ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2656 от 03.06.2011 Калининского районного суда г. Уфы (Республика Башкортостан)

                                                                                    Калининский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Калининский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2-2656/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

03 июня 2011 года г.Уфа

Калининский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе

председательствующего судьи Бикчуриной О.В., при секретаре Мударисовой Е.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Семенова В.В., Семеновой Г.А. к Администрации Калининского района городского округа г. Уфа об исполнении обязанностей работодателем,

У С Т А Н О В И Л:

Семенов В.В., Семенова Г.А. обратились в суд с иском к Администрации Калининского района городского округа г. Уфа об исполнении обязанностей работодателем. В обоснование указали, что в 1990 году на основании приказов по Калининскому роно г. Уфы (№ 24 от 10.04.1990 года и № 28 от 03.05.1990 года) они были приняты на работу воспитателями семейного детского дома (приемной семьи) Семеновых. Им, как педагогическим работникам системы образования, выплачивалась заработная плата, предоставлялись отпуска, оплачивались больничные листы, предоставлялись льготы, гарантии и компенсации. В связи с реорганизацией органов местного самоуправления и созданием в 2006 году Управления по опеке и попечительству Администрации ГО г. Уфа, в ведение которого были переданы вопросы создания и сопровождения приемных семей, все документы по приемной семье Семеновых в 2007 году были переданы Управлению, но приказа о переводе на другую работу принято не было, в силу того, что Управление по опеке и попечительству не признает трудовых отношений с приемными родителями и отказывается заключить с ними трудовые договора. В октябре 2007 года между ними и Управлением по опеке и попечительству был заключен договор о воспитании ребенка в приемной семье № 68 от 29.10.2007 года без подписания условий оплаты труда приемных родителей.

На сегодняшний день отдел образования Администрации Калининского района ГО г. Уфа фактически являясь их работодателем, не начисляет и не выплачивает им заработную плату с февраля 2007 года, не предоставляет отпусков и не оплачивает больничных и при этом не может прекратить с ними трудовые отношения (издать приказ об увольнении) из-за отсутствия оснований, предусмотренных Трудовым кодексом РФ. Несмотря на решение Калининского райисполкома г. Уфы № 11-100 от 22.04.1992 года о заключении с приемными родителями договоров на обслуживание и эксплуатацию здания семейного детского дома, они так и не были заключены с ними, чтобы не оплачивать производимые ими работы по содержанию и ремонту служебного помещения, предоставленного для осуществления деятельности. Должностные лица органов опеки и попечительства на протяжении всех лет существования их приемной семьи периодически не выплачивают денежные средства на содержание приемных детей в размере, предусмотренном действующим законодательством. Централизованная бухгалтерия муниципальных учреждений образования Калининского района г. Уфы, осуществляющая выплату заработной платы работникам образования, с июня 1992 года начисляет им заработную плату без учета требований федерального и регионального законодательства о размере вознаграждения приемным родителям по причине отсутствия приказа, издать который начальник отдела образования отказался. Трудовые отношения истцов с районным отделом образования до сих пор не прекращены на законных основаниях и их официальным работодателем на сегодняшний день является отдел образования Администрации Калининского района ГО г. Уфа, следовательно, последний обязан выплачивать им заработную плату.

Истцы Семенов В. В., Семенова Г. А. просят суд обязать ответчика восстановить утраченные их трудовые книжки, обязать ответчика заключить с приемными родителями Семеновым В. В. и Семеновой Г. А. индивидуальные трудовые договора в соответствии с требованиями ТК РФ, обязать ответчика произвести перерасчет выплаченной заработной платы приемных родителей с учетом их квалификации и законодательства о приемной семье за период их работы воспитателями семейного детского дома при отделе образования Администрации Калининского района г. Уфы с 01.06.1992 года, обязать ответчика выплатить невыплаченную заработную плату за прошедший период, начиная с февраля 2007 года, обязать ответчика предоставить ежегодные оплачиваемые отпуска Семеновой Г.А. за период ее работы воспитателем семейного детского дома при отделе образования Администрации Калининского района г. Уфы начиная с 01.04.2005 года, Семенову В.В. за период его работы воспитателем семейного детского дома при отделе образования Администрации Калининского района г. Уфы начиная с 01.05.2005 года, обязать ответчика выплатить приемным родителям невыплаченные денежные средства на содержание приемных детей за 1 квартал 2007 года в размере 25 736, 30 рублей, за 2 квартал в размере 12 000 рублей, всего 37 736, 30 рублей, обязать ответчика выплатить денежную компенсацию в соответствии со ст. 236 ТК РФ, обязать ответчика выплатить истцам компенсацию морального вреда по сто тысяч рублей каждому.

