Дело № 2-2656/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 июня 2016 года город Магадан
Магаданский городской суд Магаданской области в составе:
председательствующего судьи Романчук Н.К.,
при секретаре Рычиной Е.В.,
с участием:
истца ФИО1,
представителя ответчика Отделения по Магаданской области Дальневосточного главного управления Центрального банка Российской Федерации ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Магадане в помещении Магаданского городского суда Магаданской области 09 июня 2016 года гражданское дело по иску ФИО1 к Отделению по Магаданской области Дальневосточного главного управления Центрального банка Российской Федерации, Центральному банку Российской Федерации о взыскании суммы районного коэффициента и процентных надбавок к вознаграждению по итогам работы за 2015 год,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с вышеназванным иском к Отделению по Магаданской области Дальневосточного главного управления Центрального банка Российской Федерации, указав в обоснование, что в период с 25 марта 2011 года по 08 февраля 2016 года она состояла в трудовых отношениях с ответчиком, работала в должности <данные изъяты>.
25 февраля 2016 года на карточный счет истца в ООО «Магаданский» филиала № 2754 ВТБ24 (ПАО) было зачислено вознаграждение по итогам работы за 2015 год в сумме <данные изъяты>.
Указанная выплата была произведена без начисления районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера, что, по мнению истца, противоречит требованиям действующего трудового законодательства, поскольку вознаграждение по итогам работы за год является составной частью заработной платы (стимулирующей выплатой), начисление на его сумму районного коэффициента и процентных надбавок за работу в районах Крайнего Севера должно производиться работодателем в обязательном порядке.
Ссылаясь на приведенные обстоятельства, а также на положения статей 313-317 и 129 Трудового кодекса Российской Федерации, статей 10 и 11 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах крайнего Севера и приравненных к ним местностях», просит суд взыскать с ответчика в свою пользу сумму районного коэффициента и процентных надбавок к вознаграждению по итогам работы за 2015 год в размере <данные изъяты>.
Определением судьи от 25 мая 2016 года на стадии досудебной подготовки к участию в деле в качестве соответчика привлечен Центральный банк Российской Федерации.
Истец в судебном заседании настаивала на удовлетворении исковых требований, в обоснование привела доводы, аналогичные изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Отделения по Магаданской области Дальневосточного главного управления Центрального банка Российской Федерации полагала исковые требования не подлежащими удовлетворению. В обоснование указала, что выплата истцу премии (вознаграждения) по итогам работы за 2015 год произведена в соответствии с действующим на момент ее начисления и выдачи локальным нормативным актом, а именно Положением Центрального банка Российской Федерации от 28 декабря 2009 года № «О системе оплаты труда работников Центрального банка Российской Федерации (Банка России)», которым начисление районного коэффициента и процентных надбавок за работу в районах Крайнего Севера на указанную стимулирующую выплату исключается.
Представитель ответчика Центрального банка Российской Федерации в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела судом извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил.
Руководствуясь положениями части 4 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определил рассмотреть дело по существу в отсутствие неявившегося представителя ответчика Центрального банка Российской Федерации.
Выслушав доводы истца, возражения представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с положениями статьи 148 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (статья 315 Трудового кодекса Российской Федерации).
На основании положений статьи 316 Трудового кодекса Российской Федерации, статьи 10 Закона Российской федерации от 19 февраля 1993 года № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» размер районного коэффициента и процентных надбавок к заработной плате, порядок их применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, пенсий, пособий, стипендий и компенсаций лицам, проживающим в указанных районах, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
До принятия Правительством Российской Федерации соответствующего нормативного правового акта продолжает применяться установленный органами государственной власти бывшего Союза ССР порядок предоставления районного коэффициента и процентных надбавок к заработной плате лиц, работающих в районах Крайнего Севера (часть 1 статьи 423 Трудового кодекса Российской Федерации).
В силу положений статьи 8 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель наделен правом принимать локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1 в период с 25 марта 2011 года по 08 февраля 2016 года осуществляла трудовую деятельность в Главном управлении Центрального банка Российской Федерации по Магаданской области (преобразовано в Отделение по Магаданской области Дальневосточного главного управления Центрального банка Российской Федерации), работала в должности <данные изъяты>.
Согласно заключенному с истцом трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ года № с последующими дополнениями к нему ФИО1 установлен должностной оклад в соответствии со штатным расписанием. Кроме того, предусмотрено право на доплаты, надбавки, поощрительные, стимулирующие и компенсационные выплаты в порядке и на условиях, установленных законодательством Российской Федерации и локальными нормативными актами Банка России.
