исключением расходов продавца на доставку от потребителя возвращенного товара, не позднее чем через десять дней со дня предъявления потребителем соответствующего требования.

В соответствии с п.17, 18 Правил продажи товаров при дистанционном способе продажи товара по договору розничной купли-продажи, утв. Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 N 2463, при дистанционном способе продажи товара с использованием сети "Интернет" продавец обязан обеспечить возможность ознакомления потребителя с офертой путем ее размещения на сайте и (или) странице сайта в сети "Интернет" и (или) в программе для электронных вычислительных машин, если соглашением между продавцом и владельцем агрегатора не предусмотрен иной порядок исполнения такой обязанности.

При дистанционном способе продажи товара продавец предоставляет потребителю полную и достоверную информацию, характеризующую предлагаемый товар, посредством ее размещения на сайте и (или) странице сайта в сети "Интернет", и (или) в программе для электронных вычислительных машин, и (или) в средствах связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и др.), и (или) в каталогах, буклетах, проспектах, на фотографиях или в других информационных материалах.

Обязанность продавца, предусмотренная пунктом 3 статьи 26.1 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", признается исполненной также в случае предоставления потребителю информации с помощью электронных и иных технических средств.

Согласно п.22, 23, 24 Правил продажи товаров при дистанционном способе продажи товара по договору розничной купли-продажи, утв. Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 N 2463, при дистанционном способе продажи товара обязанность продавца по возврату денежной суммы, уплаченной потребителем по договору розничной купли-продажи, возникает в соответствии с пунктом 4 статьи 26.1 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей".

Расходы на осуществление возврата суммы, уплаченной потребителем в соответствии с договором розничной купли-продажи за товар ненадлежащего качества, несет продавец. В других случаях распределение указанных расходов определяется офертой.

Оплата товара потребителем путем перевода средств на счет третьего лица, указанного продавцом, не освобождает продавца от обязанности осуществить возврат уплаченной потребителем суммы при возврате потребителем товара как надлежащего, так и ненадлежащего качества.

Судом установлено, что истец Кукушкин Е.А. 02.11.2021 года в OZON.ru оформил договор купли-продажи куртки <данные изъяты> стоимостью 26 999 рублей 00 копеек.

Товар оплачен покупателем в полном объеме. Факт оплаты товара подтвержден кассовым чеком №3785 от 24.11.2021 года ООО «Интернет Решения» (ИНН 7704217370) (л.д. 22).

Факт приобретения и доставки вышеуказанного товара «из-за рубежа» истцом не оспорен.

25.11.2021 Кукушкиным Е.А. был оформлен возврат товара. 01.12.2021 года Кукушкиным Е.А. товар был возвращен продавцу по указанному адресу в установленном порядке.

На сайте OZON.ru при оформлении заказа клиент соглашается с Условиями продажи товаров для физических лиц в OZON.ru, которые содержат раздел Условия продажи товаров с доставкой из-за рубежа.

В соответствии с п.4.1. Условий продажи товаров для физических лиц в OZON.ru в случае оформления Заказа Товаров, которые доставляются из-за рубежа, к правоотношениям между Клиентом, Ozon и продавцом применяются исключительно Условия раздела Товары, которые доставляются Продавцом из-за рубежа.

В соответствии с п.2.1. Условий продажи товаров с доставкой из-за рубежа Клиент может оформить на Сайте заказ на Товары Иностранного продавца с доставкой из-за рубежа. Клиент заключает договор купли-продажи Товара напрямую с Иностранным продавцом. Любые права, которые могут возникнуть у Клиента в связи с любым Товаром, возникают исключительно в отношении Иностранного продавца, у которого Клиент приобретает такой Товар.

Согласно п.7.1. Условий продажи товаров с доставкой из-за рубежа Ozon не является стороной по сделкам, совершаемым между Клиентом и Иностранным продавцом, и не несет ответственности перед Клиентами за качество передаваемых на Сайте Товаров. Качество, безопасность и соответствие Товара его описанию, а также возможность Иностранного продавца продать Товар находится вне участия и контроля Ozon.