Решением Калининского районного суда г.Уфа РБ от 07.02.2011 года в удовлетворении исковых требований Семеновых к Администрации ГО г.Уфа РБ отказано за необоснованностью.

Кассационным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 31.03.2011 года решение Калининского районного суда г.Уфы от 07 февраля 2011 года отменено на том основании, что суд не проверил характер отношений, не установил место нахождения трудовых книжек, дело направлено в тот же суд на новое рассмотрение.

Истцы Семенов В. В., Семенова Г. А. на судебном заседании исковые требования поддержали, просили удовлетворить по основаниям, изложенным в заявлении. Наставали на предъявлении указанных выше требований к ответчику - Администрации Калининского района ГО г.Уфа РБ в связи с тем, что отдел образования Администрации Калининского района г.Уфы РБ, являющийся работодателем истцов, является структурным подразделением ответчика, самостоятельным юридическим лицом не является. Утверждали, что их требования основаны на том, что отдел образования входит в систему образования и выполняет те же функции, что ранее выполнял работодатель истцов, в связи с этим отдел образования Калининского района ГО г.Уфа РБ является правопреемником работодателей истцов - Калининского роно г.Уфы. Также требования основаны на том, что трудовые книжки истцов находятся в отделе образования Администрации Калининского района ГО г.Уфа РБ, между истцами и органом опеки и попечительства в лице отдела образования Администрации Калининского района ГО г.Уфа РБ в сентябре 2006 года был заключен договор о передаче детей на воспитание в приемную семью Семеновых (хотя в договоре указано, что он заключен в марте 2006 года), а также МУ «Централизованная бухгалтерия муниципальных учреждений образования Калининского района ГО г.Уфа РБ», находящаяся в ведомственном подчинении отдела образования Калининского района ГО г.Уфа РБ, осуществляла выплату заработной платы и средства на содержание детей вплоть до февраля 2007 года.

Представитель ответчика Администрации Калининского района городского округа г. Уфы Девицкова Ю.С., допрошенная в судебном заседании, исковые требования не признала, просила в удовлетворении отказать за необоснованностью. Показала, что Администрация Калининского района ГО г.Уфа РБ не является правопреемником Калининского роно г.Уфы, является вновь созданным юридическим лицом и структурным подразделением Администрации ГО г.Уфа РБ - органа местного самоуправления. Отдел образования Администрации Калининского района ГО г.Уфа РБ является структурным подразделением Администрации Калининского района ГО г.Уфа РБ, самостоятельным юридическим лицом не является, начальник отдела образования Администрации Калининского района ГО г.Уфа РБ не наделен полномочиями на подписание финансовых документов и заключение договоров от имени Администрации Калининского района ГО г.Уфа РБ. Поэтому договор, подписанный в 2006 году о передаче детей на воспитание в приемную семью Семеновых, содержащий условия об оплате труда приемных родителей, условия о перечислении денежных средств на содержание детей, подписанный начальником отдела образования Администрации Калининского района ГО г.Уфа, подписан ненадлежащим лицом в отсутствие полномочий.

Представитель отдела образования Калининского района ГО г.Уфа РБ Наумова А.А. иск не признала, просила в удовлетворении иска отказать. Показала, что отдел образования является структурным подразделением Администрации Калининского района ГО г.Уфа РБ. Трудовых книжек Семеновых у них нет, справки о работе Семеновых в отделе образования Администрации Калининского района ГО г.Уфа РБ выданы были на основании копий трудовых книжек, а также сотрудником отдела заверены копии трудовых книжек, за что указанный сотрудник был наказан.

Представитель третьего лица - Управления по опеке и попечительству Администрации ГО г.Уфа РБ - начальник отдела по усыновлению и передаче детей в приемные семьи Управления по опеке и попечительству Администрации ГО г.Уфа РБ Макушева Е.А. показала, что между Управлением по опеке и попечительству Администрации ГО г.Уфа РБ и Семеновыми действует договор о передаче детей в приемную семью. Оплата по договорным обязательствам производится в полном объеме. Договорные отношения с Семеновыми возникли с 18.10.2007 года. Отношения между ними не трудовые, трудовых книжек Семеновых у них нет.

Представитель третьего лица - МУ «Централизованная бухгалтерия муниципальных учреждений образования Калининского района городского округа г. Уфа» Савина О.В. исковое заявление не поддержала, просила в удовлетворении отказать. Показала, что в период с 2006 года по февраль 2007 года действительно производили выплаты Семеновым по договору от 20.03.2006 года, других документов - приказов, распоряжений нет. Денежные средства выплачивались из бюджета города. С 15.02.2007 года сняли все финансирование, денежные средства из бюджета города перестали выделяться.