Приказом от ДД.ММ.ГГГГ года № трудовые отношения с истцом прекращены с 08 февраля 2016 года на основании пункта 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации, то есть в связи с сокращением численности или штата работников организации, с предоставлением гарантий, льгот и компенсаций, предусмотренных трудовым законодательством Российской Федерации.
В соответствии с приказом от ДД.ММ.ГГГГ года № ФИО1 была произведена выплата премии (вознаграждения) по итогам работы за 2015 год в размере <данные изъяты>, без начисления на указанную сумму районного коэффициента и процентных надбавок за работу в районах Крайнего Севера.
Система оплаты труда работников Центрального банка Российской Федерации утверждена Положением Банка России от 28 декабря 2009 года № «О системе оплаты труда работников Центрального банка Российской Федерации (Банка России)» (далее – Положение № 352-П).
В соответствии с пунктом 1.3 названного Положения система оплаты труда работников включает должностной оклад, компенсационные и стимулирующие выплаты (надбавки стимулирующего характера, премии, поощрительные и иные выплаты).
К числу стимулирующих выплат также отнесена премия (вознаграждение) по итогам работы за истекший год (пункт 5.1 Положения №
Пунктом 5.2 этого же Положения установлено, что на стимулирующие выплаты, в том числе премию (вознаграждение) по итогам работы за истекший год, не начисляются районные коэффициенты и процентные надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера.
Выплата указанной премии производится по итогам работы за год на основании решения Совета директоров за счет средств соответствующего фонда вознаграждения, формируемого в момент утверждения сметы расходов на содержание Банка России на очередной год (пункты 7.2., 7.2.1. Положения № 352-П). При этом формирование фонда вознаграждения находится в прямой зависимости от размера фонда заработной платы (по должностным окладам) и коэффициента к среднемесячному фонду заработной платы (по должностным окладам), определяемого Советом директоров Центрального банка Российской Федерации.
Совет директоров – коллегиальный орган Центрального банка Российской Федерации не является работодателем истца и, соответственно, поскольку выплата вознаграждения по итогам работы за год может быть произведена исключительно на основании решения данного коллегиального органа, премия (вознаграждение) по итогам работы за истекший год не может быть признана постоянной стимулирующей выплатой, являющейся составной частью заработной платы истца, причитающейся ему за соответствующий отработанный период.
Несмотря на то, что пункт 1.3 положения № включает стимулирующие выплаты в систему оплаты труда, не все из них являются составной частью заработной платы работников Центрального банка Российской Федерации.
Так, отнесенные наряду с премией (вознаграждением) по итогам работы за год к числу стимулирующих выплат, премии за персональные достижения, к юбилейным датам, при выходе на пенсию, а также поощрительные и иные выплаты в виде единовременной выплаты к ежегодному оплачиваемому отпуску, материальной помощи при чрезвычайных обстоятельствах, входящие в систему оплаты труда, не являются постоянными составными частями заработной платы работника, что не предполагает начисление на данные стимулирующие выплаты районных коэффициентов и процентных надбавок.
Таким образом, премия (вознаграждение) по итогам работы за год, является дополнительной (непостоянной) стимулирующей выплатой, устанавливаемой в целях поощрения работников за общий вклад в достижение целей и задач, стоящих перед Центральным банком Российской Федерации.
Такая выплата не носит систематического характера, поскольку формируется и выплачивается за счет средств специально созданного для этих целей фонда, а решение о ее выплате не находится в непосредственной компетенции работодателя истца.
Определение порядка расчета данного вознаграждения, исходя из размера должностного оклада или среднего заработка работника, относится к полномочиям Центрального банка Российской Федерации (работодателя), в связи с чем изменение данного порядка, произошедшее после издания Указания № от 30 января 2014 года, не может рассматриваться как обстоятельство, ухудшающее положение работника.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, суд приходит к выводу об отсутствии у ответчика оснований для начисления на выплаченное ФИО1 вознаграждение (премию) по итогам работы за 2015 год районного коэффициента и процентных надбавок за работу в районах крайнего Севера.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО1, к Отделению по Магаданской области Дальневосточного главного управления Центрального банка Российской Федерации, Центральному банку Российской Федерации о взыскании суммы районного коэффициента и процентных надбавок к вознаграждению по итогам работы за 2015 год отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Магаданский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Магаданский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Установить днем изготовления решения суда в окончательной форме - 14 июня 2016 года.
Судья Н.К.Романчук