Пункт 7.2. Условий продажи товаров с доставкой из-за рубежа указывает на то, что Ozon не несет ответственность за достоверность содержания информации, которую загружает на сайт Иностранной продавец.

В соответствии с п.7.7. Условий продажи товаров с доставкой из-за рубежа Ozon не является лицом, уполномоченным Иностранным продавцом на принятие и удовлетворение претензий Клиентов по поводу Товаров ненадлежащего качества. Ozon не осуществляет возмещение клиентам убытков, связанных с продажей Товаров ненадлежащего качества. Соответствующие требования должны быть предъявлены непосредственно Иностранному продавцу.

Между тем, доказательств, свидетельствующих о предъявлении покупателем продавцу при возврате товара претензий по его качеству, в материалы дела не представлено.

Из представленных в материалы дела документов следует, что Кукушкиным Е.А. был осуществлен возврат товара в порядке и сроки, установленные п.4 ст.26.1. Закона РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей».

Исковые требования Кукушкиным Е.А. заявлены, в том числе, в связи с несвоевременным возвратом денежных средств, уплаченных за товар, возвращенный продавцу.

Согласно п.5.1.1. Условий продажи товаров с доставкой из-за рубежа, возврат Товара надлежащего качества Иностранному продавцу происходит двумя способами: 1. Самостоятельно и за сечёт Клиента, Иностранный продавец не возмещает расходы Клиента на пересылку такого Товара. Ozon не принимает участие в процессе возврата Товара Иностранному продавцу и вправе отказать Клиенту при попытке осуществить возврат Товара в адрес Ozon; 2. на основании договора оказания услуг с АО «Почта России» (п.5.2).

В соответствии с п.5.2.1. Условий продажи товаров с доставкой из-за рубежа, Клиент вправе вернуть Товар надлежащего качества, Товар ненадлежащего качества, Товар отличный от описания (при соблюдении условий возврата), на основании договора на оказание услуг почтовой связи с АО «Почта России».

В соответствии с п.6.3. Условий продажи товаров с доставкой из-за рубежа, для принятия решения по возврату Товара и уплаченных денежных средств, Клиент должен открыть спор с Иностранным продавцом на Сайте, совершив ряд определенных действий:

-связаться с Иностранным продавцом через Сайт путем нажатия кнопки «Открыть спор» в Личном кабинете Клиента;

- Описать проблему и предоставить запрашиваемые документы и сведения;

- Ждать решения иностранного продавца. В случае долгого ожидания (более 24 (двадцати четырех) часов с момента первого обращения) Клиент вправе обратиться непосредственно в Службу поддержки Ozon.

Пунктом 6.4. Условий продажи товаров с доставкой из-за рубежа, предусмотрено, что после одобрения возврата Иностранным продавцом Клиент должен вернуть полученный Товар по адресу, который предоставит Иностранный продавец для возврата. Клиент может выбрать способ возврата из числа доступных в Личном кабинете.

Согласно п.6.5. Условий продажи товаров с доставкой из-за рубежа, иностранный продавец может разрешить Клиенту не возвращать Товар ненадлежащего качества. В таком случае возврат денежных средств Клиенту не зависит от факта направления Товара Иностранному продавцу.

Из материалов дела следует, что приобретенный товар Кукушкиным Е.А. направлен через АО «Почта России» 01.12.2021 года <данные изъяты>

Между тем, денежные средства в установленный законом (п.4 ст.26.1. Закона РФ от 07.02.1992 №2300-1 "О защите прав потребителей") десятидневный срок Кукушкину Е.А. возвращены не были.

Возврат денежных средств произведен лишь 14.01.2022 года.