Выслушав объяснения и доводы сторон, изучив и оценив материалы гражданского дела, дав оценку всем добытым по делу доказательствам, как в отдельности, так и в их совокупности, суд приходит к следующему.

Решением Исполнительного комитета Калининского районного Совета народных депутатов г. Уфы № 16-234 от 01.11.1989 года разрешено создать детский дом семейного типа семье Семеновых, Семенов В. В., Семенова Г.А. назначены воспитателями детского дома (л.д. 41)

Согласно приказу № 28 от 03.05.1990 года Семенов В. В. принят на работу с 01.05.1990 года воспитателем в Семейный детский дом. (л.д. 3).

На основании приказа № 24 от 10.04.1990 года Семенова Г. А. - учительница истории средней школы № 53 уволена с работы с 01.04.1990 года в порядке перевода в Семейный детский дом при Калининском роно и принята на работу с 01.04.1990 года воспитателем в Семейный детский дом при Калининском роно (л.д. 3).

В трудовых книжках Семенова В.В., Семеновой Г.А. произведены соответствующие записи о принятии на работу в Калининское роно на работу воспитателем.

11.08.1994 года между Администрацией Калининского района г. Уфы и Семеновыми В.В., Г.А. заключен договор об условиях и содержании детей в семейном детском доме Семеновых, согласно которому Администрация передает, а родители-воспитатели принимают на воспитание в семью пятерых детей. Согласно данному договору родители-воспитатели обязуются воспитывать приемных детей в атмосфере взаимоуважения, организуя общий быт, досуг и взаимопомощь, создавать необходимые условия для получения ими образования, заботиться об их нравственном и физическом развитии, осуществлять защиту личных и имущественных прав детей, нести ответственность за жизнь и здоровье приемных детей, обеспечивать систематический показ их врачам-специалистам в соответствии с медицинскими рекомендациями и состоянием здоровья детей, обеспечивать посещение детьми общеобразовательных учреждений, следить за их успеваемостью, поддерживать связь с учителями…, вести учет расходов и доходов в виде записей по приходу и расходу средств, сведения об израсходованных средствах предоставлять ежегодно в органы народного образования. Администрация Калининского района г. Уфы обязуется выделять ежемесячно на каждого ребенка денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви, детского инвентаря, предметов хозяйственного обихода, личной гигиены, игр, книг, игрушек, средства на хозяйственное обслуживание зданий, отопление, освещение, текущий ремонт жилья, оплату услуг связи, бытовое обслуживание, приобретение горюче-смазочных материалов для автотранспорта приемной семье выделяются по действующим нормам и тарифам. Пунктом 3.2 данного договора предусмотрено, что систематически пересматриваются размеры пособий и общих расходов на содержание приемных детей в семье в соответствии с ростом цен и изменением уровня жизни, включая все виды компенсации. Денежные средства, выделяемые на содержание приемных детей, ежемесячно перечисляются в банк на лицевые счета родителей - воспитателей (л.д. 39-40).

15.11.2000 года между районным управлением народного образования Калининского района г. Уфы и Семеновым В.В. и Семеновой Г.А. был заключен договор на основании типового положения о детских домах семейного типа от 17.06.1994 года, в котором указаны условия и обязанности, аналогичные приведенным выше (л.д. 38).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1996 года № 829 «О приемной семье» органам опеки и попечительства рекомендовано заключать с родителями-воспитателями ранее созданных детских домов семейного типа договоры с соответствии с утвержденным этим же Постановлением Правительства РФ «Положением о приемной семье».

В соответствии с письмом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 30.01.1997 года № 15/438-6 «О порядке введения в действие постановления Правительства Российской Федерации от 17 июля 1996 года № 829 «О приемной семье» указано, что взаимоотношения органов опеки и попечительства и приемных родителей регулируются договором, который предусматривает ответственность сторон за условия содержания, воспитания, образования ребенка (детей), права и обязанности приемных родителей - с одной стороны, и обязанности по отношению к приемной семье органа опеки и попечительства - с другой (ст. 152 СК РФ). Указано, что особое внимание и бережное отношение следует проявить к детским домам семейного типа. Руководствуясь действующими нормативно-правовыми актами в интересах детей, органы опеки и попечительства совместно с правлениями местных отделений РДФ должны предоставить родителям-воспитателям возможность самим определить дальнейший статус: преобразовать детский дом семейного типа в малокомплектный детский дом с соответствующим штатом сотрудников или - в приемную семью. При условия преобразования семьи в малокомплектный детский дом следует руководствоваться Положением об учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (Постановление Правительства РФ от 01.07.1995 года № 676), при условии получения статуса приемных семей - Положением о приемной семье.

Как усматривается из письма Межрайонной ИФНС России № 39 от 24.02.2009 года Семеновым В.В., Г.А. в ЕГРЮЛ отсутствуют сведения о «Детском доме семейного типа Семеновых».

В 2006 году между органом опеки и попечительства, в лице начальника отдела образования Администрации Калининского района ГО г.Уфа РБ и приемными родителями Семеновым В.В., Семеновой Г.А. на основании ст.ст. 151, 152 СК РФ и «Положения о приемной семье», утвержденного постановлением Правительства РФ от 17.07.1996 года № 829 (с изменениями от 01.02.2005 года), в связи с реорганизацией детского дома семейного типа Семеновых в приемную семью Семеновых, был заключен договор о передаче шести детей на воспитание в приемную семью Семеновых. В соответствии с условиями указанного договора приемные родители имеют право и обязаны воспитывать приемных детей на основе уважения личности и интересов ребенка, организуя общий быт, досуг, взаимопомощь, осуществлять защиту прав и законных интересов приемных детей, заботиться об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии, обеспечивать уход за приемными детьми, их лечение, создавать необходимые условия для получения приемными детьми образования, решать проблемы социальной адаптации детей, представлять в органы опеки и попечительства ежегодный отчет об использовании денежных средств, выделенных на содержание приемных детей, приемные родители имеют право на гарантии, права, компенсации, предусмотренные семейным, трудовым и гражданским законодательством РФ и РБ. Орган опеки и попечительства имеет право и обязан перечислять ежемесячно, но не позднее 20 числа предыдущего месяца на банковские счета приемных родителей денежные средства в размере 3 200 рублей на содержание каждого ребенка. Ежемесячно производит оплату труда приемным родителям в соответствии с Законом РБ «Об оплате труда приемных родителей и льготах, предоставляемых приемной семье» № 241 от 14.11.2005 года. Осуществлять контроль, оказывать необходимую помощь, выделять денежные средства для организации летнего отдыха приемных детей, выделять средства на хозяйственное обслуживание, коммунальные услуги, текущий и капитальный ремонт жилья, оплату услуг связи и бытового обслуживания, приобретение горюче-смазочных материалов и запчастей для автотранспорта приемной семьи. Настоящий договор действует до достижения совершеннолетия и трудоустройства последнего приемного ребенка, либо до окончания ими очного профессионального образования (при условии проживания в приемной семье) и вступает в силу с момента его подписания. Настоящий договор может быть расторгнут досрочно по инициативе приемных родителей при наличии уважительных причин, по инициативе органа опеки и попечительства в случаях возникновения в приемной семье неблагоприятных условий для содержания, воспитания и образования детей. Как пояснили в судебном заседании истцы, указанный договор, хотя и датирован 20.03.2006 года, фактически был подписан в сентябре 2006 года.

Установлено в судебном заседании, что не оспаривается сторонами по делу, что с 2006 года и до 15 февраля 2007 года оплата труда приемных родителей и выплата пособий на детей, переданных в приемную семью Семеновых, осуществлялась за счет средств бюджета МО ГО г.Уфа РБ МУ «Централизованной бухгалтерией муниципальных учреждений образования Калининского района ГО г.Уфа РБ», являющееся самостоятельным юридическим лицом, находящимся в ведомственном подчинении отдела образования Администрации Калининского района ГО г.Уфа РБ и Управления образования Администрации ГО г.Уфа РБ.

29.10.2007 года между Управлением по опеке и попечительству Администрации городского округа г. Уфа РБ и Семеновым В. В., Семеновой Г. А был заключен договор № 68 о воспитании ребенка в приемной семье (л.д. 103).

18.02.2010 года между Управлением по опеке и попечительству Администрации городского округа г. Уфа РБ и Семеновым В. В., Семеновой Г. А был заключен договор № 299 о приемной семье (л.д. 104).

Таким образом, у Семеновых ранее возникли отношения: - с Калининским роно г.Уфы на основании приказов от 1990 года о принятии на работу воспитателями в семейный детский дом при Калининском роно г.Уфы РБ; - с Администрацией Калининского района г.Уфы на основании договора об условиях воспитания и содержания детей в семейном детском доме Семеновых от 11.08.1994 года; - с УНО Калининского района г.Уфы РБ на основании договора об условиях воспитания и содержания приемных детей в семейном детском доме Семеновых от 15.11.2000 года. Правопреемником работодателя и контрагентом по указанным актам Семеновы считают ответчика - Администрацию Калининского района ГО г.Уфа РБ. Данное обстоятельство не находит свое подтверждение на основании следующего.

Отдел народного образования Администрации Калининского района г.Уфы, с которым истцы состояли в трудовых отношениях с 1990 года был переименован в МУ Управление народного образования Калининского района г.Уфы в 1997 году на основании Указа Президента РБ № УП от 05.01.1997г «Об утверждении Единого Реестра государственных должностей РБ».