В соответствии с п.3.3.1 Условий продажи товаров с доставкой из-за рубежа в отношении обязательств Сторон по обеспечению Ozon приема денежных средств от Клиента за товары через Сайт. Ozon действует в качестве агента от имени и по поручению Заказчика. Все денежные средства, полученные Ozon за товары, реализованные на основании Договора представляют собой собственность Заказчиков и находятся в распоряжении Ozon как агента, действующего от своего имени, но по поручению и за счет заказчика до момента производства взаиморасчетов с Заказчиком.

Суд учитывает, что представленные в материалы дела кассовые чеки <данные изъяты> по принятию и возврату денежных средств были выданы ООО «Интернет Решения».

В письменном отзыве ООО «Интернет Решения» указало, что денежные средства были переведены истцу после получения продавцом товара. Между тем, надлежащих доказательств, свидетельствующих о получении ответчиком поручения по возврату денежных средств после 07.01.2022 года, равно как и доказательств получения продавцом товара 07.01.2022 года в материалы дела не представлено.

Напротив, из представленного в материалы дела отчета об отслеживании почтового отправления следует, что продавец 21.12.2021 года уклонился от получения направленного истцом АО «Почта России» товара.

Фактически, денежные средства ответчиком ООО «Интернет Решения» возвращены Кукушкину Е.А. после получения письменной претензии. Требования истца о компенсации морального вреда добровольно ответчиком удовлетворены не были.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении ООО «Интернет Решения» прав истца Кукушкина Е.А., как потребителя.

В соответствии со ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренный законами и правовыми актами РФ, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины.

В соответствии со ст.ст. 151, 1101 ГК РФ при определении размера компенсации морального вреда суд принимает во внимание характер и степень физических и нравственных страданий истца, иные заслуживающие внимания обстоятельства, требования разумности и справедливости.

Учитывая, что допущенное ответчиком нарушение прав потребителя свидетельствует о причинении истцу морального вреда, суд считает, что размер компенсации морального вреда должен быть определен в сумме 1 500 рублей.

Далее, согласно ст. 13 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

Поскольку ответчиком не предпринято мер по добровольному удовлетворению требований истца о компенсации морального вреда, на основании п. 6 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей» с ответчика ООО «Интернет Решения» в пользу истца подлежит взысканию штраф. Суд определяет размер подлежащего взысканию с ответчиков штрафа в доход потребителя на основании ч.6 ст. 13 закона «О защите прав потребителей» в сумме 750 рублей (1500/2). Оснований для снижения данного размера штрафа не имеется.

Кроме того, на основании статьи 100 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Расходы истца на оплату юридических услуг представителя при рассмотрении настоящего дела подтверждены документально. С учетом степени сложности настоящего дела, объема оказанных представителем услуг, подтвержденных документально (подготовка претензии, искового заявления), суд считает разумным и справедливым взыскать с ответчика в пользу истца расходы на оплату юридических услуг в размере 3000 рублей 00 копеек.

Если истец освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина на основании п.п. 8 п. 1 ст. 333.20 НК РФ уплачивается ответчиком пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.

Таким образом, с ответчика на основании пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса РФ, подлежит уплата государственной пошлины в размере 300 рублей.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Кукушкина Евгения Альбертовича удовлетворить частично.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Интернет Решения» (ИНН 7704217370, ОГРН 1027739244741) в пользу Кукушкина Евгения Альбертовича <данные изъяты> компенсацию морального вреда в размере 1 500 рублей 00 копеек, штраф размере 750 рублей 00 копеек, расходы по оплате юридических услуг в размере 3 000 рублей 00 копеек, а всего взыскать 5 250 рублей 00 копеек.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Интернет Решения» (ИНН 7704217370, ОГРН 1027739244741) государственную пошлину в сумме 300 рублей 00 копеек.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения с подачей апелляционной жалобы через Кировский районный суд г. Ярославля.

Судья

Е.С.Логвинова