Управление народного образования Калининского района г.Уфы РБ прекратил свою деятельность 26.12.2005 года на основании Указа Президента РБ. Сведений о правопреемниках юридического лица нет (выписка из ЕГРЮЛ).

Учреждение Администрация муниципального образования Калининский район г.Уфы РБ, созданный 15.12.2003 года, ликвидирован 15.12.2006 года на основании решения о ликвидации, принятого Советом муниципального образования Калининский район г.Уфы. Правопреемников юридического лица нет ( выписка из ЕГРЮЛ).

Как усматривается из выписки из ЕГРЮЛ, Администрация Калининского района ГО г.Уфа РБ создана 29.12.2005 года на основании решения Совета ГО г.Уфа РБ. Сведений о том, что указанное юридическое лицо является правопреемником какого-либо другого юридического лица, не имеется.

На основании изложенного, суд полагает, что ответчик по делу - Администрация Калининского района ГО г.Уфа не является правопреемником отношений и обязательств, возникших между Семеновыми и указанными выше лицами, которые ликвидированы без правопреемников.

Что касается отношений, возникших между истцами Семеновыми и ответчиком Администрацией ГО г.Уфа РБ на основании договора между органом опеки и попечительства, в лице начальника отдела образования Администрации Калининского района ГО г.Уфа РБ и приемными родителями Семеновым В.В., Семеновой Г.А., о передаче детей на воспитание в приемную семью Семеновых, суд полагает следующее.

Согласно ст. 151 СК РФ, в редакции, действовавшей в 2006 году, приемная семья образуется на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью. Договор о передаче ребенка (детей) заключается между органом опеки и попечительства и приемными родителями.

В соответствии со ст. 121 СК РФ в редакции, действующей на период заключения указанного договора 2006 года, органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления. Вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, определяются указанными органами на основании уставов муниципальных образований в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, СК РФ, ГК РФ.

Согласно ст. 34 ГК РФ органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 6 ФЗ «Об опеке и попечительстве» органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта РФ. Органы опеки и попечительства осуществляют свои права и исполняют свои обязанности в соответствии с нормативными правовыми актами, определяющими статус этих органов. Органы местного самоуправления муниципальных образований, на территориях которых отсутствуют органы по опеке и попечительству, образованные в соответствии с настоящим федеральным законом, законом субъекта РФ могут наделяться полномочиями по опеке и попечительству. В акте, регламентирующем деятельность органа опеки и попечительства, должно быть указано наличие у него статуса органа опеки и попечительства.

На основании Закона РБ «Об организации деятельности органов опеки и попечительства в РБ» от 09.01.2002 года к полномочиям органов государственной власти Республики Башкортостан в сфере деятельности органов опеки и попечительства относится, в том числе: 1) определение общих направлений деятельности органов опеки и попечительства в Республике Башкортостан; 1.1) организация и осуществление деятельности по опеке и попечительству (ст. 3). Органы государственной власти Республики Башкортостан вправе наделять органы местного самоуправления полномочиями, указанными в п.п. 1.1 части 1 настоящей статьи, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Республики Башкортостан.

Согласно ст. 4 указанного ФЗ органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти Республики Башкортостан. Органы опеки и попечительства осуществляют свои права и исполняют свои обязанности в соответствии с нормативными правовыми актами, определяющими статус этих органов.

В акте, регламентирующем деятельность органа опеки и попечительства, должно быть указано наличие у него статуса органа опеки и попечительства.

Деятельность органов опеки и попечительства по оказанию подопечным и (или) опекунам или попечителям помощи в получении образования, медицинской помощи, социальных услуг, а также по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах, осуществляется во взаимодействии с другими органами исполнительной власти Республики Башкортостан, органами местного самоуправления, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и общественными организациями.

Полномочия органов опеки и попечительства по выявлению лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, а также по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах, могут осуществлять образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случаях и порядке, установленных Правительством Российской Федерации.

В полномочия органов опеки и попечительства в соответствии со ст. 6.1 ФЗ входит в том числе:

выявление и учет граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства;

установление опеки или попечительства;

осуществление надзора за деятельностью опекунов и попечителей, деятельностью организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане;

подбор, учет и подготовка в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах;

оказание содействия опекунам и попечителям, проверка условий жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также исполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению ими прав и исполнению обязанностей опекунов или попечителей, определяемых в соответствии с федеральным законом.

На основании Устава Городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденного решением Совета ГО г.Уфа РБ 15.12.2005 года № 3/6, Городской округ город Уфа Республики Башкортостан - муниципальное образование, органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» вопросов местного значения, к которым, в том числе относится опека и попечительство. Полномочиями по решению вопросов местного значения наделяется Администрация ГО г.Уфа РБ.

В соответствии с решением Совета Городского округа город Уфа РБ от 29 марта 2007 года № 23/11 «О структуре Администрации ГО г.Уфа РБ», в структуру Администрации ГО г.Уфа входят отраслевые (функциональные) органы, в том числе, Управление по опеке и попечительству Администрации ГО г.Уфа РБ (п. 1.2.9), а также территориальные органы, в том числе - Администрация Калининского района ГО г.Уфа РБ.

В 2006 году функциональным органом Администрации ГО г.Уфа РБ, осуществляющим функции реализации государственной политики в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; осуществляющим функции органов опеки и попечительства, принимающий меры по созданию благоприятных условий для полноценного развития детей, оставшихся без попечения родителей, передачи детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью, защите прав детей, нуждающихся в помощи государства, на основании «Положения об управлении образования Администрации ГО город Уфа РБ», утвержденного Решением Совета городского округа г.Уфа РБ от 22.12.2005 года, являлось самостоятельное юридическое лицо - Управление образования Администрации ГО город Уфа РБ, которое действовало до 04.08.2006 года. Начальник Управления образования Администрации ГО г.Уфа РБ был наделен полномочиями по распределению средств, полученных из бюджета ГО г.Уфа РБ. 04.08.2006 года решением Совета ГО г.Уфа РБ № 14/8 внесено дополнение в структуру Администрации ГО г.Уфа РБ путем внесения в структуру Администрации ГО г.Уфа РБ дополнительного (отраслевого) функционального органа с правом юридического лица - Управления по опеке и попечительства Администрации ГО г.Уфа РБ, наделенного функцией реализации государственной политики в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; осуществляющим функции органов опеки и попечительства; реализует полномочия и функции органов опеки и попечительства; осуществляет подготовку документов и устройство детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей под опеку или попечительство; готовит проект договора о передаче детей на воспитание в приемную семью.

В соответствии с «Положением об Администрации Калининского района ГО г.Уфа РБ», утвержденным решением Совета ГО г.Уфа РБ от 22.12.2005 года № 4/6, Администрация Калининского района ГО г.Уфа РБ является структурным подразделением Администрации ГО г.Уфа, не имеет полномочий по передаче детей в приемную семью, принимающий меры по созданию благоприятных условий для полноценного развития детей, оставшихся без попечения родителей, передачи детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью, защите прав детей, нуждающихся в помощи государства

Таким образом, полномочиями по передаче детей в приемную семью имело в период с 22.12.2005 года по 04.08.2006 года Управление образования Администрации ГО город Уфа РБ, с 04.08.2006 года до настоящего времени - Управление по опеке и попечительству Администрации ГО г.Уфа РБ. Полномочиями по передаче детей в приемную семью, а также полномочиями по заключению договора о передаче детей в приемную семью отдел опеки Администрации Калининского района ГО г.Уфа РБ, не являющийся ни юридическим лицом, ни уполномоченным лицом, не обладал.

На основании изложенного договор, подписанный в 2006 году между органом опеки и попечительства, в лице начальника отдела образования Администрации Калининского района ГО г.Уфа РБ и приемными родителями Семеновым В.В., Семеновой Г.А., о передаче детей на воспитание в приемную семью Семеновых, недействителен в силу его ничтожности, поскольку подписан лицом, не имеющим полномочий на его подписание. Недействительный договор не влечет юридических последствий и недействителен с момента его совершения. Таким образом, каких-либо обязательств по данному договору у Администрации Калининского района ГО г.Уфа РБ перед Семеновыми не возникло.

Что касается того обстоятельства, что с 2006 года и до 15 февраля 2007 года оплата труда приемных родителей и выплата пособий на детей, переданных в приемную семью Семеновых, осуществлялась за счет средств бюджета МО ГО г.Уфа РБ МУ «Централизованной бухгалтерией муниципальных учреждений образования Калининского района ГО г.Уфа РБ», то это не свидетельствует о том, что оплата осуществлялась на законном основании в соответствии с договором, заключенным Семеновыми с отделом образования Администрации Калининского района ГО г.Уфа РБ, поскольку МУ «Централизованной бухгалтерией муниципальных учреждений образования Калининского района ГО г.Уфа РБ», являющееся самостоятельным юридическим лицом, находящимся в ведомственном подчинении не только отдела образования Администрации Калининского района ГО г.Уфа РБ, но и Управления образования Администрации ГО г.Уфа РБ., являющегося тем лицом, с которым Семеновы на законных основаниях в соответствии с полномочиями органа (в период с 22.12.2005 года по 04.08.2006 года) должны были заключить договор передачи детей в приемную семью, оплата производилась из бюджета ГО г.Уфа РБ.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что, хотя с 2006 года и до 15 февраля 2007 года оплата труда приемных родителей и выплата пособий на детей, переданных в приемную семью Семеновых, осуществлялась за счет средств бюджета МО ГО г.Уфа РБ МУ «Централизованной бухгалтерией муниципальных учреждений образования Калининского района ГО г.Уфа РБ», она осуществлялась без законных на то оснований. Фактической передачи детей в приемную семью Семеновых на основании договора от 2006 года не было, поскольку фактически дети находились в семье Семеновых задолго до его подписания.

Кроме того, договор, заключенный между Семеновыми и отделом образования Администрации Калининского района ГО г.Уфа РБ в 2006 году не является трудовым, поскольку не имеет признаков такового, а является гражданско-правовым..

При работе по трудовому договору работник включается в штат организации, подчиняется внутреннему трудовому распорядку, выполняет преимущественно распоряжения работодателя и может нести дисциплинарную ответственность и т.п., чего нет в данном случае. Предметом выполнения трудовых договоров является сам труд работника, при этом с выполнением конкретного задания трудовые отношения продолжаются, гражданско-правовой договор прекращается завершением работы, указанной в его предмете.

В соответствии со ст. 2 СК РФ формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей устанавливает семейное законодательство.

Согласно ст. 4 СК РФ к названным в статье 2 настоящего Кодекса имущественным и личным неимущественным отношениям между членами семьи, не урегулированным семейным законодательством (статья 3 настоящего Кодекса), применяется гражданское законодательство постольку, поскольку это не противоречит существу семейных отношений.

На основании ст. 152 СК РФ приемной семьей признается опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем, на срок, указанный в этом договоре. К отношениям, возникающим из договора о приемной семье, применяются положения главы 20 настоящего Кодекса. К отношениям, возникающим из договора о приемной семье, в части, не урегулированной настоящим Кодексом, применяются правила гражданского законодательства о возмездном оказании услуг постольку, поскольку это не противоречит существу таких отношений. Порядок создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка или детей в приемной семье определяется Правительством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 153.1 СК РФ:

1. Договор о приемной семье должен содержать сведения о ребенке или детях, передаваемых на воспитание в приемную семью (имя, возраст, состояние здоровья, физическое и умственное развитие), срок действия такого договора, условия содержания, воспитания и образования ребенка или детей, права и обязанности приемных родителей, права и обязанности органа опеки и попечительства по отношению к приемным родителям, а также основания и последствия прекращения такого договора.

2. Размер вознаграждения, причитающегося приемным родителям, размер денежных средств на содержание каждого ребенка, а также меры социальной поддержки, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества принятых на воспитание детей, определяются договором о приемной семье в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 56 Трудового кодекса РФ, трудовой договор - соглашение, по которому работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка. Однако особенность деятельности родителя-воспитателя состоит в том, что на него возлагается чрезвычайно широкий круг обязанностей - воспитывать ребенка, заботиться о его здоровье, интеллектуальном и духовном развитии. Таким образом, он выполняет по отношению к приемному ребенку те же обязанности, что и родитель по отношению к своим детям, но при этом свободен в выборе времени исполнения своих обязанностей, режимом и распорядком дня не связан. Данные обстоятельства не позволяют выделить конкретную трудовую функцию родителя-воспитателя, а также время его труда и отдыха в приемной семье.

Доверительный характер правоотношений требует их прекращения в необходимых случаях даже при отсутствии виновного поведения исполняющей стороны, а это невозможно осуществить в рамках трудового правоотношения. Кроме того, работодатель обязуется обеспечить работнику соответствующие условия труда, в то время как воспитание детей осуществляется родителем-воспитателем, т.е. силами исполнителя, а приобретаемые исполнителем в целях воспитания и обучения на выделяемые заказчиком средства предметы переходят в собственность самого приемного ребенка.

В соответствии с законодательством, трудовая функция заключается в выполнении работы по определенной специальности, квалификации, должности. В случае же с приемными родителями говорить об их образовании, стаже работы невозможно, поскольку Семейный кодекс РФ и Положение о приемной семье, утвержденные Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 829 (в ред. Постановления Правительства РФ от 01.02.2005 N 49), не предъявляют к ним такого рода требований.

Личный характер исполнения обязанностей родителя-воспитателя в приемной семье исключает возможность его замены другим лицом и не позволяет органу опеки и попечительства заменить "приемного родителя" другим "работником". Более того, по смыслу действующего законодательства о приемной семье родители-воспитатели не имеют трудового отпуска. Приемный родитель не может воспользоваться правом на предоставление отпуска по уходу за ребенком (ст. 256 ТК РФ) в случае принятия на воспитание ребенка в возрасте до трех лет. Несмотря на то, что деятельность по воспитанию приемных детей зачисляется в их трудовой стаж, в перечне документов, предусмотренных п. 7 Положения о приемной семье, не говорится о необходимости предоставления трудовой книжки. Между тем в силу ст. 65 ТК РФ при заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, должно предоставить работодателю, помимо иных документов, также и трудовую книжку. Работнику при приеме на работу может быть назначен испытательный срок в соответствии со ст. 70 ТК РФ. Для приемного родителя он не предусмотрен.

Указанные особенности правового статуса приемных родителей позволяют сделать вывод о том, что отношения между истцами и органом опеки и попечительства не являются трудовыми. Также не являлись трудовыми отношения, возникшие у Семеновых с другими органами и учреждениями в связи с передачей им на воспитание детей в приемную семью.

Из материалов дела и объяснений сторон следует, что между истцами и Управлением по опеке и попечительству Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан заключен договор гражданско-правового характера, по условиям которого истцы обязались воспитывать приемных детей, создавать им необходимые условия, обеспечить за ними уход, лечение. В свою очередь Управление по опеке и попечительству обязалось обеспечивать ежемесячную выплату денежных средств на содержание приемных детей и ежемесячную оплату труда приемных родителей.

Выплаты истцам производятся за счет средств бюджета Республики Башкортостан в порядке и размерах, установленных Законом Республики Башкортостан от 17.12.2004 года «Об оплате труда приемных родителей и мерах социальной поддержки, предоставляемой приемной семье».

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что ответчик по делу - Администрация Калининского района городского округа не состоит с Семеновым В.В. и Семеновой Г.А. ни в трудовых, ни в гражданских правовых отношениях, не является правопреемником юридических лиц, состоящих ранее в трудовых либо гражданско-правовых отношениях в Семеновыми, следовательно, не имеет перед Семеновыми каких-либо обязательств. На основании изложенного суд полагает требования иска не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Что касается требования о восстановлении трудовых книжек Семеновых, то оно не обосновано на том основании, что ответчик не является работодателем истца, поэтому оснований для утверждения априори, что трудовые книжки истцов находятся у ответчиков, не имеется, сведений о передаче трудовых книжек ответчику также не имеется, довод представителя третьего лица о том, что печать отдела образования Администрации Калининского района ГО г.Уфа РБ была поставлена на копии трудовых книжек без сличения с оригиналами, справка о работе в учреждении выдана на основании копий трудовых книжек, не опровергнут. Представитель ответчика отрицает наличие в Администрации Калининского района ГО г.Уфа РБ трудовых книжек истцов. Оперативно-розыскные мероприятия по поиску трудовых книжек не входят в компетенцию суда.

Проанализировав все обстоятельства по делу, суд приходит к выводу о том, что правовых оснований для удовлетворения исковых требований Семенова В. В., Семеновой Г. А. об исполнении обязанностей работодателем у суда нет, в связи с чем, в удовлетворении иска надлежит отказать за необоснованностью.

Руководствуясь, ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Семенова В.В., Семеновой Г.А. к Администрации Калининского района городского округа г. Уфа об обязании ответчика восстановить утраченные их трудовые книжки, обязании ответчика заключить с приемными родителями Семеновым В. В. и Семеновой Г.А. индивидуальные трудовые договора в соответствии с требованиями ТК РФ, обязании ответчика произвести перерасчет выплаченной заработной платы приемных родителей с учетом их квалификации и законодательства о приемной семье за период их работы воспитателями семейного детского дома при отделе образования Администрации Калининского района г. Уфы с 01.06.1992 года, обязании ответчика выплатить невыплаченную заработную плату за прошедший период, начиная с февраля 2007 года, обязании ответчика предоставить ежегодные оплачиваемые отпуска Семеновой Г.А. за период ее работы воспитателем семейного детского дома при отделе образования Администрации Калининского района г. Уфы начиная с 01.04.2005 года, Семенову В.В. за период его работы воспитателем семейного детского дома при отделе образования Администрации Калининского района г. Уфы начиная с 01.05.2005 года, обязании ответчика выплатить приемным родителям невыплаченные денежные средства на содержание приемных детей за 1 квартал 2007 года в размере 25 736, 30 рублей, за 2 квартал в размере 12 000 рублей, всего 37 736, 30 рублей, обязании ответчика выплатить денежную компенсацию в соответствии со ст. 236 ТК РФ, обязании ответчика выплатить истцам компенсацию морального вреда по сто тысяч рублей каждому, отказать за необоснованностью.

Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение 10 дней путем подачи жалобы через Калининский районный суд г. Уфы.

Судья: Бикчурина О.В.